Как слушать собеседника: 15 правил
Слушание — главнейший компонент общения. Все люди слушают, но не все отдают себе отчет в том, что, слушая, они оказывают на того, кто говорит, неизменно большее влияние, нежели с жаром произнося перед ним тирады слов. По сведениям, полученным из бесед с зарубежными менеджерами, тот, кто обладает мастерством слушания, всегда добивается успеха. Тем не менее, как утверждают американские психологи, многие люди совсем не умеют слушать. По данным Д.Барбара, американские менеджеры, не прошедшие курсов обучения слушанию, используют лишь 30% своих возможностей по осуществлению деловой коммуникации.
Наблюдения показывают, что по мере слушания всех людей можно поделить на три категории:
Среди них больше всего пассивных. Менеджер, если он хочет расходовать свою психическую энергию с расчетом на отдачу, должен стать внимательным слушателем. Для этого ему надо избавляться от пассивности и не впадать в агрессивность.
С целью выработки у менеджеров устойчивого мастерства слушания ниже предлагается система «пятнадцать». Она объединяет три раздела — А, Б, В.
А. Как быть внимательным?
1. Относитесь к говорящему с уважением, цените по достоинству его желание сообщить нечто новое. Помните, что люди, прежде, чем начинать говорить, готовятся к разговору. Большинство, начиная разговор, ставит перед собой вполне конкретную цель.
2. В самом начале разговора постарайтесь установить контакт с собеседником. Такой контакт можно назвать своего рода «рапортом» (тесное взаимопонимание). Чтобы установить такой контакт, нужно сформировать у себя установку на искреннее реагирование на речь говорящего.
3. Смотрите на собеседника. Если есть возможность, можно смотреть в глаза, однако подобное поведение слушающего не всем по душе: люди застенчивые (а их среди нас где-то около 40%)
не выносят прямого взгляда. А выходцы из Юго-Восточной Азии (Япония, Китай) вообще стараются не смотреть в глаза собеседника при разговоре.
4. Старайтесь не перебивать говорящего. Надо быть прилежным слушателем, выслушивать собеседника до конца. Терпеливое слушание помогает решить многие вопросы по оказанию воздействия, в частности разоружить агрессивных собеседников. Однако терпение при слушании не должно означать пассивности. Терпение — это прием активного наступательного воздействия. Ни один ретивый говорун не сможет устоять перед терпеливым слушателем.
5. Заранее не делайте выводов. Особенностью поведения людей является действие на основе установки, т.е. усвоенных в прошлом опыте стереотипов поведения. Некоторые люди очень цепко стараются держаться этих стереотипов, поэтому нередко проявляют агрессивность.
Б. Как избавиться от агрессивности?
1. Не доминируйте во время беседы. Доминировать можно по- разному: словами, позой, тоном. Тот, кто доминирует, мало слышит, т.е. мало понимает из того, что ему говорят. А тот, кто оказывается под влиянием силы, теряется и переходит в психологическую защиту.
2. Не давайте воли эмоциям. Когда эмоции берут верх, разум притупляется. Человек с притуплённым разумом плохо разбирается в том, что говорят ему, кроме того, он заставляет своего собеседника хитрить или даже лгать. Когда вы чувствуете, что эмоции становятся хозяином положения, подумайте о собеседнике.
3. Не спешите возражать. Дайте собеседнику выговориться. Все взвесьте, а потом возражайте. Когда говорящего перебивают, чтобы сделать возражение, поступают необдуманно. Во- первых, останавливая человека, не успевшего выговориться, мы порождаем у него чувство досады. Оно-то и не позволяет ему согласиться с возражениями. Другое дело — возражать после того, когда собеседник исчерпает себя. Разрядившись, человек готов выслушать аргументацию. Во-вторых, если слушать внимательно, возможно, и возражать не придется: под влиянием внимательного и терпеливого слушателя гаснет пыл оппонента.
4. Не принимайте «позы обороны». Когда слушающий скрещивает руки на груди, сжимает мышцы, напрягается, говорят, что он «уходит в оборону». Действительно, напряжение различных
участков тела — это свидетельство несогласия. Говорящий без труда воспринимает такое состояние, поэтому принимает меры, т.е. замыкается.
5. В разговоре всегда находите паузу для остановки. Пауза нужна, во-первых, чтобы дать собеседнику вклиниться в разговор, а во-вторых, чтобы погасить свой пыл.
В. Как преодолеть пассивность?
1. Не будьте молчуном. Молчание — это не слушание, хотя многие так и думают. Пауза в разговоре — это прием слушания. Однако, если пауза превышает 5-6 секунд, она воспринимается как молчание. Молчание гасит активность говорящего.
2. Сдерживайтесь в меру. Терпение и сдержанность — это приемы воздействия. Однако когда они переходят границу, т.е. слишком затягиваются, то обращаются в свою противоположность. Безмерное терпение и сдержанность слушающего могут породить у говорящего ответное действие в виде психологической защиты. Мерилом здесь выступает чувство меры.
3. Не выставляйте из себя умника. Натянутость и витиеватые замечания по поводу того, что говорит собеседник, часто порождают скуку. Когда говорящий в ответ на свое высказывание слышит что-то невнятное, он не может не думать о безразличном отношении к нему.
4. Следите за своим расслаблением. Раскованность стимулирует говорящего. Однако, будучи оставленной без контроля, она переходит в релаксацию (полное расслабление), что заражает этим же собеседника. В состоянии релаксации активность общения гаснет.
5. Если устали, извинитесь. Контролируйте свое состояние. Когда почувствуете скованность в суставах или потребность к потягиванию, не встряхивайтесь. Это сразу замечается. Лучше всего сослаться на самочувствие или подыскать какой-нибудь предлог для перерыва.
Итак, мы познакомились с 15 правилами слушания. Все они объединяются одним общим правилом, скорее принципом проявления внимания к собеседнику. Когда мы задаемся вопросом: «Как повысить эффективность слушания?», ответ может быть вполне определенным: «Проявляйте к собеседнику максимум внимания». Менеджер, если он поставил перед собой задачу сделать свое общение с подчиненными (посетителями) эффективным инструментом побуждения людей к деятельности, должен повысить свою культуру слушания собеседника. Приведенные выше 15 правил помогут ему организовать самотренировку.
Источник
Тесты по психологии общения для студентов с ответами
Психологический тест представляет собой некоторое тестирование, которое приобрело популярность в наше время. Но далеко не все знают для чего же они существует и какую несут ценность. Некоторые думают, что прорешав 1 тест они просмотрят результаты и сразу прозреют и изменят свою жизнь.
А некоторые наоборот считают полной глупостью проходить подобное. Да, некоторые изменения в жизни некоторых людей действительно произошли из-за тестов. Бывает и такое, что и вовсе меняют свою судьбу кардинально. Есть много подобных тому примеров. Например, математик пройдя тест понял, что ему нужно что-то менять и пошёл учиться дальше развивать свои знания, чтобы быть более умным.
Иногда люди склонны делать ошибочные выводы. К примеру, девочка из школы была очень стеснительной и замкнутой в себе и редко отвечала на уроке, т.к у неё был страх перед другими детьми. Однако, после пройденного теста было выявлено, что её тесты оказались намного выше, чем у её сверстников и в итоге её включили в класс для одарённых детей, где она в дальнейшем очень себя хорошо показала среди таких-же детей как и она.
Но не стоит забывать, что нельзя всегда опираться на результаты тестирования, ведь у каждого знания индивидуальны и каждый разбирается в чём-то своём лучше, чем кто-то другой.
1. К видам компетентности не относят:
1. менеджерскую 3. Коммуникативную +
2. профессиональную 4. квалификационную
2. Процесс установления и развития контактов среди людей – это:
1. общение + 2. восприятие
3. взаимодействие 4. идентификация
3. Характеристика делового общения:
1. партнёр в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта
2. общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела
3. основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество
4. все ответы правильные +
4. Общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы достичь значимые для них цели – это:
1. неформальное общение 2. деловое общение +
3. конфиденциальное общение 4. нет правильного ответа
5. Процесс, в ходе которого два или более человек обмениваются и осознают получаемую информацию, которого состоит в мотивировании определённого поведения или воздействия на него – это:
1. восприятие 2. Коммуникация +
3. взаимодействие 4. эмпатия
6. Обратная связь:
1. препятствует коммуникативному процессу
2. способствует коммуникативному процессу +
3. иногда способствует, а иногда препятствует коммуникативному процессу
4 все ответы правильные
7. Одноканальный процесс коммуникации – это коммуникация:
1. без обратной связи + 2. с истинной обратной связью
3. с неистинной обратной связью 4. с истинной и неистинной обратной связью
8. Виды коммуникации:
1. первичные и вторичные 2. главные и второстепенные
3. вербальные и речевые 4. вербальные и невербальные +
9. Вербальные коммуникации – это:
1. язык телодвижений и параметры речи 2. устные и письменные +
3. знаковые и тактильные 4. нет правильного ответа
10. Факторы, не способствующие эффективному выступлению:
1. отдавайте предпочтение длинным предложениям +
2. никаких скороговорок
3. держите паузу
4. берите в руки что поярче и расставляйте акценты
11. К эффективным приёмам слушания не относят:
1. активная поза слушающего 2. умение задавать уточняющие вопросы
3. активное слушание 4. нерефлексивное слушание +
12. Как быть внимательным во время беседы?
1. не доминируйте во время беседы 2. не давайте волю эмоциям
3. смотрите на собеседника + 4. не принимайте позы обороны
13. Что не относят к правилам эффективного слушания?
1. перестаньте говорить 2. будьте терпеливы
3. задавайте вопросы 4. планируйте беседу +
14. К невербальным средства коммуникации не относят:
1. нерефлексивное слушание + 2. взгляд
3. тактильный контакт 4. рефлексивное слушание
15. Движения тела человека и визуальный контакт – это:
1. жест 2. походка
3. мимика 4. все ответы правильные +
16. Если дистанция между общающимися составляет 0,51…1,2 м – это дистанция:
1. интимная 2. социальная
3. личная + 4. публичная
17 . Если дистанция между общающимися составляет 0…0,5 м – это дистанция:
1. публичная 2. социальная
3. интимная + 4. личная
47. Если дистанция между общающимися составляет более 3,6 м – это дистанция:
1. интимная 2. личная
3. социальная 4. Публичная +
18. Формальному общению соответствует дистанция:
1. более 3,6 м 2. 0…0,5 м
3. 0,51…1,2 м 4. 1,21…3,6 м +
19. Неформальному общению соответствует дистанция:
1. 0…0,5 м 2. 0,51…1,2 м +
3. более 3,6 м 4. 1,21…3,6 м
20. Создаётся впечатление, что говорящий навязывает своё мнение в том случае, если речь:
1. слишком быстрая 2. слишком громкая +
3. слишком медленная 4. неразборчивая
21. Речь состоящая из длинных фраз:
1. показывает эрудицию говорящего 2. плохо воспринимается по смыслу +
3. свидетельствует о гибкости ума 4. свидетельствует о неуверенности говорящего
22. Неразборчивая речь:
1. снижает интерес у собеседника +
2. плохо воспринимается по смыслу
3. вызывает мысль, что человек тянет время, либо тугодум
4. создаёт впечатление, что говорящий навязывает своё мнение
23. Все разнообразные движения руками и головой, которые сопровождают разговор – это:
1. мимика 2. Жесты +
3. позы 4. жесты и позы
24. Жесты открытости:
1. пиджак расстегнут
2. ладони рук прижаты к груди
3. развёрнутые на встречу собеседнику руки с ладонями вверх
4. все ответы правильные +
25. Посадка на кончике стула с выпрямленной спиной:
1. самоуверенность, благодушие настроения, нет готовности к деятельности
2. крайне отрицательное отношение к собеседнику +
3. высокая степень заинтересованности в предмете разговора
4. недостаток дисциплины, бесцеремонность, леность
Тест с ответами на тему: «Социальная психология»
1. Как называется отрасль социально — психологических исследований
межличностных отношений в малых группах, осуществляемая с помощью
количественных методов?
а) социодрама
б) психодрама
в) социометрия+
г) стратометрия
2. Чем является определенное эмоциональное состояние массы людей,
являющееся средством дефицита информации о какой-либо пугающей или
непонятной новости, либо избытка информации?
а) стрессом;
б) фрустрацией;
в) паникой. +
3. В чем сущность формальной группы?
а) группа, где поведение членов группы и их положение строго регламентировано правилами организации+
б) группа, где нечетко выражена цель совместной деятельности
в) группа, где ценности группы играют в жизни личности роль эталона
г) низкая зависимость от традиций
4. Чем является «заражение, внушение, подражание»?
а) способы регуляции;
б) способы воздействия; +
в) способы исследования.
5. Методами чего является фокус-группа, семантический дифференциал, социометрия?
а) исследования; +
б) воздействия;
в) изучения.
6. Кто является основателем школы групповой динамики?
а) Курт Левин+
б) Чарльз Кули
в) Джекоб Морено
г) Б. Такмен
7. Чем является физическое и вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо?
а) злостью;
б) завистью;
в) агрессией. +
8. Как называется мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами?
а) карьеризм;
б) альтруизм; +
в) эгоизм.
9. Как выражается групповая сплоченность?
а) в исполнении функций, которые выполняют члены группы
б) характером групповых коммуникаций
в) в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач
10. Как называют феномен, по которому между социальной установкой и реальным поведением личности существует расхождение?
а) феноменом Фолля;
б) феноменом Ла Пьера; +
в) феноменом Олпорта.
11. В каком случае проявляется феномен «сдвига риска»?
а) когда решение принимается коллективно; +
б) если ранее предложенные задания решались субъективно легко;
в) когда происходит соревнование между индивидами.
12. Как называется направление, которому принадлежит идея о том, что
все поступки и действия индивида совершаются ради построения
последовательной, непротиворечивой картины мира в его сознании?
а) психоанализ
б) бихевиоризм
в) когнитивизм+
г) интеракционизм
13. Кто предложил деление малых групп на первичные и вторичные?
а) Э. Мэйо;
б) Г. Хайменом;
в) Ч. Кули. +
14. Что выделяют среди стихийных групп в социальной психологии?
а) этнос;
б) толпу; +
в) класс.
15. Выберите функции общения?
а) манипулятивная
б) прагматическая+
в) формирующая+
г) подтверждения+
д) организации и поддержания межличностных отношений+
е) внутриличностная+
ж) диалогическая
з) императивная
Тест с ответами по теме “Психология общения”
1. О каком процессе идет речь, если видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями?
а) идентификации+
б) эмпатии
в) рефлексии
2. Какие функции выполняет/не выполняет лидер в производственной группе?
а) регулирует неофициальные межличностные отношения в группе; +
б) не контролирует ход выполнения производственных задач и не отвечает за качество выпускаемой продукции; +
в) назначается;
г) обладает определенной системой различных санкций.
3. Что свойственно манипуляторному стилю общения?
а) имеет тайный характер намерений;
б) вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего порядка; +
в) предполагает ясность внутренних приоритетов;
г) используется духовно зрелыми речевыми партнерами.
4. Определите пропущенное слово, вставив верное:
Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.
а) личностным
б) деловым
в) ролевым+
5. Что будет являться существенным признаком внушения:
а) некритическое восприятие информации+
б) недоверие
в) критичность
6. Чем является осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией?
а) психическое заражение
б) конформность+
в) убеждение
г) подражание
7. Что свойственно эффекту стереотипизации?
а) удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, способностей, равенство интеллектуального потенциала;
б) возникает при минимальной информированности об объекте восприятия, восприятие его в результате специфических установок воспринимающего направлено на обнаружение у объекта определенных качеств;
в) предполагает сходство взаимодействующих людей на основе их темперамента, зависит от скорости протекания психических процессов;
г) возникает относительно групповой принадлежности человека, когда специфические характеристики данной группы рассматриваются как черты, присущие каждому её представителю. +
8. Что такое передача эмоционального состояния человеку или группе, помимо собственно смыслового воздействия?
а) убеждение
б) психическое заражение+
в) эмпатия
9. Какие условия должны быть соблюдены для преодоления всех барьеров общения?
а) понимание целей партнера
б) все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения+
в) понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения
г) знание индивидуальных особенностей партнера
10. Выберите форму, при которой осуществляется деловое общение:
а) оперативка
б) переговоры+
в) брифинг
г) совещания+
д) беседа+
е) видеоконференция
11. Согласно французской пословице, чем является умение сказать человеку то, что он сам о себе думает?
а) комплиментом
б) лестью+
в) критикой
12. Каким общением является желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других?
а) примитивное
б) закрытое
в) ролевое
г) открытое+
13. Отметьте этапы делового общения:
а) установление контакта
б) выявление мотивов общения
в) взаимодействие
г) завершение общения
д) все варианты верны+
14. Выберите механизмы, которые будут являться механизмами познания другого человека:
а) эмпатия
б) все ответы верны+
в) рефлексия
г) идентификация
15. Такой ученый, как Роджерс считал, что конгруэнтность – это …
а) Самоактуализацию в общении.
б) Соответствие опыт, осознания и сообщения. +
в) Взаимодополнительность функций, эмоций, интуиции и общения.
г) Самосовершенствование личности.
Источник