Качество личности педагога предполагающее чувство меры сознательную дозировку действий это
Научно-образовательный портал нравственно-духовного обучения
и воспитания
Человек и культура
Самопознание. Учебная литература
Вечные ценности народа
Клуб интересных встреч
В современных условиях перед педагогической наукой и практикой стоит задача переосмыслить с гуманно-демократических позиций сущность и технологические подходы к применению педагогического такта, поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их деловое сотрудничество на фундаменте духовной общности. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.
Весьма актуальными для повышения эффективности педагогического процесса является раскрытие свойств и качеств личности учителя, позволяющих успешно овладевать технологиями применения такта в учебной и воспитательной работе, выявлять условия, при которых педагогические умения учителя перерастают в его профессиональную привычку тактичного воздействия на воспитанников. Следует принять во внимание, что тактичность имеет воспитательное значение не только в деятельности учителя, в общении родителей с детьми, но и во всех видах деятельности.
В определении темы данной работы важную роль сыграли сложные противоречия, имеющие место в современной сфере образования и воспитания подрастающего поколения. В числе этих противоречий – несоответствие между отживающими представлениями, понятиями, концепциями, практической организацией формирования всесторонне развитой, культурной, гуманной личности и новыми, возрастающими требованиями к образованию молодежи; противоречие между бурным ростом научных знаний в обществе и ограниченностью возможностей выработки у учащихся в процессе обучения и воспитания компетентности в сфере культуры жизненного самоопределения; противоречие между нравственно-эмоциональной культурой учителя и его умением любить детей, строить отношения с ними на гуманистической основе; противоречие между правом ученика на незнание, на ошибки в поведении и предъявляемыми к нему этическими требованиями, которые воспринимаются учеником как посягательство на его достоинство; противоречия между требованиями к профессиональной подготовке учителя и достигнутым ее уровнем и др.
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Такт в буквальном смысле – «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:
— иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
— тактичность – это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,
— педагогический такт – это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.
Рассматривая такт как меру педагогически целесообразного воздействия, A.C. Макаренко установил: выбор индивидуального подхода к воспитанникам в конкретной педагогической ситуации, деликатное прикосновение к личности ребенка позволяют устанавливать с ним добрые человеческие отношения. Педагогическое мастерство в применении такта воспитателем, по A.C. Макаренко, заключается в умении руководителя воспитательного коллектива эмоционально идентифицировать себя с каждым воспитанником, адекватно понять его мысли и переживания. Педагогический такт являлся фундаментальной психолого-педагогической проблемой способа «вмешательства в детскую жизнь». Такое «вмешательство» должно осуществляться как «слабое, деликатное прикосновение» к формирующейся личности. Незаметное для глаза воспитанника, оно превращается «в легкое и счастливое дело», когда «никаких нервов не нужно».
Педагогический такт – результат творчества воспитателя, его нравственное поведение, которое основывается на нормах гуманности, на предвидении последствий предполагаемого действия и включает наиболее целесообразный, безболезненный путь воспитания, а также ответственность воспитателя за предпринимаемые действия. Тактичность выступает требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве воспитателя.
Вопросы теории и технологии педагогического такта глубоко и содержательно освещены в гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили. Эта концепция включает идеи, научные и духовные ценности, систематизированный и обобщенный передовой опыт гуманистического воспитания. Педагогический такт характеризуется как личностно ориентированное воздействие на ребенка, включающее искусство любви к детям, свободу выбора, радость общения и познания. В этом воздействии и взаимодействии воспитателя с воспитанником ведущая роль отводится духовно-нравственному становлению личности, формированию в ребенке благородного человека путем возвышения его души, развития ума, стремления к прекрасному.
В концепции Ш.А. Амонашвили педагогический такт рассматривается как важнейший показатель речевой культуры учителей, родителей: «Слово может исцелить человека. Слово может убить человека».
Педагогический такт применяется в определенных условиях как составная часть целостного системного подхода к воспитанию, осуществляемого в соответствии с поставленной целью и требованием воспроизведения всех элементов системы. Такой такт означает воздействие на личность ребенка по каналам разума, чувств, воли и деятельности, а также воздействие на воспитательный коллектив. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
●требовательность и уважительность к воспитаннику;
● умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
●деловой тон общения;
●внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
— во внешнем облике педагога;
— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
— в самокритичной оценке своего труда.
Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к людям.
Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися.
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.
Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все – общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии.
Педагогический такт – чисто профессиональное качество учителя. Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся
● в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости,
● чутком и требовательном отношении к учащимся.
Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.
Педагогом-мастером может быть только тот, кто посвятил свою жизнь детям, кто сам обладает теми качествами, которые он прививает своим ученикам. Новое поколение может воспитать только по-новому мыслящий и творчески работающий педагог.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что педагогический такт и культура учителя представляет собой целостную систему элементов, которая выражается в гармоничном сочетании морального сознания, эмоциональной культуры, нравственных убеждений и нравственного поведения. Высшим уровнем педагогического такта учителя является выработанная, сформированная воспитанием и образованием, самосовершенствованием и самообразованием способность и готовность строить свое поведение и профессиональную деятельность в соответствии с системой ценностных ориентаций, общественно принятых норм, идеалов и требований, профессионального долга и моральной ответственности за результаты своего труда.
Источник
Тест по дисциплине «Основы педагогического мастерства»
по дисциплине «Основы педагогического мастерства»
1. Выбрать правильный вариант ответа:
«Качество личности педагога, предполагающее чувство меры, сознательную дозировку действий, способность проконтролировать его и уравновесить одно средство другим – это…».
2. Выбрать правильный вариант ответа:
«Индивидуально-психологические особенности человека к определенному виду деятельности – это…»
3. Дописать недостающий компонент структуры педагогического мастерства:
Педагогическая техника, педагогические способности, педагогические знания, умения, навыки,….
4. Установить соответствие:
Компоненты теоретической готовности
1. Предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления.
2.Планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей
3.Формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.
5. Определить качество личности педагога:
Мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности.
6.Определить вид способности в педагогической деятельности:
Способность управлять своим внутренним психологическим состоянием, чувствами, своим поведением.
7. Вставить пропущенные слова:
Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень ___________ _________ ________.
8. Исправить ошибки несоответствия качеств личности педагога и их эффективность в педагогической деятельности:
А) Доминантные качества — качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда.
Б) Периферийные качества — присутствие любого, из которых влечет возможность эффективного осуществления педагогической деятельности
В) Негативные качества — качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, однако, способствующие ее успешности.
9. Определить, какую роль играет мимика в педагогической деятельности?
10. Какое содержание соответствует каждому из компонентов культуры личности педагога?
А) Информационная культура – это…
Б) Операционная культура – это…
В) Мотивационная культура – это…
1. система умений всех видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы);
2. социальные установки личности, интересы, ценностные ориентации, убеждения;
3. система знаний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории, законы).
по дисциплине «Основы педагогического мастерства»
1. Выбрать правильный вариант ответа:
Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности называется:
А) педагогическая культура
Б) педагогическое мастерство
В) индивидуальный стиль деятельности
2. Выбрать правильный вариант ответа:
Способы и средства управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогического процесса относятся:
А) педагогической технике
Б) педагогической технологии
3. Дополнить определение:
Способности, ярко выраженные в конкретном виде педагогикой деятельности называются…
4. Установить соответствие:
1. Положение, которое педагог занимает во время своей деятельности
2. Движение рук, всего тела с целью придания большей выразительности
3. Внешность, манера держать себя
5.Определить, какова роль двигательной экспрессии в работе педагога?
6. Определить качество личности педагога:
Проявляется в терпении, умении владеть своими эмоциями, не злоупотреблять наказаниями.
7. Определить вид способности в педагогической деятельности:
Составляют основу умений излагать учебный материал доступно, интересно, четко, умение вызвать мыслительную активность детей.
8.Дописать недостающий компонент структуры педагогического мастерства:
Педагогическая направленность, педагогические способности, педагогические знания, умения, навыки,….
9. Установить соответствие:
Компоненты практической готовности
1.умения устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, коллегами, администрацией
2.проявляются в собственной деятельности и деятельности других.
10. Исправить ошибки несоответствия качеств личности педагога и их эффективность в педагогической деятельности:
А) Доминантные качества — качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, однако, способствующие ее успешности.
Б) Периферийные качества — качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда.
В) Негативные качества — присутствие любого, из которых влечет возможность эффективного осуществления педагогической деятельности.
Источник