Изучение социальных эмоций урунтаева

Изучение социальных эмоций урунтаева

Методика » Изучение социальных эмоций»

Источник: Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по детской психологии». — М.: ВЛАДОС, 1995 г.

Подготовка исследования. Выучить наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования. Сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии.

Перваясерия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

    Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

Можно ли обижать животных? Почему?

Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

  • Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
  • Втораясерия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций:

      Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить, уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?

    Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?

    Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?

    Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть».-»Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?

    Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил. . . Что ответил Коля? Почему?

    Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал. Что сказал Миша? Почему?

  • Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?
  • Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

      Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.

    Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).

    Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.

    Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.

  • Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
  • 6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно — завидует успеху другого, радуется его неудаче).

    При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.

    Источник

    Диагностика «Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста»
    материал по теме

    Диагностика

    «Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».

    У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная са­морегуляция. Нравственные нормы поведения приобретают устойчивость. У большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь нравственными категориями. Они усваивают социальные формы выражения чувств, начинают понимать переживания других, проявлять забочу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, а также адекватно реагировать на удачи и неудачи других Чувства и эмоции становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

    Диагностика нравственного и эмоционального развития.

    Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей мы предлагаем использовать методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравно­вешенности в начале и в конце работы.

    Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, ю.А, Афонькина)

    Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

    Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

    1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал. Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

    2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила.

    3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила.

    4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил.

    Обработка результатов.

    1 балл — ребенок не может оценить поступки детей.

    2 балла — ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

    3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

    Читайте также:  Азбука с эмоциями клевер

    4 балла — ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

    Методика — «Сюжетные картинки»

    (Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

    Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

    Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

    Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны — плохие. Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

    Обработка результатов:

    1 балл — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

    2 балла — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

    3 балла— правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

    Методика — «Раскрась рисунок» (ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

    Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал. Три листа с черно-белыми рисунками, цветные карандаши.

    Проведение. Ребенку предлагают:

    1) самостоятельно закрасить рисунок;

    2) помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;

    3) докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок, нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый

    объясняет, что он пошел за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

    Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.

    Методика — «Наблюдение»

    Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в различные режимные моменты проводится в течение одной-двух недель (см. таблицу).

    Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)

    На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-).

    В некомфортных ситуациях терпелив, спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+) .

    В некомфортных ситуациях не всегда терпелив, сдержан В некомфортных ситуациях не сдержан, может быть агрессивным, вспыльчивым (-)

    Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы)

    Умеет правильно оценивать развитие свое поведение,

    мотивируя (моральные оценку нравственной нормой;

    суждения, владеет моральными суждениями, разумно объясняет свой поступок (н) ной нормы)

    Называет норму, правильно оценивает поведение детей,

    по не мотивирует свою оценку

    Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную

    норму не формулирует (-)

    поведение ребенка устойчиво, положительно направлено,

    он вежлив, тактичен (+ )

    Не всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-)

    Обработка данных. Дети, получившие большее количество плюсов (75-100 %) характеризуются хорошо развитыми нравственностью и эмоциональностью. У детей, набравших 50-75% знаков «+», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности. Дети, набравшие менее 50% плюсов, — это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагопо­лучием.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

    Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели. В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая она бывает.

    Сказкотерапия способствует социальному и эмоциональному развитию ребенка, так как наделяет его мощным орудием адекватного сущностного познания окружающей действительности, в наиболее сообр.

    ИТОГОВАЯ РАБОТА курсы повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части по.

    ГБДОУ детский сад № 25 Петродворцового района г Санкт — Петербург.

    Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, бе.

    доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре.

    Источник

    Влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

    Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Организация и проведение экспериментальной работы с целью определения роли и места игры в процессе преодоления эмоциональных трудностей дошкольника. Разработка конспекта занятий.

    Рубрика Психология
    Вид курсовая работа
    Язык русский
    Дата добавления 25.02.2015
    Размер файла 3,2 M

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

    Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

    Проведённый эксперимент показал, что эмоциональная сфера детей на конечном этапе заметно изменилась в лучшую сторону по сравнению с эмоциональной сферой на начальном этапе эксперимента.

    Таким образом, мы достигли цели исследования данной работы, т.е. изучили влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

    Все задачи, поставленные вначале исследования, были полностью реализованы: изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования старших дошкольников (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов), так же были выявлены условия эмоционального развития и роль игры в процессе преодоления эмоциональных трудностей детей дошкольного возраста.

    Делая сравнительный анализ диагностики, дети с низким уровнем поднялись на более высокий уровень. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в разных формах работы, мы обеспечили педагогический процесс, при котором добились положительных результатов в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

    Проделанная работа позволила ответить на поставленные вначале вопросы и подтвердить выдвинутую гипотезу.

    Список использованных источников

    1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога — М. 2009.

    2. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. — В кн. Диалектика познания и сознания. Иваново. 1973.

    3. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе:

    пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.

    4. Блейхер В.М., И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов.

    Читайте также:  Ученый разработчик схем мимических кодов эмоциональных состояний

    5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений — М: Изд-во МГУ,1976.

    6. Вилюнас В. Психология эмоций Издательство Московского университета 1984.

    7. Волосовец Т.В Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практ. пособие для педагогов и воспитателей- М.: ВЛАДОС,2004. Библиограф.: 230 — 232 с.

    8. Додонов Б.И. В мире эмоций/К: Издательство политической литературы Украины, 1987.

    9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978.

    10. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста./ Дошкольная педагогика, 2007 № 4.

    11. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, — Вопросы психологии, 1974.

    12. И. Изард К. Эмоции человека. — Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980.

    13. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

    14. Игра и развитие личности дошкольника / АПИ СССР, НИИ-М.: Изд-во, АПИ, 2003.-152 с.

    15. Игра как феномен сознания — Кемерово: Амф. гуманитарный центр, 1992.- 96 с.

    16. Маклаков А. Г. М15 Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: 17. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности.- М., новая школа, 2006.

    18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Т.2., С-Пб., 1998.

    19. Рогов Е.И. Эмоции и воля.-М.:Владос,1999.-240с.

    20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Издательство «Питер», 2000.

    21. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006.

    22. Словарь по книге Психология человека от рождения до смерти 2002 г.

    23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.

    24. Челищева М.Н. Влияние игровой деятельности на развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста. //www.dets.psyholog.bu.

    25.Шаповалова О.Е. Методические Рекомендации по изучению эмоционального развития при умственной отсталости. — Биробиджан, изд. БГПИ — 2003. — 96 c.

    26. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. — М: 2003.

    27. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пос./А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева.-М.: Академия, 2003.

    28. Эмоциональное развитие дошкольников. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М.,1995.

    29. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Туманит, изд. Центр ВЛАДОС.

    30. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. — М. — Политиздат, 1978.

    Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

    Лаврентьева Марина Валентиновна

    Методика 1. «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам».

    -картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке.

    Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Экспериментатор показывает ребенку картинку и просит рассказать об этой картинке. Можно облегчить ответ, задав вопрос: «Скажи, кто поступил хорошо, а кто поступил плохо».

    Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

    Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.

    Инструкция к тесту

    Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

    Цель исследования: определить особенности оценки ребёнка ситуаций, изображенных на картинке (добрый поступок, ребенок уступил место в транспорте, мама ругает детей, жадный мальчик).

    Обработка результатов теста

    Обработка предложена Р.Р. Калининой.

    0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

    1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

    2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

    3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

    Методика 2. «Изучение социальных эмоций у дошкольников».

    Данная методика предназначена для выявления системы представлений

    ребёнка о том, как он оценивает окружающих, сверстников, поступки.

    Как, по его мнению, нужно поступать в разных ситуациях, как соотносятся эти представления между собой.

    Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

    1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

    2. Можно ли обижать животных? Почему?

    3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

    4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

    5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

    6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

    Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций.

    1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

    2. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

    3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

    4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький»,- ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

    5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

    6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

    7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

    Обработка данных: При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей.

    Читайте также:  Негативные эмоции разрушают психику

    Анализ экспериментальных результатов показал, что подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе сопереживания и сочувствия возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.

    Методика 3. « Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка дошкольного возраста».

    Данная методика предназначена для изучения эмоционально-личностной сферы ребенка путем беседы с детским психологом для выявлений чувственных проявлений.

    Выделяют 3 уровня развития эмоциональной сферы:

    При низком уровне ребенок:

    -умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;

    -умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;

    -умеет различать эмоции в интонациях речи;.

    При среднем уровне ребенок:

    -умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;

    -умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;

    -умеет различать эмоции в интонациях речи;

    -умеет выражать основные эмоции через интонации речи;

    При высоком уровне ребенок:

    -умеет определять основные эмоции по внешним сигналам;

    -умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам;

    -умеет различать эмоции в интонациях речи;

    -умеет выражать основные эмоции через интонации речи;

    -использует основные выразительные средства для передачи образа героя;

    0 — нет, 1 — немного, 2 — средне, 3 — очень много, 4 — крайне много;

    Занятие №1 «Поставь себя на место героя сказки»

    Количество детей 13 человек.

    Время проведения 30-35 минут.

    Цель: развивать чувство сопереживания по отношению к другим.

    Оборудование: сказка «Семеро козлят», листок бумаги, карандаши, картинки.

    Содержание: дети сидят за столами по 2 человека.

    Перед ними картинки с героями сказки, карандаши, иллюстрации к сказке. Воспитатель настраивает детей на работу: «Ребята, давайте поможем козлятам спастись от волка! Тогда козлята не расстанутся с мамой никогда!» (пробудить в детях чувство переживания, так как они понимают, что козлята не смогут быть без мамы, как дети не смогут без своих мам). Читает детям сказку, в процессе чтения рассматривают картинки, чтобы лучше представить происходящее. Воспитатель просит детей назвать тот персонаж, на месте которого им хотелось бы оказаться. Затем задает вопросы к картинке, например: «Почему ты выбрал именно этого героя? Что бы ты в нем изменил? Как бы повел себя на его месте? Ты бы радовался за него или сочувствовал ему? Если бы козлята больше не увидели маму, ты бы им посочувствовал или тебе все равно?» Ответы на вопросы фиксируются воспитателем. После, детей просят изображать чувства героев, например: покажите, как плачут козлята, покажите, как испугалась их мама, покажите, как злится волк, покажите, радость за козлят и за их маму.

    В конце занятия подводят итоги об эмоциональных состояниях детей, воспитатель объясняет детям, как нужно вести себя в ситуациях, когда у других случается беда. Поощряет детей.

    Занятие №2 «Товарищи»

    Количество детей от 13 человек.

    Время проведения 30-35 минут.

    Цель: развивать чувство отзывчивости; учить проявлять заботу в отношении к товарищу.

    Оборудование: рассказ «Три товарища», музыкальное сопровождение.

    Содержание: воспитатель за ранее с маленькой группой детей подготавливают сценку отрывок из рассказа «Три товарища». Обращается к детям группы: «Сейчас мы с ребятами покажем вам отрывок из рассказа Осеевой «Три товарища». А вы потом скажете, с кем из этих ребят вы хотели бы подружиться и почему. Дети отвечают и обосновывают свои ответы. После окончания, воспитатель вспоминает вместе с детьми песню о дружбе (поют). Затем просит присесть детей за стульчики рядом с тем человеком, который им ближе всего (с другом). Дети рассаживаются, играет песня крокодила Гены и Чебурашки. Задает вопросы, например: чем тебе нравится твой друг? Ты считаешь его лучше себя? Что хорошего он сделал для тебя? А что ты хорошего сделал для него? Предлагает немножко поиграть. Включается музыка, и под музыку дети выполняют просьбы воспитателя: обнимитесь со своим другом; почешите его за голову; потанцуйте одинаково; поменяйтесь с соседями местами; попросите помочь отнести стульчик на место и наоборот; пожмите друг другу руки; скажите, что вы всегда рады помочь в чем-либо. В конце занятия дети делятся впечатлениями, а воспитатель поощряет их за хорошую работу.

    Занятие №3 «Добрый волшебник»

    Количество детей от 13 человек.

    Время проведения 30-35 минут.

    Цель: развивать щедрость по отношению к окружающим.

    Оборудование: игрушечные деньги, игрушки, конфеты, альбомные листы, карандаши.

    Содержание: воспитатель переодевается в доброго волшебника и приходит к детям в гости, чтобы провести с ними занятие. Приветствует детей. Дети сидят полукругом на стульчиках. Волшебник представляется и рассказывает, зачем он к ним прибыл. А прибыл для того, чтобы научить детей быть добрыми и щедрыми и ему нужен достойный наследник. Предлагает им выполнить некоторые задания: 1) Раздает каждому ребенку деньги (игрушечные) и говорит: «я дал каждому по десять рублей. На что вы их потратите: на сладости, игрушку или дадите своему товарищу, чтобы он купил себе ту вещь, о которой мечтал всегда? Дети обдумывают и принимают решение. Объясняют, почему решили сделать именно так. 2) Раздает детям чистые листы и карандаши. Просит нарисовать то, чем бы они поделились со своими сверстниками, и что хотели бы получить взамен. 3) Каждому ребенку раздает по конфете и рассказывает ситуацию, с которой детям предстоит справиться: «Представьте, что вы играете в песочнице, к вам подходит девочка и плачет. Начинает вам говорить, что потеряла свою лопаточку, играя до вас, и если она не найдет, то мама девочку сильно отругает. У вас есть лопаточка и конфета. Как вы поступите в данной ситуации?

    Возможные варианты ответов детей:

    — дам ей конфету, чтобы она не плакала;

    -отдам ей лопаточку свою, а мне мама новую подарит;

    -буду играть дальше.

    В конце занятия волшебник рассказывает детям, как нужно правильно поступать в ситуациях, с которыми они столкнулись на занятии. Делает выводы (рассказывает как нужно было поступить и как бы он поступил на их месте) и называет своими учениками тех, кто верно справился с заданиями.

    Используя данные занятия с детьми младшего дошкольного возраста, мы учим их помогать слабым, сопереживать товарищу в трудную минуту, быть отзывчивыми на просьбы сверстников и быть щедрыми.

    Источник

    Оцените статью