Как часто пестрою толпою окружен какие два мира владеют чувствами

Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен»

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» поможет понять, каким видел окружающий мир Михаил Лермонтов. Это произведение считается одним из наиболее личных лирических признаний в русской поэзии. В каждой строке читается пессимизм и трагическое мироощущение автора.

История создания

Михаил Юрьевич создал «Как часто, пестрою толпою» в 1840 году после празднования Нового года. Лермонтов приступил к написанию на следующий день после торжества. Тогда поэт находился под впечатлением от бал-маскарада, который проходил в Большом театре Петербурга. Во время публикации стихотворению был добавлен эпиграф — «1 января», Лермонтов таким образом дал знать дату создания стиха. В будущем это послужило своеобразным вторым названием работы.

Российский император был лично оскорблен написанным, так как он сам был гостем бала. Правитель сразу понял, каких людей обвиняет поэт. Его слова в некоторой мере задевали и царскую семью, поэтому и без того негативное отношение со стороны Николая Первого только усилилось.

Произведение можно рассматривать, как интимную лирическую исповедь автора. В анализе стихотворения «Первое января» Лермонтова нельзя не заметить, что его строки переполнены разочарованием и сожалением по отношению к современникам поэта.

Иван Тургенев в своих записках рассказывал о праздновании того Нового года. Среди гостей костюмированного бала был и он, и Лермонтов, поэтому писатель имел возможность понаблюдать за юным дарованием. Со слов Ивана Сергеевича, по молодому поэту было видно, что он чувствовал себя некомфортно на мероприятии, а люди не давали ему спокойно вздохнуть. Среди этой шумной толпы был и император России — Николай Первый. Лермонтов же на празднике казался печальным и отдаленным от всех.

Публикация стихотворения впервые состоялась в год его создания, в журнале «Отечественные записки». Оно было высоко оценено литературными критиками. Уже тогда стало понятно, что Лермонтов — это гражданский поэт, он стремится обратить свой талант в борьбу против пороков общества.

Тема и идея

Строчки стихотворения наполнены пафосом борьбы лирического героя с бездушием и лицемерием людей вокруг. Настроение произведения грустное, оно наполнено разочарованием персонажа в своих современниках.

В произведении Михаил Лермонтов затронул две темы:

  1. Основная тема — фальшь и бездушие светского общества. Его представители увлечены разнообразными развлечениями — балами, театрами, зваными ужинами и совершенно забыли о реальной жизни.
  2. Тема поэта и толпы также проглядывается в стихотворении. Автор выставляет светское общество, таким какое оно есть на самом деле — бездушным и холодным.
  3. К теме потерянного поколения автор обращался не раз в своем творчестве и затронул ее вновь в этом произведении. Она также фигурировала в его стихотворении «Дума», там поэт описывал все грехи своих современников.

Главная проблема произведения — обесценивание человеческих ценностей. Лирический герой очень опечален подобным и он не в состоянии принять такой мир.

Основная идея стихотворения — противопоставление главного персонажа и толпы, ценностей его и светского общества. Поэт показывает, что у окружающих людей души пусты, они лишь играют в чувства. Лермонтов кратко говорит о том, как жаль, что ушли его идеалы детства и люди, жившие в те годы. Ведь тогда все были искренними и по-настоящему добрыми, а сейчас вместо личностей остались лишь маски.

Идея стихотворения одновременно включает в себя и конфликт и центральную проблему произведения: поэт враждебно настроен к светским людям, поскольку они противоположны его романтичным идеалам. Противостояние нравственного героя и бездушной массы остается актуальным вопросом и по сегодняшний день.

Образы и символы

В анализе стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою» можно выделить образ лирического персонажа и птицы. Они помогают сделать подтекст произведения глубже, интересней. Пестрые маски в стихе, выступают своеобразной защитой. За ними люди стараются скрыть не только свои лица, но и пороки, секреты и всю убогость нравов. Но герой это быстро замечает и раскрывает все в своем внутреннем монологе.

Читайте также:  Стресс как фактор риска для здоровья

Образ лирического персонажа стихотворения словно задает динамику всей работе Лермонтова. Он кажется читателю бунтарем, противником общества, в котором приходится существовать. Герой признается в своем непринятии окружающего социума, но в то же время он прекрасно понимает, что ничтожен против него. В противостоянии обществу он бессилен. Поэтому автору остается только жить во лжи и мире, в котором бессердечные люди скрываются за масками от настоящей жизни.

Птица в произведении символизирует свободу. Герой подобно этому существу желают взлететь, и как вольная птица отправится в мир своего детства, где вокруг были добрые, красивые душой люди.

Особенности композиции

В анализе стихотворения «1 января» Лермонтова нельзя не отметить, что композиция произведения по смыслу делиться на три части. За счет контраста между ними автор раскрывает тему стиха и выражает свое печальное настроение и пессимистическое отношение к обществу:

  1. В первой части произведения поэт вспоминает бал, описывает его шумиху и блеск. Люди на торжестве скрываются за масками. Несмотря на празднование, они не желают оставить в покое героя стихотворения, а поэтому ему все кажется пугающим и неживым.
  2. Вторая часть совершено иная, в ней персонаж вспоминает о детстве, любимых местах, долгих прогулах на природе и сладком одиночестве. Тогда он еще мог остаться наедине с жизнью. Удивительно, что обо всем этом поэт вспомнил, именно когда его окружила толпа, и ни о каком уединении не могло быть и речи.
  3. Последняя часть по мотивам переплетается с первой, она написана в гневном настроении. Лермонтов заканчивает строфу высказыванием о том, что стихом он хотел выразить свою злость на людей, а после бросить его им в глаза.

У произведения рамочная композиция, она создается за счет тождественного эмоционального окраса первой и третьей части. Они отличаются разочарованным, тоскливым настроением. Герою все надоело и он не желает находиться в окружающем его обществе и хаосе.

Жанр и стихотворный размер

Произведение по направлению в литературе относится к романтизму. Род — лирика. Жанр — лирическое стихотворение.

Конфликт лирического персонажа с обществом, описываемый поэтом, относится к романтизму. Герой ставит свои ценности против чужого ему, но привычного светским людям мнения. Лермонтовский персонаж не принимает порядок жизни этих людей, называет их увлечения развратными и пошлыми. В их жизни не осталось места для чего-то доброго, светлого. Все это вытеснили фальшь, игры на публику и развлечения.

Произведение написано в привычной для Лермонтова манере. Стихотворный размер — шести- и четырехстопный ямб с женской рифмой.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич в своем произведении использовал много художественных приемов, что сделало работу очень яркой и эмоциональной. Лермонтов употребил такие тропы:

  • метафоры — «ласкаю мечту», «село дымится», «желтые листы шумят», «железный стих, облитый горечью и злостью», «шум толпы спугнет»;
  • эпитеты в основном описывают мертвое общество, создавая атмосферу наигранности, — «пестрая», «бездушные», «холодный», «старинная», «вольная», «бестрепетные»;
  • сравнения — «как молодого дня за рощей первое сиянье», «как свежий островок безвредно средь морей»;
  • оксюморон — «дикий шёпот» показывает бедность и разврат основных занятий этого общества, что обожает только сплетни и скучные, вымученные разговоры о земных вещах.

Автор также использовал антитезу в композиции, она способствует пониманию мировоззрения поэта и его отношения к творчеству. Анализ стихотворения Лермонтова поможет ученикам 10 классов в подготовке к занятиям и в написании сочинения по произведению.

Источник

Поэтическая исповедь М.Ю. Лермонтова «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

Разделы: Литература

Цели:

  1. Создать условия для расширения представления учащихся о лирике М. Ю. Лермонтова, познания внутреннего мира поэта.
  2. Способствовать обучению школьников анализу стихотворения, выразительному чтению.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя.

Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. (И. Андроников)

Ход урока

  • Орг. момент.
  • Мотивация.

Сегодня на уроке мы продолжим познание внутреннего мира М. Ю. Лермонтова, опираясь на его стихотворения, так как поэзия его — своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, поэтому эпиграфом являются слова И. Андроникова, который всю свою сознательную жизнь посвятил изучению личности и творчества поэта: “Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”.

Читайте также:  Те кто не может справиться с депрессией

Основной вопрос, на который мы постараемся найти ответ на уроке, — почему неизбежен конфликт между поэтом и обществом?

1. Рассмотрите портрет М. Ю. Лермонтова и прочтите, как оценил его внутреннее состояние И. С. Тургенев, что поможет вам понять душу поэта:

“В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий . Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. – На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

“Когда касаются холодных рук моих…”

2. Закройте глаза и прослушаете стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружен. . . ”:

Какие картины вы увидели? Какое впечатление произвело это стихотворение на вас?

3. От ваших личных впечатлений мы переходим к анализу стихотворения.

  • На сколько частей можно разделить это стихотворение?

Ответ: Стихотворение можно разделить на три части:

1 часть — картина великосветского бала светской толпы;

2 часть — светлый мир своих воспоминаний;

В 3 части происходит возвращение поэта в чуждый ему мир.

  • Стихотворение начинается с картины маскарада. Какие чувства волнуют поэта?

Ответ: В начале стихотворения поэт рисует картину бала в светском

обществе. Перед ним мелькают карнавальные костюмы, одна назойливая маска сменяет другую, слышна весёлая музыка, смех. Казалось бы, нет ничего прекраснее новогоднего праздника. Но поэту духовно чужды эти пустые и надменные даже не лица, а маски, и мы понимаем, что это не маскарадные маски, а маски, за которые прячется убожество, бездушие и пустота. У этих людей нет лиц, потому что лицо — индивидуально, здесь же нет индивидуальности. Поэту душно и тяжело находиться в этом мире, в мире образов.

4. Просмотрите слайды, перечитайте строки. Вам предстоит работа по вариантам:

1 вариант 2 вариант
1. Какие детали раскрывают чувства лирического героя в 1 части стихотворения? 1. Какой мир возникает в мечтах поэта?
2. Обратите внимание
  • описание внешности и поведения людей;
  • на краски, цветовую гамму маскарада;
  • звуки, характер музыки
2. Обратите внимание
  • на краски, цветовую гамму;
  • звуки;
  • чувства лирического героя.
3. Какие средства художественной изобразительности помогли М. Ю. Лермонтову создать картину бала? 3. Какие средства художественной изобразительности помогли М. Ю. Лермонтову создать мир своей мечты?
1 вариант

Пестрая толпа и блеск создают картину суеты, мимолетности, и все как ненастоящее, фальшивое. Музыка должна быть красива (в то время танцевали вальс, мазурку), но она не приносит радости, от неё нет красоты, только шум. Шепот предполагает искренность, интимность, но на маскараде произносят затверженные речи, поэтому шепот дикий. (Слово дикий означает или людей, находящихся в первобытном состоянии,. или нелепый, странный, или грубый).

Записные красавицы с небрежной смелостью протягиваютдавно бестрепетные руки, то есть в них нет чувств, они только пытаются сыграть в чувства, но всё это ложь.

Эпитеты, сравнения, звукопись

(аллитерация: “с”, “ш”, “ч” создают атмосферу шипения, “3”, “ж” — жужжания)

2 вариант

Чтобы забыться, отдохнуть от этого блеска, суеты, герой погружается в светлый мир воспоминаний. Он вспоминает дорогие его сердцу места: барский дом, сад, спящий пруд, дымящееся село, туманы над полями.

Цветовая гамма меняется: она яркая, чистая, радостная (вечерний луч, а он алый, желтые листы, лазурный огонь, улыбка розовая, зелень трав).

Душевные волнения уступают место спокойствию и безмятежности, звуки природы (шелест листвы, тишина).

Когда поэт возвращается в светлый мир детства и природы, его волнуют чувства любви, нежности и тоски оттого, что это уже никогда не повторится. Невозможность погрузиться в этот мир печалит лирического героя.

Эпитеты, сравнения, метафора, звукопись (ассонанс: “у” — усиление задумчивости, печали, “ю”- изображение нежности, любви)

5. Почему поэт, рисуя настоящее и прошлое, противопоставляет одно другому?

Ответ: Холодному миру масок противостоит мечта поэта об истинной жизни и счастье, поэт не только бичует большой свет, но и противопоставляет ему простую, истинную жизнь, близкую и дорогую ему. Бездушному миру масок Лермонтов противопоставляет воображаемый, но в сущности реальный мир, мир счастья, тишины и благопол\^чия, мир естественный, поэтому человечный. Образ прекрасной девушки лишь набросан штрихами, но и он сливается с миром гармонии и красоты в мечтах поэта. Мир действительный противостоит миру идеальному, воображаемом), воссозданному на основе прошлых впечатлении. Не реальная действительность привлекает поэта, а мир, созданный воображением поэта. Недаром настоящее рисуется, как сон, а воображаемый мир встает как зримый, в реальных образах. Лермонтов скучал и задыхался в долиной атмосфере света, куда определила его судьба. Душа Лермонтова живёт “вольной птицей” только тогда, когда он вспоминает родные места. Но мечта всего лишь свежий островок, мечта поэта хрупка:

И шум толпы людской спугнет мечту мою. На праздник незваную гостью.

Используя приём контраста, Лермонтов не только изображает негативное отношение к свету, но и высказывает свою мечту о подлинной жизни, в которой он единственно счастлив. А счастлив он в деревне, в максимально приближенном к природе мире.

6. Какова роль последней строфы стихотворения? Перечитайте эту строфу.

Несмотря на любовь и привязанность к недавней старине, лирический герой убежден в том, что приятные мечты не могут полностью заменить реальную жизнь. Он видит в них обман, временное убежище от бури тягостных сомнений и страстей. Тем не менее, этот мир очень дорог поэту, и спугнувший мечту “шум людской толпы” вызывает раздражение и злость. Поэтому ему хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью. Недовольство и раздражение перерастает в открытый протест. И слово железный стих, в котором заключено презрение и ненависть, которые испытывает поэт к этому обществу и воплощаемым им ложным ценностям, ассоциируется с оружием поэта.

7. Как вы думаете, каков жанр стихотворения?

Ответ: Это исповедь поэта, потому что в этом стихотворении даётся откровенное признание, рассказ о своих откровенных мыслях, взглядах, чувствах.

Это и сатира, так как в первой части изображено резко отрицательное отношение автора к изображаемому, беспощадно высмеивается человеческое несовершенство и несовершенство общества. Это и элегия, так как передаются глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Во второй части все признаки элегии — созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни, любви и т. д.

8. Сделайте вывод, почему неизбежен конфликт между М. Ю. Лермонтовым и светским обществом?

Ответ: Это стихотворение, как мы уже говорили, является лирическим дневником поэта, который чувствует неприязнь к бездушным людям, неудовлетворенность пустой жизнью; ему не даёт покоя мечта о безмятежной юности, но вырваться из завистливого и душного света не представляется возможным. Лирический герой не может существовать вне пёстрой толпы, пусть даже духовно чуждой ему. В этом трагедия лирического героя.

9. Что нового мы узнали о внутреннем мире поэта? Что позволяет М. Ю. Лермонтову сказать: “Моя жизнь — я сам”?

10. И заключает тему “Поэтическая исповедь” стихотворение “И скучно и грустно”. Это, действительно, исповедь поэта, размышление о смысле жизни, о прошлом и настоящем, любви и дружбе. Недаром И. Андроников писал: “Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”

Источник

Читайте также:  Методы управления стрессом психология
Оцените статью