- Ваш психолог. Работа психолога в школе.
- Самое популярное
- Методика диагностики темперамента младших школьников
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Изучение темперамента школьника методом наблюдения тест (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- НАБЛЮДЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ учебно-методическое пособие
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Методика изучения темперамента школьника методом наблюдения |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||||||||||||
Цель методики: определение особенностей темперамента младшего школьника. План наблюдений: 2. Как реагирует на замечания учителя: Источник Методика диагностики темперамента младших школьниковАнкета для диагностики темперамента младших школьников Скачать:
Предварительный просмотр:Диагностика темперамента младших школьников. Изучение темперамента школьника методом наблюдения Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника. 1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
2. Как реагирует на замечания учителя:
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана. Схема наблюдения за темпераментом школьника. Источник Изучение темперамента школьника методом наблюдения |
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_temperamenta_shkolnika_metodom_nablyudeniya.docx | 14.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком “+” соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Схема наблюдения за темпераментом школьника
Источник
НАБЛЮДЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ
учебно-методическое пособие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_v_uchebnoy_deyatelnosti_za_mladshim_shkolnikom.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ «ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ» (Артюхова И.С.)
Отметки педагога по результатам наблюдения
I. Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид
Мимика и пантомимика
II. Речь ребёнка
Словарь ребёнка и конструкция его вербальных построений
III. Социальное поведение
Социальные навыки и вежливость
самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, подчеркивающий своё превосходство, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, нерешительный, застенчивый, неуверенный, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, получающий радость от общения, непосредственный, ласковый, доверчивый
радостное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьёзное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное
Подверженность настроения внешним влияниям
V. Поведение ребёнка при выполнении учебных и внеучебных заданий
Отношение к заданиям
Реакция на неуспех
НАБЛЮДЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ
I критерий — Эффективность учебной деятельности
Шкала 1. Учебная активность
0. учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс);
- пассивен на уроке, дает отрицательные ответы;
- учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;
- редко поднимает руку, но отвечает правильно;
- на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;
- активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает чаще всего правильно.
Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)
- очень плохое усвоение учебного материала по всем предметам, грубые
ошибки и большое их количество в ответах; - частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений,
зачеркиваний; - плохое усвоение материала по одному из предметов, обилие ошибок;
- редкие ошибки, связанные с невнимательностью детей в процессе учебной
деятельности; - небольшие помарки, единичные ошибки;
- правильное, безошибочное выполнение школьных заданий
II критерий -Усвоение школьных норм поведения
Шкала 3. Поведение на уроке
0. не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы);
- выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние дела,
вертится или постоянно разговаривает; - часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах;
- изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами;
- выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока;
5. сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.
Шкала 4. Поведение на перемене
0. часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой);
- пассивный, движения скованы, избегает контактов с другими детьми;
- не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой;
- активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс);
- активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из детей, чтение книг, спокойные игры;
- высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.
Ill критерий — Успешность социальных контактов
Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками
0. проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят);
- замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему);
- предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;
- сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми детьми;
4. малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;
5. общительный, легко контактирует с детьми.
Шкала 6. Отношение к учителю
0. общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейших замечаниях;
- избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается;
- выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;
- старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам;
- дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;
- проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.
IV критерий — Эмоциональное благополучие
- преобладание депрессивного настроения или ярко выраженная агрессия (вспышки гнева, злости, может ударить кого-либо, затеять драку, что-то сломать);
- отдельные депрессивные проявления, плач без всяких причин или агрессивные реакции, частая ссора с детьми, повышает голос;
- отрицательные эмоции: повышенная тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
3. эпизодически проявление сниженного настроения;
4. спокойное эмоциональное состояние;
5. хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
После проведенного наблюдения и фиксации типичных форм
поведения ребенка находится сумма баллов по всем шкалам и сравнивается с нормой:
22 — 35 баллов — зона комфортного пребывания в школе
15 — 21 балл — зона неполного комфорта
0-14 баллов — зона дезадаптации
Диагностика темперамента младших школьников.
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Схема наблюдения за темпераментом школьника
Источник