- «Нарисуем радость. «
- Психологи – в профессиональную копилку учителя
- Эмоционально развивающие игры и задания
- Занятие 1
- Рисуем радость
- Комментарии
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Конспект занятия по рисованию «Рисуем радость» план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
- Конспект занятия по рисованию «Рисуем радость»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект занятия по рисованию «Рисуем радость»
- Цель:учить выражать свои эмоции через рисунок
«Нарисуем радость. «
Психологи – в профессиональную копилку учителя
Эмоционально развивающие игры и задания
Ребенок приходит в школу, и в школе он проводит 11 лет своей жизни. Здесь он учится читать, писать, считать. Постигает такие важные науки, как физика, химия, биология и многое, многое другое. Но учит ли его школа чувствовать и понимать красоту?
Природа с самого рождения дарит каждому из нас чувство красоты окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта удивительная способность остается неразвитой, а значит и нереализованной в дальнейшей нашей жизни. А ведь в самом естестве любого ребенка заложено огромное желание узнавать и создавать. Кроме того, именно сейчас вопрос о гармоничном и творческом развитии каждой личности становится чуть ли не главным вопросом не только образовательных программ российских школ, но и основным для современного человека вообще.
А существуют ли в школьных программах предметы, которые помогают ребенку понять и выразить красоту? К счастью, да. И прежде всего это уроки рисования. Предмет этот не только развивает художественный вкус – он может помочь нам, учителям и родителям, сделать школьную среду более эстетичной и привнести в наш мир радость и гармонию.
Но особенно это важно для наших ребят. Ведь в современной жизни сейчас очень много нестабильного и даже страшного, поэтому для них необходимо создание психологического комфорта. А еще профессионально организованный урок рисования поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.
В этой статье мы хотим познакомить вас, уважаемые учителя, с эмоционально развивающими играми и заданиями на уроках рисования. В небольшой программе «Рисуем радость» совмещены принципы цветотворчества (одна из программ центра Венгера) и развивающей психологической программы «Лесенка радости» доктора психологических наук О.В. Хухлаевой. Работа с цветом развивает сферу чувств ребенка (любовь, сострадание). Причем на наших уроках ребенку отводится роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже творца процесса цветотворчества. Практическое использование эмоционально развивающих игр на уроках рисования показало, что с развитием эмоциональной сферы ребята учатся чувствовать, понимать, а затем и разграничивать внешние и внутренние причины происходящего. Как следствие этого, они начинают лучше контролировать свои чувства и поведение.
Цветотворчество предполагает работу с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Эта работа будит и активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию. Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. А главное, от рисования можно получить удовольствие! Любое выражение себя красками, линией обязательно получает положительное подкрепление со стороны учителя. Это помогает ребенку ощутить свое творчество интересным другим, а значит, нужным, помогает понять и выразить свои чувства в красках.
Подобная работа проводилась в одной из московских школ с учениками 3–4-х классов психологом Е.А. Астаповой. А мы очень надеемся на то, что программа «Рисуем радость» будет интересной и профессионально полезной для вас, уважаемые учителя, и будем рады, если вы станете использовать ее на своих уроках рисования.
А сейчас приведем примеры сценариев нескольких занятий.
Занятие 1
Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о цвете. Мы попробуем с вами понять и научиться тому, как можно цветом чувствовать, мыслить, что-то конструировать, как можно цветом отображать мир в красках и линиях.
Ребята, а как люди отображают наш мир – поэты? Композиторы, ученые, художники? (Дети вместе с учителем размышляют на эту тему, приводят примеры.) А как его сможем отобразить мы с вами? (Ответы детей.)
Представьте себе, что цвет – это тоже буква, но не в букваре, а в живописной палитре. Еще цвет можно сравнить с цветной нотой, которой можно нарисовать мелодию.
И у наших с вами чувств тоже есть свой цвет. Они окрашены. Вот послушайте и отследите, с какими цветами вы можете сравнить холодного человека, яркие ощущения, горячую встречу друзей; какого цвета наши чувства: грусть, радость, боль, гнев, страх, застенчивость, восторг. (Дети размышляют.)
А как пахнут цвета? Желто-красные пахнут жарой, пустыней, костром, апельсином. (Продолжают дети.)
Зеленоватые. (Работают сами ребята.)
А как вы ощущаете цвета? Желтый – горячий, синий – колючий, зеленый – мягкий. (Работают ребята.)
А как звучит цвет? Можно ли нарисовать звон колоколов? (Отвечают дети.) А можно нарисовать тишину? Какой вы для этого выберете цвет? (Ответы детей.)
Сегодня вы превратитесь в художников-химиков. Вы научитесь получать все оттенки цвета лишь из трех – красного, синего, желтого. Сейчас вы возьмете эти три карандаша и нарисуете то, что хотите сами. (Ребята работают.)
Было бы здорово в процессе рисования детей включать фрагменты классической музыки или звуки природы.
После того как дети нарисовали беспредметные композиции, мы рассматриваем и сравниваем их.
– Посмотрите, ребята: у нас было всего три цвета, а какие разные рисунки у нас получились! А теперь придумайте название вашим работам и одной фразой постарайтесь рассказать о них.
Дети. Это земля поздней осенью.
– Это шар счастья оторвался от целого и летит вам навстречу.
– Это смех над другом или вместе с другом.
– Это клубок счастливых линий.
– Это мои черные человечки, у всех они есть.
– Это моя пятерка, но она в темной линии, с минусом.
Учитель. За окном сентябрь. Великолепный месяц осени. Давайте посмотрим, какое в парках, лесах, рощах буйство красок, разнообразие цвета! Еще тепло. Солнце просвечивает сквозь листву. Цвета теплые, радостные.
А когда дует сильный ветер, идет дождь, пасмурно, вся природа никнет, окрашивается в тяжелые холодные тона. Природа может быть светлой, теплой, но может быть и злой, безжалостной.
Учитель показывает несколько иллюстраций с изображением разной осени. Вместе с детьми он рассказывает о каждой из них. Ребята обращают внимание на настроение картины, цветовую палитру, используемую художником для передачи характера осени.
Давайте нарисуем пространство (внутренний дом), в котором живет осень. Какой будет ваша осень? Покажите красками дом осени. А сможем ли мы показать душу осени? Какой она вам представляется?
Посмотрим, что у вас получилось.
Каждый ребенок в нескольких словах рассказывает о своем рисунке.
– Осень вызывает у каждого из нас свои личные чувства. Попробуйте, ребята, на отдельном листе нарисовать пейзаж, отражающий осенние чувства каждого.
Девочка с собакой под зонтиком.
Радостный осенний пейзаж.
Хмурый, напряженный осенний лес.
Занятие посвящено распознаванию различных поступков и чувств, произвольному их проявлению на листе бумаги с помощью различных цветов или в лепке пластилином. Учитель показывает картинки, изображающие разные чувства людей. Дети распознают предъявленные чувства, придумывают короткие истории про каждую картинку. По желанию они могут рассказать о случае из своей жизни, когда они испытали то или иное чувство.
Учитель. Ребята, а сейчас я буду называть вам различные эмоции, а вы постарайтесь отобразить их мимически (показать лицом).
А теперь ваше лицо будет «молчать», за него о чувствах будет говорить ваше тело. Вы превращаетесь в скульпторов и отображаете эмоции в скульптурах. (Ребята работают в парах или тройках.)
Ну а сейчас мы с вами попробуем научиться изображать различные чувства на листе бумаги (за основу берется схема лица человека). Сколько интересных рисунков! Расскажите в нескольких словах о чувстве, которое вы нарисовали.
Настало время попробовать отразить наши эмоции только в цвете, не рисуя лица человека.
Дети рисуют радость, гнев, огорчение, восторг. Учитель обсуждает вместе с ребятами причины плохого и хорошего настроения.
– Ребята, а ведь наше настроение часто зависит от того, как ведут себя окружающие, как они обращаются к нам и как мы сами общаемся друг с другом.
Идет совместное обсуждение причин плохого и хорошего поведения.
– А давайте попробуем представить, какого цвета может быть грубость, а какого – доброта. Какой цвет, по-вашему, подойдет равнодушию, а какой – верности? А на что похожи великодушие и героизм?
Ребята высказывают свое мнение. Рассказывают случаи из своей жизни.
– Возьмите листок бумаги и попробуйте выразить цветом тот человеческий поступок, который вызывает у вас сильное чувство или который вам надолго запомнился по какой-то причине. Расскажите, пожалуйста, что вы хотели выразить своим рисунком и почему.
После каждого занятия проводится выставка рисунков.
Занятие посвящено работе с самосознанием детей, с тем, как они чувствуют и понимают самих себя.
Учитель. Ребята, у каждого из нас есть имя. Оно может быть полным, кратким, ласковым, самым любимым.
Назовите, пожалуйста, себя сейчас так, как вам хотелось бы, чтобы вас называли всегда.
А как вас называют обычно мама, папа, бабушка, дедушка, ваши друзья?
Идет диалог с ребятами, они рассказывают о своем имени.
– Давайте нарисуем свое имя. Представьте, какое оно? Цветное? Черно-белое? Какие буквы видите вы? Какого они размера, какой формы?
Дети рисуют свое имя.
– Ребята, сейчас мы с вами учимся в начальной школе, но пройдет какое-то время, и вы вырастете, станете взрослыми. Наверное, вместе с вами изменится и ваше имя.
Попробуйте нарисовать свое «взрослое» имя. Каким оно будет?
Дети рисуют. Затем мы просим их сравнить свои детское и взрослое имена, рассказать, что изменилось, что стало другим.
– А сейчас я объявляю конкурс фантазеров. Попробуйте выразить только цветом следующие имена: Русалочка, Баба Яга, Том Сойер, Карабас-Барабас, Винни-Пух, Кащей Бессмертный.
После окончания работы устраивается выставка рисунков.
Можно предложить ребятам обменяться работами и угадать, какого героя каким цветом они изобразили.
Мы рассказали вам, уважаемые учителя, только о маленьком кусочке работы по теме «Нарисуем радость». Наверняка у многих из вас есть свои профессиональные наработки по этой теме. Надеемся, что вы поделитесь ими, прислав свои работы в газету «Начальная школа».
Источник
Рисуем радость
Цель: сконцентрироваться на своих чувствах, научиться изображать их при помощи цвета, улучшить эмоциональный фон.
Возраст: от пяти лет.
Материалы: бумага для акварели, акварель, кисти, баночка с водой.
Сядь удобно, расслабься, закрой глаза. Дыши спокойно и глубоко. Представь или вспомни такой момент, когда тебе было очень радостно. Обрати внимание на свои ощущения. Тебе тепло или холодно? Возможно ты ощутил какой-то вкус, почувствовали запах или необычный звук. Перед глазами появилась яркая картинка. Постарайся разглядеть цвета, которые возникают в твоем воображении, возможно это какие-то формы, линии или пятна. А теперь медленно открой глаза и изобрази то, что ты увидел.
Рекомендации: обязательно обсудите рисунок, предложите его сохранить и смотреть на него если вдруг станет грустно, чтобы поднять своё настроение.
Комментарии
Я пробовала рисовать радость. Почему-то представила ее в виде разноцветных спиралек. Они были очень ярких цветов, в общем, использовала все цвета радуги. Было бы интересно посмотреть, как другие изображают радость.
А я даже и не смогла представить себе, что бы я могла нарисовать в качестве «радости», хотя таких моментов в моей жизни было предостаточно. Может, это потому что я не умею рисовать? А может, детям легче это делать, чем взрослым. Какое необычное и интересное занятие, не знала, что можно нарисовать эмоции!
Интересно попробовать такое упражнение с сыночком. Правда мы еще совсем маленькие, но как только подрастем обязательно нарисуем радость!
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник
Конспект занятия по рисованию «Рисуем радость»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Конспект занятия по рисованию «Рисуем радость»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 14.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию «Рисуем радость»
Цель:учить выражать свои эмоции через рисунок
Образовательные:продолжать развивать интерес детей к процессу рисования
Развивающие: закрепить приемы рисования
Воспитательные:,воспитывать доброжелательность и любовь к близким.
Материал :гуашь,цветные карандаши, восковые мелки
Предварительная работа :беседа на тему «Что такое радость?»
-Дети, а у вас сейчас хорошее настроение? Почему вы так думаете?
Дети отвечают на вопрос.
Вдруг открывается дверь и входит девочка, она делает вид что плачет.
-А почему ты плачешь?
— Я заколдована. Меня можно расколдовать, но для этого дети должны совершать хорошие поступки, которые приносят людям радость.
-Дети, давайте подумаем, какие поступки можно совершить, чтобы порадовать Несмеяну?
— я знаю!Я,например так спешил к вам,боялся опоздать, что перебежал дорогу на красный свет! Зато не опоздал!
— Незнайка. что же ты наделал! Из-за тебя могла бы случиться беда!Ребята,это разве хороший поступок?
Дети отвечают,объясняют Незнайке, что могло бы случиться.
— НУ,ладно,ладно, неправ я был! Больше не буду!Давайте я вам расскажу,чтобы я еще совершил. Я бы вместе с Несмеяной поиграл бы в игрушки : все бы раскидал, разломал!Вот весело!Правда, Несмеяна, ты рада?
-Нет, Незнайка. Послушай лучше детей.
Дети рассказывают, какой поступок они бы совершили. Воспитатель направляет мысли детей : помогают ли они маме, заступаются за младших,как они относятся к старшим. как они ведут себя в детском саду и т. д.
Незнайка говорит, что он понял,какие бывают хорошие поступки.
Какие вы молодцы!А сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Кто больше придумает ласковых слов для мамы?»После игры Несмеяна раздает всем детям «Почетные грамоты» и воздушные шарики.
Несмеяна благодарит детей и говорит,что она теперь расколдована. Они с Незнайкой благодарят детей и уходят.
А воспитатель спрашивает :
-Дети, а как вы думаете,можно ли радость нарисовать?Ведь радость — это радостное событие, и желанный подарок и первая травка и красивые цветы и улыбка мамы. Вот, например, Новый год — радостное событие? А чтобы вы нарисовали?
А какие вы бы выбрали цвета для рисунка? Светлые или темные? Почему7
Дети отвечают. Затем начинают рисовать, выбрав материалы (краски,мелки,карандаши) .
Воспитатель помогает выбрать сюжет,напоминает приемы рисования, звучит тихая музыка.
По окончании работы,рисунки выставляются на стенд,дети их рассматривают,делятся впечатлениями.
Затем воспитатель говорит :
-А как вы думаете, если вы подарите эти рисунки маме или папе, это принесет им радость?
Дети отвечают. Воспитатель предлгает забрать рисунки домой.
Источник