Классный час в 9 классе «Стресс и уход от него»
классный час (9 класс) на тему
Цель классного часа «Стресс и уход от него»: научить детей разбираться в своём внутреннем мире, властвовать собой, уходя от стресса. Форма — групповое взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stress_i_ukhod_ot_nego.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Подъеланская средняя общеобразовательная школа»
Составитель: Мойсеева Елена Иннокентьевна,
учитель высшей категории
« СТРЕСС И УХОД ОТ НЕГО »
Цель: научить детей разбираться в своём внутреннем мире, властвовать собой, уходя от стресса.
Не печалуйся в скорбях –
уныние само наводит скорби.
Работа на классном часе ведётся в группах, потом мнение произносится вслух.
- Упражнение «Комплимент»: комплимент должен быть высказан в форме «я – высказывания», то есть, обращаясь к соседу, следует говорить о своём отношении и чувствах. В то же время высказывание должно быть приятно слушающему.
Учащиеся стоят в центре, выстроившись в одну шеренгу. Им даётся команда:
«Парни, расправить плечи! Девушки, подтянуться!
Кто себя уважает – шаг вперёд!
Кто бывает в себе неуверен – шаг назад!
Интересные люди – шаг вперёд!
Кто чего-то боится – шаг назад!
Кто считает себя лидером – шаг вперёд!»
- Подготовка и представление команд.
Определившимся лидерам завязывают глаза и просят отобрать себе в команду игроков.
Итак, команды сформированы, но только по численности.
Ваша задача – стать сплочённым коллективом, придумать девиз и название команды, которое изобразить в сценке. Вам дано 5 минут.
- Работа по теме классного часа:
- Обсуждение в группах:
Сегодня мы поговорим о стрессах. Как вы думаете, что такое стресс?
( Стресс – это реакция организма на
любое предъявленное ему требование.
Стресс – это психическая реакция,
особое состояние человека в период
«перехода», приспособления к новым
— Вы подвержены стрессам? Постарайтесь их описать.
— Опишите своё состояние в это время.
— Как это влияет на ваши дела, на отношения с другими людьми?
3) Обсуждение в группах:
— Как вы думаете, можно ли жить без стрессов? Как этого можно добиться?
— А как вы думаете, у первобытного человека были стрессы? Как он поступал при этом? (БЕГ)
— Как можно связать слова Козьмы Пруткова, вынесенные в эпиграф, с темой нашего разговора?
Прежде чем решать, что делать, если стресс не обошёл нас стороной, мы сначала проведём тест «ПОДВЕРЖЕНЫ ЛИ ВЫ СТРЕССУ», чтобы точно всё знать о себе.
В каждой из приведённых ниже шести групп ответов выделите те, которые соответствуют вашему характеру:
- А) в учёбе, в отношениях с одноклассниками, в спортивных или азартных играх вы не боитесь соперничества и проявляете агрессивность.
Б) если вы в игре теряете несколько очков, то вы сдаётесь и «выходите из игры».
В) вы избегаете какой бы то ни было конфронтации (соперничества, противоборства).
- А) вы честолюбивы и хотите многого достичь.
Б) вы сидите и «ждёте у моря погоды».
В) вы ищете предлог увильнуть от работы.
- А) вы любите работать быстро, и часто вам не терпится поскорее закончить дело.
Б) вы надеетесь, что кто-то будет вас «подстёгивать».
В) когда вы вечером приходите домой, то думаете о том, что сегодня было в школе.
- А) вы разговариваете слишком быстро и слишком громко. В беседе вы высказываетесь чересчур категорично и перебиваете других.
Б) когда вам отвечают «нет», вы реагируете совершенно спокойно.
В) вам с трудом удаётся выражать ваши чувства и тревоги.
- А) вам часто становится скучно.
Б) вам нравится ничего не делать.
В) вы действуете в соответствии с желаниями других людей, а не со своими собственными.
- А) вы быстро ходите, едите и пьёте.
Б) если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит.
В) вы сдерживаете свои чувства.
Посчитайте баллы, и у вас получится:
24 – 36 баллов : вы в высшей степени подвержены стрессу, у вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом, — сердечная недостаточность, язвенная болезнь, болезни кишечника. С вами, должно быть. Очень трудно ужиться. Самое главное для вас сейчас – научиться успокаиваться, это нужно вам самим, и вашим близким, и друзьям.
18 – 24 балла: Вы человек спокойный и не подверженный стрессу. Если вы набрали ненамного больше 18 очков, то вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит вам добиться большего.
12 – 18 баллов : ваша бездеятельность тоже может стать причиной стресса. Вы, наверное, очень раздражаете ею своих близких. Побольше уверенности в себе! Вам стоит составить перечень своих положительных качеств и совершенствовать каждое из них.
— Итак, мы теперь с вами точно знаем, подвержены мы стрессу или нет. А также знаем, что стресс, конечно, нужен каждому человеку, но от него нужно вовремя уходить, необходимо избавляться от подавленного состояния, к которому стресс приводит.
5) Работа в группах:
— Сейчас вы в группах обсудите выход из стрессовых ситуаций. Особенно должны помочь в обсуждении этой проблемы те ребята, которые набрали 18-24 балла: они от стресса уходят вовремя.
А пока подсказка №1. Вспомните ваш ответ, как первобытный человек убегал от стрессов. Итак, 1 выход – БЕГ! Автор книги «Энциклопедия оздоровительного бега» Джеймс Ф.Фикс пишет: « Я стал спокойным и менее вспыльчивым. Мне удаётся лучше концентрироваться на определённом предмете, и концентрироваться надолго… Меня теперь в меньшей степени выводят из равновесия неожиданные неприятности. Мною владеет ощущение спокойной уверенности и силы, и если такое ощущение начинает покидать меня, то я легко могу его вернуть, выйдя на улицу и начав бегать».
— 2 выход мы найдём с вами вместе. Послушайте басню И.А.Крылова «Лисица и виноград»:
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись,
А кисти сочные, как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
— Как вы думаете, эта ситуация для Лисы стрессовая? Почему?
— Предположите, что будет дальше. Как Лиса уйдёт от стресса?
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадой: «Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь».
— Давайте поучимся у рыжей умению принизить значение неудачи, убедив себя, что потеря не стоит того, чтобы впадать в уныние. Поэтому не волнуйтесь по пустякам, а вспомните слова Сенеки: « Если вам кажется, что вы имеете недостаточно, то вы будете считать себя несчастным даже в том случае, если завладеете всем миром ». Иначе говоря: беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало.
А теперь ваши предложения (идёт обсуждение в группах).
- Нельзя торопиться действовать сразу.
- Разрядка (любая: физическая или умственная).
- Примите неудачу. Согласитесь, что вы не идеал,
и, как все остальные люди, не гарантированы
от промахов и ошибок. Значит, их надо принимать
- Не всё потеряно: (составьте таблицу из двух
события, 2. Положит. последствия события (в
- Учитесь забывать. Переживать по поводу
событий, которые уже случились, бесполезно.
- Пропишите себе труд.
- Хобби.
- Юмор.
- Будьте оптимистом.
- Жилетка.
- Лицом к людям.
— Я взял для себя…
— Мне поможет в дальнейшем…
- А теперь ещё раз попытайтесь избавить от стресса своего соседа: искренне скажите ему хорошие и добрые слова.
Д\з: давайте избавим от стресса нашу бывшую одноклассницу: ведь она думает, что мы забыли её, и переживает это. Напишите дома ей письма. Сделайте доброе дело!
- Е.Жариков, Е.Крушельницкий. Для тебя и о тебе.
- Тесты и психологические игры «Ваш психологический портрет».
- Л.П.Гримак. Общение с собой.
- И.А.Крылов. Басни.
К классному часу необходимо приготовить:
- Спокойную музыку.
- Ручки на каждого или простые карандаши.
- Бумага для теста и для работы в группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 30 «ЗОЖ и факторы, на него влияющие».
Данная презентация иллюстрирует тридцатый урок ОБЖ в 6 классе «ЗОЖ и факторы, на него влияющие» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных .
Классный час «Уход из семьи: Вызов или отчаянье»
Тренинг общенияКлассный час (тренинг общения) для учащихся 8-х классов «Уход из семьи: вызов или отчаяние?» Цель и задачи: определить причины ухода ребенка из семьи; учиться находить пути разреше.
Сценарий классного часа «Куда уходит детство» в 9 классе
Итоговый классный час «Куда уходит детство», проведен в 9б классе (2014 учебный год) после праздника «Последний звонок», гости- родители, учителя-предметники, завуч по ВР.
Классный час «Конфликт и выход из него»
Форма классного часа с использованием тренинга и интерактивных игр.
Классный час на тему: «Обратите внимание на него. Этот заставит заговорить о себе весь мир» /к 245-летию со дня рождения Л. Ванн Бетховена/
В материале рассказывается биография композитора, интересные моменты его жизни. материал классного часа знакомит учащихся с творчеством великого композитора.
Классный час для 8 кл «Уход из семьи : вызов или отчаяние?»
Работа классного руководителя как средство профилактики самовольных уходов.
В материале представлен опыт работы по профилактике самовольных уходов обучающихся.
Источник
Классный час в 9 классе на тему «Борьба со стрессом»
Классный час в 9 классе на тему «Борьба со стрессом»
Цель: формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.
Задачи:
• развитие уверенности в себе;
• развитие навыков самоконтроля;
• формирование навыка управления стрессом;
• снятие эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.
I. Знакомство с темой урока
Я не спроста решил поговорить с вами на эту тему. Сегодня …апреля. Весна. А ни для кого не секрет, что конец весны и начало лета, пожалуй, самое приятное время года. Но вышло так, что в этот период начинается пора экзаменов. Сейчас экзамены проводятся в разных формах: тестирование, в устной форме, ГИА, ЕГЭ – в каждой из форм есть что-то особенное, но объединяет их одно: результат зависит только от сдающего. То есть, от Вас, ребята! Чтобы получить этот результат, нужно хорошенько подготовиться. Но как же сделать процесс подготовки более простым и полезным? Ведь не для кого не секрет, что любой человек очень сильно переживает за то, как он сдаст экзамены. От этого зависит наше будущее, наши планы, наша судьба. Давайте попробуем сегодня на нашем классном часе, определить, что вы должны знать об экзаменах, с какими трудностями вам придется столкнуться, как их преодолеть.
Игра «Ассоциации»
Учащиеся получают листочки бумаги и ручки. Им предлагается написать 3 слова, с которыми у них ассоциируется слово «Экзамены». Затем листочки собираются и один ребенок зачитывает слова написанные на листочках, а учитель записывает эти слова на доске. Можно обратить внимание на слова, которые наиболее часто повторяются .Или подвести учащихся к мысли о том, что многие слова синонимичны со словом «стресс».
II. Что такое «Стресс»?
Ребята, а что такое стресс? Логичнее всего начать с самого определения данного слова. Это английское слово . “Stress” – how can we translate this word into Russian? (Дети дают свои варианты.)
Итак, «стресс», в переводе с английского, означает напряжение, сжатие, давление, подавленность. Стресс – это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные. Стресс, выражаясь научным языком, это физическая, психическая, эмоциональная и химическая реакция тела на то, что пугает человека, раздражает его или угрожает ему. Я думаю, что для многих не надо знать точного определения данному слову, т.к. тут и так все ясно. Как себя ведет человек, находящийся в стрессовом состоянии? Какие симптомы вы можете назвать?
Кто-нибудь из вас когда-нибудь переживал нечто подобное? Как вам удалось справиться с этим?
Дети по желанию отвечают на этот вопрос.
III. Влияние стресса на организм и способы борьбы с ним
Желание снять стресс естественно, ведь стресс – это насилие над организмом. Что бы понять это достаточно начать работать над собой. Стрессовость ситуации в первую очередь зависит от того, как мы к ней относимся. Таким образом, чем позитивнее я настроен, тем менее я подвержен стрессу, а негативный настрой – это залог стресса. Каждый день мы сталкиваемся с отрицательными эмоциями. Например, день начинается с пробуждения от ненавистного звука будильника, потом поездка в общественном транспорте (лично для меня это катастрофа), плохая погода и т.д. И многие из нас к состоянию раздражения, т.е. к стрессовому состоянию относятся как к норме жизни. Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся, поэтому всякий раз, когда ситуация кажется опасной, реагирует как на реальную угрозу. Чем чаще окружающая обстановка кажется враждебной, тем больше времени организм пребывает в состоянии боевой готовности. И рано или поздно дает сбой. Каждый человек по своему борется со стрессом. Кто-то начинает много кушать, кто-то курить, кто-то измождает себя длительными физическими нагрузками, а кто-то просто выходит на улицу и кричит изо всех сил. Говорят, не – плохо помогает. Но есть и еще более странный способ снятия стресса – это гнев. Гнев может не только опустошать и приводить к стрессу, подрывая здоровье, но и быть сильным импульсом к действию.
Притча на тему: Зима сорокаградусный мороз. Едет повозка. В повозке кучер – старый китаец и женщина с ребенком. Женщина замерзла до такой степени, что губы у нее стали синими. Она кутала и согревала ребенка. Вдруг китаец остановил повозку и вытолкал женщину на дорогу. А сам с ребенком поехал дальше. Женщина пришла в ярость оттого, что ее дитя увозят. Она начала кричать и бежать за повозкой. Пока она бежала, кровь начала циркулировать по ее замерзшему телу. Появился цвет лица, ноги и руки отогрелись. Когда она догнала повозку, китаец остановился и сказал: «Садитесь! Теперь Вы будете жить!»
Гнев опасен, он является источником многих заболеваний. С другой стороны, гнев – это форма энергии, умело направленная, она способствует продвижению в делах. Это своего рода импульс, который дает нам возможность найти новую работу и лучшую жизнь. Сосредоточьтесь на решении проблемы, и гнев станет Вашим союзником. Но я предупреждаю вас, что это очень опасный способ, потому что от гнева до жестокости один шаг.
Сейчас мы с вами попробуем разработать целую систему способов снятия стресса во время экзаменов. Но для начала давайте постараемся понять, откуда берется это стрессовое состояние. Дети дают свои варианты ответа. Учитель может помочь сформулировать основные мысли.
(Мы каждый день думаем об экзаменах: а что если я не смогу решить, а что если я не сдам. Нам нужно повторить очень много материала: я не понимаю это, это так много, что не запомнишь, с чего начать. От этих мыслей голова идет кругом. Умом мы понимаем, что нужно готовиться, но не можем найти в себе силы сделать это. И от этого мы злимся на себя, на экзамены, на людей, нас окружающих, и просто на весь мир. Здесь и до нервного срыва не далеко.)
Я предлагаю вам разделиться на две группы. Ваша задача сделать коллаж на тему «Как бороться со стрессом?» У вас есть ватманы, фломастеры, ножницы, клей и журналы. На работу я даю вам 10 минут. Затем вы должны провести презентацию вашего коллажа и объяснить, какие способы вы считаете более эффективными.
Дети работают в группах. Затем представляют свои работы и объясняют, почему выбранные ими способы являются самыми лучшими.
1. Слушанье любимой музыки.
2. Походы по магазинам.
3. Просмотр хорошего фильма.
4. Общение с друзьями.
5. Фрукты и другие витамины.
6. Хороший чай.
7. Смех и юмор.
8. Хороший здоровый сон.
9. Спорт.
10. Вкусная и полезная еда.
11. Смена обстановки.
12. Церковь
Итак, мы можем сделать один хороший вывод. А именно, вовремя подготовки к экзаменам мы должны уметь ненадолго отключаться от экзамена и сменить вид деятельности, или место.
Я хочу раздать вам небольшую памятку, которая, я надеюсь, пригодится вам в скором будущем.
Учитель раздает каждому ученику памятку.
IV. Как себя вести на экзамене
Предположим, что закончились дни подготовки и наступил день экзамена. Хорошо, что вы поучаствовали в пробных экзаменах и уже имеете представление, что это такое. (Можно еще раз рассказать о процедуре проведения ГИА).
Вы уже не будете бояться, что сделаете что-нибудь не так. Вы будете чувствовать себя более уверенными, чем те выпускники, которые не уч. в пробных экзаменах. Представьте себе поведение на экзамене уверенного и не уверенного человека. Как они себя ведут. Чем их поведение будет отличаться?
Правила поведения на экзамене:
Что не следует делать
1. Вырывать или вынимать страницы из экзаменационных буклетов;
2. Выносить экзаменационные материалы из тестовой комнаты;
3. Покидать свое место между письменными частями экзамена;
4. Уходить с экзамена до окончания всех письменных частей;
5. Выкрикивать, разговаривать с другими кандидатами во время всего письменного теста;
6. Списывать и смотреть в работы других кандидатов;
7. Использовать шпаргалки;
8. Продолжать писать после того, как время теста вышло.
9. Опаздывать на экзамен.
10. Пользоваться сотовыми телефонами.
11. Обмениваться материалами, предметами.
12. Пересаживаться.
13. Паниковать.
14. Плакать.
15. Хрустеть бумагой или создавать другие шумы.
Как правильно себя вести:
1. Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
2. Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.). Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
3. Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
4. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
5. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
6. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
7. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
8. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).
9. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
10. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
11. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
12. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
13. Приходи на экзамен в деловой одежде! Помни, что яркие кричащие цвета могут раздражать других людей.
14. Вера в успех – это половина успеха!
15. Помни, ты имеешь право подать на эпиляцию.
По истечению времени дети комментируют свои ответы. Можно приклеить листочки с правилами на плакат.
V. Завершающий этап беседы
Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность. Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.
Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает! Удачи и успехов вам!
Источник