Как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств

Органы чувств. Как мы воспринимаем окружающий мир.
статья по окружающему миру (3 класс) по теме

Статья предназначена для знакомства учащихся с органами чувств и их значением в жизни человека

Скачать:

Вложение Размер
02urok_organy_dlya_pechatanya.doc 632.5 КБ

Предварительный просмотр:

по окружающему миру

Тема урока: «Как мы воспринимаем окружающий мир. Органы чувств».

Учитель начальных классов

Баженова Светлана Дмитриевна

1.Познакомить ребят с органами чувств, их значением в жизни человека.

2.Ввести понятия: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус.

3.Воспитывать стремление к сохранению собственного здоровья

4.Развивать внимание, память, мышление.

интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами: физиология, анатомия, гигиена, предметы для игры-опыта: шарф, яблоко, кусочек хлеба, мягкая игрушка, книжка, кроссворд.

1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок-

2. Проверка домашнего задания по вопросам.

С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

Какие органы человека вы знаете? Для чего они нужны?

Что такое системы органов? (это органы, выполняющие общую работу).

Какие системы органов вы знаете? (кровеносную, пищеварительную, опорно-двигательную, нервную, систему органов выделения, систему органов дыхания).

3. Работа с интерактивной доской .

Решение задач по программе «Природа и человек» (по одному человеку к доске)

Из чего состоит нервная система? Поставь «+» напротив правильного ответа, и «-» напротив неправильного (голова, головной мозг, хрящи, нервы, спинной мозг, костный мозг)

  1. Системы органов дыхания

Укажи номера только органов дыхания, остальные сотри пробелом.

Какие науки изучают строение тела человека? (физиология, анатомия, гигиена). Дети дают определения понятий. (Вывешиваются на доску карточки с названиями данных наук).

Как ты думаешь, кто лучше отдыхает после школы: Вова или Миша?

Поставь «5» или «2»

Вова лазает по дереву Миша читает дома книгу

(объяснение с помощью картинки, как работают и отдыхают мышцы).

Чтобы наши мышцы отдыхали, проведем физминутку. Игра на внимание.

Руки — вверх, вперед, в сторону, вниз (учитель говорит одно, а показывает другое. Дети должны внимательно слушать и выполнять те команды, которые называет учитель).

5. Объяснение нового материала.

Отгадав её, вы узнаете тему нашего урока.

Загадка высвечивается на интерактивной доске.

Есть у меня пятёрка слуг,

Всё, что случается вокруг,-

Всё знаю я от них. Ответ: пять_______ (чувств).

Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Это глаза, уши, нос, язык, кожа.

Кроссворд записан на доске .

  1. С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (Уши)
  2. С помощью какого органа ты видишь, что нарисовано, что написано в книге? (Глаза).
  3. Какой орган помогает нам узнать колючие или мягкие хвоинки у ёлки? (Кожа)
  4. Какой орган помогает чувствовать запах хлеба, цветка, духов? (Нос)
  5. С помощью какого органа ты можешь отличить сладкую пищу от солёной, кислую от горькой? (Язык).

На интерактивной доске наглядно представлены пять органов чувств.

Через дорогу живут,

А один другого не видит. (Глаза)

Больше всего сведений об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Зрение помогает различить цвет, размер, форму предметов. Узнать, далеко они или близко. Движутся они или неподвижны. Глаза — самые совершенные и загадочные органы в нашем организме.

В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. Это почти так и есть. Наш глаз устроен, как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Зрение надо беречь!

Давайте познакомимся с правилами сохранения зрения (чтение по учебнику стр. 132)

У зверушки на макушке

А у нас ниже глаз. (Уши)

Ухо — очень тонкий и сложный орган чувств. Ухо разделяется на наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ушами (наружные уши), – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь улавливают звук. Слышим мы средним и внутренним ухом. Мы слышим речь другого человека, шум, звуки природы и музыки.

Берегите уши, чтобы сохранить хороший слух. Знакомство с правилами по учебнику.

Между двух светил

В середине я один. (Нос)

Обоняние — способность человека чувствовать запахи.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если у человека насморк – он теряет обоняние, тогда пища для него теряет вкус. Люди с плохим обонянием не могут определить некачественную пищу, поэтому могут отравиться. Надо чаще гулять на свежем воздухе, проветривать комнату, чтобы не простудиться.

А не проглотишь. (Язык)

Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков, в них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое — боками, а горькое – корнем (задней частью). (Показать на интерактивной доске). Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса. Надо употреблять не очень горячую пищу.

Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает, сообщает нам о том, к чему мы прикасаемся. Мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, твёрдость, мягкость, форму и понять, какой предмет перед нами.

Это чувство называется осязанием . Можем почувствовать жар или холод, ветерок, удар. Понять хорошо это или плохо. За кожей надо ухаживать: содержать её в чистоте, мыть, смазывать кремом, если обветрилась.

Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, мозг!» Как это понять? (варианты ответов детей)

Игра-опыт « Угадай предмет»

По очереди к доске приглашаются ученики. Им завязывают шарфом глаза. Дети должны узнать предмет, который дают им в руки. Два человека с помощью осязания узнают: мягкую игрушку, тетрадь. Два человека с помощью обоняния узнают вкус: хлеб, яблоко.

Работа в рабочей тетради № 1,2 по теме (соединяют стрелками нарисованные органы чувств с названиями чувств; вписывают пропущенные слова в предложения)

Какие органы чувств вы знаете? Как называются эти чувства?

Источник

Урок по теме: «Как человек воспринимает мир»

Цели:

  • познакомить детей с системой органов чувств, показать их значение в жизни человека;
  • обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения;
  • учить наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Оборудование:

  • рисунки (изображения предметов и животных), ложка, вилка, мяч;
  • магнитофон и аудиозаписи различных звуков;
  • таблицы, изображающие строение и работу органов чувств, баночки, бутерброды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

– Какие органы человека вы знаете?

– Какую работу они выполняют?

– Что такое системы органов? Приведите примеры.

– Какая система управляет деятельностью организма?

– Что изучает анатомия, физиология, гигиена?

– Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?

III. Сообщение темы и задач урока.

Сейчас давайте разгадаем кроссворд:

  1. С помощью какого органа вы узнаёте, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
  2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?
  3. Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
  4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов?
  5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?

(Ответы: 1. Ухо. 2. Глаз. 3. Кожа. 4. Нос. 5. . Язык. )

– Какие это органы? (Органы чувств)

Когда рождается на свет ребёнок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.

– Тема нашего урока: “Как человек воспринимает окружающий мир”. Органы чувств. Давайте познакомимся с ним подробнее.

– Посмотрите на таблицу.

(Класс делится на пять команд)

На доске (обратной стороной вверх):

– Какие органы чувств вы знаете? (Глаз, ухо, нос, кожа, язык)

(Учащимся предлагается сравнить яблоки)

ГЛАЗА: С помощью глаз мы видим, что одно яблоко большое, а два других – маленькие, что они круглой формы, жёлтые, т. е. можем различить размер, форму, цвет.

(переворачивается карточка, где написано: “Зрение (глаз)” )

– Посмотрите друг на друга: спереди глаза защищены веками, края которых… Продолжите. (покрыты ресницами).

– Веки и ресницы предохраняют глаза от света и пыли.

– Над глазами брови, которые отводят от глаз пот, если он выделяется на лбу.

– Давайте послушаем рассказ о значении зрения в жизни человека.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. .

В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир “через дыры глаз”. И если подумать, это почти так и есть.

Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом вроде желе, абсолютно прозрачным, т. к. на 90 % оно состоит из воды. Глаз – самый водянистый орган в нашем организме: даже кровь состоит из воды лишь на 80%.

Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если её пробить, то с глазом может произойти то же, что и с разбитым яйцом.

Глаз – очень важный орган и поэтому заботливо оберегается организмом. Потечёт со лба пот, его остановит изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержит частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тот час слизнёт непрерывно мигающее веко, которое само закрывается, если какой-нибудь предмет окажется в опасной близости от глаза. С внутренней стороны веки влажные. Их смачивает слёзная жидкость, вырабатываемая слёзными желёзками вокруг глаз. Моргая, мы регулярно смачиваем поверхность глаза, и делаем мы это так же регулярно, как и дышим.

– Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Мы видим только при наличии света. Интересный случай произошёл с русским солдатом. Он в течение 9 лет, с 1915 по 1924 год, оставался в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточное количество продовольствия и воды. Но свечей и спичек хватило только на 4 года. 5 лет полной темноты. Отвыкнув от света, человек ослеп.

Однако зрение ухудшается, когда человек работает при плохом освещении, читает лёжа или движущемся транспорте. Частый и долгий просмотр телепередач, работа у компьютера очень утомляют глаза. Зрение слабеет, теряется его острота. Зрение ухудшается. Помните: испорченное зрение трудно исправить.

Береги зрение
– плакат на доске.

НОС – (Детям предлагается определить, какие продукты были в баночках)

– Какой орган помог распознать эти продукты? (Нос)

(На доске переворачивается карточка “Обоняние (нос)”)

– Что такое обоняние?

– Для чего служит обоняние?

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Обонятельные клетки, прощупывая своими ресничками воздух, поступающий в нос для дыхания, как бы решают, допускать его или нет. Если воздух загрязнён вредными пахучими веществами, которые издают зловоние, мозг посылает сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И наоборот, аромат цветов, талого снега нам вдыхать приятно. Дышится легко, кровообращение улучшается, успокаиваются нервы.

С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т. к. не могут определить качество пищи.

– Как сохранить обоняние? (плакат на доске)

УШИ – Третьей команде надо по характерным звукам определить предметы, которые их издают, и найти соответствующие картинки.

– Какой орган помог вам определить этих животных? (Уши)

(Переворачивается карточка “Слух (ухо)” )

– С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по возможности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем “ушами” — это только так называемые наружные уши или ушные раковины. Сами они ни чего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы проход. Он заканчивается тоненькой пластинкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону перепонки, а затем – в третье ухо – внутреннее ухо, а далее – в мозг.

Ухо очень тонкий и сложный орган чувств. Если закрыть глаза, мы всё равно будем чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул влево или вправо. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.

– Значит, ухо – орган слуха и равновесия.

– Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться только на особом языке с помощью мимики и жестов.

— Береги уши.
– плакат на доске

ЯЗЫК – Приглашается группа учеников, которые должны определить вкус бутербродов.

– Какой орган помог вам распознать продукты? (Язык)

(Переворачивается карточка “Вкус (язык)” )

– Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

КОЖА – Приглашается группа учеников, которые с завязанными глазами должны определить предметы.

– С помощью чего вы узнали эти предметы?

– Что такое осязание? (Способность кожи чувствовать боль, холод, тепло. )

(Переворачивается карточка “Осязание (кожа)” )

– Кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, ещё более важна её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т. е. растяжимость.

Это обеспечивает вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ И МОЗГ – Сегодня мы узнали о том, какую роль играют в нашей жизни органы чувств. И всё же учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

– С помощью органов чувств мы воспринимаем информацию из внешнего мира и от самого нашего тела (например, сигналы из желудка).

Нервные окончания тянутся во все части нашего организма. По одним из них передаются приказы мышцам, по другим – мозг принимает сообщения.

Только благодаря органам чувств у нас есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. (Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

Есть ещё чувство равновесия. Его иногда называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно, помогают и дополняют друг друга. Все имеют память.

IV. Итог урока.

– Детям раздаются карточки, в которых они должны заполнить пропуски.

Источник

Читайте также:  Депрессия как жить утром
Оцените статью