Как часто пестрою толпою окружен настроение стихотворения

Как часто пестрою толпою окружен… (Лермонтов)

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
‎При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
‎Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
‎Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
‎Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
‎Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
‎И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
‎Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
‎Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
‎Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
‎За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
‎И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
‎Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
‎На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
‎Облитый горечью и злостью.

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» написано зрелым Лермонтовым в 1840 году. Критики отметили его как одно из самых значительных произведений в творчестве поэта. Стихотворение датировано 1 января.

Об истории стихотворения

Современники поэта вспоминали, что именно 1 и 2 января поэт посещал маскарады – костюмированные балы, весьма популярные в те годы. Люди, скрывавшиеся под масками, чувствовали себя более раскрепощенно и уверенно, так как были убеждены в том, что под маской их никто не узнает.

Висковатов, ссылаясь на воспоминания А. А. Краевского и В. А. Соллогуба, писал о том, что во время маскарада в Дворянском собрании Лермонтов дерзко ответил дамам в голубом и розовом домино. В обществе намекали, что это были дамы из царской фамилии. Уязвленные женщины предпочли умолчать о случившемся, поскольку сами задели резким словом молодого поэта, и событие прошло бы незамеченным для общества, если бы не это произведение.

По своему обличительному пафосу это произведение близко к стихотворению «На смерть поэта». Оно спровоцировало гнев со стороны светского общества, которое и так недолюбливало Михаила Юрьевича за его угрюмость и злой язык. А появление стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» на страницах «Отечественных записок» вызвало новые гонения на поэта, со стороны тех, кто в этом произведении узнал себя.

Тема и идея произведения

Тему маскарада Лермонтов затрагивает не первый раз. В 1835 году он написал драму маскарад. Лермонтов не очень любил появляться в светском обществе. Это была тонкая чувствительная натура. Он чувствовал фальшь, неискренность за версту, и эта фальшь раздражала его. Сам он притворяться не умел и не хотел, поэтому становился желчным и злым. Идея произведения – противостоянии поэта и светского общества – затрагивалась поэтом тоже не в первый раз. О противостоянии Печорина светскому обществу Лермонтов написал в «Герое нашего времени» Эта же мысль прозвучала в стихотворении «Смерть поэта».

Композиция, построение стиха

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

  1. Первая часть – лирический герой в светском обществе — занимает 10 строк;
  2. Вторая часть – воспоминания о детстве, мечты;
  3. Третья часть можно назвать пробуждением от грез воспоминаний. Она занимает последние 6 строф.

Стихотворение написано шестистрочными строфами, в которых чередуются шестистопные и четырехстопные ямбы. Рифмовка параллельная и перекрестная. Между собой зарифмованы 1 и 2, 4 и 5 строки мужскими рифмами, 3-я и 6 – женскими рифмами.

По мнению исследователей, жанр стихотворения близок к сатирам и ямбам, характерным для французской поэзии. Лирическая вторая часть стихотворения близка к элегии.

Средства художественной выразительности

В этом произведении Лермонтов не поскупился на средства художественной выразительности. В нем присутствуют:

  • Эпитеты — холодные (руки), городские (красавицы) старинная (мечта), святые (звуки), вольная (птица), высокий (дом) заброшенная (теплица), темная (аллея), желтые (листы) робкие (шаги), первое сиянье, долгие часы, толпа людская;
  • Метафоры — пестрая (толпа). Дикий (шепот) , затверженные (речи), небрежная смелость, погибших (лет), спящий (пруд), вечерний (луч), лазурный (огонь), дивное (царство); розовая (улыбка) молодой (день), свежий (островок), влажная (пустыня);
  • Метонимия – бездушные (образы), приличьем стянутые (маски), бестрепетные (руки), ласкаю (мечту), село дымится, встают туманы, цветет (островок), железный (стих), облитый (стих).

Источник

Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен»

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» поможет понять, каким видел окружающий мир Михаил Лермонтов. Это произведение считается одним из наиболее личных лирических признаний в русской поэзии. В каждой строке читается пессимизм и трагическое мироощущение автора.

История создания

Михаил Юрьевич создал «Как часто, пестрою толпою» в 1840 году после празднования Нового года. Лермонтов приступил к написанию на следующий день после торжества. Тогда поэт находился под впечатлением от бал-маскарада, который проходил в Большом театре Петербурга. Во время публикации стихотворению был добавлен эпиграф — «1 января», Лермонтов таким образом дал знать дату создания стиха. В будущем это послужило своеобразным вторым названием работы.

Российский император был лично оскорблен написанным, так как он сам был гостем бала. Правитель сразу понял, каких людей обвиняет поэт. Его слова в некоторой мере задевали и царскую семью, поэтому и без того негативное отношение со стороны Николая Первого только усилилось.

Произведение можно рассматривать, как интимную лирическую исповедь автора. В анализе стихотворения «Первое января» Лермонтова нельзя не заметить, что его строки переполнены разочарованием и сожалением по отношению к современникам поэта.

Иван Тургенев в своих записках рассказывал о праздновании того Нового года. Среди гостей костюмированного бала был и он, и Лермонтов, поэтому писатель имел возможность понаблюдать за юным дарованием. Со слов Ивана Сергеевича, по молодому поэту было видно, что он чувствовал себя некомфортно на мероприятии, а люди не давали ему спокойно вздохнуть. Среди этой шумной толпы был и император России — Николай Первый. Лермонтов же на празднике казался печальным и отдаленным от всех.

Публикация стихотворения впервые состоялась в год его создания, в журнале «Отечественные записки». Оно было высоко оценено литературными критиками. Уже тогда стало понятно, что Лермонтов — это гражданский поэт, он стремится обратить свой талант в борьбу против пороков общества.

Тема и идея

Строчки стихотворения наполнены пафосом борьбы лирического героя с бездушием и лицемерием людей вокруг. Настроение произведения грустное, оно наполнено разочарованием персонажа в своих современниках.

Читайте также:  Установление эмоционального контакта конспект

В произведении Михаил Лермонтов затронул две темы:

  1. Основная тема — фальшь и бездушие светского общества. Его представители увлечены разнообразными развлечениями — балами, театрами, зваными ужинами и совершенно забыли о реальной жизни.
  2. Тема поэта и толпы также проглядывается в стихотворении. Автор выставляет светское общество, таким какое оно есть на самом деле — бездушным и холодным.
  3. К теме потерянного поколения автор обращался не раз в своем творчестве и затронул ее вновь в этом произведении. Она также фигурировала в его стихотворении «Дума», там поэт описывал все грехи своих современников.

Главная проблема произведения — обесценивание человеческих ценностей. Лирический герой очень опечален подобным и он не в состоянии принять такой мир.

Основная идея стихотворения — противопоставление главного персонажа и толпы, ценностей его и светского общества. Поэт показывает, что у окружающих людей души пусты, они лишь играют в чувства. Лермонтов кратко говорит о том, как жаль, что ушли его идеалы детства и люди, жившие в те годы. Ведь тогда все были искренними и по-настоящему добрыми, а сейчас вместо личностей остались лишь маски.

Идея стихотворения одновременно включает в себя и конфликт и центральную проблему произведения: поэт враждебно настроен к светским людям, поскольку они противоположны его романтичным идеалам. Противостояние нравственного героя и бездушной массы остается актуальным вопросом и по сегодняшний день.

Образы и символы

В анализе стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою» можно выделить образ лирического персонажа и птицы. Они помогают сделать подтекст произведения глубже, интересней. Пестрые маски в стихе, выступают своеобразной защитой. За ними люди стараются скрыть не только свои лица, но и пороки, секреты и всю убогость нравов. Но герой это быстро замечает и раскрывает все в своем внутреннем монологе.

Образ лирического персонажа стихотворения словно задает динамику всей работе Лермонтова. Он кажется читателю бунтарем, противником общества, в котором приходится существовать. Герой признается в своем непринятии окружающего социума, но в то же время он прекрасно понимает, что ничтожен против него. В противостоянии обществу он бессилен. Поэтому автору остается только жить во лжи и мире, в котором бессердечные люди скрываются за масками от настоящей жизни.

Птица в произведении символизирует свободу. Герой подобно этому существу желают взлететь, и как вольная птица отправится в мир своего детства, где вокруг были добрые, красивые душой люди.

Особенности композиции

В анализе стихотворения «1 января» Лермонтова нельзя не отметить, что композиция произведения по смыслу делиться на три части. За счет контраста между ними автор раскрывает тему стиха и выражает свое печальное настроение и пессимистическое отношение к обществу:

  1. В первой части произведения поэт вспоминает бал, описывает его шумиху и блеск. Люди на торжестве скрываются за масками. Несмотря на празднование, они не желают оставить в покое героя стихотворения, а поэтому ему все кажется пугающим и неживым.
  2. Вторая часть совершено иная, в ней персонаж вспоминает о детстве, любимых местах, долгих прогулах на природе и сладком одиночестве. Тогда он еще мог остаться наедине с жизнью. Удивительно, что обо всем этом поэт вспомнил, именно когда его окружила толпа, и ни о каком уединении не могло быть и речи.
  3. Последняя часть по мотивам переплетается с первой, она написана в гневном настроении. Лермонтов заканчивает строфу высказыванием о том, что стихом он хотел выразить свою злость на людей, а после бросить его им в глаза.

У произведения рамочная композиция, она создается за счет тождественного эмоционального окраса первой и третьей части. Они отличаются разочарованным, тоскливым настроением. Герою все надоело и он не желает находиться в окружающем его обществе и хаосе.

Жанр и стихотворный размер

Произведение по направлению в литературе относится к романтизму. Род — лирика. Жанр — лирическое стихотворение.

Конфликт лирического персонажа с обществом, описываемый поэтом, относится к романтизму. Герой ставит свои ценности против чужого ему, но привычного светским людям мнения. Лермонтовский персонаж не принимает порядок жизни этих людей, называет их увлечения развратными и пошлыми. В их жизни не осталось места для чего-то доброго, светлого. Все это вытеснили фальшь, игры на публику и развлечения.

Произведение написано в привычной для Лермонтова манере. Стихотворный размер — шести- и четырехстопный ямб с женской рифмой.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич в своем произведении использовал много художественных приемов, что сделало работу очень яркой и эмоциональной. Лермонтов употребил такие тропы:

  • метафоры — «ласкаю мечту», «село дымится», «желтые листы шумят», «железный стих, облитый горечью и злостью», «шум толпы спугнет»;
  • эпитеты в основном описывают мертвое общество, создавая атмосферу наигранности, — «пестрая», «бездушные», «холодный», «старинная», «вольная», «бестрепетные»;
  • сравнения — «как молодого дня за рощей первое сиянье», «как свежий островок безвредно средь морей»;
  • оксюморон — «дикий шёпот» показывает бедность и разврат основных занятий этого общества, что обожает только сплетни и скучные, вымученные разговоры о земных вещах.

Автор также использовал антитезу в композиции, она способствует пониманию мировоззрения поэта и его отношения к творчеству. Анализ стихотворения Лермонтова поможет ученикам 10 классов в подготовке к занятиям и в написании сочинения по произведению.

Источник

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.
История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.

Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.

Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен » Лермонтов М. Ю.

Вариант 1

Будучи подростком, Михаил Лермонтов мечтал о том, чтобы блистать в светском обществе. Однако со временем понял, что люди, с которыми ему приходится общаться на различных балах и приемах, отличаются удивительным лицемерием. Очень скоро молодому поэту наскучили пустые и высокопарные разговоры, которые не имели никакого отношения к действительности, и он стал избегать общения с теми, кого считал «людьми с двойным дном».

Следует учитывать и тот факт, что сам Лермонтов от природы был достаточно скрытным человеком, он не умел на должном уровне поддерживать светскую беседу и награждать женщин льстивыми комплиментами. Когда этого требовал этикет, поэт становился резким и насмешливым, из-за чего очень скоро снискал славу невоспитанного грубияна, презирающего этикет. О чем думал в эти минуты поэт?

Читайте также:  Нашид чувства любви перевод

Свои мысли и наблюдения он попытался изложить в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…», которое написал в январе 1840 года. В это время Лермонтов, получив очередной отпуск, на несколько недель приехал в Москву и оказался в гуще светские события, когда традиционные зимние балы следовали буквально один за другим. Проигнорировать он их не мог, однако удовольствия от необходимости присутствовать на каждом таком мероприятии явно не испытывал.

Наблюдая за развлечениями «пестрой толпы», автор подчеркивает, что в этот момент, «наружно погружаясь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту». О чем же грезит в этот момент Лермонтов? Мысли переносят его в далекое прошлое, когда он был еще совсем ребенком и жил вместе с родителями в селе Михайловском, недалеко от местечка Тарханы. Этот период детства, когда еще была жива мать поэта, Лермонтов вспоминает с особой теплотой. Он видит «высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей», по которому так любил бродить, прислушиваясь к шороху опавших желтых листьев под ногами.

Однако идеалистическая картина, которую рисует в своем воображении поэт, совершенно не вяжется с окружающей его действительностью, когда «при диком шепоте затверженных речей, мелькают образы бездушные людей». Поэтому на балах и светских приемах Лермонтов предпочитает уединиться, чтобы предаться мечтам, в которых царят покой и гармония.

Более того, поэт олицетворяет свои грезы с таинственной незнакомкой, которая рисуется ему в образе юной девушки «с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье». Этот образ настолько пленил автора, что он находил в уединении особую прелесть и «долгие часы просиживал один», не обращая внимания на шум и суету толпы.

Но рано или поздно наступал тот момент, когда кто-то из присутствующих разрушал грезы поэта, заставляя его вернуться в реальный мир, насквозь фальшивый, полный лжи и жеманства. И тогда у Лермонтова возникало лишь одно желание – «смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью».

Это произведение, наполненное одновременно романтикой и агрессией, как нельзя лучше характеризует внутренний мир Лермонтова, противоречивый и непредсказуемый. За 28 лет своей жизни поэт так и не сумел научиться жить в гармонии не только с окружающими его людьми, но и с самим собой. Поэтому его поздние стихи наполнены горечью, обидой и сожалением о том, что автору так и не удалось познать чувство всепоглощающего счастья.

Поэт был недоволен собственной судьбой, однако еще большую злость в нем вызывали поступки представителей высшего света, которых Лермонтов считал пустыми и никчемными людьми, живущими лишь ради того, чтобы предаваться страстям и порокам. И это чувство раздражения поэт выплескивал не только на публике, но и в своих стихах, защищаясь, таким образом, от человеческого равнодушия и бессмысленности бытия.

Вариант 2

«Железным стихом» выплеснута трагичность лермонтовской лирики в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года. Там, среди шумной толпы, спрятанной под затейливые личины, находился сам Николай Первый. Именно поэтому, проставленная Лермонтовым дата, 1‑ое января 1840 года, вызвала ярость у самодержца, прекрасно понимавшего, в чей адрес бросает поэт громкие обвинения.

Категорически заявленный пессимизм, трагичность мироощущения передается через контраст между тремя частями стихотворения.

Две первые строфы — мир, «враждебный» для лирического героя. В нем все дисгармонично: звуки («дикий шепот затверженных речей». «шум музыки и пляски»), цвета («пестрая толпа») и люди («маски». «бездушные образы»). Мучительное взаимодействие героя с миром лжи, где каждый носит маску, убивающую жизнь настоящую, передано через ряд эпитетов («дикий шепот». «бестрепетные руки»).

Мертвенность, бездушие, статика маскарада показана через синтаксические средства. Сложные предложения с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный бал не пульсирует жизнью, интенсивно здесь только мучительное переживание настоящего лирическим героем.

«Как будто бы сквозь сон» видится в стихотворении мир иной. Центральная часть произведения переносит читателя в «царство дивное». Мечта-воспоминание о родном доме и саде, «спящем пруде». «темных аллеях» живописна и многокрасочна. Гармония и чистота сквозят в каждом образе. Именно здесь, в потерянном «свежем островке». предмет грез героя — прекрасная девушка, о которой он плачет и тоскует.

К этой милой старине устремлен герой «вольной, вольной птицей». Двойной повтор эпитета говорит о неуёмной жажде свободы и гармонии.

Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:

Я долгие часы просиживал один.

но это одиночество амбивалентно, оно и благо, и проклятие одновременно.

Композиционное искусство антитезы в стихотворении ярко подчеркивает пронзительный психологизм лермонтовского творчества. Третья часть произведения, перекликаясь с первой и создавая тем самым рамочную композицию, синтезирует в себе содержание предшествующих строф. Осознанный лирическим героем обман укрепляет его гнев, дающий силу не поддаться общей инертности жизни, а противопоставить ей деятельность. Восклицательные интонации и междометие показывают, как стремление к мечте, испуганной шумом безликой толпы, сменяется на жажду мщения, которая вырабатывает новый образ поэзии, «железный стих, облитый горечью и злостью».

«Как часто пестрою толпою окружен» — стихотворение, в котором бесконечная амплитуда трагических колебаний от душевного подъема до отчаяния, исполненного яростью, помогает понять первоосновы всего творческого мироощущения поэта.

Вариант 3

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Как и во многих других стихах поэта, здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света».

В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины.

Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности.

Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Поэт думал «о ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня …»

Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом, о прекрасных былых днях – тема в поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20‑х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …»

Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света».

Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой – острые и точные характеристики высшего общества, во второй – безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной (смежной) рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму. Тем самым автор как бы «затворяет», замыкает четверостишие в себе, делая его более законченным, мысль – завершенной. Строфа – одно предложение.

Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты («пестрая толпа» , «затверженные речи» , «бездушные образы» , «лазурный огонь») , метафоры («железный стих» , «облитый горечью и злостью») ; сравнения («лечу я вольной птицей») ; олицетворения («листы шумят» , «луч глядит» , «встают вдали туманы») .

Читайте также:  При депрессии боль чаще всего

Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия:

О, как мне хочется смутить веселость их …

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку.

Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Нас пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: «неприязнь» к «бездушным людям», мечта о безмятежной и, увы, скоротечной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества.

Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение.

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе затерялся и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определенным образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще более обострилось.

Опубликован стих в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили – стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причем это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Образы и символы

Образы и символы стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» придают работе глубокий подтекст. Так, при помощи пестрых масок общество пытается скрыть свои пороки, тайны, всю желчь нравов. Но герой ловко подмечает это и обличает в своем внутреннем монологе.

  • Образ птицы нередко в произведениях русской литературы символизирует свободу и независимость. Так и герой хочет вспорхнуть, как «вольная птица» и унестись в мир детства, где его окружали лишь добро и красота.
  • Задает динамику стихотворения образ лирического героя. Он предстает перед читателями бунтарем, противником светского общества, в котором ему приходится жить. Он признает свое неприятие к нему и в то же время осознает свое бессилие с ним бороться. Ему лишь остаётся существовать в мире лжи , где «бездушные люди» не могут обходиться без «стянутых масок», закрываясь от настоящей жизни.

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создает рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где все шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому все вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свои обличительные стихи.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» раскрывается в противопоставлении главного героя и толпы, его ценностей и взглядов светского общества. Автор указывает на то, что окружающие только изображают чувства, но души их пусты. Он сожалеет об утраченных идеалах детства, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не маски.

Таким образом, смысл стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамляет одновременно и конфликт, и главную проблему произведения: он враждебен по отношению к светскому обществу, потому что оно противостоит его идеалам (в лучших традициях романтизма). К сожалению, вопрос противостояния ценностей высоконравственного героя и бездушного мировоззрения людей остается открытым до сих пор.

Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Также в нем используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

Жанровые особенности и работа на уроке

Жанр произведения «Как часто пёстрою толпою…» можно охарактеризовать как лирическое стихотворение. На это указывают все признаки:

  • описание внутреннего мира героя;
  • размышления и чувства;
  • присутствие сюжетной линии;
  • наличие главного персонажа;
  • повествование от первого лица.

При написании поэт использовал два стихотворных размера: шестистопный и четырёхстопный ямб. На уроке литературы учащиеся определяют, какие средства выразительности использовал поэт, и учатся их находить. Они заполняют читательский дневник, где кратко излагают содержание произведения и свои впечатления от прочитанного.

В рамках школьной программы учитель предлагает понаблюдать за тем, как меняется настрой лирического героя, какие рифмы и средства выразительности применяет автор. В классе или дома учащиеся пишут сочинение.

Система образов

Стихотворение выстроено на контрасте двух изобразительных рядов.

Первый ряд – это образы великосветского бала: «пёстрая толпа», «шум толпы людской», «дикий шёпот затверженных речей», «образы бездушные людей», «красавиц городских давно бестрепетные руки». Они передают холод, мертвенность, пустоты городского бала, притворство и привычку, царящие в этом узком мирке.

Второй ряд составляют образы «старинной мечты»: «родные всё места», «высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей», «мечты моей созданье», «с улыбкой розовой», «с глазами, полными лазурного огня», «царство дивное».

Этот мир, наполовину выдуманный или увиденный героем сквозь сон, полон трепетного волнения, неясных обещаний счастья, искреннего тепла и жизни.

Пробуждаясь от грёз, поэт в ярости окидывает взглядом пустоту наполненного зала и понимает, что всё в нём – обман.

Актуальность

Произведение Лермонтова очень актуально. Человечество всё сильнее вовлекается в круговорот внешней успешности. Все хотят не быть, а казаться. Мир становится похожим на грандиозный маскарад.

Увлекаясь внешней игрой, мы забываем о самом главном. Любовь, чистота, семейное тепло, наша малая родина многим кажутся чем-то смешным. Многие стесняются своего прошлого, если оно не было блестящим.

Необходимо сохранять свою неповторимость, помнить о том, что приносит радость душе, а не телу.

Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано неравносложным ямбом.

Оно разбито на шестистишия, и схема рифм в каждом из них выглядит так: ААБВВБ.

При этом 3-я и 6-я строки на 2 стопы короче, чем 1-я, 2-я, 4-я и 5-я.

Поэт использует параллельную и перекрёстную рифмовку.

Большой объём произведения соответствует масштабу авторского замысла. В 42 строках стихотворения разворачивается панорама образов прошлого и настоящего, волнообразно сменяющих друг друга.

По ритму и строфике стихотворение напоминает вихрь вальса, образы, словно пары танцующих, совершают движение по кругу и возвращаются на исходные позиции.

Источник

Оцените статью