Качество личности педагога предполагающее чувство меры сознательную дозировку действий это

Качество личности педагога предполагающее чувство меры сознательную дозировку действий это

Научно-образовательный портал нравственно-духовного обучения
и воспитания

Человек и культура

Самопознание. Учебная литература

Вечные ценности народа

Клуб интересных встреч

В современных условиях перед педагогической наукой и практикой стоит задача переосмыслить с гуманно-демократических позиций сущность и технологические подходы к применению педагогического такта, поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их деловое сотрудничество на фундаменте духовной общности. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.

Весьма актуальными для повышения эффективности педагогического процесса является раскрытие свойств и качеств личности учителя, позволяющих успешно овладевать технологиями применения такта в учебной и воспитательной работе, выявлять условия, при которых педагогические умения учителя перерастают в его профессиональную привычку тактичного воздействия на воспитанников. Следует принять во внимание, что тактичность имеет воспитательное значение не только в деятельности учителя, в общении родителей с детьми, но и во всех видах деятельности.

В определении темы данной работы важную роль сыграли сложные противоречия, имеющие место в современной сфере образования и воспитания подрастающего поколения. В числе этих противоречий – несоответствие между отживающими представлениями, понятиями, концепциями, практической организацией формирования всесторонне развитой, культурной, гуманной личности и новыми, возрастающими требованиями к образованию молодежи; противоречие между бурным ростом научных знаний в обществе и ограниченностью возможностей выработки у учащихся в процессе обучения и воспитания компетентности в сфере культуры жизненного самоопределения; противоречие между нравственно-эмоциональной культурой учителя и его умением любить детей, строить отношения с ними на гуманистической основе; противоречие между правом ученика на незнание, на ошибки в поведении и предъявляемыми к нему этическими требованиями, которые воспринимаются учеником как посягательство на его достоинство; противоречия между требованиями к профессиональной подготовке учителя и достигнутым ее уровнем и др.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Такт в буквальном смысле – «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному трактуют это понятие:

— иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,

— тактичность – это выражение отношения учителя к делу обучения и воспитания,

— педагогический такт – это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

Рассматривая такт как меру педагогически целесообразного воздействия, A.C. Макаренко установил: выбор индивидуального подхода к воспитанникам в конкретной педагогической ситуации, деликатное прикосновение к личности ребенка позволяют устанавливать с ним добрые человеческие отношения. Педагогическое мастерство в применении такта воспитателем, по A.C. Макаренко, заключается в умении руководителя воспитательного коллектива эмоционально идентифицировать себя с каждым воспитанником, адекватно понять его мысли и переживания. Педагогический такт являлся фундаментальной психолого-педагогической проблемой способа «вмешательства в детскую жизнь». Такое «вмешательство» должно осуществляться как «слабое, деликатное прикосновение» к формирующейся личности. Незаметное для глаза воспитанника, оно превращается «в легкое и счастливое дело», когда «никаких нервов не нужно».

Читайте также:  Как перестать чувствовать себя хуже других

Педагогический такт – результат творчества воспитателя, его нравственное поведение, которое основывается на нормах гуманности, на предвидении последствий предполагаемого действия и включает наиболее целесообразный, безболезненный путь воспитания, а также ответственность воспитателя за предпринимаемые действия. Тактичность выступает требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве воспитателя.

Вопросы теории и технологии педагогического такта глубоко и содержательно освещены в гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили. Эта концепция включает идеи, научные и духовные ценности, систематизированный и обобщенный передовой опыт гуманистического воспитания. Педагогический такт характеризуется как личностно ориентированное воздействие на ребенка, включающее искусство любви к детям, свободу выбора, радость общения и познания. В этом воздействии и взаимодействии воспитателя с воспитанником ведущая роль отводится духовно-нравственному становлению личности, формированию в ребенке благородного человека путем возвышения его души, развития ума, стремления к прекрасному.

В концепции Ш.А. Амонашвили педагогический такт рассматривается как важнейший показатель речевой культуры учителей, родителей: «Слово может исцелить человека. Слово может убить человека».

Педагогический такт применяется в определенных условиях как составная часть целостного системного подхода к воспитанию, осуществляемого в соответствии с поставленной целью и требованием воспроизведения всех элементов системы. Такой такт означает воздействие на личность ребенка по каналам разума, чувств, воли и деятельности, а также воздействие на воспитательный коллектив. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

●требовательность и уважительность к воспитаннику;

● умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

●деловой тон общения;

●внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

— во внешнем облике педагога;

— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

— в самокритичной оценке своего труда.

Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к людям.

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися.

Читайте также:  Вдох выдох не чувствую

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все – общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии.

Педагогический такт – чисто профессиональное качество учителя. Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся

● в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости,

● чутком и требовательном отношении к учащимся.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогом-мастером может быть только тот, кто посвятил свою жизнь детям, кто сам обладает теми качествами, которые он прививает своим ученикам. Новое поколение может воспитать только по-новому мыслящий и творчески работающий педагог.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что педагогический такт и культура учителя представляет собой целостную систему элементов, которая выражается в гармоничном сочетании морального сознания, эмоциональной культуры, нравственных убеждений и нравственного поведения. Высшим уровнем педагогического такта учителя является выработанная, сформированная воспитанием и образованием, самосовершенствованием и самообразованием способность и готовность строить свое поведение и профессиональную деятельность в соответствии с системой ценностных ориентаций, общественно принятых норм, идеалов и требований, профессионального долга и моральной ответственности за результаты своего труда.

Источник

Тест по дисциплине «Основы педагогического мастерства»

по дисциплине «Основы педагогического мастерства»

1. Выбрать правильный вариант ответа:

«Качество личности педагога, предполагающее чувство меры, сознательную дозировку действий, способность проконтролировать его и уравновесить одно средство другим – это…».

2. Выбрать правильный вариант ответа:

«Индивидуально-психологические особенности человека к определенному виду деятельности – это…»

3. Дописать недостающий компонент структуры педагогического мастерства:

Педагогическая техника, педагогические способности, педагогические знания, умения, навыки,….

4. Установить соответствие:

Компоненты теоретической готовности

1. Предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления.

Читайте также:  У меня должно быть хорошее настроение

2.Планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей

3.Формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.

5. Определить качество личности педагога:

Мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности.

6.Определить вид способности в педагогической деятельности:

Способность управлять своим внутренним психологическим состоянием, чувствами, своим поведением.

7. Вставить пропущенные слова:

Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень ___________ _________ ________.

8. Исправить ошибки несоответствия качеств личности педагога и их эффективность в педагогической деятельности:

А) Доминантные качества — качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда.

Б) Периферийные качества — присутствие любого, из которых влечет возможность эффективного осуществления педагогической деятельности

В) Негативные качества — качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, однако, способствующие ее успешности.

9. Определить, какую роль играет мимика в педагогической деятельности?

10. Какое содержание соответствует каждому из компонентов культуры личности педагога?

А) Информационная культура – это…

Б) Операционная культура – это…

В) Мотивационная культура – это…

1. система умений всех видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы);

2. социальные установки личности, интересы, ценностные ориентации, убеждения;

3. система знаний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории, законы).

по дисциплине «Основы педагогического мастерства»

1. Выбрать правильный вариант ответа:

Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности называется:

А) педагогическая культура

Б) педагогическое мастерство

В) индивидуальный стиль деятельности

2. Выбрать правильный вариант ответа:

Способы и средства управления собой и воздействия на других, направленных на организацию педагогического процесса относятся:

А) педагогической технике

Б) педагогической технологии

3. Дополнить определение:

Способности, ярко выраженные в конкретном виде педагогикой деятельности называются…

4. Установить соответствие:

1. Положение, которое педагог занимает во время своей деятельности

2. Движение рук, всего тела с целью придания большей выразительности

3. Внешность, манера держать себя

5.Определить, какова роль двигательной экспрессии в работе педагога?

6. Определить качество личности педагога:

Проявляется в терпении, умении владеть своими эмоциями, не злоупотреблять наказаниями.

7. Определить вид способности в педагогической деятельности:

Составляют основу умений излагать учебный материал доступно, интересно, четко, умение вызвать мыслительную активность детей.

8.Дописать недостающий компонент структуры педагогического мастерства:

Педагогическая направленность, педагогические способности, педагогические знания, умения, навыки,….

9. Установить соответствие:

Компоненты практической готовности

1.умения устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, коллегами, администрацией

2.проявляются в собственной деятельности и деятельности других.

10. Исправить ошибки несоответствия качеств личности педагога и их эффективность в педагогической деятельности:

А) Доминантные качества — качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, однако, способствующие ее успешности.

Б) Периферийные качества — качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда.

В) Негативные качества — присутствие любого, из которых влечет возможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Источник

Оцените статью