Как бороться с эмоциональным выгоранием сотрудников

Содержание
  1. Школа выживания: как руководителю спасти сотрудников от выгорания
  2. Кто в зоне риска
  3. Как предотвратить появление синдрома
  4. Как понять, что сотрудник близок к выгоранию
  5. Как помочь сотрудникам справиться с напряжением
  6. Профессиональное выгорание сотрудников – как с этим бороться?
  7. Что такое выгорание сотрудников, каким оно бывает и почему появляется
  8. Психологи выделяют три типа профессионального выгорания:
  9. Административный восторг
  10. Управленческая эрозия
  11. Эмоциональное выгорание
  12. Причины профессионального выгорания
  13. Симптомы и признаки профессионального выгорания
  14. Признаки выгорания:
  15. Как помочь сотруднику, если выгорание уже случилось:
  16. Новое хобби
  17. Смена обязанностей
  18. Отдых
  19. Обновление рабочего места
  20. Занятия спортом
  21. Как избежать выгорания, если этого еще не произошло
  22. Интересные примеры: как в российских компаниях «тушат» выгорающих работников

Школа выживания: как руководителю спасти сотрудников от выгорания

Практика европейских компаний по борьбе с выгоранием настроена как часы, потому что само законодательство не дает работодателям эксплуатировать тревожных и уставших. При возникновении малейших признаков человека отправляют в длительный оплачиваемый отпуск, помогают подобрать психотерапевта и дарят абонемент в фитнес-клуб или бассейн. В России работы по осознанию проблемы выгорания проделано гораздо меньше. Тем не менее привычка перегружать себя задачами и брать больше ответственности, чем мы готовы нести в моменте, у нас развита точно так же.

Кто в зоне риска

Чаще всего выгорают консультанты, фрилансеры, сотрудники агентств и студий — все, кто работает проектно. Про уровень burn out в консалтинговых компаниях разве что легенды не слагают. Такие организации находятся в постоянном поиске способов уберечь команду. Дело в том, что у сотрудников с проектной спецификой работы нет возможности проникнуться продуктом и чувствовать свою принадлежность к его судьбе. Помимо этого, люди в студиях и фрилансеры нередко делают несколько проектов одновременно — это создает ощущение «я ничего не успеваю». Дополнительным фактором становится то, что в консалтинге и аутсорсе другая сторона рабочих отношений часто не хочет в них вкладываться — подразумевается, что у клиента есть задача, которую подрядчик после небольших вводных должен блистательно решить в ограниченный срок. Такие краткосрочные отношения с постоянной сменой действующих лиц только отнимают ресурс.

Как предотвратить появление синдрома

Выделять больше времени на глобальное планирование. В таком формате цели граничат с мечтами: каких показателей я хочу достичь? кто мне нужен в команду? какие проекты важно реализовать? Основатель или CEO составляет такой план на всю компанию, а после предлагает руководителям направлений подумать, как его декомпозировать. То, что получилось, вдохновит команду и покажет, куда компания сообща может дойти.

В менторстве, фидбэке и планировании акцент стоит делать на фокусировке и расстановке приоритетов. Без единого продукта и четких целей по нему на квартал или год человеку тяжело фокусироваться. Ему нужна постоянная помощь и поддержка в расстановке приоритетов — определить, что делать в первую очередь (не больше 2-3 задач в неделю).

Инвестировать в создание чувства общности. Единые для всех грейды, большое количество собраний и мероприятий, совместные брейнстормы и встречи для обмена экспертизой, командные проекты, мерч — надо использовать все, что создаст у сотрудников ощущение принадлежности.

Уделять внимание специфике клиентской работы. Часто выгорание происходит именно из-за давления, которое оказывают заказчики на ваших сотрудников. Подгонять и ругаться, что человек не научился работать с клиентами, — это как забивать гвоздь в гроб его мотивации. Лучше делиться своими практиками, рассказывать, как вы смотрите на продажи и аккаунтинг. Причем стоит не только общаться тогда, когда проблема разрослась и пришло время тушить пожар, но также работать в формате профилактики и рассказывать заранее о том, что менеджмент клиентов — ценный навык, который учит логике, стратегии, коммуникации. Разработайте собственный кодекс работы с клиентами и регулярно обновляйте его свежими кейсами.

Обычно беда в клиентской работе возникает именно в функции продаж: может быть, сотруднику неловко предлагать продукт, потому что он не видит в нем ценности, или у него есть внутренние блоки, которые заставляют откладывать очередную встречу с клиентом на конец недели. Дополнительные знания должны помочь человеку понять, что он не просто исполнитель, а лицо продукта. С этой целью предоставьте команде библиотеку книг и выступлений, связанных с навыком коммуникации и американскими или европейскими sales-практиками. Например: Роберт Чалдини «Психология влияния», Орен Клафф «Идеальный питч», Крис Восс «Никаких компромиссов», Сунь-Цзы «Искусство войны», Чет Холмс «Совершенная машина продаж».

Если вы хотите взять отдельного человека, который будет заниматься профилактикой выгорания у сотрудников, или доверить это HR, — убедитесь, что у него есть схожий опыт и что он думает в правильном направлении. Для этого сформулируйте конкретный кейс: «В компании есть проблема — люди часто выгорают. Давайте поговорим про 5-7 практик, которые помогут предотвратить это». Если человек начнет предлагать чаще отправлять сотрудников в отпуск или платить больше денег за переработки, то это не подходит. Правильный ответ должен обязательно в разных вариантах включать развитие корпоративной культуры.

Причем инициативы нужны не номинальные, а с учетом специфики компании. Для, условно говоря, студии Pinkman, где сидят молодые дизайнеры, увлекающиеся гонками, и для рекрутингового агентства, где дресс-код сформирован по принципу «белый верх-черный низ», практики будут разные. Скажем, в большом консалтинге, например McKinsey, раз в год проводят values day, когда все собираются и обсуждают ценности компании, а в компании-разработчике Redmadrobot сотрудники вместе смотрят фильмы про дизайн, а по пятницам за завтраком обсуждают хобби — это объединяет отделы и упрощает коммуникацию. Когда человек приходит туда работать, ему выдают ироничную футболку с серийным номером, которая подтверждает, что он теперь часть команды.

Читайте также:  Не могу отделаться от чувства

Как понять, что сотрудник близок к выгоранию

Определить сотрудника «на грани» можно по ряду признаков:

Сорванные дедлайны. Незакрытая задача может сигнализировать: человек прокрастинирует, у него есть ощущение неудовлетворенности, его что-то гложет, ему скучно. По каким-то причинам он не может с ней разобраться, и так будет происходить из спринта в спринт.

Отсутствие инициативы и желания брать в работу что-то новое, снижение рабочей активности. Например, если обычно сотрудник быстро реагирует на входящие предложения с идеями, а теперь оставляет их без ответа или обещает подумать на выходных — это может быть сигналом, что с ним что-то не так.

Частые запросы на отгулы. Если дело в единичном сложном проекте, то дополнительный выходной поможет сотруднику переключиться и обратно влиться в рабочий ритм. Если же просьбы об отгулах повторяются из раза в раз, значит человек неправильно распределяет силы, расставляет приоритеты, и работать надо именно с этим.

Есть «серые» способы контроля за выгоранием, которые иногда используют в корпорациях. Например, работодатель может отслеживать, сколько имейлов отправил сотрудник. Условно, если обычно это 50 писем в неделю, а вот уже две недели подряд — 20, то стоит задуматься: возможно, у человека возникли сложности и ему нужна помощь.

Как помочь сотрудникам справиться с напряжением

Есть набор типичных ошибок мышления, с которыми из раза в раз могут сталкиваться члены команды.

«Чтение мыслей». Сотрудник думает: «Мой начальник точно мной недоволен». И вместо того, чтобы работать в полную силу, пытается угодить руководству. Если вы заметили такой паттерн, проведите встречу один на один. Дайте понять, что сотрудник всегда может задать вам прямой вопрос в формате: «Мне кажется, вы думаете так. Это правда или нет?»

Катастрофизация. Из всех вариантов развития событий сотрудник выбирает худший. Например: «Клиент сказал, что недоволен работой. Это значит, он не заплатит деньги, я подведу компанию, меня уволят». Здесь уместно провести с сотрудником «домашнюю» работу по менеджменту рисков: раз клиент недоволен, как нам сделать, чтобы больше такого не произошло? Если сотрудник допустил критическую неудачу в проекте, то важно помочь ему понять, что она не эквивалентна провалу всего проекта и не характеризует его как человека.

Ярлыки. «Я ошибся в подсчетах, я не умею считать, я не математик, я не буду брать такие задачи». Очевидно, что одна ошибка в расчетах — не повод навешивать на себя ярлык. Важно помочь сотруднику понять, по какой причине произошел просчет: из-за невнимательности (тогда сложные задачи стоит выполнять, когда есть силы) или из-за того, что страдает матчасть (тогда ее стоит подтянуть).

Игнорирование положительного. «Все, что хорошо, — банально. Мы заработали миллион, а могли — 120 миллионов». Здесь важно отметить, что миллион — это уже результат, означающий, что у бизнеса есть спрос.

Не жалейте выделить 30% времени на фидбэк сотрудникам. Только не выстраивайте сложную схему обмена обратной связью, чтобы сил точно хватило на всех.

Кроме того, полезно иметь наготове список специалистов, которые смогут эффективно помочь выгоревшим сотрудникам. Психотерапевты, неврологи, психиатры — все они должны быть надежными, проверенными людьми, а их контакты — лежать у вас под рукой. Направить сотрудника к хорошему врачу, чтобы предотвратить проблемы, — это нормально.

Говорить с человеком о выгорании нужно и в том случае, если он проявляет к нему склонность, например часто перерабатывает. Лучше построить беседу с опорой на свой опыт: поделитесь, как вы справляетесь с похожими рабочими ситуациями и какие практики против выгорания вам помогают. Апеллируйте к ценности: «Ты для нас важен, потому что. » и перечислите то, что у сотрудника получается, какие перспективы совместной работы вы видите. Это помогает создать доверие.

Если вы работаете в студии или консалтинге, то имеет смысл один раз собрать руководителей и вместе выстроить процесс: как вычислять признаки выгорания у команды и что предпринимать в моменты, когда профилактика опоздала.

Источник

Профессиональное выгорание сотрудников – как с этим бороться?

Согласно данным рекрутингового агентства Hays, 67% работодателей сталкиваются с выгоранием у сотрудников. 79% опрошенных работников компаний заявили, что выгорали сами или наблюдали этот процесс у коллег. Выгорание опасно. Чем? Расскажем в статье.

Что такое выгорание сотрудников, каким оно бывает и почему появляется

Выгорание — это особое психическое состояние, при котором человек начинает цинично относиться к работе, получать меньше удовлетворения и ощущать собственную несостоятельность.

Выгорание как депрессия, но затрагивает только работу. Из-за негативных эмоций, усталости и отсутствия удовольствия у работников снижается производительность труда. Они начинают халатно относиться к обязанностям, не выполняют план, срываются на коллегах.

Профессиональное выгорание опасно для здоровья. Исследование показывает, что такое состояние ускоряет истончение префронтальной коры головного мозга. Ученые Тель-Авивского университета доказали, что выгорание повышает риск развития коронарной недостаточности.

Впервые термин «выгорание» появился в 1974 году. Его ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер, который заметил, что такому синдрому подвержены люди, деятельность которых связана с регулярным общением с другими людьми и эмоциональному сопереживанию им и большой ответственностью. До недавнего времени профессиональное выгорание считали не более, чем эмоциональным состоянием, близким к опустошению. Сегодня его признали болезнью. На Всемирной ассамблее здравоохранения, прошедшей 20–28 мая 2019 года в Женеве, выгоранию присвоили код QD85 и внесли его в каталог МКБ-11 (Международная Классификация Болезней).

Психологи выделяют три типа профессионального выгорания:

Административный восторг

Появляется у руководителей. Характеризуется тем, что человек буквально упивается властью. Ведет к превышению или злоупотреблению служебными полномочиями.

Читайте также:  Она настроение поднялась температура

Управленческая эрозия

Тоже появляется у руководителей любых уровней. Приводит к тому, что власть над людьми приносит человеку больше удовлетворения, чем сама работа.

Эмоциональное выгорание

Встречается у рядовых сотрудников из-за накопления отрицательных эмоций. Ведет к снижению эффективности труда.

Вне зависимости от типа выгорание характеризуется эмоциональным истощением, отрицательными эмоциями по отношению к работе и снижением производительности труда. Работники с выгоранием приносят бизнесу меньше прибыли, чем мотивированные сотрудники.

Причины профессионального выгорания

  • переработки — по данным Hays, 87% работников признались, что трудятся сверхурочно и при этом не получают дополнительных выходных или другой релевантной компенсации, кроме того, переработки не оставляют времени на отдых;
  • амбиции, особенно нереализованные — если сотрудник не видит перспектив карьерного роста, работа может ему надоесть;
  • давление со стороны руководства — если у руководителя тоже выгорание или он некомпетентен, сотрудникам тяжело работать;
  • некомфортные условия труда — например, если в офисе слишком жарко или холодно, или интроверту на текущей должности приходится каждый день общаться с новыми людьми.

Есть и другие причины такого эмоционального состояния. Организовать идеальные условия труда для всех не получится, у каждого свои потребности. Нужно стараться создавать комфортные условия и не допускать выгорания.

«Выгорание у сотрудников часто происходит, когда их перегружаешь. Когда я работала по найму, в один момент ощутила, что любимая работа стала в тягость. Ожидание конца рабочего дня, раздражительность, усталость — все нарастало с каждым днём. В один день я не выдержала и ушла. Открыла своё дело и увела людей, которым могла доверять.
Сейчас я стараюсь не перегружать своих сотрудников. Я знаю, когда перегоришь, обычный отпуск или перерыв не помогут. Продуктивность просто пойдет на спад. И качество, и количество пострадают.
К сожалению, руководители редко задумываются о том, как влияет перегрузка на работника. Порой им легче заменить его на другого, еще не перегоревшего, и идти дальше. Но и другой так же перегорит. Так и получается вечная текучка кадров»
Алиса Сахарова, основатель дизайн-студии unoYuno в Казани

Симптомы и признаки профессионального выгорания

Симптомы могут быть различными в зависимости от места работы, психотипа человека и других факторов. Но если вы или ваши работники сталкиваетесь хотя бы с тремя симптомами из перечисленных ниже, это повод задуматься о том, есть ли у вас профессиональное выгорание.

Признаки выгорания:

  • неуверенность в себе и чувство страха перед новыми задачами — рутинными или из другой сферы деятельности;
  • негативные мысли о работе, нежелание идти на нее по утрам и стремление уйти пораньше;
  • нежелание заниматься рабочими задачами в течение дня, попытки подольше пообедать, поиграть на ПК, заняться чем-то другим;
  • перманентная установка на будущее о том, что что бы ни сделал, лучше не будет;
  • ощущение монотонности, рутинности действий, отсутствия новизны в рабочих процессах;
  • ухудшение общего эмоционального состояния: раздражительность, апатия, замкнутость;
  • неприязнь к рабочему окружению, коллегам, рабочему месту, отдаление от коллектива;
  • физические нарушения — головные боли, сонливость или бессонница, вялость, нарушения в работе ЖКТ.

Некоторые из этих симптомов могут свидетельствовать о других заболеваниях — например, головные боли могут появиться из-за травм головы, нарушения в работе ЖКТ из-за гастрита или язвы. Нужно оценивать состояние работников комплексно и замечать любые мелочи — чем занимается сотрудник на работе, нужен ли ему отдых, как он ведет себя в коллективе.

«Мы разрабатываем и реализуем на российском и зарубежном рынках систему учета рабочего времени Kickidler. Основная задача, с которой к нам приходят пользователи — это выявление уровня продуктивности персонала, его вовлеченности в рабочий процесс. По словам многих наших клиентов, наиболее проблемными являются именно сотрудники, подверженные профессиональному выгоранию.
Недавно мы провели опрос наших пользователей, работающих в HR-отделах, и выяснили, что 70% всех сотрудников, чья продуктивность ниже средней — это те, кто работает в компании более 3-х лет.
К примеру, наши клиенты из компании, занимающейся производством инструмента, рассказали, что у них работал сотрудник, который порядка 80% рабочего времени читал новости в интернете и общался в соцсетях. Об этом узнали только после установки программы мониторинга. До этого он постоянно сетовал на высокую загруженность и отказывался от новых проектов.
У другого нашего клиента из IT-компании работал системный администратор, который наоборот на протяжении долгого времени демонстрировал высокую работоспособность, постоянно задерживался на работе, иногда — до поздней ночи. Но в один день он просто исчез и неделю не отвечал на звонки.
Без сомнения, старожилы являются проводниками ценностей и основной движущей силой любой компании. Поэтому стратегическая задача руководителя — не допустить выгорания своих сотрудников, а если оно началось, вовремя заметить и принять нужные меры»
Алексей Уткин, маркетолог системы учета рабочего времени Kickidler

Как помочь сотруднику, если выгорание уже случилось:

Улучшить состояние сотрудника помогут следующие способы:

Новое хобби

Посоветуйте ему заняться любимым делом или попробовать то, о чем давно мечтал. Например, оригами. Порекомендуйте уделять хобби 10–15 минут в день: этого будет достаточно, чтобы снять напряжение, переключить внимание и отдохнуть от работы.

Смена обязанностей

Переведите его на другую должность, обновите круг обязанностей или дайте новый проект.

Отдых

Вовремя отправляйте в отпуск, не нагружайте выходные дополнительными задачами, порекомендуйте отказаться от бешеного темпа жизни. Расскажите, как найти баланс между работой и личной жизнью — наши советы помогут освободить больше времени на отдых.

Обновление рабочего места

Совет банальный, но действенный: просто смените обстановку. Купите сотруднику новый стол, сделайте ремонт в офисе, переведите работника в другой кабинет.

Читайте также:  Как пишется осенняя депрессия

Занятия спортом

Физический труд помогает справиться с эмоциональной усталостью. Запишите сотрудника в фитнес-клуб, посоветуйте работнику гулять 20–30 минут в день на свежем воздухе, делайте перерывы на разминку для всего офиса:

Эти же способы можно использовать, чтобы справиться и со своим выгоранием. Больше отдыхайте, берите новые проекты, сделайте ремонт в кабинете, займитесь любимым делом или начните ходить в фитнес-клуб.

«Выгорание сотрудников — это усталость, когда «внешняя» мотивация не действует, а «внутренняя» куда-то уходит. Сотрудник теряет энергию, его одолевает апатия и это, конечно же, сказывается на производительности труда.
Первый сигнал, на который нужно обратить внимание — это несоответствие результатов труда планируемым. Руководитель всегда должен смотреть сотруднику в глаза и видеть, что с ним происходит. Из моего опыта: каждый день в компании я делал по два обхода, утром и вечером, а иногда и три, и каждый раз я разговаривал с сотрудниками, смотрел им в глаза.
Когда ты видишь, что сотрудник начинает «выгорать», первое, что необходимо предпринять — поговорить. Очень хорошо работает разговор «один на один». Мы садились, наливали две чашки чая и час-полтора, а бывало и больше, разговаривали с сотрудником. Это позволяло понять, что происходит и что с этим можно сделать, а также найти решения, которые позволили бы «зарядить» сотрудника.
Еще один вариант — это перемещение сотрудника на более интересную работу/должность, если у него есть это желание. Здесь важно увидеть эту потребность, а затем договориться и перевести сотрудника на более интересную ему работу.
Третий момент — это овладение смежной профессией: здесь мы тебя немного освобождаем, а ты начинаешь изучать смежную профессию с дальнейшим полным переходом и погружением в нее.
Также хороший инструмент — командировка. Я отправлял сотрудника в командировку, как правило, заграничную, и это давало ему сил к новым свершениям. Один вариантов этого же разрешения проблемы — отпуск.
И еще один вариант решения проблемы — создание «позитивного» образа вокруг этого сотрудника. Я обязательно хвалил его на собраниях, подчеркивал какие-то достижения, создавал позитивный эмоциональный фон вокруг него»
Владимир Моженков, бизнес-практик и бизнес-тренер

Если ничего не помогает, есть радикальный способ избавиться от выгорания — кардинально сменить сферу деятельности. Поговорите с выгоревшим работником, и, если другого варианта нет, предложите ему написать заявление по собственному желанию. А потом наберите новых работников. Мы рассказывали, как построить команду мечты, в отдельной статье.

Как избежать выгорания, если этого еще не произошло

Выгорание сотрудников легче предотвратить, чем бороться с последствиями. Для этого:

  • равномерно распределяйте нагрузку так, чтобы она была примерно одинакова у всех работников: если нагрузить одного больше других, он может быстро выгореть;
  • переключайте внимание между разными видами деятельности — давайте работникам разноплановые задачи, например, чередуйте задачи, требующие креатива, и рутинные;
  • давайте людям отдыхать — следите за графиком отпусков, введите нормальный обеденный перерыв, старайтесь не задерживать сотрудников после рабочего дня и не давать работу на дом, а в случае переработок — достойно компенсируйте затраченное время;
  • создайте комфортную атмосферу в офисе или на производстве — установите кондиционеры, поставьте кулеры и кофемашину, купите удобные стулья и столы, своевременно делайте ремонт;
  • заинтересуйте работников чем-то новым: например, предложите всем поехать на рыбалку или сыграть в страйкбол, это поможет не только предупредить выгорание, но и сплотить коллектив;
  • мотивируйте, а не ругайте — введите KPI и премируйте за перевыполнение плана, а в случае неудачи не ругайте и не штрафуйте, а разберитесь, почему так произошло, и помогите работнику преодолеть отставание;
  • проводите опросы, которые бы выявляли выгорание работников, и помогайте тем, кто близок к нему — переведите на другую должность или используйте советы, приведенные выше.

Не забывайте и о себе. Например, автоматизируйте управленческий учет и бизнес-процессы, больше отдыхайте и проводите время с семьей.

Интересные примеры: как в российских компаниях «тушат» выгорающих работников

В L’Oreal Russia ежегодно проводят опрос, показывающий уровень удовлетворенности сотрудников, а затем корректируют бизнес-процессы в зависимости от результатов опроса. Например, работники высказали желание приходить на работу позже и иногда работать из дома. Просьба была услышана и сотрудникам разрешили приходить не к 9 утра, а в промежуток с 8 до 10, а иногда вообще не приезжать, работая при этом из дома.

В «Яндексе» проводят опрос, показывающий степень вовлеченности в работу. Если руководитель видит, что сотрудник близок к выгоранию, он предлагает ему сменить команду, проект или вообще сферу деятельности. Например, разработчик может стать тестировщиком или попробовать себя в менеджерской позиции.

В «Мегафоне» выяснили, что от выгорания чаще всего страдают работники, которые общаются с людьми. Для таких сотрудников была разработана специальная программа «Стрессу — нет». В ее рамках психологи помогают работникам справиться со стрессом.

В «Уральском банке реконструкции и развития» сотрудникам call-центра предлагают отказаться от однообразия. Работников ставят то на входящие, то на исходящие звонки, а также предлагают поработать с разными продуктами банка. Кроме того, некоторые вакансии в других отделах закрывают за счет сотрудников call-центра. Благодаря этому в call-центре в два раза снизилась текучка кадров.

Есть и другие способы предотвратить профессиональное выгорание. Данные рекрутингового агентства Hays показывают, как поступают российские компании:

Если вы чувствуете что выгорание уже близко (или наступило), то советуем пройти тест на сайте Experimental Psychic и получить результаты совершенно бесплатно.

Источник

Оцените статью