- Что такое эмоциональное лидерство и как его развивать?
- История появления EQ.
- Мнение экспертов.
- Из чего состоит эмоциональная компетентность?
- Значение EQ для руководителя.
- 6 стилей эмоционального лидерства.
- Можно ли развить EQ?
- Способы эмоционального развития.
- Шесть стилей эмоционального лидерства
- Визионер
- Когда использовать
- Как развивать
- Когда использовать
- Как развивать
- Аффилативный лидер
- Когда использовать
- Как развивать
- Демократический лидер
- Как использовать
- Как развивать
- Ведущий лидер
- Как использовать
- Как развивать
- Командирующий лидер
- Как использовать
- Как развивать
- Шесть стилей эмоционального лидерства в бизнесе: узнайте себя
- Об эмоциональном интеллекте
- Физиологическое объяснение эмоционального воздействия
- Резонансное лидерство
- Стили эмоционального лидерства
- Лидер-коуч
- Лидер-демократ
- Отеческий лидер
- Руководящий лидер
- Лидер достижений
- Лидер визуализации
- Основы лидерства
Что такое эмоциональное лидерство и как его развивать?
Наряду с IQ многим известен еще один коэффициент – EQ. Он связан с человеческой эмоциональностью. Люди, у которых этот показатель высок, являются «магнитами». К ним тянутся, прислушиваются, за ними хочется следовать, куда бы они не вели. Им присуще эмоциональное лидерство. Узнать их легко, они неконфликтны, весь негатив они гасят мягко. При этом они обладают лидерской волей, манипулировать ими не удастся, да и не хочется. Существует 6 типов эмоционального лидерства.
История появления EQ.
В 1912 году появилось первое упоминание об IQ. Это понятие было введено Вильямом Штерном (психологом из Германии). Он решил ввести меру интеллекта. Прошло 83 года и его американский коллега Даниел Гоулман сделал сенсационное заявление – IQ не так важен, гораздо эффективнее измерять EQ, эмоциональный интеллект. Психолог мотивировал это тем, что для определения интеллектуальных способностей лучше оценивать способность управлять своими эмоциями и улавливать посторонние чувства.
Гоулман ввел еще одно понятие «эмоциональная компетентность». Оно означает способность осознания и признания своих ощущений и чувств прочих людей для мотивации, управления эмоциями с целью внутренней гармонии и построения нормальных взаимоотношений.
Мнение экспертов.
Проанализировав работу Гоулмана, эксперты в психологии определили, что эффективность ведения управленческой деятельности на 85% зависит от EQ и лишь на 15% от IQ. Развивая эмоциональную компетентность, лидер может рассматривать свою эмоциональность и своих подчиненных, как некий ресурс, за счет которого можно повысить производительность.
Необходимо понимать, что EQ в прямом смысле не связан с привычной всем эмоциональностью. При его определении словосочетание «эмоциональный интеллект» неразрывно. Так, например, чересчур темпераментный человек в состоянии обладать низким EQ, а у спокойных и внешне безэмоциональных людей этот показатель, как правило, высок.
При оценке эмоционального интеллекта учитываются:
- способность погружения в собственные эмоции, их ощущение, проживание;
- умение рационально анализировать свои чувства, принимать решения, опираясь на логику.
Человек с развитым EQ способен придерживаться баланса между чувствами и логикой. В критической ситуации они не поддаются гневу, отчаянию, унынию, раздражительности, а умеют собраться и принять решение или выдать результат.
По утверждению Саловея и Майера, интеллект и эмоции нельзя противопоставлять, как это привыкли делать многие, они тесно переплетаются, а от их правильного взаимодействия зависит успех человека не только в деловой, но и межличностной сфере.
Из чего состоит эмоциональная компетентность?
EQ строится на четырех компонентах:
- Самосознание. Основной «ингредиент». Высокое самосознание позволяет человеку распознавать свои достоинства и недостатки, слабые и сильные черты, собственные потребности, цели, мотивы.
- Самоконтроль. Вытекает из самосознания. Человек, изучивший себя, учится управлять своими эмоциями. Хотя изначально ими движут биологические механизмы, вполне возможно научиться перенимать контроль над ними. Способность саморегуляции позволяет освободиться от «пут чувств». Люди, способные к самоконтролю, всегда могут взять себя в руки, не поддаться унынию или чрезмерной эйфории.
- Эмпатия. Эта способность уже нацелена на коммуникацию. Она означает способность понять чувства других, управлять взаимоотношениями, обладая знаниями об эмоциях другого человека.
- Навыки отношений. Также это можно назвать коммуникабельностью. Некоторые путают эту черту с дружелюбием. От части это правильно, вот только речь идет о дружелюбии, которое преследует определенную цель. Оно связано с налаживанием взаимовыгодных отношений.
Значение EQ для руководителя.
Эмоциональное развитие крайне важно для руководителя. Управлять другими людьми без достаточно высокого EQ невозможно, ведь 90% деятельности управленца связано именно с общением, делегированием обязанностей, расставлением приоритетов.
Целесообразно не только развивать в себе когнитивные навыки и накапливать специализированные знания, но также повышать эмоциональный интеллект, ведь от него будет зависеть стрессоустойчивость, способность понимать своих подчиненных и их возможности, умение наладить общий язык с клиентами и партнерами.
По данным исследований, около 70% компетенции, необходимой руководителю, можно отнести именно к эмоциональной категории. Эмоциональное лидерство позволяет заряжать других, направлять их, вдохновлять, создавать правильную рабочую обстановку.
6 стилей эмоционального лидерства.
Рабочая обстановка – вопрос, на котором следует остановиться более подробно. Она зависит от того, какой стиль руководства выбирает лидер. Гоулман разделил их на 6 типов.
- Диктаторы. Им свойственно требовать от подчиненных немедленного исполнения приказов. Объясняя свои решения, они могут использовать фразу «потому что я так сказал». Они склонны достигать результата любым путем. Инициативны, обладают высоким самоконтролем. Такой лидер будет наиболее эффективен в критической ситуации, он быстро найдет антикризисное решение, способен на радикальные перемены и может взаимодействовать даже с «трудными» сотрудниками.
- Авторитеты. Такие руководители излагают свои и идеи и мобилизуют народ на их исполнение. Они способны вести за собой, вдохновляя окружающих. Самоуверенны, обладают хорошо развитой эмпатией, стремятся все изменить. Этот стиль руководства подходит, когда компании нужны свежие идеи, реновация, ребрендинг.
- Партнеры. Для них главное «оставаться человеком». Они будут пытаться дружить со всеми, похвалят фото собаки на рабочем столе, поинтересуются, как там дети. «Партнеры» являются эмпатами, умеющими наладить общение со всеми, у них широкий круг контактов и к каждому подчиненному найдется свой подход. Использовать такой стиль управления целесообразно, когда коллектив несплоченный, если есть проблемы, необходимость мотивировать сотрудников.
- Демократы. Это лидеры, вовлекающие сотрудников в рабочий процесс, они склонны к объединению коллектива и укреплению связей. Всегда интересуются мнением своих подчиненных при принятии решений. Они часто устраивают мозговой штурм, поддерживают общение и кооперацию. Наиболее подходит такой стиль, когда требуется взрастить в сотрудниках чувство сопричастности, достичь консенсуса, получить мнение ценных работников.
- Образцы для подражания. Лидеры показывают подчиненным, как необходимо работать и ждут от них целеустремленности и усердия в труде, не меньшего, нежели они сами проявляют. Они сознательны, нацелены на достижение результата, инициативны. Этот стиль управления подходит тем, кому нужно создать команду из компетентных сотрудников, мотивированных на результат.
- Наставники. Это лидеры, которые готовят сотрудников к достижению целей прямо сейчас. Он предлагают работникам внедрять изменения, поощряют развитие подчинённых, обладают задатками эмпата, часто занимаются самоанализом. Такое управление способствует развитию индивидуальности, увеличению производительности.
Можно ли развить EQ?
Ученые склонны считать, что IQ – коэффициент, который с годами практически не меняется. А вот эмоциональный интеллект поддается развитию и изменению. Но возникновение эмоций по-прежнему связано с физиологией, а вот управление ими – прерогатива психологического ресурса.
Эмоциональное развитие становится возможно через тренинги, чтение книг, посещение семинаров. Эмоциональная гибкость – это отличное качество для лидера, но оно не способно заменить профессионализм и умение логически взвешивать все «за» и «против».
Способы эмоционального развития.
Чтобы развивать свой эмоциональный интеллект, нужно для начала научиться распознавать свои эмоции. Порой человеку трудно описать, что он чувствует в данный момент. Это понятно, ведь у каждой эмоции существует несколько оттенков, отличающихся интенсивностью, тональностью. Например, удивление может выражаться в остолбенении, изумлении. Кроме того, человек бывает поражен, шокирован, потрясен или впечатлен. Чем точнее определение, тем легче будет управлять поведением.
Чтобы настроить свой эмоциональный радар, полезно вести дневник эмоций. Каждый лист нужно разделить на несколько частей – это будут интервалы времени в течение суток. В дневнике нужно описывать, что вы делали, с кем, и давать этому эмоциональную оценку. Нужно осознать, что нет плохих и хороших эмоций, потому не стоит бояться испытывать гнев, страх, злость. Эффективнее научиться их распознавать, чем пытаться подавить.
После того как эмоция раскрыта, необходимо задать себе несколько наводящих вопросов – почему она появилась, что вызвало именно эту реакцию, какие последствия могут быть у этого ощущения. Не важно положительная эмоция или отрицательная. Такой анализ дает возможность выявить источник позитива и негатива.
Если выявленная эмоция была негативной, то важно перейти хотя бы в нейтральное эмоциональное состояние. Необходимо вспомнить, что именно вызывает радость, умиротворение, эйфорию, мечтательность. Нужно понять, как работает этот механизм и попытаться войти в позитивное состояние. Для этого нужно проговорить либо написать, что может улучшить эмоциональный фон. Если сейчас сделать это не получается, хотя бы попытаться отвлечься.
Эмоциональное лидерство — это способность, которую полезно развивать любому человеку. Особенно важна она для руководителей. Развитие эмоциональной компетентности позволит выстраивать гармоничные и взаимовыгодные отношения с окружающими независимо от целей.
Источник
Шесть стилей эмоционального лидерства
В 2006 году вышла в свет книга «Primal Leadership», в которой авторы Дэниел Гоулман, Ричард Боязис и Анни Макки определили шесть стилей эмоционального лидерства. Каждый из них по-разному влияет на эмоции людей и имеет свои сильные и слабые стороны в различных ситуациях. Гоулман утверждает, что ни один стиль не должен использоваться постоянно, важно их варьировать.
Рассмотрим каждый стиль отдельно.
Визионер
Люди, использующие визионерский стиль лидерства, умеют вдохновлять людей и направляют их к общей цели. Они сообщают членам своей команды, куда нужно двигаться (но не как именно это сделать) и позволяют самим найти собственный путь достижения цели. Основная черта характера этих лидеров — эмпатия.
Когда использовать
Этот стиль лидерства подходит в том случае, когда компания нуждается новом видении будущего и новых направлениях. Однако если вы работаете с высококвалифицированными людьми, которые более опытны чем вы, тогда лучше подходит демократический стиль.
Как развивать
Чтобы развить этот стиль, фокусируйтесь на следующих навыках:
- Эмпатии
- Уверенности в себе
- Презентационных способностях
Этот стиль объединяет личные цели людей с целями компании. Коучи эмпатичны и умеют мотивировать, фокусируются на развитии членов команды для достижения будущего успеха.
При таком подходе лидер ведет частые проникновенные беседы со своими подчиненными, которые не особо эффективно выполняют свою работу. Он концентрирует своих людей не только на профессиональных, но и на жизненных целях.
Когда использовать
Стиль коучинга следует применять всякий раз, когда вы замечаете отставание члена команды. Таким людям требуется наставник, который поможет советом и примером.
Как развивать
Вы должны знать своих людей как можно лучше. Когда вы понимаете их ценности, потребности и мечты, то можете находить самые эффективные подходы к ним.
Аффилативный лидер
Эти лидеры содействуют гармонии в коллективе. Такой стиль объединяет людей, поощряет сотрудничать и разрешает конфликты. Чтобы использовать этот стиль, вам нужно научиться ценить чувства и эмоции других людей.
Когда использовать
Используйте аффилативный стиль всякий раз, когда чувствуете напряжение в коллективе, когда доверие подорвано или когда команда нуждается в дополнительной мотивации.
Как развивать
- Разрешать конфликты
- Быть оптимистом
- Управлять своими и чужими эмоциями
Демократический лидер
Эти лидеры фокусируются на сотрудничестве. Они больше слушают и дают свободу, чем руководят, а также активно ищут способы повышения эффективности работы в команде.
Как использовать
Сначала разберемся когда не нужно использовать демократический стиль: когда люди вашей команды неопытны, некомпетентны и недостаточно проинформированы. Соответственно, использовать этот стиль нужно с квалифицированными людьми. Вам нужно просто не мешать им выполнять работу, которую они и сами прекрасно выполняют.
Как развивать
Вы должны научиться слушать своих подчиненных и предлагать свою помощь, когда потребуется. Вовлекайте свою команду в процесс решения проблем и процесс принятия решений.
Ведущий лидер
Такой лидер фокусируется на продуктивности и достижении целей. Они ожидают отличного выполнения задания от своей команды и часто принимают участие в процессе.
Ведущие лидеры не балуют тех, кто не выдает высоких результатов и не умеют с ними работать. Этот стиль лидерства может привести к истощению и эмоциональному выгоранию членов команды.
Как использовать
Используйте этот стиль лишь в том случае, когда вам нужны быстрые результаты.
Как развивать
Научите свою команду следовать концепциям шести сигм и бережливого производства.
Командирующий лидер
Эти лидеры используют автократический подход. Он основан на приказах, угрозах наказания и жестком контроле.
Как использовать
Такой стиль лидерства наиболее эффективен во время кризиса, при быстро меняющихся условиях, а также при проблемах с членами команды.
Как развивать
Будьте осторожны, используя этот стиль, его часто понимают и применяют неправильно. Повышайте свою стрессоустойчивость и учитесь принимать тяжелые, непопулярные решения.
Источник
Шесть стилей эмоционального лидерства в бизнесе: узнайте себя
В книге Джо Оуэна «Как управлять людьми» раскрываются три составляющие менеджмента: рациональная, эмоциональная, политическая. Другие исследователи тоже отметили, что в мире управления играет роль не только рациональное начало, важно и эмоциональное. Именно эмоциональной составляющей лидерства уделяется внимание в книге «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта». Авторами книги выступают признанные эксперты по управлению бизнесом Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни Макки.
Поговорим об эмоциональном лидерстве и шести стилях эмоционального управления «по Гоулману».
Об эмоциональном интеллекте
Любой тренинг лидерства прежде всего объяснит, что основная задача лидера — «зажечь», воодушевить, вызвать готовность к действию. Одни только интеллект или логика с этим вряд ли справятся. Видимо, подключаются «другие силы», пробуждающие определённые чувства и эмоции. Чтобы достигать подобного эффекта лидер владеет неким разумным поведением в эмоциональной области, которое называют эмоциональным интеллектом.
Значительной доле успеха лидер обязан именно эмоциональному интеллекту. Это он помогает лидеру вдохновлять людей на трудовые подвиги, воспитывать преданность. Благодаря грамотно организованному эмоциональному климату подчинённые такого руководителя не поддадутся, если их попытаются переманить, будут демонстрировать полную отдачу и приносить максимальную пользу по сути не своему бизнесу, но не без удовольствия для себя самих.
Высший пилотаж лидерства — затрагивать эмоции. Этому учат лидерские тренинги, а значит эмоциональный интеллект можно в себе развить.
Эмоциональный интеллект — это способность управлять собой и отношениями с другими людьми. Эмоциональным лидерством называют управление, основанное на эмоциональном интеллекте. Гоулман убеждает, что эмоциональный интеллект в управлении намного важнее рационального.
Физиологическое объяснение эмоционального воздействия
Причины эмоционального воздействия лидера на людей лежат в физиологической плоскости и связаны с устройством человеческого мозга. Наши эмоциональные центры контролируются лимбической системой, которая является открытой. Если сравнить её с системой другого типа, например, кровеносной, то кровеносная — закрытая, поэтому регулируется самостоятельно, в то время как открытые системы очень зависят от внешних источников.
То, что происходит в кровеносных системах окружающих нас людей, никак не влияет на наше кровообращение. А вот эмоциональная стабильность человека довольно зависима от того, что его окружает.
Это совершенно понятно с точки зрения физиологии, но является открытием для многих — находящиеся рядом люди способны влиять на нашу лимбическую систему (а это физиология), которая под этим влиянием корректирует наши эмоции.
Чем сплочённее группа, тем свободнее обращаются внутри неё чувства, эмоции, и даже свежая информация. При постоянном взаимодействии лимбических систем членов группы образуется общий эмоциональный фон, в который каждый вносит свои оттенки. Но именно лидер управляет им, создавая необходимый резонанс.
Резонансное лидерство
В свете выше описанного, лидер, который не интересуется чувствами окружающих, создаёт диссонанс, не обеспечивая присутствующих условиями для обмена эмоциями. Это может привести к выходу негатива, подавленности и тяжёлой нагнетённой атмосферы.
Третьего не дано: если лидеру не удаётся создать резонанс, он создаёт диссонанс, посылая коллективу отрицательные сигналы.
Это недопустимо для лидера, поэтому любой тренинг лидерства прежде всего учит чувствовать группу, взаимодействовать с ней, грамотно толковать её эмоции, «читать» чувства каждого участника. Везде, где есть диссонансный лидер, люди плохо работают, устают, страдают, у них потеряно внутреннее равновесие.
Резонансный лидер проникается чувствами коллектива и «подключаясь» к эмоциональному фону, направляет эмоции людей в позитивное русло. При такой ситуации достаточно быть искренним, делиться своими идеями, в которые веришь, и они тут же получат отклик в эмоциях окружающих. Получить соответствующие навыки можно на тренинге по эмоциональному интеллекту.
Но не все лидеры такие.
Если лидеры, которых условно называют «несведущими». Они пытаются вызвать положительный резонанс, не учитывая ситуацию. Возможно подчинённым плохо, может они находятся в негативном эмоциональном фоне, но «несведущий» не заметит этого. В каком случае подобное возможно? Такое встречается, если лидер эгоцентричен, соответственно не умеет чувствовать окружающих.
Ещё один тип лидеров — демагоги, под воздействие которых нежелательно попадаться. С одной стороны, они умеют вести за собой и влиять на массы. С другой — они ведут не «к светлому», а наоборот, к негативу и разрушению. Для влияния эти лидеры используют деструктивные эмоции, например, страх или гнев.
Управление на основе одного только интеллекта не менее опасно. Интеллект, развитое мышление — качества, которые открывают двери к лидерству. Даже больше: без интеллекта вход в лидерство воспрещён. Но сам по себе интеллект не делает человека лидером.
Свои замыслы лидеры осуществляют не только разумом, но и сердцем. Они мотивируют, направляют, вдохновляют, прислушиваются, убеждают и, что очень важно, находят живой отклик.
Без чувств лидерство невозможно. И, кстати, человек, не способный слышать собственные чувства, не способен услышать других. Без сердца управление будет использованием, манипуляцией, только не лидерством.
Об этом предостерегал Альберт Эйнштейн: «Мы должны постараться не сделать интеллект нашим богом. Он, конечно, обладает мощными мускулами, но лишён личности. Он не может управлять — он может только служить».
Стили эмоционального лидерства
Эмоциональные лидеры воздействуют на эмоции разными способами. Ниже представлены 6 стилей, которые выделил Гоулман в своей книге. Если вы чувствуете себя лидером или иногда проявляете себя как лидер, попробуйте определить свой стиль, возьмите на вооружение рекомендации для каждого стиля лидерства, запомните лучшие приёмы. Понимать себя иногда эффективнее, чем любые лидерские тренинги и семинары.
Лидер-коуч
Он действует под девизом «Попробуйте это!» Этот лидер отлично мотивирует, вдохновляет на новые достижения. Он умеет проявить эмпатию, доверять, развивать чувство принадлежности к группе.
Иллюстрацией этого типа лидерства может стать легендарный «отец рекламы» Дэвид Огилви. Он помогал каждому члену команды развиваться, практикуя задушевные разговоры с коллегами, которые выходили далеко за рамки должностей и формальностей — о личной жизни, мечтах, планах. Многие сказали бы, что на подобное нет времени, но только не он. Он всегда находил время на общение, в результате — всегда был в курсе настроения команды, которая ему доверяла.
Сила этого стиля лидерства в погружении в жизнь каждого члена своей команды и искреннем соучастии.
Лидер-демократ
Основным вопросом демократического лидера является «И какие у вас мысли?» Его сила — в коммуникациях, в которых учитывается мнение каждого.
Такой стиль лидерства идеален, когда существует много возможных путей и приходится делать выбор. Демократический лидер открыт к самым разным мнениям и умеет с ними работать.
Такому лидеру важно не забывать, что негативная оценка тоже может быть полезной, поэтому вовсе не нужно её избегать или игнорировать.
Самое важное в этом стиле лидерства:
- Командная работа.
- Менеджмент конфликтных ситуаций.
- Влияние.
Примером такого стиля может быть лидерство Дэвида Моргана, который был главой австралийского Westpac Bank. 20 дней в год он отводил на сессию, где собиралось 40 человек, чтобы рассказать, как «реально обстоят дела».
Отеческий лидер
Этот тип характерен девизом «Человек всегда на первом месте!» У него всегда в приоритете создание позитивного настроя в коллективе. Этот лидер каждого видит индивидуальностью и стремиться сделать его работу максимально уютной. Он может предлагать поддержку даже в семейных и бытовых проблемах, в общем вести себя как заботливый отец.
Его сильная сторона — эмпатия, способность чувствовать других, как бы примеряя на себя их эмоции и состояние. Если нужно — он ставит интересы коллег выше целей проекта или бизнеса.
Важно не сомневаться, что это правильный выбор. Лучшая инвестиция в бизнес — это инвестиция в людей.
Руководящий лидер
Его основной подход: «Делайте, что я сказал». Он даёт ясные указания и требует строгого выполнения, устанавливая индивидуальную ответственность.
Основные черты такого лидерства:
- Влияние.
- Направленность на успехи.
- Инициатива.
При этом руководящий лидер активно использует эмпатию и эмоциональный контроль.
Этот тип лидерства идеально проявляет себя в кризисных ситуациях благодаря высокой степени рациональности в руководстве, устойчивости к стрессу, умению контролировать ситуацию и преодолевать трудности эффективнее других типов лидерства.
Лидер достижений
Девиз этого лидера — «Делайте, как я!» Очень ценный тип руководства. Такой лидер ведёт за собой собственным примером. Он может показать, как нужно делать и передаёт свои умения другим членам команды.
Он умеет вживить уверенность, что всегда есть куда расти, всегда нужно стремиться к более высоким результатам, более крупным целям, постоянно развивая свой успех. Это для него важная задача, ради которой он постоянно расширяет горизонты, осваивает новые виды деятельности, возможности, технологии.
Такого лидера отличает ориентированность не на материальные ценности, прибыль или титулы. Самое важное для него — установить собственные стандарты и стандарты команды, которые нужно достичь.
Лидер визуализации
Этот лидер живёт с девизом: «Идите за мной!» Своей основной задачей он видит определение и визуализацию того, как именно достижение каждого участника проекта сложатся в общую картину, к которой стремится все предприятие.
Лидер создаёт видение, верит в него, внушает веру в других и этим вдохновляет сотрудников на инициативу и движение вперёд. Этот тип особенно эффективен, когда предприятию нужна перезагрузка или оно находится на этапе выработки стратегии.
Лидерская стратегия визуализации не совсем подойдёт в случае, если в команде лидера будут люди, разбирающиеся в деятельности предприятия больше, чем руководитель. В этом случае больше подойдёт демократический лидер.
Основы лидерства
Какой бы стиль лидера ни показался вам вашим собственным, или какой бы вы ни выбрали в качестве образца, основой лидерства всегда будет оставаться уважение и доверие членов команды, что удаётся только руководителю с развитой эмоциональной интеллигентностью. Развивая ее, можно стать настоящим лидером, которого поддерживают и за которым идут. Укрепляйте навыки эмоционального лидерства на тренингах по эмоциональному интеллекту и других тренингах, развивающих необходимые для лидера качества.
Укрепить и развить свои лидерские качества можно с ManGO! Games, выбрав необходимые тренинги по лидерству, заказав полный каталог тренингов или подобрав программу обучения вместе с профессионалами ManGO! Games. И помните: лидерами не рождаются — лидерами становятся!
Источник