- Формирование интегративных качеств выпускника ДОУ как условия качества образования детей дошкольного возраста . методическая разработка по теме
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- _ качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций,
- Формирование и развитие интегрированных качеств дошкольников как результат освоения основной общеобразовательной программой дошкольного образования
Формирование интегративных качеств выпускника ДОУ как условия качества образования детей дошкольного возраста .
методическая разработка по теме
Формирование интегративных качеств выпускника ДОУ как условия качества образования детей дошкольного возраста .
Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств придаётся особое значение.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо ЗУН предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные)
Качество — это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.
Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.
Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость).
Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Сформированные интегративные качества ребёнка — итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие — промежуточные результаты, промежуточная оценка — это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей. Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей и образовательным областям и отвечают следующим требованиям:
• соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
• возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы;
• проверяемости (достоверности подтверждения их достижения)).
Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.
Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный социальный портрет отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.
Социальный портрет ребёнка 7 лет,
освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Ребёнок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учётом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и
потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3. Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, что хорошо и что плохо (например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т. д.). Ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (в транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребёнок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т. д.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребёнок имеет представление:
• о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу;
• о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
• об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своём месте в нём;
• о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;
• о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Таким образом, формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста, а следовательно и познавательной инициативы, повышает качество всего дошкольного образования. Ведь развивая интегративные качества дошкольника, мы развиваем все стороны личности ребёнка. И к концу дошкольного детства мы видим целостную личность ребенка, у которой сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные, познавательные и др.), то есть те навыки, которые необходимы для осуществления различных видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На всех этапах развития общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение функционирования и преобразования системы образования. Об этом свидетельствует стремление мирового сообщества.
Выраженная субъектность малышей требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и обучения. .
Презентация о проведении круглого стола по проектной деятельности в ГБОУ Школа №2055.
Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре — конкурсе учебно-методических объединений).
Консультация для воспитателей.
Данный материал интересен для инструкторов физической культуры и содержит информацию и методические рекомендации по фитнес-технологии: фитбол-аэробика.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост.
Источник
_ качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций,
_ качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.
(*ответ*) Личностные
Физические
Интеллектуальные
Правовые
_ качества характеризуют физическое развитие ребенка (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость)
(*ответ*) Физические
Личностные
Интеллектуальные
Правовые
_ мониторинг представляет собой сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, необходимых для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на физическое, социально — личностное, познавательно- речевое, художественно — эстетическое развитие ребенка.
(*ответ*) психолого-педагогический
управленческий
социологический
воспитательный
_ функция мониторинга — использование мониторинговой информации при принятии максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих.
(*ответ*) Прагматическая
Интегративная
Диагностическая
Экспертная
_ функция мониторинга — мониторинг развития системы образования является одним из ее системообразующих факторов, обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в этой системе.
(*ответ*) Интегративная
Диагностическая
Экспертная
Информационная
_ мониторинг рассматривается как метод повышения эффективности управления, исследования реальных параметров и характеристик объектов и субъектов обучения, воспитания и развития, как способ накопления результатов, позволяющий сопоставлять их, анализировать и строить прогноз развития отдельного субъекта образовательного процесса и педагогической системы.
(*ответ*) Образовательный
Педагогический
Социологический
Воспитательный
_ умений, знаний, навыков – это количество всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой (стандартом), запросами потребителей.
(*ответ*) полнота
глубина
оперативность
гибкость
_ умений, знаний, навыков – это понимание связей между знаниями, путей получения и закрепления знаний, умения их предъявлять и доказывать.
(*ответ*) осознанность
оперативность
гибкость
полнота
_ умений, знаний, навыков – это применение знаний в сходных и вариативных ситуациях за счет умения анализировать, обобщать, интегрировать и дифференцировать общепредметные знания и умения.
(*ответ*) оперативность
гибкость
полнота
глубина
Выделяют следующие аспекты мониторинга: 1) непрерывность; 2) диагностичность; 3) информативность; 4) научность; 5) обратная связь.
(*ответ*) 1,2,3,4,5
только 1,2,3
только 3,4,5
только 1,3,4,5
Выделяются следующие направления образовательного мониторинга: 1) социологический; 2) педагогический; 3) психологический; 4) валеологический; 5) воспитательный; 6) управленческий.
(*ответ*) 1,2,3,4,5,6
только 1,2,3
только 2,3,4
только 2,4,5,6
Ответов: 1 | Категория вопроса: Гуманитарные дисциплины
Источник
Формирование и развитие интегрированных качеств дошкольников как результат освоения основной общеобразовательной программой дошкольного образования
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655) – это первый нормативный документ, в котором установлены требования к результатам дошкольного образования.
Согласно ФГТ: “Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы”.
Итоговый результат дошкольного образования представляет собой “социальный” портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Портрет ребенка-выпускника дошкольного учреждения называется социальным потому, что отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. В его основе – совокупность интегративных качеств ребёнка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте. Под интегративными качествами при этом понимаются системные образования, которые:
- формируются в процессе освоения ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- являются показателями и характеризуют 3 сферы развития ребенка – личностную, интеллектуальную, физическую;
- способствуют самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем), адекватных возрасту.
Выделяют личностные, физические, интеллектуальные качества.
Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.
Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость).
Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Знания, умения, навыки – средства, способствующие развитию ребенка, т.е. способствующие развитию у него новых качеств.
Предложенная разбивка качеств на физические, личностные и интеллектуальные весьма условна, поскольку качество задаётся как системное образование. Для возникновения каждого интегративного качества требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). В соответствии требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования приоритетными являются личностные качества, так как именно в дошкольном детстве закладывается базис личности.
Если ранее педагоги стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений и навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Педагоги должны стремиться к развитию ребёнка, а не к овладению им большим багажом знаний.
В соответствии ФГТ социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования, как итоговый результат и целевой ориентир системы выглядит следующим образом. Это ребёнок: физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, овладевший необходимыми умениями и навыками.
Стоит отметить, что каждое интегративное качество формируется в рамках всех образовательных областей.
Таким образом, сформированные интегративные качества ребёнка — итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В программе “Детство” определены интегративные качества ребёнка, итоги освоения содержания программы на каждый возрастной период. Согласно программы, формирование интегративных качеств происходит в рамках организации:
- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
Выделяют 4 основных направления развития детей дошкольного возраста:
- Физическое развитие.
- Познавательно-речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Социально-личностное развитие.
В соответствии программы “Детство” физическое развитие детей обеспечивается реализацией образовательных областей “Физическая культура” и “Здоровье”. Познавательно-речевое развитие обеспечивается реализацией образовательных областей “Коммуникация”, “Чтение детям художественной литературы”, “Познание”. Художественно-эстетическое развитие – реализацией образовательных областей “Музыка”, “Художественное творчество”. Социально-личностное развитие – реализацией образовательных областей “Социализация”, “Труд”, “Безопасность”. Каждая образовательная область основана на какой – либо детской деятельности и направлена на её развитие. ОО “Физическая культура” направлена на развитие двигательной деятельности, ОО “Социализация” – игровой, ОО “Труд” – трудовой, ОО “Коммуникация” – коммуникативной, ОО “Познание” – познавательно-исследовательской, ОО “Чтение художественной литературы” – восприятие художественной литературы, ОО “Музыка” – музыкально-художественной, ОО “Художественное творчество” – продуктивной. Исключение из деятельностного подхода составляют две области “Здоровье” и “Безопасность”.
Следует отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Одним из основополагающих принципов, установленных ФГТ является принцип интеграции образовательных областей.
Содержание ОО “Здоровье” интегрируется с образовательными областями “Физическая культура”, “Познание”, “Социализ-ация”, “Безопасность”, “Коммуникация”.
Содержание ОО “Физическая культура” интегрируется с образовательными областями “Здоровье, “Познание”, “Социализация”, “Музыка”, “Коммуникация”, “Труд”.
Содержание ОО “Социализация” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Познание”, “Труд”, “Безопасность”, “Физическая культура”.
Содержание ОО “Безопасность” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Труд”, “Познание”, “Социализация”, “Здоровье”.
Содержание ОО “Труд” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Познание”, “Безопасность”, “Социализация”, “Физическая культура”.
Содержание ОО “Познание” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Здоровье”, “Социализация”, “Труд”, “Безопасность”, “Музыка”, “Художественное творчество”.
Содержание ОО “Чтение художественной литературы” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”, “Художественное творчество”.
Содержание ОО “Музыка” интегрируется с образовательными областями “Физическая культура”, “Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”.
Содержание ОО “Художественное творчество” интегрируется с образовательными областями “Коммуникация”, “Познание”, “Безопасность”, “Труд”, “Физическая культура”, “Музыка”, “Чтение художественной литературы”.
Специфика модели интеграции ОО “Коммуникация” состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач указанной области осуществляется во всех образовательных областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
По поводу интеграции образовательных областей в последнее время достаточно публикуется статей, много вопросов. Каждая образовательная область должна интегрироваться с 2-3 образовательными областями.
Немаловажной составляющей в процессе формирования у дошкольников интегративных качеств является мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Диагностирование интегративных качеств в нашем ДОУ проводится на основании пособия, разработанного авторами программы “Детство” “Мониторинг” и пособия “Результаты мониторинга детского развития” Н.В. Верещагиной, разработанного для всех возрастных групп. Предлагаемое пособие составлено с целью оперативного отслеживания формирования интегративных качеств каждого ребенка и при необходимости создания индивидуального маршрута образовательной работы.
Оценка уровня развития интегративных качеств осуществляется по 5-ти балльной системе:
1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;
2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;
3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;
4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;
5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию интегративного качества;
Таблицы интегративных качеств заполняются два раза в год. Технология работы с таблицами включает два этапа. На первом этапе, напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребёнку. Это показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведение индивидуального учёта итоговых результатов формирования интегративных качеств.
Второй этап: когда все дети прошли диагностику подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей, а так же для ведения учёта общегрупповых итоговых результатов формирования интегративных качеств.
Нормативными вариантами развития личности считаются средние значения по каждому ребёнку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребёнка.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии детей, а так же определить трудности в формировании определённых интегративных качеств в каждой конкретной группе.
Полученные результаты изучения интегративных качеств личности сопоставляются с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
В нашем ДОУ развитие интегративных качеств на начало учебного года составляет 3,7 балла, что соответствует проблемам в развитии детей. Педагоги наметили коррекционную работу с теми детьми, у которых показатели диагностики соответствуют значениям от 2,3 до 3,7 балла.
Успех дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами. Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
Работа по изучению интегративных качеств в ДОУ проходила в несколько этапа. На первом этапе с педагогами изучили Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определили понятия: во-первых, что такое “качество”, “интегративные качества”, какие интегративные качества определены в ФГТ. Во-вторых, выяснили, какие интегративные качествами должны быть сформированы по возрастным периодам в соответствии программы “Детство”
На втором этапе, повторили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, интеграцию образовательных областей, в результате чего формируются интегративные качества, виды детской деятельности, формы образовательной работы с детьми, изучили методы работы с детьми по каждой образовательной области в соответствии программы “Детство”.
Цель третьего этапа – подбор и изучение диагностики формирования интегративных качеств. Нами было выбрано пособие Н.В. Верещагиной.
Формами методической работы на данных этапах стали консультации, семинары, анкетирование, собеседование, зачёты письменные, деловые игры, методы интерактивного обучения (шкала опроса, снежный ком, аквариум, 4 угла).
Какие же условия необходимо создать в ДОУ для формирования вышеуказанных интегративных качеств?
Строго придерживаться ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- требования к кадровому обеспечению;
- требования к материально-техническому обеспечению;
- требования к учебно-материальному обеспечению;
- требования к медико-социальному обеспечению;
- требования к информационно-методическому обеспечению;
- требования к психолого-педагогическому обеспечению;
- требования к финансовому обеспечению.
И в заключение хочется отметить, что для дальнейшей успешной работы в “эпоху перемен” необходимо:
- думать творчески;
- быть готовым попробовать что-то необычное;
- приложить все усилия для воплощения новых идей в жизнь.
Источник