Понятие об интонационной стороне речи в психолого-педагогических исследованиях
Татьяна Гунина
Понятие об интонационной стороне речи в психолого-педагогических исследованиях
И. Г. Торсуев[61] определяет интонацию (Большой энциклопедический словарь) как «единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения». Интонация – это одно из важнейших выразительных средств речи. Многие исследователи отмечали о важности интонационной стороны речи. Л. А. Зайцева отмечала, что влияние интонационных упражнений большое на общий речевой тонус, на моторику, настроение, что способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. [46]
Термин «интонация» происходит от латинского «intonatio» (это слово образовано от глагола «intono», «intonare» — «громко произносить)». Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов,включающих: мелодику, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения. (Большой энциклопедический словарь)[61]
В пособиях М. А. Поваляевой[43] интонациярассматривается как сложный комплекс просодических компонентов: мелодику, ритм, темп, тембр и логическое ударение и служит на уровне предложения для выражения синтаксических значений и грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций.
Л. З. Андронова [46] указывает на то, что интонация является звуковой формой высказывания, системой изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также содержание речи и обстановке, в которй она произносится.
Л. А. Колпачевская[46] подчеркивает, что под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления целостности высказываний и выявления их смысла.
Я. Н. Скрипник., Т. М. Смоленская [48] рассматривают интонацию как ритмико-мелодическую сторону речи, которая служит в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Термин «интонация»рассматривается в двух смыслах: узком и широком. В узком смысле слова как «движение голосового тона», интонация совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (повышение или понижение основного тона в пределах высказывания, интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и так далее) и ритм.
Основа в интонации – это мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.
Также в статье раскрываются типы интонации, из которых выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.
Следовательно, бывают предложения с разной интонацией, где происходит отражение нейтрального и субъективного отношения к содержанию высказывания, что помогает передать разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса,определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, придыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий расслабленный и другое.К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.
Интенсивность проявляется в силе голоса,которой можно выразить эмоциональное состояние говорящего: удивление, гнев, испуг, радость, горе и так далее. Сильным голосом можно выразить чувство испуга, радости, а слабым – горесть. Скорость выражается в темпе речи. Когда человек взволнован у него быстрый темп речи и, наоборот, когда торжественно говорит, используется медленный темп речи. Кроме этого, когда мы хотим в разговоре показать важность текста или выразить свои эмоции, используем паузы, то есть перерывы в речи. Они бывают разными по длительности. Интонация помогает объединить фонетические слова в речевые акты. Паузы, сочетающиеся с движениями голосового тона, могут служить, чтобы различать смысл высказываний.
Л. В. Бондаренко, Л. Р. Зиндер[46] в своих исследованиях интонационную сторону речи рассматривают как главное фонетическое средство оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения, об эмоциональном состоянии говорящего.
Роль интонационной стороны речи огромна: помогает оформить фразу и передать информацию о коммуникативном типе высказывания. Большое внимание интонации придавал К. С. Станиславский. В книге «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения» (1938) выделяет компоненты интонации, также разъясняет их важность в устной речи, все это описывает в примерах. К. С. Станиславский раскрывает определения многих современных лингвистический понятий, которые связанны с интонацией, а его терминология немного отличается от современной.
В лингвистике интонацию понимают как систему фонетических средств, которые служат для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла. (Л. В. Бондарко, 1977; И. Г. Торсуева, 1990).
Можно отметить, что интонация — это комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов речи: мелодика, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Рассмотрим эти компоненты интонации подробнее. Мелодика речи— основной компонент интонации, то есть «изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени» (Торсуева, 1990).
Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.
Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.
Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.
Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер — класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.
Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.
Эффективность педагогических воздействий Динамика показателей освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторинга Разновозрастная группа 2016-2017г МОУ СОШ №2.
Источник
Интонация как стилистическое средство выразительности
Наталья Андрюшина
Интонация как стилистическое средство выразительности
1. Интонация как атрибут речи
2. Интонация как средство выразительности
2.1 Художественный стиль
2.2. Разговорный стиль
Актуальность: В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроизношения и слоговой структуры слов, лексико — грамматического строя речи, процессов фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с ОНР. Процесс овладения интонацией, в качестве компонента звуковой системы языка, не подвергался столь тщательному изучению, как процесс овладения звукопроизношением. Что делает эту тему актуальной для нас.
Цель исследования: изучить особенности формирования интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: особенности восприятия и воспроизведения интонационных структур у дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования интонационной выразительности у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитие речи III уровня.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение театрализованной деятельности в процессе работы по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, сделают эту работу более эффективной.
Изучить состояние проблемы усвоения детьми с общим недоразвитием речи средств интонационной выразительности
Выявить уровень сформированности интонационных средств у детей старшего дошкольного возраста
Разработать методы и приемы по формированию интонационной выразительности речи в процессе развития связной речи средствами театрализованной деятельности
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.
Выразительность – важнейший признак хорошей речи. Под выразительностью понимаются такие ее особенности, которые позволяют усилить впечатление от сказанного или написанного, вызывать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление. Выразительность оживляет правильность, точность, последовательность и чистоту высказывания, придает этим качествам особую силу воздействия.
Речь называют выразительной, если она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия.
И в устной, и в письменной форме употребления языка главные ресурсы выразительности содержатся в лексике и фразеологии, располагают такими ресурсами также морфология и синтаксис.
Но в устной форме употребления языка очень важна интонация. Именно она всегда считалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством оформления любого слова или соединения слов в предложение (высказывание, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.
Несмотря на то, что интонация прежде всего характеризует звучащую речь, письменный текст тоже всегда «звучит» для авторов и озвучивается — реально или мысленно — читателем. Для передачи интонации на письме — пусть и несколько условно и ограниченно — служат знаки препинания, графика, разбиение на абзацы, строфы и строки. Так или иначе автор письменного текста стремится передать его интонационную окраску, подчеркивая и уточняя содержание высказывания, стремясь донести до читателя его смысл.
Исследователи по-разному определяют понятие интонации, исходя из целей и задач, решаемых ими. Некоторые языковеды истолковывают этот термин слишком узко, имея в виду лишь повышение и понижение голоса, другие — шире, подчеркивая, что в интонации сочетаются темп речи, сила, высота и тембр голоса. Есть и более широкий подход, рассматривающий в качестве взаимосвязанных компонентов интонации технику речи, логику произнесения и эмоционально-образную выразительность.
Но все они сходятся в одном: интонация — не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл.
С помощью интонации выражаютсяосновные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяются больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. Кроме того, интонациянесет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, ученый XIII в.,писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говори слабым голосом — робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, — глуп как коза».
Подчеркивая важность интонации в передаче и восприятии смысла, драматург С. Ермолинский в воспоминаниях о М.Булгакове замечает: «Без интонации даже мысль, которую я воспроизводил, кажется, безошибочно, наполовину теряла не только живость, но и полноту еще одного, неуловимого важного смысла» (Ермолинский С. Драматические сочинения. М., 1982, с. 587).
Интонацияиграет особую роль в рамках целого текста: различными образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. Кроме того, в художественном тексте интонация выполняет изобразительную функцию,рисуя некоторые элементы действительности: быстрое и медленное движение, больших и маленьких персонажей, эмоциональное состояние персонажей, силы добра и зла в сказках и т. п.
Таким образом, интонация тесным образом связана со всеми уровнями языка, является важнейшим средством коммуникации, неотъемлемым атрибутом речи, способствующим ее пониманию, придающим ей выразительность и смысловую и стилевую оформленность.
1. Интонация как атрибут речи
Интонация (от лат. intonare — громко произношу) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.
В высказывании интонациявыполняет следующие функции:
— различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание);
— различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности;
— оформляет высказывание в единое цело, одновременно расчленяя его на ритмические группы (синтагмы);
— выражает конкретные эмоции;
— вскрывает подтекст высказывания;
— характеризует говорящего и ситуацию сообщения.
— различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров;
— является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя;
— выполняет изобразительную функцию,рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро – медленно, ускорение – замедление, температурные ощущения (холодно – жарко, рост и сложение людей, размеры предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий) и т. п.
Интонациявключает в себя несколько компонентов: мелодику, громкость, логическое ударение, темп речи и паузу. Эти интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.
Мелодика — это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова или фразовой интонацией, наблюдаемой в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Это движение создает тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывает и членит речь.
В русском языке выделяются несколько типов мелодики,основными из которых являются:
— мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; она свидетельствует об окончании высказывания или его значимой части;
— вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственная вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос);
— мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания, создавая ощущение будущего продолжения.
Как отмечал А. М. Пешковский, вопросительная интонация в русском языке чаще всего характеризуется «особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос». Если это слово стоит в середине или в начале вопросительного предложения, то за резким повышением тона на его ударном слоге неизменно следует понижение,например: «Ты вчера был с ним в театре?» при главном ударении на был. Но если соответствующее слово является последним по порядку, все предложение заканчивается с повышением тона (особенно, если само это слово заканчивается ударным слогом,например: Ты пойдешь? Он пришел? «Ты вчера был с ним в кино?» (при главном ударении на В КИНО).
В специально-вопросительном предложении, т. е. в таком, которое содержит вопросительное слово — член предложения и предполагает ответ, дающий конкретную информацию соответственно значению этого слова (например, Кто пойдет,мелодический рисунок оказывается сходным с мелодическим рисунком повествовательных предложений: поскольку вопросительность выражена специальным словом, необходимость в ее интонационном выражении отпадает. Даже и там, где вопросительность передается инвертированным порядком слов (Пришел он, вопросительная интонация не является обязательной. Зато она совершенно обязательна в таких вопросительных предложениях, которые ничем, кроме интонации, не отличаются от невопросительных (Это ты? Он пришел? и т. п.)
Громкость – это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Обычно более важные в смысловом отношении части высказывания характеризуются более высокой интенсивностью, произносятся более громко, чем менее значимые части. Кроме того, интенсивность высказывания обычно уменьшается к концу высказывания
Темп— скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов, произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно.
Замедление темпа придает ощущение эпичности, ускорение (но не суетливость) помогает создать ощущение динамики, неожиданности и стремительности происходящего.
Кроме того, в русском языке в случае положительных эмоций происходит особое удлинение (растягивание) ударного гласного,а иногда и всего выделяемого слова: Он замеча-ательный человек!; в случае эмоций отрицательных (гнев, угроза и т. д.) более типично удлинение начального согласного слова (н-негодяй) или начального согласного ударного слога (негод-дяй).
Пауза — перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания.
Различают паузы межсловесные, логические, психологические, физиологические, инверсионные, ритмические…
Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь,но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство
Друзей || то и дело менять || не годится.
Необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду. Например, первую строку известного стихотворения А. Блока О, я хочу безумно жить часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова хочу. В таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэт не безумно хочет, а хочет безумно жить.
Вместо позиционного примыкания слов пауза может создавать примыкание слов интонационное — связывать по смыслу отдаленные друг от друга слова. Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.
Повышениями и понижениями голоса, увеличением или уменьшением его громкости и силы, ускорением или замедлением темпа создается логическая мелодия фразы или ее части, звена, периода. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Паузы во взаимодействии с логической мелодией отражают степень законченности речевого звена, фразы, периода. Степень повышения или понижения голоса, а также усиления или ослабления его зависит от степени важности, значительности логического ударения.
Логическая мелодия фразы в большей мере определяется знаками препинания. Например,фразы: «Осторожно, дети» и «Осторожно: дети!» — имеют разный смысл и звучат различно. Знаки препинания указывают на паузы, а также на повышение и понижение голоса. И хотя надо принять во внимание недостаточность и недостаточную гибкость знаков препинания, однако отношение к этим скромным указателям на путях осмысления текста должно быть самым внимательным и острым.
2. Интонация как средство выразительности
2.1 Художественный стиль
В художественном стиле речевая выразительность находит наиболее широкое применение, выполняя эстетическую функцию, способствуя созданию художественного образа.
На примере двух отрывков из рассказа К. Паустовского «Колотый сахар» А. Горшков показывает «зримость» интонационной выразительности в «читаемой» прозе.
Повествование рассказчика: Мы шли по дощатым тротуарам. Черемуха цвела в холодных ночных садах, за открытыми окнами горели неяркие ламы. У калитки бревенчатого дома сидела на скамейке тихая светлоглазая девочка и баюкала тряпичную куклу. Количество слогов в синтагмах невелико, соответственно невелико и количество слогов (от 7 до 13, словорасположение симметрично, без смысловых и интонационных сдвигов. Ритм спокойный, размеренный. Но 80 слогов приходится 25 ударных, между ударными слогами располагаются 2-3 безударных.
Разница в эмоциональной окраске этих отрывков задается прежде всего словами,содержащими прямые оценки: чистые стекла, окрашен хорошей синеватой краской, эти линючие стены, эта ржавая вывеска и т. д. Но и интонационная организация отрывков (как и обоих рассказов целиком) играет немаловажную роль.
2.2 Разговорный стиль
Интонация является ярким средством выразительности в разговорном стиле, поскольку данный стиль реализуется главным образом в устной форме.
Эмоциональность, отношение говорящего к сообщаемому передаются именно с помощью интонации. Разговорный стиль сочетает в себе те же интонемы, что и художественный, отличие состоит в сниженной интенсивности и ряде других особенностей, характерных именно для разговорной интонации.
Только братья легли, как внезапно заревел телефон.
Папа сунул трубку Леньке:
— Оказывается, тебя… Смотри, недолго. Ну и ночка!
Звонил Ленькин одноклассник Левка Гринберг,шахматист-отличник:
— Ты спишь? А Петька спит? А ваши спят? А наши спят. А я не сплю. А у меня — бессонница. Плохая примета. Вы собираетесь в лагерь?
— Вот еще, — сказал Ленька. — Когда это будет… Дня через два…
— А шахматы берешь?
— Угу. Только у меня их нет. Я дал их Лехе из пятого «Г», а он зажилил…
Трубку перехватил Петька:
— У меня бессонница, — охотно объяснил Левка. — Плохая примета. Наверное, проиграю.
Снова появился папа, молча положил трубку на рычаг и с достоинством удалился.
Телефон снова заревел.
— Что, помехи? — радостно орал Левка. — А я сегодня сон видел…
Опять послышались папины шаги.
Петька поспешно крикнул:
— Пока, я сплю! — и бросил трубку.
(Ю. Вищев, А. Иванов)
Несложно представить ситуацию и обстановку, в которой происходит этот разговор. Обрывистые фразы, короткие простые предложения, вопросительные и повествовательные, несут на себе след взволнованной, нервной интонации, с которой бросает свои реплики Левка,переполненный ожиданием соревнования: Ты спишь? А Петька спит? А ваши спят? А наши спят. А я не сплю. А у меня — бессонница. Плохая примета. Вы собираетесь в лагерь?
Ленька же, собиравшийся спать, отвечает более спокойно, размеренно, с некоторой задумчивостью и сомнениями,о чем свидетельствует многоточие: Когда это будет… Дня через два,связанность простых предложений и наличие сложной конструкций: Только у меня их нет. Я дал их Лехе из пятого «Г», а он зажилил…
Разговорность стиля передается и восполнением смысла неполных предложений из контекста ситуации и реплик участников диалога.
Роль интонационной выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Выразительностьречи взаимосвязана с другими компонентами речи: семантическим, синтаксическим, лексическим и морфологическим.
Для речи дошкольников с нарушениями речи характерны особенности развития выразительности их речи, что выражается в изменении многих интонационных характеристик.
При преодолении нарушений речи работа над выразительностью речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи детей с ОНР и на их речь в целом.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи. Лучше всего это происходит в театрализованной деятельности детей.
Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. : Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1986. – 176 с.
Гойхман О. Я., Надеина Т. М.Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 272 с.
Горшков А. И.Русская словесность:От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1996. – 336 с.
Плещенко Т. П. и др. Основы стилистики и культуры речи: Учеб. пособие для студентов вызов / Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет; Под ред. П. П. Шубы. – Мн. : ТетраСистемс, 1999. – 240 с.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. – М. : Флинта, Наука, 1998. – 312 с.
Маслов Ю. С.Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов. – 3-е изд., испр. – М. : Высш. шк., 1998. – 272 с.
Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации: Учеб. пособие. – М. :Флинта: Наука, 1999. – 520 с.
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М. : Айрис Пресс, 1999.
Цель как средство педагогического воздействия Цель воспитания не отвлеченное понятие. Это реальность,которая постоянно присутствует или, увы,не присутствует в наших воспитательных.
Декупаж как средство декорирования мебели Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки.
Формирование интонационной выразительности у детей с дизартрией У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания,.
Игра как средство развития самостоятельности В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в.
Коллаж как средство арт-терапии Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка, техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек.
Консультация для педагогов «Театрализованная игра как средство развития выразительности и интонационности речи дошкольников» Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Речь должна.
Консультация «Музыка, как средство здоровьесбережения» Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных.
Рассказывание, как средство развития речи В статье рассматривается проблема недостаточного общения дошкольников, в связи с ограниченным запасом слов. Автор характеризует возможные.
Синквейн как средство развития речи «Синквейн как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста» «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой.
Сказкотерапия как средство развития толерантности Сказкотерапия — это и «воспитательная» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) и профилактическая система, которая включает в себя экологическое, трудовое,.
Источник