ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ. (В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
«Психолог в дошкольном учреждении»
(методические рекомендации к практической деятельности)
М., Изд-во «Гном и Д» 2002 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii_testirovanie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОННАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ.
(В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников»
Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимике при демонстрации заданной эмоции.
(проводиться индивидуально в двух сериях)
Первая серия: Ребенку предлагается продемонстрировать веселого печального испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.
Выразительное средство используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
М — мимика, П — пантомимика.
Вторая серия : Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.
В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
М- мимика, П- пантомимика, Пр – персонаж
Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.
Изучение выразительности речи .
Ребенку предлагают произнести фразу « У меня есть собака»
Радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.
Обработка данных : Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»
Обработка данных : Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.
Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
(проводиться индивидуально, в двух сериях)
Первая серия . Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Когда бывает интересно?
- Когда человек удивляется?
- Когда человек получает удовольствие?
- Когда бывает страшно?
- Когда человек злиться?
- Когда бывает радостно?
- Когда у человека горе?
Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.
Вторая серия: Ребенку предлагают ответить на вопросы:
- Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
- Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?
- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
- Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?
- Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?
Каждый последующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносят в таблицу.
Обработка данных: Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.
Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния .
(Проводиться индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две- три эмоции )
Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.
Обработка данных: Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
(Шадринский государственный педагогический институт)
составитель О. М. Попова
Цель: выявить особенности структуры эмоциональной сферы дошкольников
Оборудование: карандаши и стандартные листы для рисования сложенные пополам.
На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «дом» на второй и третьей страницах в вертикальных позициях сверху — «дерево» «человек».
Инструкция : «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше, дерево, дом и человек »
Появляются постепенно: глаза, нос, рот иногда намек на волосы, руки, пуговица (элементы одежды)
Рисунок двух размерный.
Появляется круг, квадрат, прямоугольник, туловище, голова без шеи, ноги далеко друг от друга
В рисунке появляются такие детали, как уши, волосы, шляпа, одежда прозрачна. Женские фигуры разделены в талии.
Уточнение пропорций: ноги сближаются, появляется намек на шею, совершенствуется изображение прически и одежды.
СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ТЕСТА ДДЧ
Рисунок в самом центре листа
Рисунок в верхнем углу листа
Дом- дерево с самого края
Рисунок внизу листа
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СОСТАВИТЬ ОБЩУЮ КАРТИНУ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
Это более размытая, чем настроение, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния .
Приподнятое настроение, улыбка, жесты выражающие открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность.
Подавленность, плохое настроение, растерянность. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова, плечи опушены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. Ребенок часто плачет, легко обижается иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.
Т.е. насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир
Богатый и разнообразный эмоциональный мир ребенка, усвоены оттенки эмоций, обучен сдерживанию таких эмоций как плач, крик
Эмоциональные проявления невыраженные, эмоции плоские, односторонние (или плачет или улыбается) или не выражает никаких чувств. Использует крик или плач с целью воздействия на взрослого. Если ребенок вообще не выражает никаких чувств, то это может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.
Незаконченная миеленизация нервных волокон, приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот. Внешне проявляется в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью.
Чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.
«Психолог в дошкольном учреждении»
(методические рекомендации к практической деятельности)
М., Изд-во «Гном и Д» 2002 год
СНИМАЕМ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ.
Клюева Н.В. доктор пед. наук, психолог
Кряжева Н.Л. психолог
«Управление ДОУ» № 5, 2003 г.
Цель аутотренинга: Помочь педагогу оценить свое психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, обрести уверенность в себе.
Обстановка: спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени, спокойная, мягкая музыка.
Время: 1-2 раза в день или 1-2 раза в неделю.
«Сеанс психофизической настройки»
Цель: расслабление, оздоровление, нервно-психическое равновесие, через дыхание активизация функций внутренних органов.
Продолжительность 10-12 минут.
- Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали… .Выдох удлиняется… после выдоха несколько секунд не дышите. Во время удлиненного выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения.
- Мышцы расслаблены, веки опущены. Вам приятно находиться в состоянии покоя Мозг отдыхает, нервы успокаиваются, силы восстанавливаются.
- Ваше сознание как мягкое облачко над лучезарным морем. Море красиво, волны катятся, бьются о берег. Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн. Белая чайка в небе спокойно кружит. Пахнет свежестью и морем.
- Вы — птица. Ваши крылья- это вера в себя, силу мозга, уверенность и жизнерадостность.
- Ваше сердце мерно стучит. Вам легко дышится. Медленно повторяйте следующие фразы: «Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей. Энергия восстанавливается с избытком. Мне становиться все лучше и лучше. Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым, добрым. Я бодр и творчески настроен. Я отдохнул Я полон энергии, я уверен в своих силах и призвании»
Сеанс подходит к концу: «Я считаю с трех до одного.
«Три- сонливость проходит, «два»- я потягиваюсь, «один»- я бодр и полон сил»
Потянитесь. Глубже подышите. Улыбнитесь! Встаньте.
Источник
Формирование и развитие у ребенка умения понимать эмоциональные состояния людей
Виктория
Формирование и развитие у ребенка умения понимать эмоциональные состояния людей
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства, поведение. так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако, ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Для преодоления этих трудностей в воспитательно — образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, сферы общения, очень актуальна и важна.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, представляющих собой отношения человека к окружающему и к тому, что с ним происходит. Основой возникновения эмоций являются потребности и мотивы человека.
Эмоциональность составляет одну из сторон темперамента человека, т. е. в значительной степени определяется наследственными и врожденными предпосылками. В то же время эмоциональная сфера динамична. Она развивается, созревает, а затем может претерпевать значительные изменения в течение жизни. При этом огромное значение для формирования эмоциональной индивидуальности человека имеет ранний эмоциональный опыт и семейное воспитание.
Эмоции сами могут являться мощными регуляторами нашего поведения и деятельности. Поэтому так важна для человека способность владеть ими. Старший дошкольный возраст – период активного созревания произвольности. Это сензитивный период для развития саморегуляции эмоционального состояния ребенка.
Для детей в данном случае важна наработка полезных и приемлемых способов поведения в различных эмоциональных состояниях.
Для того чтобы осознавать свои эмоциональные состояния, ребенку, прежде всего, необходимы знания о различных эмоциональных переживаниях и о причинах, их вызывающих. Таким образом, через знакомство с основными эмоциями и эмоциональными состояниями, такими как радость, печаль, грусть, гнев, страх, удивление, чувство стыда, чувство обиды, чувство гордости, смущение, спокойное состояние, я формирую у ребенка когнитивную составляющую эмоционально-волевой саморегуляции. В процессе такого знакомства у старших дошкольников расширяются знания об эмоциональной сфере человека, обогащается эмоциональный словарь, расширяются и закрепляются умения узнавать эмоции по их внешним невербальным проявлениям, продолжает развиваться способность понимать причины поведения людей, предвидеть социальные последствия тех или иных событий, т. е. развивается социальный интеллект. Это происходит, например, за счет рассказа или показа с помощью кукол историй и сказок, а затем обсуждения с детьми эмоциональных переживаний и поведения героев.
Также я развиваю рефлексивные способности детей, помогаю в осознании ими своего эмоционального опыта. Это может происходить как в беседах с детьми (например, за счет поиска ими в своем опыте переживаний аналогичных описанным в какой-либо истории, так и в процессе арт-терапевтических процедур, выполнения различных заданий и упражнений. Причем, принятие любых эмоциональных переживаний детей, является обязательным условием для развития рефлексивных способностей и способностей самоконтроля у детей. Однако, при этом важно формирование и закрепление у детей адекватных, полезных и социально приемлемых способов выражения своих эмоциональных переживаний, расширение арсенала приемлемых способов поведения, повышение поведенческой гибкости.
Овладение своими эмоциональными переживаниями на занятиях происходит в процессе ролевых игр, игр с правилами, арт-терапевтических процедур и бесед. Это осуществляю за счет трансляции и демонстрации позитивных способов поведения; за счет подкрепления, поощрения приемлемых форм поведения детей; закрепления у них полезных поведенческих проявлений в специально подобранных играх, введения определенных правил, ограничений на занятии и в игровом взаимодействии детей.
Нужно понимать, что совершенствование регуляции своего поведения – это процесс, требующий от детей значительных усилий. Поэтому они должны быть, прежде всего, замотивированы. Привлекательным для детей мотивом я считаю участие в совместных играх. Причем имеют значение, используемые мной, способы регулирования поведения детей, т. к. мой стиль поведения – образец для подражания детей. Предъявляемые мною требования соответствуют индивидуальным возможностям детей, т. е. они выполнимы.
Важным представляется также стимулирование в процессе проявления детьми позитивных социальных чувств (интереса друг к другу, сопереживания, сочувствия, радости за другого) и позитивных поведенческих реакций (оказание поддержки, помощи, желание защитить, уступить). Развитие богатства мимики, пантомимики, раскованности, выразительности эмоциональных проявлений детей является сопутствующим процессом.
Структура занятия обычно включает:
— вводную или разминочную часть (здесь, как и в конце занятия, могут часто использоваться игры-ритуалы);
— основную часть, раскрывающую тему занятия;
Один из принципов обучения – разнообразие форм деятельности, чередование спокойных и подвижных игр и процедур на занятии.
На занятия-тренинги я приглашаю родителей. На занятиях они не зрители, а активные участники. После каждого занятия предлагаю родителям вместе с детьми выполнить домашнее задание по теме.
— наличие позитивной динамики в умении детей узнавать, точно называть и графически изображать основные эмоциональные состояния;
— рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления им позитивных чувств;
— снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах;
— позитивная динамика способности называть свои эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами.
Ожидаемый результат: позитивная динамика в развитии произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
— наличие позитивной динамики в умении детей узнавать, точно называть и графически изображать основные эмоциональные состояния;
— рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления им позитивных чувств;
— снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах;
— позитивная динамика способности называть свои эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами.
Дидактическое пособие «Эмоциональные кубики» Цель: Учить детей выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику лица, развивать внимание, логику, речь и мелкую.
Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.
Формирование умения чистки зубов. Дидактическая игра «Кроко чистит зубки» и пособие к игре Формирование умения чистки зубов В период формирования умений чистки зубов используется в большей степени практический прием – упражнение,.
Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.
Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.
Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.
Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.
Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.
Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.
Источник