- 7 советов, которые помогут повысить эмоциональную устойчивость у детей
- Формирование у детей эмоциональной стабильности
- Как научить ребенка жить в гармонии с эмоциями? 14 важных советов
- 1. Начните с доверия
- 2. Уймите свое собственное беспокойство
- 3. Примите и признайте эмоции вашего ребенка
- 4. В случае сомнений сопереживайте
- 5. Не наказывайте ребенка за эмоции и не пытайтесь отвлечь его от чувств
- 6. Репрессии не работают
- 7. Тренировка эмоций помогает рассеять интенсивные чувства
- 8. Научите ребенка успокаиваться
- 9. Помогите своему ребенку научиться решать проблемы
- 10. Модель эмоционального интеллекта. Взрослые как пример
- 11. Конструктивное обращение с гневом является одним из самых важных навыков, которые вы можете дать своему ребенку
- 12. Вмешайтесь ДО того, как ваши собственные чувства выйдут из-под контроля
- 13. Не подрывайте эмоциональное самопознание вашего ребенка
- 14. Как говорить о сложных вещах?
7 советов, которые помогут повысить эмоциональную устойчивость у детей
Эмоциональная устойчивость — способность преодолевать тяжелые ситуации, вызванные сильными эмоциями. Это умение не передается по наследству, значит, мы можем развить его. «О!» знает, как это сделать.
Не создавайте идеальные условия
Многие родители хотят, чтобы их дети росли в безопасности. Но рано или поздно ваш ребенок все равно столкнется с проблемами. Лучше, если вы не будете создавать вокруг него «оазис мира и гармонии», а подготовите малыша ко встрече с неприятностями. Научите его при мелких промахах анализировать ситуацию: почему так произошло, что можно сделать, как начать заново. Постепенно он перестанет бояться рисковать и станет более уверенным в себе.
Спрашивайте «как», а не «почему»
Когда дети делают ошибки, большинство родителей спрашивают их, почему они поступили именно так. Этот вопрос часто приводит к отговоркам или лжи. Гораздо продуктивнее узнать, как они будут выходить из такой ситуации. Вопросы с «как» включают более активную позицию и стремление к изменениям.
Научите решать проблемы
Покажите конкретные шаги, которые необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию. Здесь работает правило «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить». Чуть позже разрешите ребенку быть более самостоятельным.
Избегайте паникерства
Мы постоянно слышим такие слова, как «бедствие», «катастрофа», «ужасно» и невольно включаем их в свою речь. Все это искажает наше восприятие действительности, окрашивая мир в мрачные краски. Старайтесь называть вещи и ситуации своими именами, без преувеличения, тогда ребенок научится делать так же.
Не бойтесь ошибаться
Старая поговорка гласит: «Нельзя научиться на ошибке, которую совершил не ты». Правда состоит в том, что иногда какой-то промах может быть более полезным и поучительным, чем наказание или ругань. Ребенок постепенно становится более терпимым к разочарованиями и понимает, к чему приводят необдуманные действия.
Развивайте эмоциональный интеллект
Научите малыша с детства распознавать свои эмоции и управлять ими: «Ты разозлился, потому что мальчик не дал тебе поиграть в свои игрушки. Это его право. Посмотри, у тебя самого есть целый пакет разных машинок и кубиков, давай я покажу тебе интересную игру».
Будьте гибкими
Дети учатся, подражая взрослым, поэтому если вы хотите, чтобы они были эмоционально устойчивыми, начните с себя. Старайтесь соблюдать спокойствие и последовательность в разных ситуациях. Если вы просите малыша контролировать свои порывы, будет честно, если вы тоже сможете уметь делать это.
Английский писатель Олдос Хаксли сказал: «Опыт есть не то, что происходит с вами, а то, как вы на это реагируете». Это значит только одно: даже в самой неблагоприятной ситуации можно найти какое-то преимущество, которое поможет нам стать еще сильнее.
Источник
Формирование у детей эмоциональной стабильности
Шостак Анна
Формирование у детей эмоциональной стабильности
У детей значительно чаще, чем у взрослых, возникают различные патологические, но обратимые психические расстройства, вызванные стрессом, длительным нервным напряжением и т. д. Медицинская практика показывает, что многие такие нарушения со временем самопроизвольно излечиваются, другие же требуют серьезной терапии. «Нервность в детском возрасте, будучи неизлеченной, писал В. Н. Мясищев, закрепляется. И человек несёт невротический гнёт или предрасположенность к этой болезни через всю жизнь».
Почему психика одного ребёнка развивается нормально, а с другим ребёнком возникают различные проблемы? Почему это случается? – главный вопрос, стоящий перед родителями и воспитателями.
Известно, что главным источником информации о мире, о себе и другом служат для ребёнка взрослые, которые в буквальном смысле «определяют», кто он.
Семья с её своеобразным психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка, формирование нравственных черт характера и процесс социализации. Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребёнка,являются:
– атмосфера в семье;
– наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями;
– позиция ребёнка в структуре семьи;
На первых этапах развития ребёнка особенно важным является его взаимодействие с матерью: физиологическую потребность в пище при отсутствии молока можно удовлетворить и бутылочкой, но лучшим способом внушить ему ощущение безопасности, стимулировать его рост и обеспечить гармоничное психическое развитие – это проявлять материнскую любовь и ласку. Отсутствие эмоциональной связи с матерью – главная причина задержки психического развития детей. Если ребёнка любят по-настоящему, ласкают и говорят нежные слова, это позитивно влияет на развитие его мозга, ребёнок развивается быстрее, он менее пуглив, чем те дети, которыми не занимаются.
Эмоциональный мир ребёнка постепенно обогащается. На протяжении дошкольного и школьного возраста повышается устойчивость и сила эмоций, а характер их постоянно усложняется. Дети одинаково хорошо воспринимают все четыре основные эмоции (радость, гнев, страх и горе). Это указывает на то, что узнавание эмоций является важным аспектом восприятия окружающих. Неумение понять и направить в нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в их воспитании. Ребёнок сначала развивается как эмоциональное существо, а после снижения остроты психоэмоциональных переживаний на передний план выступают поведенческие аспекты. В них-то и могут наблюдаться отклонения.
Для детей дошкольного возраста ведущими нарушениями психического развития являются расстройства поведения. Они проявляются признаками невнимательности, импульсивности, повышенной отвлекаемости на посторонние сигналы. Кроме того, расстройства поведения могут выражаться в том, что дети проявляют тревогу, нервность, склонны отвечать на угрозу, высмеивание или оскорбление уходом или плачем. Часто обижаемый ребёнок отличается низкой самооценкой и воспринимает себя неудачником.
Ребёнку необходимо помогать выражать свои чувства, учить снимать эмоциональное напряжение. Если ребёнок имеет возможность обсудить свои эмоции в беседе со взрослым, он начинает правильно осознавать ситуацию и испытываемые им переживания. Но когда этого не происходит, и ребёнок слышит сплошные замечания, нотации и требования, у него формируется противоречивость чувств. К примеру, если взрослые, к которым ребёнок испытывает чувство любви и привязанности, проявляют к нему невнимательность, то у него возникает обида. Если такая ситуация возникает, часто она становится причиной повышенной тревожности, заниженной самооценки, гипердинамических и других нервно-психических нарушений у ребёнка.
Известно, что умение радоваться облегчает человеку жизнь, делает её менее будничной. Повторяющаяся радость способствует формированию мотивации достижения труднодостижимых целей, уверенности и мужеству.
Если ребёнок плачет, оставленный один, а его потом наказывают за плач, вызывая его страдания, это может стать условным возбудителем его страха. Впоследствии ребёнок, испытывая страдания, всегда будет бояться. Он будет жить в страхе перед новыми ситуациями и неопределенностью.
Демонстративное презрение или безразличие к ребёнку, когда он плачет, может вызвать и привычку «сгорать от стыда» даже при одном упоминании о ситуации, вызвавшей плач. В этом случае страдание становится возбудителем стыда, а переживание страдания и стыда делает ребёнка тревожным, боязливым, застенчивым. Часто переживаемые страдания, связанные со стыдом, порождают у ребёнка неуверенность, робость и даже презрение к самому себе.
Ранний отрыв ребёнка от матери, инфантильное поведение родителей являются главными причинами формирования у него тревожности как черты характера.Проявления тревожности бывают разными: она может проявляться как трусость, мнительность, робость, осторожность, боязнь ответственности. Нередко родители начинают дергать ребёнка из стороны в сторону, то проявлять к нему отстраненное бесчувствие, то беспокоиться за малейшее проявление инициативы с его стороны. Это никак не способствует развитию у него чувства слитности со своим окружением, порождая в нём всё большую тревожность, что, в свою очередь, ведёт к заниженной самооценке, которая делает проблемной социальную адаптацию ребёнка. Ребёнок переживает тревогу как тягостное состояние, поэтому, чтобы избавиться от этого состояния, он может протестовать, быть агрессивным, отвергать предъявляемые ему требования. Такое поведение снимает его тревогу, так он отстаивает себя, свои прихоти, закрепляет свой способ социальной защиты. Такой стереотип поведения, формирующийся в раннем детстве, может закрепиться и проявляться и в более позднем возрасте. Кроме того, ребёнок, испытывающий тревогу, может привязаться к кому-то из взрослых или к одному из своих сверстников, который сам пробивает себе дорогу и является авторитетов в детской среде. Такой «союз» временно снимает тревогу ребёнка, однако, стоит потерять это прикрытие, и тревожность возвращается снова.
Таким образом, мы видим, что любое непродуманное действие взрослых способно породить в ребёнке различные негативные эмоциональные и поведенческие реакции, которые будут формировать его характер, а затем проявляться в будущем. Именно поэтому важно знать психические особенности ребёнка в различные периоды его онтогенеза, чтобы вовремя и адекватно оказать ребёнку помощь, понять и принять его.
Особое значение в развитии детей имеют адекватные возрасту и уровню интеллекта ребёнка сказки. Сказки, где действуют контрастные персонажи, наделенные положительными или отрицательными персонажами, где добро побеждает зло, вносят неоценимый вклад в развитие детской психики, помогают плавной адаптации к реальной жизни. Герои народных сказок поступают определенным образом, имеют стабильную нравственную характеристику и демонстрируют устойчивые модели поведения и поступков. Ребёнок идентифицирует себя с тем или иным сказочным персонажем. При этом его переживания и чувства являются своеобразным толчком к развитию у него индивидуальных мыслительных способностей и формированию морально-нравственных качеств. Особенно остро реагируют на сказки мягкосердечные, задушевные дети, у которых все их переживания отчётливо отражаются на лице, в мимике. Для них характерна слезливость, они плачут, слушая сказку, пересказывая кинофильм с печальным концом. Так же легко у них появляются слезы радости, растроганности, умиления. Особая чувствительность натуры таких детей ведёт к тому, что душевные потрясения оказывают на них болезненно глубокое воздействие и могут вызвать реактивную депрессию.
До 80% информации дети воспринимают по жестам окружающих, интонациям голоса и только 20% со слов. Ребёнок понимает наши слова буквально,и поэтому ни в коем случае нельзя ему кричать: «Ты что наделал! Убью, если еще раз увижу…» Вы скоро забудете о своей угрозе, а он будет ждать расправы. И это страшно! Подчинение ребёнка воле родителя или воспитателя дезорганизует его мыслительные процессы, тормозит развитие интеллекта и воли.
Особенно чревато негативными последствиями так называемое «маятниковое» воспитание, когда ребёнок попеременно испытывает преувеличенную строгость и мягкое, ласковое обращение. В этом случае ребёнок обречен на постоянные метания и неуверенность: исполнят его желание или наложат на него запрет. В итоге у него вырабатывается враждебность к тому из воспитателей, который проявлял строгость. Если один и тот же воспитатель «качается» подобно маятнику между тем и другим, то у ребёнка возникает чувство «ненависти-любви» к этому взрослому, его психика травмируется.
Удовлетворение разумных и насущных потребностей ребёнка, ощущение им своей психологической защищенности (состояния, не порождающего неуверенности и страха) определяют не только эмоциональное и физическое самочувствие, но и являются непременным условием нормального развития детской личности.
Есть еще одно явление человеческой жизни, оказывающее влияние на формирование эмоциональной стабильности психики. Это страдание. «Чтобы уметь радоваться, сначала нужно научиться страдать», писал И. С. Тургенев. Страдание в меру приносит пользу. Очень важно, чтобы дети научились правильно распознавать его причины и оказывать им соответствующие противодействия. «Управляй своим настроением, ибо оно, если не повинуется, то повелевает» гласит латинское изречение. Нужно научить детей не бояться страдания, ведь чаще человек страшится не самого страдания, а боязни его. Когда взрослые предпринимают активные попытки уменьшить воздействие негативных стимулов, вызывающих страдание ребёнка, им удаётся его успокоить. Ребёнок будет больше доверять другим людям, с большей вероятностью станет честным, готовым прийти на помощь, научится сострадать, у него будет гораздо больший запас «прочности».
В условиях нездоровой нравственно-психологической атмосферы в семье дети всегда страдают первыми.На этой почве у них возникают различные психоневротические расстройства: тики, энурезы, заикание, страхи, потеря аппетита и т. д. Уродливое воспитание не только не формирует и не развивает детскую личность, но и подрывает психическое и соматическое здоровье ребёнка еще в начале его жизненного пути. Как отмечал Михаил Булгаков, «Инъекция нравственности делается только в детстве». Нужно помнить, что нравственная целостность и моральные устои закладываются с детства. Позже они станут внутренним фундаментом ребёнка в приобщении к миру культуры, труда, к достижению поставленной цели высоконравственным путем, самоотверженно, честно и открыто.
По материалам книги В. Н. Дружинина «Психическое здоровье детей»
Источник
Как научить ребенка жить в гармонии с эмоциями? 14 важных советов
Для начала давайте еще раз определим, что такое эмоциональный интеллект. Это умение понимать и правильно воспринимать/транслировать эмоции. В частности:
- эмоциональное самопознание и самопринятие;
- чувствительность к словам и поведению других;
- сочувствие;
- способность регулировать собственные беспокойство и гнев.
В результате вы получите способность более эффективно управлять своими эмоциями и поведением, а значит выстраивать лучшие отношения с другими людьми.
Нужно ли это нам? Если вы планируете общаться с другими людьми, претендовать на работу, учиться, творить, любить и дружить — да. Способность человека управлять своими эмоциями будет определять качество его жизнь гораздо более фундаментальным образом, чем его IQ.
Развитие эмоционального интеллекта вашего ребенка начинается с его взаимоотношений с вами — с родителями и с воспитателями. Как же нам помочь детям обрести гармонию и научиться работать с эмоциями?
1. Начните с доверия
2. Уймите свое собственное беспокойство
Почти сто лет назад психолог Гарри Стэк Салливан высказал идею о том, что младенцам передается беспокойство их родителей. Недавние исследования подтвердили, что прикосновения, тон голоса и движения родителей могут либо успокоить ребенка, либо вызвать беспокойство.
Очевидно, что мы всегда «излучаем» наше настроение и внутреннее состояние, будь то спокойное и довольное, измученное или капризное, и передаем его окружающим нас людям.
Поэтому при общении с ребенком стоит обращать внимание на свое состояние в первую очередь, учиться успокаивать и подбадривать себя.
3. Примите и признайте эмоции вашего ребенка
Не все поведение приемлемо, это очевидно. Но все эмоции приемлемы. Вы можете (и должны) ограничивать действия вашего ребенка по мере необходимости. Но это ограничение будет работать лучше всего, когда вы понимаете, как именно он себя чувствует.
Объясните своим детям, что они не могут выбирать, что чувствовать (так же, как они не выбирают свои руки и ноги), но они могут — и должны — выбирать, что делать с этими чувствами.
4. В случае сомнений сопереживайте
Ваше сочувствие помогает ребенку принять свои собственные эмоции. Это позволяет ему «разрешить себе чувствовать» и только затем двигаться дальше, не застревая на внутренних разногласиях.
Ваша эмпатия учит ребенка, что эмоциональная жизнь не опасна, не постыдна, а на самом деле универсальна и управляема. Так ребенок узнает, что он не один, и что даже менее приятные части его личности приемлемы.
Многие проблемы взрослых, увы, всего лишь следствие того, что в детстве мы не научились понимать и принимать себя, запрещали и наказывали за грусть, слезы и другие «неприемлемые» эмоции.
5. Не наказывайте ребенка за эмоции и не пытайтесь отвлечь его от чувств
И не позорьте малыша, когда ему больно. «Маленькая царапина, это же не больно, не ной!», «Большие мальчики не плачут». Вторая фраза еще и пронизана бесполезными стереотипами, о которых ради психологического здоровья ребенка стоит забыть навсегда.
Признайте проблему малыша, сопереживайте ему, позвольте показать вам, что именно произошло, дайте немного времени для осознания и обсуждения события. Тогда ребенку будет легче двигаться дальше.
6. Репрессии не работают
7. Тренировка эмоций помогает рассеять интенсивные чувства
Ярость не уйдет, пока не будет услышанной. Услышать ≠ разрешить.
Принятие чувств ребенка и их отражение не означает, что вы соглашаетесь с ними или одобряете их. Так вы только показываете ребенку, что понимаете ситуацию.
Как это сделать? Слушать. Признавать.
- «Ты точно злишься на своего брата. Расскажи мне об этом».
- «Тебе, наверное, очень грустно, да?».
- «Сегодня все получается совсем не так, как хотелось? Понимаю тебя».
8. Научите ребенка успокаиваться
У малышей есть потребности, вызывающие яркие эмоции. Например, отсутствующий родитель/воспитатель, голод или боль. Без «успокоительного взрослого», в котором они нуждаются, нервная система не прокладывает пути, которые впоследствии позволили бы им контролировать себя.
Малышам очень трудно научиться успокаиваться или, иначе, самим регулировать свои эмоции, потому что каждое новое чувство заставляет их беспокоиться. В возрасте 4-5 лет чувства страха или гнева могут привести к тревоге или панике и заставить действовать, потому что терпеть и контролировать себя дети еще не могут, но выход энергии нужен.
Итак, чтобы успокоить себя, ребенку сначала нужно попросить кого-то другого успокоить его. Из этого процесса дети получают ценный опыт: мои физические и эмоциональные потребности терпимы и управляемы.
9. Помогите своему ребенку научиться решать проблемы
Большую часть времени, когда дети (и взрослые) чувствуют, что их эмоции поняты и приняты, чувства рассеиваются — становятся не такими разрушительными. Эта среда оставляет возможность для решения проблем.
Иногда дети могут сделать это сами. Иногда им нужна ваша помощь для «мозгового штурма» по решению проблем: от забытого дома мишки до развязанного шнурка. Но не поддавайтесь желанию решить проблему за ребенка, если он не попросит вас об этом! Такое поведение дает вашему ребенку понять, что вы уверены в его неспособности справиться самостоятельно.
10. Модель эмоционального интеллекта. Взрослые как пример
Дети нас не слушают, дети на нас смотрят. Слышали такое выражение?
Вы становитесь раздражительными, хватаете вещи, суетитесь, когд тревожитесь? Плачете, если что-то идет не так? Можете ли вы сохранять спокойствие во время эмоциональных дискуссий? Вы сами сочувствуете другим людям, проявляющим эмоции?
Точно так же будет вести себя ваш ребенок.
11. Конструктивное обращение с гневом является одним из самых важных навыков, которые вы можете дать своему ребенку
Когда ребенок злится, ищите боль или страх — именно от них нас защищает гнев.
В ситуации, когда все спокойно и безопасно, ребенок вряд ли покажет вам все обидные чувства или страхи, которые обычно приводят к плохому поведению.
При попадании в стрессовую ситуацию не позволяйте своему гневу нарастать — ребенок знает, что именно вы — «модератор» происходящего. Используйте слова, но никогда не силу. Не так-то просто, если он рыдает на виду у всех? Задумайтесь, ведь ваш гнев в этой ситуации прикрывает страх быть, например, плохой матерью на глазах посетителей магазина.
А теперь представьте, как тяжело вашему ребенку сохранять спокойствие, когда он недоволен ситуацией, а теперь еще и боится вас. Помните, вы образец для подражания.
12. Вмешайтесь ДО того, как ваши собственные чувства выйдут из-под контроля
Каждый раз, когда мы кричим на своих детей, вина лежит на нас. И мало того, что мы кричим, мы еще и не вмешиваемся в проблему действительно эффективно.
Пример:
Ваш пятилетний сын Арсений не выключил компьютер, а теперь не торопится идти ложиться спать. Очевидно, он нуждался в вас, чтобы сделать действие, которое самостоятельно не мог проконтролировать — закрыть веселое приложение с зайчиками и пойти чистить зубы.
Теперь вы кричите, потому что гоните его чистить зубы в 4 раз за 20 минут. Каждый раз из четырех, когда вы кричите, вы неэффективны. Вы не решаете проблему и не показываете, как ее решать.
Независимо от того, нужно вам оторвать уставшего малыша от мультиков или научить 14-летнюю дочь помогать вам с приготовлением ужина, вы должны сразу дать понять, что решение не будет пересмотрено. И сделать это спокойным тоном, внутренне и внешне поддерживая это спокойствие.
Тем самым вы не только научите детей чему-то полезному, но и продемонстрируете, как управлять собой.
Если вы в конечном итоге просто кричите, дети чувствуют себя «прикованными узниками», некоторые даже действительно цепенеют. В этой ситуации дети не узнают ничего полезного, зато много вредного о том, как мама/папа/воспитатель не умеют справляться с собственными чувствами, но требуют того от детей.
13. Не подрывайте эмоциональное самопознание вашего ребенка
Ваш ребенок нуждается в вашей поддержке, чтобы развить свой внутренний компас эмоций.
Уважайте их чувства по отношению к другим. Если ребенку не нравится, что дядя Саша обнимает его, научите пожимать руки, вместо укора «Так правильно! Он тебя любит, будь вежливым!». Когда дошкольник отказывается от игры с ребенком вашей подруги во дворе, выслушайте и попытайтесь помочь ему в решении проблем, вместо нравоучений «Надо делиться, надо дружить, не будь букой».
Во что бы то ни стало позволяйте детям принимать решение о том, с кем они играют! В простых ситуациях вы должны подтвердить их право и способность доверять своим собственным чувствам, включая дискомфорт, который ребенок не может пока идентифицировать.
Дети должны принимать решения о том, что для них безопасно, с раннего возраста.
14. Как говорить о сложных вещах?
Ваш ребенок может столкнуться с физиологическими проблемами, отсутствием папы, сложностями в учебе, вашим предстоящим разводом или алкоголизмом родственников. Или ему может быть просто трудно сказать вам, что он боится отвечать на уроке в школе, или что его тренер по футболу все время кричит, или дети в подготовительной группе дразнят его из-за ушей/веснушек/неправильного произношения согласных/отсутствия цветных шнурков.
У каждого ребенка есть проблемы, которые он или она боятся обсуждать. И это те вопросы, где они больше всего нуждаются в вашей поддержке и руководстве. Конечно, сначала вам нужно преодолеть собственный дискомфорт, связанный с этой проблемой. Начните с того, чтобы не чувствовать себя виноватым. Вина тормозит решение.
Вы также должны выделить время, в которое ваш ребенок один на один, без лишних глаз, сможет рассказать вам, что его беспокоит. Один отличный способ — провести несколько спокойных минут перед сном. Выключите свет, поставьте красивый ночник, обнимите ребенка, расспросите о его дне. Что было здорово? Что было сложно? Что он узнал? Что получилось не очень хорошо?
Удивительно, но это сочетание ночи и комфорта побуждает детей, днем дерганых и закрытых, расслабиться и открыться. И обязательно раскрывайтесь в ответ — доверие может быть только обоюдным. И для этого нам, взрослым, потребуется развивать свой эмоциональный интеллект не меньше.
Источник