Как чувствовал себя маленький ньютон среди одноклассников

Исаак Ньютон. Мальчик, играющий на морском берегу

Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает камешек более пёстрый, чем другие, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным.
Исаак Ньютон, математик, механик, физик, астроном, теолог, Навигатор.

Кое-кто до сих пор уверен, что изобрести что-нибудь стоящее проще пареной репы: надо всего лишь оказаться в нужное время в нужном месте. И приводят в пример автора Закона о всемирном тяготении(«Яблоко от яблони недалеко падает»).

Пусть так. Спорить не стану. Хотя практически каждый день в нужное(рекомендованное врачами) время оказываюсь в нужном(своей собственной постели) месте, никакие полезные мысли, а уж тем более, законы мне в голову перед сном почему-то не лезут.

Вы, конечно, на это непременно съязвите, мол, не всем же быть первооткрывателями и гениями, а во-вторых, на тебя пока не падал с крыши кирпич — на что я вам ничего не скажу, только отвечу, что.

С моей точки зрения сэру Исааку необыкновенно повезло, ибо ему на голову — по крайней мере, так утверждают — свалилось всего-то яблоко, когда он отдыхал в тени деревьев в университетском саду после очередного вкусного симпозиума. Представьте себе последствия для человечества, окажись он под кокосовой пальмой. Представили. Теперь вы поняли, почему я стараюсь держаться подальше от физики. Я устал от раздумий. Почему корабли, за редким исключением, не тонут, а самолеты — опять же, за редким исключением — еще летают. Отчего земля круглая, а горизонт плоский как камбала, трава зеленая, а небо синее. Что я знаю наверняка, так это то, что человек произошел не от обезьяны. А от кого тогда? Не с Луны же свалился, ведь правда. Ага, не знаете. Тогда вы поймете, почему для меня куда бо’льшим авторитетом, нежели все ученые вместе взятые, является пес Фафик, который однажды в разговоре со мной обмолвился: «Искусство жить состоит в том, чтобы на всякое «Рррр!» уметь ответить вежливым «Гав!»

Однако давайте по порядку. Сэр Исаак полагал, что конец света наступит в 2060 году. На эту мысль его навела Книга пророка Даниила. В секретном досье Ньютона, хранящемся в Еврейском университете, в Иерусалиме, якобы даже присутствуют расчеты, касающиеся предстоящего Апокалипсиса. Но не будем отчаиваться — если верить великому ученому, в письме, датированном 1704-м годом, он прогнозирует, что «недобрые страны будут разрушены, евреи вернутся из изгнания, следствие чего на Земле Обетованной возникнет вечное процветающее царство». Правда, я таки не понял, что воспоследует в 2060 году: вечное царство Божие или вселенский катаклизм, но это уже неважно, поскольку евреи, другими словами, олим, в Сион уже поднялись-вернулись.

Должен тебе доложить, уважаемый читатель, что сэр Исаак вовсе не был прост и благообразен, как многие себе его представляют, глядя на портрет. Помимо разнообразных наук он интересовался и алхимией, и мистикой, и тайными обществами, в частности, Орденом Свободных Каменщиков. Еще он известен комментариями к Библии, причем настолько хорошо, что крупнейший знаток наследия ученого лорд Кейнс набрался смелости называть его «иудейским монотеистом школы Маймонида». Ни много, ни мало.

Я бы поостерегся считать достопочтенного сэра Ньютона евреем всамделишним, — нет, он был, скорее, с позволения сказать, евреем «в теории». Увы, всю жизнь он скрывал свои взгляды, опасаясь быть обвиненным в ереси — на дворе стояла Эпоха Реформации, и гордиться своей близостью к унитаризму(почти что иудейству) было бы непозволительной роскошью с его стороны, несмотря на то, что в обществе зрел интерес к иудейской традиции, каббале и к библейским первоисточникам, а т.н. «новое просвещение» цвело и пахло. Последователи этой теории полагали, что сумеют ускорить приход Мессии на берега туманного Альбиона, что связывалось ими с переселением туда евреев из Европы — считалось, что тогда-то уж наступит «миллениум», человечества век золотой. С некоторым опозданием, но все же заметим, что сэр Исаак до некоторой степени владел также ивритом, что и позволяло ему знакомиться с древними текстами, однако для серьезной работы с документами он все же предпочитал другие языки. Он ревностно спорит с христианскими теологами, упрекает их в небрежении еврейской традицией, каковой отводит основную роль в грядущем единении иудаизма и христианства под сенью новой «рациональной» религии просвещенных мужей, — к которым себя и относил в первую очередь, — способных «разгадать» Божий промысел и претворить полученные знания на благо населения земного шарика.

Читайте также:  Радость это состояние любви

Увы, вера в собственные способности умерла вместе с ним. Незадолго до своей кончины Ньютон пишет своего рода завещание, адресованное в вечное НИКУДА:

«Письмо к Тому, Кто сможет сделать То, Чего не сумел сделать Я. Я, великий физик и ученый муж Ньютон Исаак, раскаявшийся во всем, что было сделано и не сделано мною, и признавший свою несостоятельность в вопросах физики, передаю сей труд в руки Того, Кто сможет сделать То, Чего не сделал Я, осознает полученные мною знания и сохранит переданные мне реликвии властвующей над всеми и вся Природы. Я прошу Тебя, о Добрый Друг моих изысканий, передать То, Что Ты здесь найдешь, людям. На сем остаюсь раб Твоей Воли и поступков, «учитель физики и лжи», Исаак Ньютон!»

Запасясь терпением, мы увидим немного позже, что письмо дошло до адресата, хотя и проплутало в извилинах Истории изрядно.

Источник

Школьные годы Ньютона

Исаак Ньютон родился 4 января 1643 года, через год после смерти великого итальянского ученого Галилео Галилея и продолжил его учение. Родился он в Англии в селении Вулсторп. Его изобретательность и жажда познания мира иногда вводила в недоумение односельчан.

Зловещее знамение

Однажды поздно вечером все жители селения Вулсторпа были напуганы и встревожены, они бегали из дома в дом и сообщали потрясающее известие. Маленькие дети, разбуженные суетой взрослых, плакали, а старшие просились на улицу — посмотреть, что там случилось. Люди старались рассмотреть на небе зловещее знамение. Там, в темных облаках, плавало белесоватое пятно причудливой формы, а около него подпрыгивала и раскачивалась красная искорка.

Неведомое светило непрерывно перемещалось: оно было похоже на хвостатую комету, которая то поднималась вверх,то опускалась. Комета в те времена считалась предвестницей всяческих бед и несчастий.

Вид этого небесного явления поверг суеверных жителей Вулсторпа в великий страх. Да и как могли люди не тревожиться, когда их родина переживала бурное, неспокойное время почти непрерывных восстаний, заговоров и вооруженных столкновений.

Во всеобщей суете не принимал участия и лишь один мальчик. Он находился возле своего дома под яблоней и держал в руке бечевку, которую дергал время от времени. От этого грозная «комета» начинала подпрыгивать и метаться. Наконец мальчугану, по-видимому, надоела эта игра, и он стал сматывать бечевку.

Удивленные вулсторповцы замерли, уставившись на небо, — они увидели, что комета с красным зрачком, виляя и раскачиваясь, опускается прямо в их селение, в сад Анны Ньютон. Все побежали к дому Ньютонов и увидели, как маленький Исаак, притянув воздушного змея, тушит фонарик, привязанный на конце его хвоста.

Рассерженые фермеры собирались проучить мальчишку, но Исаак уже скрылся у себя в доме. Соседи побранились и разошлись, пророча мальчику печальную будущность.

Маленький Исаак

В то время люди были еще очень суеверны, и многие взрослые относились с опаской к хилому на вид, худенькому мальчику из дома Ньютонов — он постоянно придумывал удивительные и непонятные игрушки. Правда, маленького Исаака нельзя было назвать озорником или злым проказником. Наоборот, он редко шалил, почти не играл с товарищами и больше всего любил читать, забившись в уголок сада, а иногда сидел просто так, ничего не делая и о чем-то мечтая. Если же придумывал для себя забаву, то обязательно необычную, не такую, как затеи остальных ребят.

Построенная Исааком ветряная мельница тоже удивляла людей, ее крылья крутилась несколько часов подряд безо всякого ветра, это наводило на мысли о колдовстве. Исаак никому не объяснял, почему это происходит, а незаметно от всех выпускал из мельницы мышонка, покормить. Бегая внутри мельницы, мышонок вращал колесо, а оно приводило в движение крылья мельницы.

Учеба в грэнтэмской школе

В 1655 году, когда Исааку пошел тринадцатый год, мать отдала его в грэнтэмскую школу. Грэнтэм — небольшой городок, расположенный близ восточного берега Англии, примерно в десяти километрах от Вулсторпа.

Ньютон учился прилежно. Генри Стоке, школьный учитель, очень любил его. Мать изо всех сил старалась вырастить детей грамотными, но была бедна и часто не имела денег, чтобы заплатить аптекарю Клэрку, у которого Исаак жил на квартире. А отец Ньютона умер незадолго до его рождения. Мальчик проучился всего лишь неполных четыре года, и мать была вынуждена забрать его из школы, в надежде, что он будет помогать ей по хозяйству на ферме.

Первый научный опыт Исаака Ньютона

Детство Исаака Ньютона совпало с началом гражданской войны между сторонниками короля и сторонниками парламента. Эта война длилась почти двенадцать лет и сильно разорила страну. Налоги поглощали все доходы, многие фермеры обеднели. Анна Ньютон старалась сохранить ферму от продажи и разорения, она надеялась, что сын поможет, — ведь ему уже исполнилось пятнадцать лет.

Читайте также:  Что болит во время депрессии

Однако Исаак оказался плохим помощником в хозяйстве. Больше всего его интересовали книги и наука. В 1658 году Ньютон проделал свой первый научный опыт: во время сильной бури он попробовал определить силу ветра и для этого стал прыгать сначала против ветра, а потом — по ветру и, измерял длину своих прыжков, определяя, насколько прыжок по ветру получается длиннее прыжка против ветра.

Учитель Стоке не мог примириться с тем, что его способный и любимый ученик пасет скот и перекапывает огород. Он пошел к Анне Ньютон и упросил ее вернуть Исаака в школу. Уговоры подействовали. Школьные годы Ньютона продлились, он снова начал учиться, а Стоке помогает ему подготовиться к поступлению в университет.

Источник

Исаак Ньютон. Секреты гениальности великого ученого

А было ли яблоко?

Исаак Ньютон – английский ученый и один из создателей классической физики. Простое перечисление всех его открытий займет немало места, многие из них известны нам со школьного курса. Мы займемся другим – проведем экскурс по страницам легендарной жизни гения.

Научился жить в своем внутреннем мире

Отец Ньютона умер до рождения сына. Кроме странности характера будущий гений от отца и ближайших родственников ничего не унаследовал. Так откуда же взялась его гениальность?

С раннего детства будущий гений ощущал себя полным сиротой, так как мать вышла снова замуж, родила троих детей и ей было уже не до старшего сына.

Ему не исполнилось и трех лет, как он был предоставлен заботам бабушки. Маленькому Ньютону ничего не оставалось, кроме как научиться жить в своем внутреннем мире.

Исаак мир построил своеобразный – рисовал на стене своей комнаты придуманные им механизмы, а когда вырос, то изготовил их по этим схемам, чтобы проверить, будут ли они работать в реальности. Воображения, любознательности и упорства мальчику было не занимать.

Чувства сиротства и заброшенности приводили к мыслям о смерти, а иногда переходили в озлобленность. Он даже грозился поджечь дом отчима вместе с его обитателями.

Биографы считают, что личность подростка была деформирована еще с детства, многие исследователи творчества Ньютона приписывают ему, и не без основания, свойства крайнего невротика.

Ему всегда были свойственны честолюбие и подозрительность, осторожность и скрытность. Он часто сжигал свои и чужие письма и рукописи. Для того чтобы улучшить мыслительные способности, сосредоточить внимание, обострить память, он гнал от себя посторонние мысли… умерщвлял плоть, ограничивал себя небольшим количеством хлеба и малым количеством вина и воды.

Сосредоточился на самом важном

До 12 лет, пока не поступил в Королевскую школу в Грэнтеме, мальчик «испытывал вполне естественное в таких обстоятельствах чувство покинутости, а возможно, даже и собственной никчемности. Даже став взрослым, он… опасался эмоционального контакта с другими людьми; кроме того, он отличался подозрительностью и скрытностью», – пишет исследователь Питер Акройд. Периодически у него продолжали возникать приступы гнева и агрессивности.

В школе Исаак не всегда хорошо учился, не отличался дружелюбием к сверстникам, да еще мать «выдернула» его в поместье для помощи в хозяйственных делах. Но школьные учителя уже обратили внимание на необычные способности юноши к точным наукам и уговорили родственников вернуть его в школу, а потом продолжить образование в Кембриджском университете. Там же в последующем Ньютон и работал.

Великий гений в жизни был личностью малоприятной, но его образ вполне соответствовал представлению о человеке, чьи достижения современники называют «сверхъестественными».

Рассеянность, эксцентричность и в связи с этим не очень большая популярность среди студентов – факты связанные между собой и само собой разумеющиеся. Но именно к этим годам (1664–1666 годы) относится ряд его математических достижений, которые были не по силам другим.

Ньютон совершил переворот в натурфилософии. Он впервые в истории по-настоящему разработал такие сложнейшие направления, как интегральное и дифференциальное исчисление, расщепил белый свет на составляющие его цвета и приступил к разработке теории всемирного тяготения. Ему было всего 24 года.

Как одержимость работой привела к психозу

Однажды обнаружив, что его журнал учета экспериментов сгорел, Ньютон пришел в сильное возбуждение. Все посчитали, что он лишился рассудка, пребывая в помраченном состоянии еще целый месяц. Но психика великого ученого и в обычном состоянии не отличалась стабильностью. Он не выносил критики, отличался крайней мнительностью и раздражительностью.

Ньютон вечно испытывал беспричинную тревогу, принадлежа к числу тех, кто не знает, что такое покой. Чаще у него доминировал тревожно-депрессивный фон настроения.

Один из последних портретов Ньютона (1712, Торнхилл)

Считают, что великий физик перенес в жизни два приступа психического расстройства. Некоторые биографы предполагают, что их причина – интоксикация ртутью. Несмотря на эти испытания, «все его существование заполнялось работой. Она была его единственным увлечением. Работая, он забывал обо всем – о друзьях… о еде… о сне. Он и в эти годы спал не более четырех-пяти часов в сутки, причем засыпал иной раз лишь в пять-шесть часов утра… Одинокое его существование заставило больше прислушиваться к самому себе, находить у себя всевозможные болезни», – пишет Владимир Карцев.

Читайте также:  От крестика чувствую себя плохо

Ньютон представляется выраженным ипохондриком, который обладал отменным здоровьем.

Но с 1691 года появляются такие признаки психического расстройства, которые начинают бросаться в глаза окружающим. Ньютон чувствовал страшное беспокойство; сон пропал, работа не спорилась. Ему казалось, что его хотят убить, хотят разграбить его лабораторию, украсть его труды.

Это уже точное описание параноидного синдрома, возникающего только в состоянии психоза. Под его воздействием у Ньютона происходит изменение творческой направленности. Он решил покончить с философией и заняться производством сидра. Затем снова пробуждается бешеная энергия: он вдруг начинает бурно переписываться с Бентли; темы исключительно богословские.

Действительно ли ученый отравился парами ртути?

Современники продолжали объяснять его психическое расстройство отравлением парами ртути во время алхимических опытов. Но некоторые считали, что симптомы болезни напоминают нервные расстройства, иногда наблюдаемые после инфлюэнцы. В одном из писем ученый заявил, что «“потерял связь своих мыслей”. В этом письме заметны явные признаки серьезного нарушения психики: бессвязность мыслей, неестественная подозрительность, необычайная хандра и враждебность к людям, ничего дурного ему не сделавшим» (Филиппов М. М., 1997).

Только в середине ХХ века выдающийся немецкий психиатр Эрнст Кречмер, оставив в стороне ртутную интоксикацию и «инфлюэнцу», пришел к выводу, что психотическое состояние Ньютона, «скорее всего, можно толковать как легкую позднюю шизофрению».

Другой современный психиатр, Олег Виленский, решается на установление «точного» психиатрического диагноза: «страдал вялотекущей шизофренией, совершенно не мешавшей его исполинскому и суперпродуктивному научному творчеству».

Поведение Ньютона оставалось стереотипным на протяжении большей части жизни: театр не любил, не ездил верхом, не читал беллетристику, а поэзию окрестил изобретательной, но вздорной болтовней.

Ученый так никогда и не женился, он питал неприязнь к женскому обществу. Последний факт свидетельствует о его гипосексуальности, характерной для некоторых психических расстройств.

Должность для нормального гения

В 1696 году Исааку Ньютону поручают государственную должность хранителя Монетного двора. Разумеется, это было бы невозможно, если бы он производил впечатление психически нездорового человека. Так что можно думать о наступившей стойкой ремиссии.

Жизнь в Лондоне была вполне комфортной. Ньютон почти вписался в свое новое социальное положение. Со временем приобрел собственный экипаж и нанял несколько слуг. Признаком материального благополучия можно считать и такое обстоятельство: «среди его имущества значатся два серебряных ночных горшка».

Служба на Монетном дворе приносила хороший доход, которым ученый не собирался пренебрегать. Для сравнения: здесь он получал 3 500 фунтов в год, а работая профессором в Кембридже – 100 фунтов.

Смерть Ньютона в возрасте 84 лет наступила в состоянии старческой деменции.

Тайны творческого мышления

Один из его учеников писал, что учитель порою способен был увидеть нечто благодаря одной лишь интуиции, даже без всякой аргументации. Возможно, ученый не хотел посвящать окружающих в тайны своего творческого мышления. Один из кембриджских коллег описывал его как самую боязливую, осторожную и подозрительную натуру. Ньютону были на протяжении всей жизни свойственны паранойяльные черты. Поэтому неудивительно, что он отказывался от научного сотрудничества с другими коллегами.

В последнее время получил известность тот факт, что Ньютон много и всерьез занимался оккультными науками. Приблизительно 10 % его книг были трактатами по алхимии.

Известно, что большая часть трудов ученого посвящены не физике и философии, а богословию. Некоторые биографы считают, что переход от физических исследований к теологическим связан с последствиями перенесенного психического расстройства и влиянием последнего на его творческий процесс.

Предположительный диагноз

Аффективные и шизофреноподобные симптомы, сочетающиеся с сохранностью интеллектуальной сферы, характерные для шизоаффективного расстройства.

  • Акройд П. Ньютон. Биография / Пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2017.
  • Виленский О. Г. Психиатрия. Социальные аспекты. М. : Познавательная книга плюс, 2002.
  • Джуан С. История мозга. 1640 фактов / Пер. с англ. О. Перфильева, И. Давыдова. М. : РИПОЛ классик, 2015.
  • Карцев В. П. Ньютон. М. : Молодая гвардия, 1987.
  • Кречмер Э. Строение тела и характер. М. : Педагогика-пресс, 1995.
  • Левенсон Т. Ньютон и фальшивомонетчик. Как величайший ученый стал сыщиком / Пер. К. Бандуровский. М. : АСТ ; Corpus, 2013.
  • Пикнетт Л., Принс К. Леонардо да Винчи и Братство Сиона. М. : Эксмо, 2006.
  • Руднев В. П. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы. М. : Территория будущего, 2007.
  • Сегалин Г. В. Сдвиги психо-эвротической пропорции гениальности // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии). 1925-б. Вып. 4. Т. 1. С. 198–213.
  • Филиппов М. М. Ньютон. Его жизнь, научная и философская деятельность. Биографический очерк // Паскаль. Ньютон. Линней. Лобачевский. Мальтус. Биографические повествования. Челябинск : Урал LTD, 1997. С. 85–166.
  • Nisbet J. F. The Insanity of Genius and the General Inequality of Human Faculty. London : Ward & Downey, 1891.

Источник

Оцените статью