Как быстро снять стресс у детей
Каждому современному педагогу, которому часто в практике приходится сталкиваться с учащимися, переживающими “трудные времена” (определенные неблагоприятные жизненные условия) или состояние острого горя, наступающего после значимой потери, и каждому родителю необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.
Стресс сопровождает человека всю его жизнь
Знаменитый Ганс Селье, канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.
Ганс Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс («distress», англ.— горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.
Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.
Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.
Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.
Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.
Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?
– Любые значительные, но естественные перемены в жизни ребенка. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего братика или сестренки, переезд, смена школы, развод или повторный брак родителей. Разумеется, разными детьми одна и та же ситуация может восприниматься по-разному.
– Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.). Важно помнить: для ребенка психотравмирующей ситуацией может оказаться незначительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимого хомячка.
– Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные врачебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Радостные события так же могут послужить источником стресса. Например, предстоящее свидание или посещение гостей.
– Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, тесты, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).
– Неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.
У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита от стресса еще не выработалась.
Основные признаки стрессового состояния у детей
1. Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.
2. Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
3. Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
4. Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
5. Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.
6. У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.
8. Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
10. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.
Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.
Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния непосредственной радости и может привести к развитию неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, они начинают жаловаться на частые головные боли или расстройства работы органов пищеварения, у них может нарушаться ритм сердечной деятельности, отмечаться повышение артериального давления.
В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь?
– если ребенок в течение длительного периода времени не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не способен контролировать свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);
– если у него наблюдается полное отсутствие проявления чувств (ребенок стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);
– если ребенок проявляет стойкую потерю аппетита или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;
– если у ребенка появились сильные страхи;
– если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.
Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.
2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.
3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.
Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.
Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.
4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.
Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.
5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.
Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.
6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.
Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.
Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.
7. В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов. В Санкт-Петербурге существуют специальные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи детям и взрослым.
В нашем Центре вам и вашим детям может быть оказана высококвалифицированная помощь в виде психологических консультаций, дифференциальной диагностики для определения актуального психического состояния и поиска наиболее эффективных способов разрешения сложившейся ситуации, проводятся занятия по индивидуальной или групповой психокоррекции наблюдаемых трудностей у детей.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гюнинен Оксана Владимировна
Источник
Способы успокоить и снять стресс у ребенка
Простые способы, которые помогут родителям быстро успокоить ребенка и научить его бороться со стрессом
Дети часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями, а традиционные методы, такие как глубокое дыхание, не всегда помогают с ним справиться. Когда ребенку необходимо быстро снять напряжение, попробуйте один из способов, предложенных ниже.
1. Переверните ребенка вниз головой. Много столетий назад йоги обнаружили, что положение тела, в котором голова находится ниже уровня сердца, успокаивающе действует на организм. Для расслабления ребенку нужно наклониться, дотягиваясь ладонями до пальцев ног, или постоять на голове. Перевернутое положение тела укрепляет вегетативную нервную систему, отвечающую за стрессовые реакции организма.
2. Попробуйте визуализацию. Исследования показывают, что визуализация снижает уровень стресса. Предложите ребенку закрыть глаза и представить себе тихое, спокойное место. Затем помогите ему представить эту картину в деталях. Спросите, как выглядит это место, какие там запахи, что ощущает ребенок, находясь там.
3. Предложите ребенку воду. Обезвоживание приводит к снижению умственной продуктивности. Дайте ребенку выпить стакан холодной воды и немного посидеть. Выпейте стакан воды сами, и вы заметите, как данная процедура успокаивает нервную систему.
4. Спойте что-нибудь. Все знают о том, что любимые песни поднимают настроение. Кроме этого громкое пение (даже если вы при этом немного фальшивите) способствует выработке «гормонов счастья» – эндорфинов.
5. Примите «позу собаки мордой вниз». Поза, известная в йоге как «Собака мордой вниз», как и перевернутое положение тела, восстанавливает вегетативную нервную систему. Также она растягивает мышцы рук, ног и туловища, что приводит к сжиганию уровня глюкозы, выработанной в результате реакций организма на стресс.
6. Рисуйте. Рисование не только помогает отвлечься от источника стресса, но и развивает стрессоустойчивость. Если вас пугает даже мысль о том, что ребенок будет рисовать красками, позвольте ребенку порисовать, например, кремом для бритья на шторке в душе. Шторку будет легко вымыть, а ребенок не измажет всё вокруг.
7. Попрыгайте через скакалку. Установите таймер на две минуты, включите музыку и позвольте ребенку прыгать через скакалку в ритме музыки. Если ребенку трудно прыгать через скакалку, он может просто подпрыгивать на месте.
8. Попрыгайте в высоту. Устройте с ребенком соревнование, кто прыгнет выше, дальше или быстрее. Это еще один простой, но действенный способ выпустить пар с помощью физической активности.
9. Пускайте мыльные пузыри. Дуть на вертушку или пускать мыльные пузыри – такие занятия помогут ребенку контролировать дыхание а, заодно, нормализовать состояние психики. Кроме того, ребенку наверняка понравится бегать за лопающимися пузырями.
10. Примите горячую ванну. После трудного рабочего дня нет ничего приятнее, чем полежать в горячей ванне в полной тишине и с приглушенным светом. Ребенку данная процедура также поможет успокоиться, расслабиться и отвлечься от всех занятий. Позвольте ему взять с собой в ванную любимую игрушку и отдохнуть столько, сколько ему потребуется.
11. Примите холодный душ. Хотя этот способ полностью противоположен предыдущему, он также укрепляет организм. Холодный или даже прохладный душ помогает снять мышечное напряжение, улучшает приток крови к сердцу, заметно повышает настроение. Исследование, в котором приняли участие люди, практикующие закаливание, показало, что регулярное купание в холодной воде снижает напряжение, усталость, депрессию и негативные эмоции. Для совсем маленьких детей купание в холодной воде нежелательно. Лучше постепенно снижать температуру воды или попробовать контрастный душ.
12. Пейте теплые напитки. Теплые напитки в прохладный день дают телу ощущение тепла. Это похоже на объятия изнутри. Чашка горячего шоколада или теплого молока помогут малышу быстро прийти в состояние гармонии.
13. Задувайте свечи. Зажгите свечу и предложите задуть её ребенку. Затем зажгите её снова, но при этом немного отодвиньте от ребенка. С каждым разом ребенку нужно будет дышать глубже и глубже, чтобы задуть свечу. Так в игровой форме вы можете научить ребенка глубокому дыханию.
14. Наблюдайте за аквариумными рыбками. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в больницах часто ставят аквариумы? Согласно исследованиям, наблюдение за аквариумными рыбками снижает артериальное давление и частоту пульса. Более того, чем больше аквариум, тем эффективнее его действие. Когда вам потребуется успокоить ребенка, сводите его к местному пруду или аквариуму для небольшого сеанса «рыбной терапии».
15. Посчитайте от 100 до 1. Счет в обратном порядке не только позволяет ребенку отвлечься от того, что его беспокоит. Он также развивает концентрацию внимания и полезен дошкольникам в качестве подготовки к школе.
16. Повторяйте мантры. Придумайте мантру, которую ребенок сможет использовать для успокоения. Хорошо подойдут фразы: «Я спокоен» или «Я уверен в себе».
17. Дышите животом. Большинство из нас дышит неправильно, особенно в стрессовых ситуациях. Предложите ребенку представить, что его живот – воздушный шарик. Ребенок должен дышать глубоко, чтобы наполнить шарик воздухом. Повторите это простое упражнение пять раз, и вы увидите, что ребенок станет намного спокойнее.
18. Сделайте пробежку. Бег снижает стресс эффективнее, чем визит к психологу. Десятиминутная легкая пробежка не только повысит настроение ребенку, но и позволит справляться со стрессом на протяжении нескольких часов.
19. Сосчитайте до пяти. Когда ребенку кажется, что он не может контролировать эмоции, предложите ему закрыть глаза и сосчитать до пяти. Эта своеобразная пятисекундная медитация позволит мозгу «перезагрузиться» и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Также это приучит ребенка хорошо подумать перед совершением какого-либо действия в стрессовой ситуации.
20. Выговоритесь. Дети, способные свободно говорить о своих чувствах и о том, что их беспокоит, рано учатся разбираться в происходящих ситуациях и собственном отношении к ним. Родителям не следует сразу же советовать ребенку, как решить проблему. Сначала выслушайте ребенка и задайте ему наводящие вопросы, помогающие прояснить ситуацию.
21. Напишите письмо самому себе. Мы никогда не будем так же критичны к своему другу, как к самим себе. То же самое происходит и у детей. Научите их быть добрее к себе, а в трудных ситуациях спрашивайте, что бы они сказали в такой ситуации своему лучшему другу.
22. Украсьте стену. Речь не идет о красках и декорациях, можно просто повесить на стену плакат или картинку из журнала. Это поможет ребенку проявить свои творческие способности. В таком деле важен сам творческий процесс, а не результат.
23. Изготовьте доску визуализации. Пусть ребенок вырежет из журналов фразы и картинки, иллюстрирующие его интересы и мечты. Наклейте их на специальную доску на стене. Такое занятие поможет ребенку не только разобраться в том, чего он хочет от жизни, но и позволит отвлекаться от источника стресса в трудные моменты, фокусируя свое внимание на том, что ему действительно интересно.
24. Обнимите ребенка или позвольте ему обнять вас. Объятия способствуют выработке окситоцина – гормона, обеспечивающего работу иммунной систем организма. 20-секундные объятия снижают давление, улучшают самочувствие и снижают стрессовые реакции организма. Объятия принесут пользу и вам, и вашему ребенку.
25. Гуляйте на природе. Согласно исследованиям, 50-минутные прогулки на природе улучшают мыслительные процессы и снижают уровень стресса. Если у вас нет столько свободного времени, то даже 15-минутная прогулка на свежем воздухе поможет ребенку справиться со стрессом.
26. Представьте себя через несколько лет. Это отличный способ мотивировать ребенка поставить цели на будущее и стремиться к ним. Пусть он запишет, каким хочет видеть себя через неделю, месяц, год или более продолжительный срок.
27. Подуйте на вертушку. Как и в случае со свечей, данное упражнение тренирует дыхание ребенка, однако здесь акцент делается на контролируемый выдох, а не на глубокий вдох. Ребенок должен заставить вертушку крутиться медленно, потом быстро, потом опять медленно. Так он научится регулировать своё дыхание.
28. Лепите из пластилина. Во время лепки участки мозга, отвечающие за стрессовые реакции, становятся неактивными, поскольку импульсы активизируют другие участки мозга. Можно купить пластилин в магазине или сделать его своими руками.
29. Поработайте с глиной. Подобный эффект наблюдается и при работе с глиной. Позвольте ребенку вылепить что-нибудь из глины или сделать чашку с помощью гончарного круга. Это также прекрасная возможность для ребенка научиться чему-то интересному и сформировать новый практический навык.
30. Пишите. У старших детей ведение дневника или просто описание своих чувств на бумаге благоприятно сказывается на настроении, особенно если они уверены, что эти записи никто не читает. Дайте ребенку тетрадь, и пусть он опишет свои чувства. Убедите ребенка в том, что его записи никто не будет читать, пока он сам об этом не попросит. Постоянное ведение дневника положительным образом сказывается на памяти, концентрации внимания и мышлении ребенка.
31. Благодарите. Кроме описания чувств предложите ребенку записывать, кому и за что он благодарен. Это помогает повысить успеваемость в школе и снизить уровень стресса. Для этого можно завести отдельную «тетрадь благодарностей».
32. Называйте свои эмоции. Неумение распознавать негативные эмоции часто становится причиной стресса у детей. Если ребенок злится, испытывает панику или страдает от перфекционизма, попросите его назвать это чувство, дать ему имя. После этого помогите ребенку справиться с негативом. Например, спросите у малыша: «Тебя опять беспокоит идеальность?». В такой игровой форме вы можете обсудить, как преодолеть перфекционизм, а ребенок не останется один на один со своим чувством.
33. Покатайтесь на качели. Катание на качели не только укрепляет мышцы ног и туловища, но также снижает уровень стресса (такой эффект имеют движения раскачивания). Покатайте ребенка на качели или он может покататься самостоятельно, чтобы успокоить эмоции.
34. Толкайте стену. Это хороший способ избавиться от гормонов стресса, не выходя из комнаты. Ребенок должен в течение 10-ти секунд толкать стену. Повторите упражнение три раза. Чередование мышечных усилий и расслабления приводит к выработке «гормонов счастья».
35. Мните тонкую бумагу. Мять бумагу – одно из любимых занятий маленьких детей. Их успокаивает не только шелест бумаги, но и её текстура. Сенсорные импульсы активизируют определенные участки мозга, снижающие уровень стресса.
36. Лопайте пузырьки на упаковке. Купите немного такого материала и порежьте на небольшие куски, чтобы успокаивать ребенка в моменты стресса.
37. Катайте теннисный мяч по спине. Такая процедура действует в качестве легкого успокаивающего массажа. Делайте её, когда ребенку необходимы успокаивающие прикосновения. Массируйте плечи, шею и нижнюю часть спины – эти участки наиболее напряжены в момент стресса.
38. Массажируйте ступни небольшим мячиком. Это помогает улучшить кровообращение и воздействует на определенные точки на ступнях, помогая снять стресс и убрать напряжение мышц ног. Ребенку может покатать мяч по всей поверхности ступни, наступая на него с разной силой.
39. Определите «спокойное место» в доме. Ребенок должен иметь определенное место в доме, где он сможет прийти в себя в моменты утраты контроля над эмоциями. В этом месте ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, чтобы иметь возможность для полноценного отдыха и восстановления душевного равновесия.
40. Слушайте музыку. Музыка улучшает настроение, способствует здоровому сну, снижает уровень стресса и беспокойства. Слушайте музыку различных стилей, установите оптимальный уровень громкости в доме, машине и спальне ребенка.
41. Устройте танцевальную вечеринку. Физическая нагрузка в сочетании с удовольствием от музыки принесет ребенку пользу. Ему понравится такая активность в сочетании с развлечением. Если ребенок в плохом настроении, сделайте музыку громче и устройте танцевальную вечеринку в комнате. Настроение ребенка мгновенно поднимется.
42. Покричите. Иногда плохое настроение ребенка связано с тем, что его переполняет слишком много эмоций. Пусть ребенок примет свободную позу и представит, как эмоции проходят сквозь его тело от пальцев ног до рта. Для их освобождения ребенку нужно громко закричать.
43. Поменяйте обстановку. Когда мы испытываем сильные негативные эмоции, иногда нужно просто выйти из дома. Смена обстановки поможет малышу быстро успокоиться. Если вы находитесь дома – выйдите на прогулку. На улице найдите спокойное место, где можно присесть. Смените обстановку и это поможет ребенку быстро восстановить самообладание.
44. Выйдите на прогулку. Мы часто ходим гулять для того, чтобы навести порядок в мыслях. На нас успокаивающе действует не только свежий воздух, но и естественные ритмы природы. Выйдите на прогулку вместе с ребенком, и, возможно, он поделится с вами причинами своего плохого настроения.
45. Запланируйте веселое занятие. Когда вы чем-то обеспокоены, кажется, что на вас давят стены и мир вот-вот рухнет. Некоторым детям необходимо помочь посмотреть в будущее, чтобы отвлечь от внутреннего диалога. Запланируйте какое-нибудь веселое занятие для всей семьи, позвольте ребенку поучаствовать в его обсуждении. Любая тема, связанная с будущим, будет ему полезна.
46. Испеките хлеб. Все бабушки в мире знают, что процесс выпекания хлеба помогает избавиться от стресса. В Интернете вы можете найти много простых рецептов приготовления хлеба. Ребенок может самостоятельно смешать ингредиенты и замесить тесто. Ему обязательно понравится результат вашей совместной работы.
47. Сплетите браслет. Работа руками вызывает состояние полной поглощенности занятием. Подобный эффект имеют такие занятия, как вязание, вышивка или любое другое дело, помогающие малышу забыть о внешних обстоятельствах.
48. Покатайтесь на велосипеде. Катание на велосипеде понемногу теряет популярность у детей. Но велосипедные прогулки не только благоприятны для суставов – они развивают равновесие и физическую выносливость. Можно организовать велосипедные прогулки всей семьей.
49. Раскрашивайте книги-раскраски. Раскраски – отличный способ занять и успокоить ребенка, развить у него мелку моторику и концентрацию внимания. Купите ребенку карандаши и фломастеры и раскрашивайте страницы книг-раскрасок вместе с ним.
Эти, казалось бы, простые способы, помогут не только улучшить психоэмоциональное состояние ребенка любого возраста, но и научить его лучше разбираться и справляться с негативными эмоциями. Эти навыки сослужат ему добрую службу на протяжении всей жизни.
Источник