- Тонкий нерв: чем различается мотивация у мужчин и женщин
- Нужно ли мужчин и женщин по-разному мотивировать
- Как же мотивировать? Вариант для мужчин: SCARF-модель
- Авторизация результата для мотивации женщин
- Жизнь«Полюбить нелюбимое?»: Как работает мотивация
- Дофаминовый пряник
- Дофаминовый кнут
- Как настроить систему вознаграждения
Тонкий нерв: чем различается мотивация у мужчин и женщин
До недавнего времени о гендерных особенностях центральной нервной системы было известно относительно мало, поскольку мозг изучали в основном после смерти пациентов. Долгое время основным различием считали размер: мозг мужчин действительно на 8-15% больше, чем у женщин. В XIX веке этим фактом подкрепляли мнение, что мужчины умнее, а женщины более хрупкие и зависимые.
Интересно, что даже в конце XX века, когда стало возможным с помощью МРТ изучать строение содержимого нашего черепа и видеть, насколько мозг похож у людей разного пола, идея «мужского» и «женского» мозга все равно превалировала в науке и медиа. В общем-то, и сегодня принято считать, что мы думаем по-разному. Так ли это?
В 2000-х годах ученые начали более активно исследовать анатомические различия мозга у мужчин и женщин. Различия нейроанатомии были выявлены уже на первых этапах изучения. Так, в 2006 году ученые обнаружили, что у каждой важной части мозга есть свои особенности в зависимости от пола. Тогда было выпущено исследование «Почему пол имеет значение в нейронауке», в рамках которого был сделан вывод, что многие области мозга, ответственные за когнитивные процессы, к примеру, гиппокамп, амигдала и неокортекс, различаются у мужчин и женщин.
Амигдала, или миндалевидное тело, значительно больше у мужчин, причем даже в тех случаях, когда во внимание принимается общий размер мозга. Эта область отвечает за эмоциональные реакции, в том числе генерацию беспокойства и страха, а также эмоциональную память. Исследование показывает, что у женщин больше серого вещества, отвечающего за аналитические способности, а у мужчин — белого, ответственного за связь нейронов друг с другом. Глобальный мозговой кровоток у женщин также сильнее. Да и в целом нейрохимический состав мозга различается в зависимости от пола.
В целом ученые могут определить пол человека по 3D-изображению его мозга: согласно одному из исследований, точность составляет примерно 93,3%. Так значит, мозг все-таки отличается? Да, но основная разница по-прежнему в основном в размерах. А вот именно качественные различия, серьезно влияющие на поведенческие особенности лиц разных полов, на сегодняшний день окончательно так и не доказаны.
Джина Риппон, автор книги «Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге», утверждает, что понятия «мужской» и «женский» мозг — всего лишь стереотипы. Более того, ряд исследований, на которые Риппон ссылается в книге, например, научная работа Саймона Барон-Коэна, доказывают, что «мужской» тип мозга может быть у женщин, и наоборот.
Сегодня мы знаем о так называемой нейропластичности — способности мозга изменяться, формировать новые нейронные связи и корректировать свою работу в ответ на изменения в окружающей среде. То есть наш мозг умеет приспосабливаться. Риппон объясняет, что к мальчикам и девочкам с детства относятся по-разному и это ведет к тому, что их мозг развивается неодинаково. Например, одевая своего сына в футболку с трактором, а дочку — с принцессой, вы уже влияете на них. Учитывая это обстоятельство, можно поставить под сомнение практически любые доказательства различий в мозге мужчин и женщин. Да, мозг отличается у разных полов, но сложно сказать, является ли это структурной особенностью организма или же просто результатом различного отношения и воспитания. Вероятнее всего, с возрастом разным мозг делает именно нейропластичность.
Нужно ли мужчин и женщин по-разному мотивировать
А вот в чем мужчины и женщины точно отличаются, так это в реакции на стресс. Общая реакция человека чаще всего описывается как «бей и беги», однако женщины часто наряду с ней демонстрируют также реакцию «заботься и дружи». Причина, вероятнее всего, в том, что у женщин повышен уровень гормона окситоцин, который ответственен за привязанность и доверие к другим людям. У мужчин же выше уровень адреналина, гормона, связанного со стрессом и быстротой реакции.
И нейротрансмиттерно-гормональные реакции могут объяснить разницу в мотивации представителей различных полов. Можно сделать вывод, что мужчинам важнее измеримые результаты и предвкушение победы — это адреналиновая реакция на стресс. А женщинам важно, чтобы их чаще хвалили и замечали их достижения — это окситоциновая реакция на стресс.
Это подтверждают и исследования. Так, в опросе, проведенном Hay Group, мужчины называют своей главной мотивацией личную независимость и право принимать решение. В целом мужчины — достигаторы. Сотрудникам-мужчинам необходимо ставить четкие цели, указывать дедлайны и сроки. Кроме того, мужчинам важно чувствовать себя нужными.
Женщин же больше мотивируют эмоциональные факторы. Им важно ощущать, что их уважают, а их чувства замечают. Кроме того, женщины лучше реагируют на похвалу — хотя она важна для обоих полов, женщинам признание их заслуг нужно чуть больше. Это могут быть даже небольшие похвалы: стоит лишний раз остановиться рядом со столом сотрудницы и сказать ей спасибо за небольшую выполненную задачу, обратить внимание даже на не слишком крупный результат. А уж если речь идет о крупном проекте, признавать успехи стоит на каждом этапе.
А что же насчет финансовой мотивации? Согласно одному из психологических тестирований, денежное вознаграждение не является одним из топовых вариантов мотивации для представителей обоих полов. Мужчины поставили этот параметр на пятое место, а женщины — на двенадцатое. Безусловно, если сотрудники считают, что им недоплачивают, уровень их мотивации падает. Но для многих, причём независимо от пола, предложение денежного вознаграждения не является таким уж сильным стимулом к работе. У денежного вознаграждения выиграли такие мотиваторы, как достижение результата, обучение, вдохновение (или возможность вдохновлять других), креативный подход.
Более позднее исследование показало, что офисные работники все же высоко ставят финансовые стимулы: величина зарплаты имеет одно из решающих значений в их мотивации. Однако атмосфера на рабочем месте и хорошие отношения в команде практически не проигрывают по среднему баллу ни у мужчин, ни у женщин.
Проще говоря, если вы создадите в коллективе дружеские отношения, построите слаженную команду, дадите своим сотрудникам интересную вдохновляющую задачу и поставите измеримые результаты и сроки, все это вместе мотивирует их сильнее, чем квартальная премия.
Однако нельзя забывать о разнице в мотивации у мужчин и женщин. Согласно исследованию 2018 года, основные гендерные отличия проявляются в области мотивации достижения успеха, которая состоит из двух частей: боязнь поражения и надежды на успех. Женщины обычно чуть больше опасаются провала, чем мужчины, — а те, в свою очередь, несколько чаще рассчитывают на победу. Поэтому для мотивации мужчин подходит SCARF-модель, помогающая двигаться к успеху, а женщинам нужна авторизация результатов, которая показывает, чего они уже добились.
Как же мотивировать? Вариант для мужчин: SCARF-модель
Мужчин эффективнее мотивировать, демонстрируя им будущее, которого они смогут достичь в компании. Они сильнее всего вдохновляются, если видят четкие цели и могут получать понятные измеримые результаты. В этом помогает модель SCARF.
SCARF-модель включает в себя пять областей социального опыта человека:
Статус (Status) — покажите, что работа важна для других. Помогает создание профессиональных сообществ, наставничество одних сотрудников, обучение других.
Определенность (Certainty) — дайте уверенность в будущем. Сложные проекты стоит делить на понятные шаги и задания. Помогают также регулярные встречи и обсуждение достигнутого прогресса и будущих шагов.
Автономия (Autonomy) — дайте возможность выбора и ощущение контроля над событиями. В командной работе автономия обычно снижается, так что важно дать команде область, в которой они сами принимают решения — хотя бы позволить самостоятельно обустраивать рабочие места, самовыражаться.
Связанность (Relatedness) — продемонстрируйте дружеские отношения, безопасность окружения. Чувству связанности способствуют неформальные встречи вне работы. Также небольшие коллективы являются более дружными, чем обширные команды.
Справедливость (Fairness) — пожалуй, самый субъективный рычаг. Чтобы участники команды ощущали справедливость, необходимо, чтобы ко всем было равное отношение. Помогает повышение прозрачности, схожий уровень оплаты, понятные и действующие для всех правила.
SCARF-модель опирается на исследования мозга, и в данном случае мотивация основывается на восприятии задачи как угрозы или награды. Мотивация контролируется в первую очередь подкорковыми частями мозга, и при постановке задачи важно понимать, какой будет первая истинная реакция у сотрудника, как он ее воспримет.
Чтобы примерно это оценить, проведите следующее упражнение. По каждому из параметров SCARF, например, по статусу, задайте себе такой вопрос: как человек может воспринять мое сообщение? Повышает оно его статус сейчас или в перспективе или понижает? За каждое повышение ставьте +1, за понижение снимайте один балл, если сообщение ничего не меняет, оставляйте 0. В итоге вы получите число от −5 до +5. Если получили минус, то задача будет воспринята мозгом как угроза, а значит, и мотивации на ее выполнение не будет. Если же вы в плюсе, то мозг увидит эту задачу как награду, а значит, у человека изначально будет внутренняя мотивация для ее выполнения.
Авторизация результата для мотивации женщин
Женщинам важны не столько четкие и измеримые цели, сколько авторизация результата. Важно демонстрировать, что вы видите приложенные усилия и цените их.
Авторизация результата — это протокол, то есть список вопросов, на которые нужно ответить после завершения задачи. В идеале авторизацию результата нужно делать после каждой задачи, но не реже раза в день. Ее можно делать в уме, но лучше письменно. Авторизация результата помогает понять, что именно человек сделал, в чем он отличился (а если результат негативный, то какой следующий шаг). Также с помощью протокола можно понять, как повторить шаги для достижения результата, а главное, прикрепить результат к роли и личности. Благодаря авторизации сотрудник перестает сомневаться в своей ценности, сможет брать более амбициозные задачи и меньше зависеть от внешних условий и подкрепления. Мотивация в этом случае будет подкрепляться изнутри.
Протокол авторизации результата выглядит так:
Шаг 1: Напишите, какие были стартовые условия для задачи и какие внешние условия. Было ли начато выполнение задачи или нет, какие вводные.
Шаг 2: Перечислите все, что сделали для выполнения задачи. Важно использовать слова «я сделала, я пошла, я напечатала» — так мозг четко осознает, что именно вы делали. Если этого не сделать, велик риск возникновения синдрома самозванца. Мозг решит, что «случайно повезло», потому что не отследит, что вы реально сделали для получения результата.
Шаг 3: Опишите результат. Как он выглядит, чем является. Это помогает точно определить, что результат действительно получен.
Шаг 4: Определите, как вы будете использовать полученный результат. Он поможет вам выполнить другие задачи? Он даст почувствовать свою ценность в коллективе? Он покажет, что вы сделали для достижения цели компании?
Руководитель может обучить сотрудников авторизации результата и таким образом усилить их мотивацию к выполнению задач, а может использовать эти шаги для мотивационной беседы с подчиненными, тогда сотрудник будет чувствовать себя эффективным, достигающим результатов и принятым в коллективе.
Источник
Жизнь«Полюбить нелюбимое?»: Как работает мотивация
Инструкция для всех, кто хочет научиться вознаграждать себя
Говоря общими словами, мотивация — это побуждение к действию. На уровне мозга это психофизиологический процесс, управляющий нашим поведением. В основе мотивации и мотивированности лежит работа системы вознаграждения (reward system), существующей в мозге всех млекопитающих. Это совокупность нейронных контуров и биохимических механизмов, которые отвечают за регулирование и контроль поведения. По сути, система вознаграждения направлена на то, чтобы побуждать нас стремиться к вещам, способствующим выживанию, и избегать опасных вещей, которые с большей вероятностью приведут к гибели или нанесут вред.
Биохимический ключ к системе вознаграждения — дофамин, известный как «гормон удовольствия». Этот нейромедиатор участвует во многих механизмах, включая механизмы обучения и закрепления навыков, но его базовая функция — обеспечивать нам чувство удовольствия. Дофамин способствует нашему выживанию, поощряя «полезное» в биологическом смысле поведение.
Дофаминовый пряник
Первичные стимулы, на которые наша система вознаграждения реагирует безусловно и сразу, биологически обусловлены: они завязаны на инстинкты выживания и размножения. Это радость от движения, при которой вырабатывается дофамин; еда — особенно сладкая и жирная, так как именно обилие калорий и жира на протяжении эволюции позволяло выжить; секс и различные сексуальные стимулы, такие как общение с симпатичными людьми, поцелуи, ласки; и так называемые родительские инвестиции — хотя эта система работает не у всех одинаково, но умиление и любовь к детям, котятам и щенятам совершенно физиологичны.
Иногда дофаминовая система нас подводит: таким же первичным стимулом могут стать наркотические вещества и любые стимуляторы, которые физиологическим образом стимулируют дофаминергическую систему, заставляя её вырабатывать этот нейромедиатор либо блокировать его разрушение до тех пор, пока система не истощится.
Сложные конструкции вроде «чувства гордости за проделанную работу», как мы видим, сюда не входят. Обучение, игра, зарабатывание денег, конвенционально «привлекательный» внешний вид, завоевание наград в спорте и тому подобные — это класс вторичных, или внешних, наград. В ответ на первичные стимулы дофамин вырабатывается безусловно. А вот вторичные или внешние стимулы работают через научение, привязывая не связанные с первичным вознаграждением вещи к дофаминергической системе.
Похвала ассоциируется с заботой и повышением чувства собственной значимости. Всё, что субъективно повышает статус индивида, косвенно связывается с сексуальными стимулами, если речь идёт о положительном подкреплении (повышение иерархии воспринимается как большая привлекательность). Деньги также воспринимаются как позитивная оценка, а богатство опять же укрепляет иерархический статус и субъективно делает нас более привлекательными.
Всё это является позитивным подкреплением — тем, что заставляет мозг щедро выплёскивать дофамин, который направляется в разные отделы, заставляя запоминать обстоятельства, при которых произошли приятные события, и впоследствии стремиться к их воспроизведению.
При этом первичны только вещи, напрямую связанные с первичными стимулами. То есть вкус сахара или чувство оргазма связано с первичными стимулами напрямую, а вот съесть торт после написания отчёта — это даже не вторичное, а третичное поощрение: мы оценили свои действия как полезные, так как в прошлом получали за них похвалу (социальное поглаживание, повышение статуса, дофамин), и сами себе выдали за него награду. Торт и написанный отчёт наша система вознаграждения свяжет очень слабо — может, оно и к лучшему.
Дофаминовый кнут
Негативное подкрепление — это всё, что угрожает нашему выживанию или продолжению рода. Как показывают исследования, в ответ на сильные кратковременные стрессоры (боль, испуг и тому подобное) уровень дофамина также поднимается, но вместе с кортизолом и адреналином, что даёт силы справиться с трудностями и преодолеть какие-то препятствия на пути к удовольствиям. А вот при длительном и регулярном воздействии угрожающих стимулов дофаминовая система оказывается угнетена, и мы чувствуем подавленность — считается, что это один из механизмов развития депрессии.
Негативное подкрепление в основе своей заставляет нас избегать физических опасностей, голода и одиночества. А через научение мы усваиваем и косвенные негативные стимулы, которые связываются с первичными угрозами: это любое отвержение, стыд, критика, негативная оценка нас и нашей деятельности.
Как настроить систему вознаграждения
Найдите свои вторичные стимулы
Поскольку вторичные внешние стимулы формируются через научение, они могут довольно сильно различаться у разных людей. Конечно, в обществе существуют некие константы: приятным и положительным считается высокий статус и высокий доход, а также внешняя привлекательность и успех в том их понимании, которое в него вкладывают в вашем окружении.
Но конкретные работающие стимулы уже связаны с вашей личной биографией и опытом. Кого-то больше всего мотивирует похвала, кого-то — деньги, кого-то — восхищение в глазах аудитории. Почему-то люди часто стесняются того, что мотивирует лично их. Ориентированность на деньги кажется циничной, на восхищение и внимание — нарциссичной, а на похвалу — инфантильной. На самом деле в основе любого поощрения, как мы теперь знаем, лежат совершенно одни и те же биологические механизмы, и стесняться тут нечего. А поощрение, о чём мы поговорим ниже, одинаково необходимо всем. Никто не может бесконечно «мотивировать сам себя» без внешних воздействий.
Так что найдите то, на что лично ваша дофаминовая система реагирует наиболее бурно. Тут главное не обманывать себя. И постарайтесь организовать любую деятельность, которую считаете полезной, так, чтобы вы регулярно получали именно этот вид поощрения.
смело вознаграждайте себя
Стремление к вторичным приятным стимулам прекрасно работает. Дофаминовая «передозировка» возможна только в случае прямой дофаминовой стимуляции: постоянного приёма наркотиков, бесконечного поедания сладкого или непрерывных сексуальных контактов.
Но любое прямое получение удовольствия вызывает усталость и пресыщение. Существует даже гипотеза о системе антивознаграждения, которая предохраняет людей от бесконечной погони за вкусной едой и сексом. Неизвестно, подтвердится ли эта гипотеза, но, скорее всего, такая «антипоощрительная» система просто обеспечивается внешними обстоятельствами. Мы не можем круглосуточно получать «дофаминовые награды», а вот их труднодоступность как раз обеспечивает цикл усилий и вознаграждения.
Здесь работает принцип «средней мотивированности»: если для получения этих наград приходится постараться — они воспринимаются как ценные. Постоянные и слишком частые похвалы и поощрения обесцениваются. А слишком редкие производят угнетающий эффект, поскольку нам не хватает дофамина для стабильной стимуляции системы вознаграждения и она перестаёт оценивать соответствующее поведение как «полезное».
помните, что Метод кнута работает очень ограниченно
Как видно из описания дофаминовых механизмов, метод кнута имеет очень ограниченное применение. На коротком отрезке такая мотивация угрозой может даже приносить удовольствие: когда мы успеваем написать в срок курсовую работу, чтобы не отчислили, или сделать задание, чтобы не разозлить начальство. Но длительный стресс угнетает нашу дофаминергическую систему, она истощается, и тогда мы просто перестаём получать удовольствие от чего бы то ни было. Поэтому метод работы в стрессе и под нажимом дедлайнов на длительных отрезках является провальным: чем дальше, тем больший стресс требуется — а потом настаёт момент, когда мы истощаемся настолько, что становится всё равно.
А интересная деятельность может быть вознаграждением сама по себе
По многочисленным исследованиям, люди действительно любят учиться и трудиться. Различные задачи со средним уровнем сложности вызывают тот самый коктейль из адреналина и дофамина, который подкрепляется успешным выполнением задания. Именно поэтому столь аддиктивными оказываются компьютерные игры. Хорошие разработчики делают игры с постепенным нарастанием уровня сложности, и таким образом игрок всё время испытывает удовольствия от решения задач: сначала совсем лёгких, пока игра ему ещё незнакома, и всё более сложных — по мере прохождения первых уровней.
Но здесь есть условие: успешное выполнение задач должно подкрепляться вторичным стимулом. В компьютерных играх это прекрасно организовано системой повышения уровней, получения артефактов и прочими наградами. Здорово, когда ваши учёба и работа организованы подобным же образом: есть не слишком масштабные задачи, которые вы можете выполнять, регулярно получая поощрения (совсем не обязательно денежные, социальные «поглаживания» прекрасно работают как вторичная система вознаграждения). Тогда ваша деятельность в основном доставляет искреннее удовольствие.
вы не «ленивы» — это что-то пошло не так с системой подкрепления
Если после прочтения предыдущих абзацев вы с грустью подумали, что никогда не любили ни учиться, ни работать, — это значит, что с системой вторичного поощрения с самого начала что-то не задалось. К сожалению, во многих семьях и школах детей не хвалят за успехи, а только ругают за двойки и тройки. Как мы видели выше, это скорее приводит к общей угнетённости, снижению мотивации и настроения. «Кнут» на длительных отрезках времени не работает.
Оценки в школе и в институте сами по себе призваны мотивировать учащихся, но это работает лишь в том случае, если они сопровождаются каким-то социальным поощрением: одобрительными словами от учителей или уважением одноклассников, похвалой родителей. Если такого опыта не было, ничего не выйдет: система вознаграждения не станет реагировать просто на цифры в журнале. И мозг станет воспринимать учебную, а впоследствии и рабочую деятельность как бессмысленную, никак не способствующую получению удовольствия.
То же самое происходит, если поощрение постепенно исчезло. Частая жалоба сотрудников многих компаний: никто не поощряет их за хорошо сделанную работу и со временем им уже не хочется стараться. Считается, что зрелый человек должен уметь хвалить сам себя и «самостоятельно поддерживать мотивацию». Но увы, наш мозг устроен иначе: хотя бы периодическое получение подкрепления — денежных премий или словесной похвалы — важно для того, чтобы мотивация хорошо работать сохранялась.
После этого в течение какого-то времени система вознаграждения будет помнить, что за качественную работу раньше поступала награда, а значит, она является «полезной», — и будет послушно вырабатывать дофамин после каждого сделанного задания. Но если подкрепления всё не поступает и не поступает, эта память постепенно «угасает», и дофамин перестаёт вырабатываться. Мотивация исчезает.
не пытайтесь «взломать мотивацию»
Если вам лень тренироваться и вы несколько раз силой вытаскиваете себя на тренировки или прогулки, эта система может неплохо сработать — потому что физическая активность как раз напрямую способствует выработке дофамина. Спустя несколько раз организм запомнит, как хорошо было после посещения спортзала или пробежки, и выход из дома со спортивной сумкой станет тем самым вторичным стимулом. Но если по какой-то причине выбранный вами вид спорта вам не подходит и не доставляет физического удовольствия, ничего не выйдет. Система вознаграждения не станет работать ради ничего, и мотивация не сформируется.
Если руководство никак не поощряет вас за успехи на работе, краткосрочным выходом в таком случае может стать поиск социального поощрения где-то ещё: у близких и друзей, коллег и так далее. То есть если вы имеете большую стабильную зарплату на нелюбимой работе и при этом вами восхищаются друзья и партнёр или вы можете позволить себе какие-то удовольствия и материальные блага — такая система может работать. Но недолго и не очень хорошо: здесь подкрепление выходит уже третичным, вас хвалят не на работе напрямую (что является вторичным стимулом, косвенно привязанным к дофаминовой системе), а опосредованно. Бонусы и денежные премии считываются как вознаграждения и помогают лучше. Но если работа при этом связана со стрессом и постоянной критикой, дофаминовая система вскоре будет угнетена и ваша мотивация работать всё равно исчезнет.
Общий грустный, но реалистичный вывод таков: нельзя полюбить нелюбимое и мотивировать себя на то, чего вы не хотите и что регулярно доставляет вам неприятные эмоции. Все ухищрения и «лайфхаки», которые обещают книги по мотивации, будут краткосрочными, если эта деятельность или это окружение не нравятся вам и приносят стресс. И лучше потратить усилия на смену обстановки, работы, социального окружения или пересмотр своих жизненных целей в пользу того, что вас действительно радует.
Снижение мотивации делать то, что раньше стабильно вас радовало и стимулировало систему вознаграждения, является одним из характерных признаков депрессии и других ментальных расстройств. Пока учёные точно не знают, как изменяется работа мозга при депрессии. Исследования дают противоречивые результаты, очевидно лишь то, что при депрессии работа системы вознаграждения даёт сбои и некоторые отдела мозга начинают работать иначе, подавляя выработку дофамина.
Первыми обычно отпадают так называемые внешние, вторичные награды: перестаёт быть интересной ранее интересная работа, даже та, за которую вас поощряют, чтение книг, кино и другие хобби. Затем исчезает радость и от первичных наград — стимулов, от которых дофамин вырабатывается напрямую: общения с симпатичными людьми, секса, физической активности и вкусной еды. Это уже очень тревожный звонок. Если вам перестаёт быть интересно то, что раньше радовало, и приходиться заставлять себя делать даже какие-то приятные вещи: читать, гулять, смотреть кино и слушать любимую музыку, — а тем более если вы утратили аппетит, либидо и вас не радует хорошая погода — это веский повод задуматься о визите к психологу и врачу-психиатру.
Источник