Помогите! Депрессия убивает меня.
У меня всё в жизни хорошо, хвала Аллаху. Но в последнее время нет настроения, хочется постоянно плакать, иногда пропадает интерес к жизни. Это влияет на окружающих меня людей. Как бороться с этим? И вообще, это состояние можно назвать нормальным? Помогите.
Ответ богослова:
Чаще всего подобный кризис – отсутствует хорошее настроение, нет желания жить – возникает в результате того, что человек не знает, ради чего он существует, не нашёл своего места в жизни; он сравнивает себя с окружающими, теми, кто добился в этой жизни большего, чем он. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не сравнивайте себя с теми, кто богаче вас. Но сравнивайте с теми, кто беднее».
Побольше читайте Коран, салават, зикр… Посещайте маджлисы (мусульманские собрания), заведите дружбу с набожными, соблюдающими мусульманами, читайте исламскую литературу, займитесь общественной работой.
Мнение психолога:
Подобное состояние или, скорее, период в жизни бывает у каждого нормального человека. Это следствие так называемого возрастного кризиса. Основной причиной подобного является переоценка собственной жизни, переоценка ценностей. Обычно такое происходит, когда начинаешь сравнивать свою жизнь с жизнью окружающих, задумываешься над тем, чего ты добился.
Не стоит зацикливаться на самом себе, на негативной стороне жизни. Лучшим выходом в подобной ситуации будет следование совету известного психолога Адлера. Он рекомендовал хотя бы в течение двух-трёх недель постараться совершить как можно больше доброго и полезного для окружающих. Как бы ни было трудно, надо заставить себя действовать; помните: только активные действия смогут вывести Вас из уныния. Этот совет всегда хорошо помогает выйти из затяжной депрессии.
Происходит это потому, что люди, видя Ваш интерес к ним, начинают проявлять интерес к Вам – это универсальный закон человеческого существования. Отдаляясь же от людей и уходя в себя, Вы тем самым сильнее впадаете в депрессивное состояние, из которого ещё труднее будет выйти. Кроме того, положительное действие оказывает занятие каким-либо делом, будь то рукоделие или чтение литературы, – всё зависит от Ваших интересов и способностей.
На вопрос отвечали:
Мухаммад-Амин — хаджи Магомедрасулов, теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев, психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям
Источник
Рамадан – первый шаг из депрессии
Не знаю, по какую сторону баррикад находитесь вы в споре о том, может ли мусульманин быть в депрессии – часто приходится слышать, что мы не можем страдать от депрессии, потому что это состояние противно состоянию верующего. Может быть, это и правда, если говорить об идеальном состоянии души мусульманина, но если смотреть на реальное положение дел в умме, то у многих можно заметить разные симптомы депрессии.
Возможно, это объясняется слабой верой; возможно, люди слишком часто попадают в стрессовые ситуации, которые их угнетают, и они не справляются с ними мирскими способами; возможно, они забывают или не знают, что помочь преодолеть чувство беспомощности может религия (дин). А может быть у них врожденная или приобретенная склонность к депрессии.
Так или иначе, но многие мусульмане на самом деле страдают от депрессии, и им приходится с ней жить каждый день. У них подолгу бывает плохое настроение, печаль, чувство безнадежности, они готовы расплакаться по всякому поводу, у них низкая самооценка, они испытывают чувство вины, быстро раздражаются и нетерпимы к окружающим. Каждое утро они преодолевают себя, чтобы встать с постели, потому что им ничего не хочется, ничего не интересно, и очень трудно принимать решения. Все это отражается на их работе, семейной жизни и, конечно, общей жизненной продуктивности.
Но если вы один из таких людей – можем сообщить вам хорошую новость: этот благословенный месяц приносит очень много пользы, и особенно он полезен для вас! Может быть, вы боитесь, вам кажется, что все это для вас слишком трудно, вы не справитесь, но если вы позволите нам пролить свет на некоторые стороны этого месяца, то с помощью Аллаха вы увидите, что он может стать вашим первым шагом на пути из депрессии к более продуктивной и счастливой жизни.
Время снова соединиться с исламом
Чаще всего от людей, страдающих депрессией, приходится слышать, что у них есть чувство утраты связи с религией, что их связь с Аллахом (хвала Ему) очень слаба и они хотят вернуть ее. Рамадан – прекрасное время, чтобы укрепить эту связь и обновить вашу веру:
«О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, — быть может, вы станете богобоязненными» (Коран, 2:183).
Если в этом месяце вы решите стать ближе к Аллаху, Он поспешит вам навстречу. Если вы далеко отошли от ислама, начните с намерения соблюдать хотя бы столпы веры, регулярно молясь и соблюдая пост. К концу месяца вы почувствуете себя сильнее и постепенно сможете добавлять другие элементы, например, каждый день читать Коран, постепенно увеличивая количество прочитанного. Прежде чем начать читать Коран, совершите следующее дуа:
«Я прошу Тебя всяким именем Твоим, каким Ты назвал Себя… Сделай Коран весной моего сердца, светом моей груди, пусть он развеет мои печали, изгладит мои горести и заботы» (Ахмед).
Можно также послушать вдохновенные исламские проповеди, например пятничную хутбу или проповедь во время молитв таравих, а также чаще поминать Аллаха. Аллах любит постоянство, поэтому лучше делать мало, но постоянно, чем браться сразу за все и быстро выдохнуться. Что бы вы ни делали, делайте это с намерением стать ближе к Аллаху (хвала Ему).
Пост способствует чувству благополучия
Если вы принимаете лекарство, посоветуйтесь с врачом, можно ли вам поститься или изменить время приема лекарств. Это важно, потому что пост действительно может быть вам очень полезен.
Ученые пришли к выводу, что воздержание от пищи во время Рамадана может быть важным фактором улучшения душевного здоровья и борьбы с депрессией. Через несколько дней поста в крови повышается уровень эндорфинов, вы становитесь активнее и испытываете общее состояние душевного благополучия.
Пост также поможет, если вы хотите начать правильно питаться. Не разговляйтесь на скорую руку какой-нибудь балластной пищей, которая не даст вам ничего, кроме лишних углеводов и резкого упадка сил. Вместо этого ешьте на ифтар и сухур продукты, богатые триптофаном, например, бананы, индейку, рыбу, курицу, творог, орехи, сыр, яйца, фасоль в сочетании с небольшим количеством углеводов, которые вы можете получить, например, из нешлифованного риса или овощей – это увеличит уровень серотонина, который поднимет вам настроение.
Физические упражнения поднимают настроение
Скорее всего, физические упражнения – последнее, что вам хочется делать в состоянии депрессии, кажется, что для них требуется совсем уж невероятное усилие. Видимо, вы не знаете, что небольшие, но регулярные физические нагрузки высвобождают «гормоны хорошего настроения», благодаря которым человек чувствует себя счастливо и спокойно.
Может быть, это покажется странным, но Рамадан – прекрасное время, чтобы начать приучать ваше тело двигаться, не говоря уже о том, что это поможет усилить вашу связь с исламом.
Начните совершать молитвы таравих – дома или в мечети. Регулярное движение не только поможет вам переварить ифтар и почувствовать прилив энергии, но и приучит ваше тело к более длительным периодам стабильной деятельности. А в те дни, когда вы не молитесь, совершите 15-20 минутную прогулку.
Может быть, вы слышали выражение: «Тело на отдыхе хочет продолжать отдыхать, тело в движении хочет продолжать двигаться». Поэтому, как только вы приучите себя двигаться, вы почувствуйте, как увеличилась ваша физическая активность в целом, что, в свою очередь, поможет вам справиться с депрессией.
Думайте о других
Когда вы в депрессии, большая часть ваших мыслей сосредоточена на вас самих и ваших проблемах, и вам хочется, чтобы одиночество не прекращалось. Рамадан дает вам прекрасную возможность выйти из дома и провести время среди людей в обстановке, где вы не почувствуете на себе давления или угрозы, а также подумать, что вы можете сделать для людей.
Если вы можете пойти в мечеть на таравих, бывать на проповедях, ходить в гости на ифтар, это будет отличной возможностью привыкнуть проводить время среди людей. Будет идеально, если у вас есть, с кем пойти. Но даже если такого человека нет, а вы еще не готовы общаться с людьми, все равно пойдите. Просто постойте, понаблюдайте за людьми, а когда будете готовы – сможете начать приближаться и потихоньку завязывать общение.
Еще один способ думать о других – организовать ифтар. Если вам кажется, что это очень сложно, устройте ужин, на который каждый будет приносить что-то с собой, а если и это для вас слишком, просто пожертвуйте какие-то продукты в мечеть, отправьте ифтар соседу или нуждающимся.
Запишите свое обещание
Многие считают, что если записать свои намерения на бумаге, это даст им больший стимул выполнить обязательство, чем если бы они просто мысленно наметили бы себе цель. Поэтому, имеет смысл потратить несколько минут, чтобы составить план того, что вы наметили сделать во время Рамадана.
Не забудьте упомянуть, сколько раз вы будете молиться, сколько раз пойдете в мечеть на таравих, когда пойдете на прогулку, а когда будете читать Коран. Важно, чтобы вы также записали все планирующиеся встречи с другими людьми, и придерживались вашего плана. Чем выше активность, тем меньше места для депрессии!
Вначале вам может показаться, что все это похоже на борьбу, особенно если вы совсем отвыкли от деятельности. Но постепенно, если вы будете воспринимать Рамадан как первый шаг к тому, чтобы научиться активности и общению, депрессия начнет отступать, вы постепенно начнете возвращать себе контроль над жизнью и увидите, что она стала более продуктивной и счастливой. Да облегчит вам Аллах, хвала Ему, этот путь!
NB: Если вы ощущаете симптомы депрессии большую часть дня каждый день в течение более двух недель, обратитесь к доктору или консультанту.
Источник
Как мусульманам пережить отчаяние и можно ли обращаться за помощью к психологам?
Читать «Новости Югры» в
Как относиться к испытаниям, которые встречаются на пути? Речь не о буквальных препятствиях, вроде ямы или сугробов. Люди теряют близких, здоровье. Вогнать в отчаяние верующих, как и любых других людей, могут даже неприятности на работе. Что в таких случаях советует религия, и кто может перенастроить душевные порывы мусульман?
— Отчаяние губит и душу человека, и его разум, — говорит заместитель заместитель имама поселка Белый Яр Сургутского района Джабраил Хазрат Лагабов. — Человек начинает легкомысленно рассуждать о серьезных вещах, судить поверхностно, совершать безрассудные поступки. Все это может привести к суициду. Коран учит, что отчаяние скрывает в себе многие опасности. «Ты не будь отчаявшимся», — обращается Всевышний к Пророку. Ученые растолковывают это высказывание, как запрещающее отчаиваться, потому что это затем вызывает и заблуждение в вере.
«Он сказал: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!».
Говорится, что отчаиваются в милости Всевышнего только заблудшие. Одно влечет за собой другое. В порыве отчаяния человек начинает считать, что Всевышний к нему неблагосклонен, что Он не подаст ему милости, что от Него нет никакой пользы. Человек начинает сомневаться в качествах Всевышнего, тем самым впадает в заблуждение. А заблуждение — грех, который, как правило, приводит к неверию. То есть, отчаяние может стать причиной неверия.
«О сыновья мои! Ступайте и разыщите Йусуфа (Иосифа) и его брата и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие».
Всевышний говорит, что человек начинает приписывать Аллаху то, чего у него нет, качества, которые ему не присущи, и перестает надеяться на помощь Всевышнего. То есть становится неверующим. Человек думает, что его не понимают, к нему не проявляют милости. Ему кажется, что он лучше знает положение дел и себя, и выход из ситуации для него очевиден. Знатоки шариатского права в таких случаях вспоминают слова Господа: «Я такой, каким меня представляет раб мой». Имеется ввиду не банальное: образ, формы или одежды, а мысли мусульманина. Обиженным Аллах кажется злым и несправедливым. А благодарным и верным — любящим и милостивым Богом. Все зависит от мнения самого человека, — считают ученые.
— Из-за того, что у человека складывается негативное мнение о Всевышнем, он начинает жаловаться на Него, если никто его не направит, то он может полностью уйти из религии, — говорит имам. — Человек должен понимать, что все посылаемое Всевышним — благо.
«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете».
— Всевышний говорит, что мы не можем знать всех планов. Что, возможно, чего не желаем — нам благо, поэтому Всевышний нам его дал. Даже если мы этого не желаем. Возможно, есть что-то, что мы любим или хотим получить, но Всевышний этого не дает. Значит, в этом для вас есть вред. Всевышний знает, но вы не знаете. Если относиться ко всему происходящему в жизни с мусульманской философией, то к любой проблеме человек подойдет спокойно и его не постигнет отчаяние,— объясняет Джабраил Хазрат Лагабов.
делится на две категории:
То есть в прощении Всевышнего. А ведь священнослужители учат верующих, сколько бы человек ни грешил, он не должен отчаиваться в получении прощения Всевышнего.
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный».
Речь о том, что даже если люди, прожившие многие годы в забвении Бога и совершая многочисленные грехи, осознают все это только к старости, отчаиваться не стоит. Вместо того, чтобы страдать по бессмысленно прожитым годам и мыслям о невозможности прощения, нужно хотя бы попытаться выбраться из этого состояния. Например, покаяться и попросить прощения у Всевышнего. В качестве примера имамы, бывает, приводят такую историю.
— Однажды Пророк находился в кругу сподвижников и к нему, опираясь на посох, обратился старик. «Посланник Господа, что ты скажешь о человеке, который совершал так много грехов, что хватит их на все человечество. Есть ли ему прощение у Господа». А Пророк спрашивает: уверовал ли этот человек в Господа? «Да», — был ответ. И Пророк сказал, что такому человеку есть прощение, если он верит и решил покаяться. Тогда старик в изумлении начал радоваться и славить Аллаха, — вспомнил имам.
– В делах мирских
То есть в ропоте на беды и проблемы.
Всевышний посылает человеку испытания в зависимости от его веры. Они делятся на три категории:
– Испытание за совершенный грех. То есть Аллах наказывает человека испытанием или насылает ему беду за грех.
– Испытание, как способ очищения, милость. То есть Господь таким способом словно губкой смывает грехи с человека. И здесь даже необязательно, чтобы человек в принципе совершил какой-то серьезный грех. Всевышний так проявляет ему милость. Испытанием мусульманин очищается от грехов, может, в которых он не покаялся. Вот даже если колючка вонзилась в ногу — такая боль уже помогает в очищении от грехов.
– Испытание раба, чтобы поднять его степень в Раю. Это относится к набожным людям. Таким Всевышний хочет проявить особую милость. Своими молитвами верующий уже не достигнет высокого уровня, и Аллах отправляет им разные испытания. Проходя испытания, мусульманин удостаивается высокой степени.
— Как мне, простому человеку, понять, какой вид испытания у меня? Беда за грех или наоборот? — размышляет священнослужитель. — Есть признаки, по которым можно понять. Если человек при испытании не проявляет терпения, жалуется, то испытание ему за грех. Если человек проявляет терпение, значит Всевышний помогает ему смывать грехи. А если верующий и вовсе спокоен, он терпит проблемы, он просто не обращает внимания на трудности, так спокоен, будто их нет. Он полностью возложил свои дела на волю Всевышнего, — значит испытание для увеличения его степени в раю.
Любое испытание, по мнению священнослужителей, — благо. Ученые так же убеждены, кому Всевышний желает блага, того он испытывает. В любых ситуациях есть своя мудрость, и просто так они на голову как снег не падают. Завидовать тем, кто живет без болезней, тоже не стоит. Имамы не берутся судить, но предполагают, возможно, человек пока просто не заслужил внимания Всевышнего.
— Человек, который с терпением переносит беды, в судный день будет находиться в сохранности под опекой Всевышнего, — учит Джабраил Хозрат Лагабов. — Эту опеку и сохранность невозможно купить никакими деньгами, ее нужно заслужить. У нас всегда есть выбор: склониться к добру или злу. Главное, не отчаиваться и не ругать Всевышнего. Один сподвижник говорил, что легче взять камень в рот, чтоб расцарапать себе язык и губы, чем сказать «лучше бы так не было». В порыве гнева, боли и грусти люди бросают страшные фразы наперекор Аллаху и начинают с ним спорить. Но это неправильно. Нужно терпеть.
Хорошо, если близкие люди в тяжелые времена поддержат отчаявшегося человека и помогут ему отвлечься от таких мыслей. Помимо молитв, мусульманам не воспрещается обращаться к психологам, осваивать новые хобби, путешествовать. Все это может помочь человеку вернуть любовь к жизни. А вместе с ней и веру.
Источник