Эмоции в работе психолога
Зацепило меня вчера одно высказывание «студентов» о том, что, если ты позволяешь себе эмоции, то ты плохой психолог. Но зацепило меня это в хорошем плане. Поскольку я, наконец-то, сформулировала для самой себя ответ на вопрос – нужны ли эмоции в работе психолога? Уместны ли они?
И вот результаты моих размышлений и выводов. Вы можете с ними не соглашаться, но я пришла именно к таким выводам.
Больше всего я насобирала положительных сторон в наличии эмоций у психолога:
• Эмпатия. Самое главное качество человека, которое должно присутствовать у хорошего психолога. Поясню, что это означает. Эмпатия – умение сопереживать и сочувствовать другому человеку. Естественно, это чувство опирается на эмоции и без них невозможно.
• Когда клиент рассказывает свою проблему, когда делиться своими переживаниями, он чувствует. И чтобы максимально его понять, и прочувствовать его проблему, нам опять нужны эмоции. Только полностью поняв проблему клиента и прочувствовав его самого, можно двигаться дальше и пытаться ему помочь.
• Конечно, многие проблемы и их решение мы будем знать из книжек, из профессиональной и художественной литературы. Но. Наши клиенты больше нам доверяют и прислушиваются к нам именно тогда, когда мы сами прошли через подобные трудности в жизни в какой-то момент и сумели с ними справиться. И поскольку трудности в нашей жизни чаще всего связаны с нашими эмоциями, с тем, как мы воспринимаем людей и ситуации, то нам эти самые эмоции не должны быть чужды.
• Если психолог будет вести себя обезличено, безучастно, не будет проявлять никаких эмоций, то и клиент, конечно, может успокоиться и проще воспринимать проблему, но страстного желания изменить что-либо у него не возникнет. Часто продавцов, менеджеров и бизнесменов учат тому, что они должны быть страстны, тогда у них отлично пойдут дела, продажи будут на высоте. Я считаю, что и психолог должен иметь некую долю страсти, чтобы возбудить в клиенте желание жить, желание меняться в лучшую сторону. Ведь часто клиенты приходят депрессивные, желающие покончить жизнь самоубийством. И в них надо разбудить это желание жить. А как это можно сделать без эмоций и страсти к самой жизни? Я не знаю.
• Проявляя эмоции, психолог предстает перед клиентом как обычный живой человек. А с простым человеком легче общаться и легче открывать душу, нежели с обезличенной машиной, или каким-то роботом.
• Каждый человек испытывает свои эмоции и свои чувства по отношению к разным людям и разным ситуациям. Именно это и отличает нас друг от друга. А значит, именно эмоции делают нас индивидуальными. Они играют не малую роль в том, чтобы показать нашу «изюминку». И психолог также должен быть личностью, и иметь свою индивидуальность. Разным людям подойдут разные психологи. И таким образом, каждый найдет для себя адекватную помощь и поддержку.
• Благодаря эмоциональному каналу, как минимум, с третьей частью клиентов устанавливается естественный контакт. При этом эмоции не мешают проявляться и разуму, с помощью которого можно найти подход ко всем остальным клиентам.
• Эмоциональные реакции помогают нам, на основе проблемы клиента, проработать свои собственные психологические проблемы, которые есть у каждого. Это происходит через сопереживание клиенту в его ситуации, а также при поиске решения для него, можно найти решение и для себя. Таким образом, повышается профессионализм самого психолога, так как в результате такой работы он избавляется от очередного внутреннего барьера.
Негативные стороны в проявлении эмоций у психолога также наблюдаются:
• Эмоции, особенно излишние, мешают психологу объективно посмотреть на клиента и его ситуацию. Также они могут препятствовать установлению контакта с некоторыми клиентами.
• Когда психолог проявляет эмоции, для многих он перестает быть всемогущим. Разрушается своеобразный идеал, к которому клиенты его приравнивают. Но, лично я считаю, что это к лучшему. Психолога необходимо воспринимать как простого человека, а не как всемогущего Бога, который по мановению волшебной палочки изменит тебя, твою жизнь и твое окружение. Многие строят иллюзии по поводу того, кто такой психолог и о его возможностях. При проявлении эмоций со стороны психолога такая иллюзия рушится.
• Если же психолог будет слишком сильно всем сочувствовать и сопереживать, если он будет слишком близко воспринимать проблемы клиента, то наступит эмоциональное выгорание. Психолог не сможет нормально функционировать в жизни, а также не сможет профессионально исполнять свои обязанности.
Вот, пожалуй, и все.
И мои выводы таковы, что эмоции в нашей профессии очень даже нужны. Они, в основном, помогают. А чтобы не было негативных последствий проявления эмоций, то необходимо научиться проявлять их в меру. Правило «золотой середины» и здесь уместно.
Юлия Дацун
BB-код для вставки: BB-код используется на форумах |
HTML-код для вставки: HTML код используется в блогах, например LiveJournal |
Как это будет выглядеть?
Зацепило меня вчера одно высказывание «студентов» о том, что, если ты позволяешь себе эмоции, то ты плохой психолог. Но зацепило меня это в хорошем плане. Поскольку я, наконец-то, сформулировала для самой себя ответ на вопрос – нужны ли эмоции в работе психолога? Уместны ли они?
И вот результаты моих размышлений и выводов. Вы можете с ними не соглашаться, но я пришла именно к таким выводам.
Больше всего я насобирала положительных сторон в наличии эмоций у психолога:
• Эмпатия.
Читать статью
Отправить другу
Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.
Источник