Как часто пестрою толпою окружен чувства

Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен»

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» поможет понять, каким видел окружающий мир Михаил Лермонтов. Это произведение считается одним из наиболее личных лирических признаний в русской поэзии. В каждой строке читается пессимизм и трагическое мироощущение автора.

История создания

Михаил Юрьевич создал «Как часто, пестрою толпою» в 1840 году после празднования Нового года. Лермонтов приступил к написанию на следующий день после торжества. Тогда поэт находился под впечатлением от бал-маскарада, который проходил в Большом театре Петербурга. Во время публикации стихотворению был добавлен эпиграф — «1 января», Лермонтов таким образом дал знать дату создания стиха. В будущем это послужило своеобразным вторым названием работы.

Российский император был лично оскорблен написанным, так как он сам был гостем бала. Правитель сразу понял, каких людей обвиняет поэт. Его слова в некоторой мере задевали и царскую семью, поэтому и без того негативное отношение со стороны Николая Первого только усилилось.

Произведение можно рассматривать, как интимную лирическую исповедь автора. В анализе стихотворения «Первое января» Лермонтова нельзя не заметить, что его строки переполнены разочарованием и сожалением по отношению к современникам поэта.

Иван Тургенев в своих записках рассказывал о праздновании того Нового года. Среди гостей костюмированного бала был и он, и Лермонтов, поэтому писатель имел возможность понаблюдать за юным дарованием. Со слов Ивана Сергеевича, по молодому поэту было видно, что он чувствовал себя некомфортно на мероприятии, а люди не давали ему спокойно вздохнуть. Среди этой шумной толпы был и император России — Николай Первый. Лермонтов же на празднике казался печальным и отдаленным от всех.

Публикация стихотворения впервые состоялась в год его создания, в журнале «Отечественные записки». Оно было высоко оценено литературными критиками. Уже тогда стало понятно, что Лермонтов — это гражданский поэт, он стремится обратить свой талант в борьбу против пороков общества.

Тема и идея

Строчки стихотворения наполнены пафосом борьбы лирического героя с бездушием и лицемерием людей вокруг. Настроение произведения грустное, оно наполнено разочарованием персонажа в своих современниках.

В произведении Михаил Лермонтов затронул две темы:

  1. Основная тема — фальшь и бездушие светского общества. Его представители увлечены разнообразными развлечениями — балами, театрами, зваными ужинами и совершенно забыли о реальной жизни.
  2. Тема поэта и толпы также проглядывается в стихотворении. Автор выставляет светское общество, таким какое оно есть на самом деле — бездушным и холодным.
  3. К теме потерянного поколения автор обращался не раз в своем творчестве и затронул ее вновь в этом произведении. Она также фигурировала в его стихотворении «Дума», там поэт описывал все грехи своих современников.

Главная проблема произведения — обесценивание человеческих ценностей. Лирический герой очень опечален подобным и он не в состоянии принять такой мир.

Основная идея стихотворения — противопоставление главного персонажа и толпы, ценностей его и светского общества. Поэт показывает, что у окружающих людей души пусты, они лишь играют в чувства. Лермонтов кратко говорит о том, как жаль, что ушли его идеалы детства и люди, жившие в те годы. Ведь тогда все были искренними и по-настоящему добрыми, а сейчас вместо личностей остались лишь маски.

Идея стихотворения одновременно включает в себя и конфликт и центральную проблему произведения: поэт враждебно настроен к светским людям, поскольку они противоположны его романтичным идеалам. Противостояние нравственного героя и бездушной массы остается актуальным вопросом и по сегодняшний день.

Образы и символы

В анализе стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою» можно выделить образ лирического персонажа и птицы. Они помогают сделать подтекст произведения глубже, интересней. Пестрые маски в стихе, выступают своеобразной защитой. За ними люди стараются скрыть не только свои лица, но и пороки, секреты и всю убогость нравов. Но герой это быстро замечает и раскрывает все в своем внутреннем монологе.

Читайте также:  Причины возникновения стресса кратко

Образ лирического персонажа стихотворения словно задает динамику всей работе Лермонтова. Он кажется читателю бунтарем, противником общества, в котором приходится существовать. Герой признается в своем непринятии окружающего социума, но в то же время он прекрасно понимает, что ничтожен против него. В противостоянии обществу он бессилен. Поэтому автору остается только жить во лжи и мире, в котором бессердечные люди скрываются за масками от настоящей жизни.

Птица в произведении символизирует свободу. Герой подобно этому существу желают взлететь, и как вольная птица отправится в мир своего детства, где вокруг были добрые, красивые душой люди.

Особенности композиции

В анализе стихотворения «1 января» Лермонтова нельзя не отметить, что композиция произведения по смыслу делиться на три части. За счет контраста между ними автор раскрывает тему стиха и выражает свое печальное настроение и пессимистическое отношение к обществу:

  1. В первой части произведения поэт вспоминает бал, описывает его шумиху и блеск. Люди на торжестве скрываются за масками. Несмотря на празднование, они не желают оставить в покое героя стихотворения, а поэтому ему все кажется пугающим и неживым.
  2. Вторая часть совершено иная, в ней персонаж вспоминает о детстве, любимых местах, долгих прогулах на природе и сладком одиночестве. Тогда он еще мог остаться наедине с жизнью. Удивительно, что обо всем этом поэт вспомнил, именно когда его окружила толпа, и ни о каком уединении не могло быть и речи.
  3. Последняя часть по мотивам переплетается с первой, она написана в гневном настроении. Лермонтов заканчивает строфу высказыванием о том, что стихом он хотел выразить свою злость на людей, а после бросить его им в глаза.

У произведения рамочная композиция, она создается за счет тождественного эмоционального окраса первой и третьей части. Они отличаются разочарованным, тоскливым настроением. Герою все надоело и он не желает находиться в окружающем его обществе и хаосе.

Жанр и стихотворный размер

Произведение по направлению в литературе относится к романтизму. Род — лирика. Жанр — лирическое стихотворение.

Конфликт лирического персонажа с обществом, описываемый поэтом, относится к романтизму. Герой ставит свои ценности против чужого ему, но привычного светским людям мнения. Лермонтовский персонаж не принимает порядок жизни этих людей, называет их увлечения развратными и пошлыми. В их жизни не осталось места для чего-то доброго, светлого. Все это вытеснили фальшь, игры на публику и развлечения.

Произведение написано в привычной для Лермонтова манере. Стихотворный размер — шести- и четырехстопный ямб с женской рифмой.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич в своем произведении использовал много художественных приемов, что сделало работу очень яркой и эмоциональной. Лермонтов употребил такие тропы:

  • метафоры — «ласкаю мечту», «село дымится», «желтые листы шумят», «железный стих, облитый горечью и злостью», «шум толпы спугнет»;
  • эпитеты в основном описывают мертвое общество, создавая атмосферу наигранности, — «пестрая», «бездушные», «холодный», «старинная», «вольная», «бестрепетные»;
  • сравнения — «как молодого дня за рощей первое сиянье», «как свежий островок безвредно средь морей»;
  • оксюморон — «дикий шёпот» показывает бедность и разврат основных занятий этого общества, что обожает только сплетни и скучные, вымученные разговоры о земных вещах.

Автор также использовал антитезу в композиции, она способствует пониманию мировоззрения поэта и его отношения к творчеству. Анализ стихотворения Лермонтова поможет ученикам 10 классов в подготовке к занятиям и в написании сочинения по произведению.

Источник

Как часто пестрою толпою окружен… (Лермонтов)

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
‎При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
‎Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
‎Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
‎Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
‎Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
‎И сад с разрушенной теплицей;

Читайте также:  Кто самый эмоциональный знак зодиака

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
‎Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
‎Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
‎Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
‎За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
‎И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
‎Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
‎На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
‎Облитый горечью и злостью.

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» написано зрелым Лермонтовым в 1840 году. Критики отметили его как одно из самых значительных произведений в творчестве поэта. Стихотворение датировано 1 января.

Об истории стихотворения

Современники поэта вспоминали, что именно 1 и 2 января поэт посещал маскарады – костюмированные балы, весьма популярные в те годы. Люди, скрывавшиеся под масками, чувствовали себя более раскрепощенно и уверенно, так как были убеждены в том, что под маской их никто не узнает.

Висковатов, ссылаясь на воспоминания А. А. Краевского и В. А. Соллогуба, писал о том, что во время маскарада в Дворянском собрании Лермонтов дерзко ответил дамам в голубом и розовом домино. В обществе намекали, что это были дамы из царской фамилии. Уязвленные женщины предпочли умолчать о случившемся, поскольку сами задели резким словом молодого поэта, и событие прошло бы незамеченным для общества, если бы не это произведение.

По своему обличительному пафосу это произведение близко к стихотворению «На смерть поэта». Оно спровоцировало гнев со стороны светского общества, которое и так недолюбливало Михаила Юрьевича за его угрюмость и злой язык. А появление стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» на страницах «Отечественных записок» вызвало новые гонения на поэта, со стороны тех, кто в этом произведении узнал себя.

Тема и идея произведения

Тему маскарада Лермонтов затрагивает не первый раз. В 1835 году он написал драму маскарад. Лермонтов не очень любил появляться в светском обществе. Это была тонкая чувствительная натура. Он чувствовал фальшь, неискренность за версту, и эта фальшь раздражала его. Сам он притворяться не умел и не хотел, поэтому становился желчным и злым. Идея произведения – противостоянии поэта и светского общества – затрагивалась поэтом тоже не в первый раз. О противостоянии Печорина светскому обществу Лермонтов написал в «Герое нашего времени» Эта же мысль прозвучала в стихотворении «Смерть поэта».

Композиция, построение стиха

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

  1. Первая часть – лирический герой в светском обществе — занимает 10 строк;
  2. Вторая часть – воспоминания о детстве, мечты;
  3. Третья часть можно назвать пробуждением от грез воспоминаний. Она занимает последние 6 строф.

Стихотворение написано шестистрочными строфами, в которых чередуются шестистопные и четырехстопные ямбы. Рифмовка параллельная и перекрестная. Между собой зарифмованы 1 и 2, 4 и 5 строки мужскими рифмами, 3-я и 6 – женскими рифмами.

По мнению исследователей, жанр стихотворения близок к сатирам и ямбам, характерным для французской поэзии. Лирическая вторая часть стихотворения близка к элегии.

Средства художественной выразительности

В этом произведении Лермонтов не поскупился на средства художественной выразительности. В нем присутствуют:

  • Эпитеты — холодные (руки), городские (красавицы) старинная (мечта), святые (звуки), вольная (птица), высокий (дом) заброшенная (теплица), темная (аллея), желтые (листы) робкие (шаги), первое сиянье, долгие часы, толпа людская;
  • Метафоры — пестрая (толпа). Дикий (шепот) , затверженные (речи), небрежная смелость, погибших (лет), спящий (пруд), вечерний (луч), лазурный (огонь), дивное (царство); розовая (улыбка) молодой (день), свежий (островок), влажная (пустыня);
  • Метонимия – бездушные (образы), приличьем стянутые (маски), бестрепетные (руки), ласкаю (мечту), село дымится, встают туманы, цветет (островок), железный (стих), облитый (стих).
Читайте также:  Чувство нереальности происходящего при всд

Источник

Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен: Стих

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» Лермонтова

М. Ю. Лермонтов к концу жизни совершенно охладел к светскому образу жизни. Ему от рождения были присуще стремление к одиночеству, усилившееся увлечением романтизмом. Лермонтов имел твердые убеждения, которые не мог свободно высказывать в высших кругах. Его открытые взгляды вызывали насмешки и подозрения. Это еще больше замыкало поэта в себе, он производил впечатление постоянно угрюмого и мрачного человека. Но дворянское положение обязывало его присутствовать на самых важных светских балах. Один из таких балов-маскарадов проходил в январе 1840 г. Поэт с неохотой побывал на нем и выразил свои ощущения в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Уже с первых строк чувствуется раздражение поэта от происходящего. Балы сопровождались соблюдением строгих приличий и изысканными речами под звуки прекрасной музыки. Характеристика бала Лермонтовым дает совершенно другую картину: «пляска», «дикий шепот», «образы бездушные». Автор знает, что все присутствующие прекрасно понимают ненатуральность происходящего, но никогда в этом не признаются. Любой бал пропитан фальшью и обманом. Разговоры людей не имеют смысла и не касаются хоть сколько-нибудь значимых тем. Взаимная ненависть и злоба скрывается под масками. Причем под масками Лермонтов подразумевает не столько бумажные украшения, сколько ненатуральные лица людей. Общепризнанные красавицы давно утратили свежесть и очарование, их чувства притупились от бесконечных романов.

Единственное спасение Лермонтова во время бала – унестись воспоминаниями в далекое детство с его наивными мечтами и надеждами. Поэт только ребенком мог всей душой отдаваться красоте окружающего пейзажа. Он еще не был знаком с порочным и лживым человеческим обществом. Эти воспоминания будят в сердце автора давно забытое чувство чистой любви к жизни. Они позволяют ему вновь ощутить себя молодым и полным сил. В таком приятном забытьи Лермонтов может находиться долгое время, оградив себя от внешнего мира. Именно за это полное погружение в себя за поэтом закрепилось недобрая слава замкнутого и нелюдимого человека.

Чем дольше поэт пребывает в таком состоянии, тем мучительнее и трагичнее его расставание с ним. «Шум толпы людской» приводит его в чувство. Лермонтов, как после глубокого сна, с ужасом оглядывается вокруг и вновь видит ненавистную картину омерзительного веселья. Это приводит его в бешенство. Поэт мечтает нарушить идиллию какой-нибудь дерзкой выходкой. Понимая, что это приведет к окончательному падению его авторитета, Лермонтов ограничивается «железным стихом», которым и стало произведение «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Источник

Оцените статью