Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии
Цель занятия. Дать студенту возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод удобен тем, что позволяет использовать материалы, не предназначенные подчас для психологического анализа, – например, исторические документы, кадры кинохроники.
Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях. Выразительные движения лица называются мимикой, выразительные движения тела – позой, выразительные движения рук – жестом, а совместные выразительные движения организма в целом – пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Необходимо отметить, что пантомимику, как и мимику человека, отличают возрастные и индивидуальные особенности, но на данном занятии мы не будем придавать этому значения.
Различают спонтанную, то есть непроизвольную, и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика.
Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояния (рис. 4.1). Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх – веселое.
Рис. 4.1. Схема выражений лица человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях (по Г. де Сюпервилю). Слева направо: спокойное, печальное и веселое выражение лица
Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов
брови | глаза | рот | ||||||
Радость | Отклонена назад | Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу | Сужение глазных щелей: радиальные складки у наружного угла | Углы приподняты | Подвижны, хватание за бока и т. д. | Отклонен назад | Ступни развернуты | Моторное возбуждение |
Внимание непроизвольное | Прямая или наклонена к объекту | Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу | Расширение глазных щелей; взгляд фиксирован | Приоткрыт | ||||
Внимание произвольное | Прямая или отклонена вбок, иногда вперед | Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними | Сужение глазных щелей; взгляд фиксирован | Поперечно растянут | Иногда моделируют объект внимания | Наклонен к объекту внимания или от него | Заторможенность, неподвижность; части тела копируют объект внимания | |
Удивление | Неподвижна | Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу | Расширение глазных щелей, взор на объект | Приоткрыт | Неподвижны, иногда пассивно свисают | Неподвижен или устремлен вперед | Согнуты в коленях | Гипотония мускулатуры |
Безразличие | Брови занимают .горизонтальное положение | Веки полуопущены; взгляд в сторону | Опущены, вялые, малоподвижные | «Сломан», «вдавлен» в бедра | Ступни стоят произвольно; шарканье при ходьбе | Гипотония мускулатуры; наличие «двигательных шумов» | ||
Презрение | Закинута назад | Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови; поперечные складки на лбу | Веки иногда опущены; глаза смотрят вниз | Нижняя губа опущена | Напряжен и «снят с бедер» | Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты | ||
Печаль и горе | Опущена; при сидении опирается на руку | Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Веки опущены., нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен | Уголки опущены; центр нижней губы приподнят | Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы | Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана; сутулость | Расслаблены; ступни свернуты | Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности |
Гнев | Прямая | Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Расширение глазных щелей; быстрые движения глазных яблок | Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь | Размахивают; кисти сжаты в кулак. Дрожание | Наклонен вперед | Топание ногами | Наличие разрушительной тенденции |
Страх | Опущена, иногда отвернута или откинута назад | Сближение и приподнимание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Расширение глазных щелей; напряжение нижнего века | Закрыт или приоткрыт. Поперечно растянут при активных формах страха | Прижаты к груди или закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание | Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен; сутулость | Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе | Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться |
Боль | Неподвижна | Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу | Сужение глазных щелей | Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята | Отдергиваются от источника боли | Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (для успокоения) | Отдергивание от источника боли. Иногда – угловатые позы со свернутыми носками | Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения |
В предлагаемом задании каждый из студентов-испытуемых должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками (табл. 4.1). Данные, собранные в таблице, могут помочь при первоначальной оценке эмоционального состояния по пантомимике. Следует помнить, однако, что перенос результатов, полученных для имитированных эмоций, на естественные не всегда корректен.
Аппаратура и стимульный материал. Кинопроектор (или видеомагнитофон). Набор (10-20) фотографий человека в разных эмоциональных состояниях; на обратной стороне каждой фотографии должна быть надпись, характеризующая эмоциональное состояние изображенного человека.
Студенты должны заранее заготовить формы для протокольных записей. Заметим, что в целях облегчения работы во время экспериментов опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее. Протокол занятия
Измеряемая характеристика ____________________________________
Вид стимула___________________________________________________ Опыт I. Оценка фотографий (записи ведет экспериментатор)
| | ||
|
При косом направлении линий, с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение.
При отклонении линий наружными концами вверх – веселое выражение.
|
Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики»
Опыт№30 (страница 206, Крылов).
Распознание эмоций по выражению лица регулирует и определяет взаимопонимание между людьми, поскольку в процессе общения внимание, в основном, сосредоточено на лицах собеседников. Среди других невербальных средств, мимика человека занимает особое место, поскольку изменение лицевых мышц, всегда несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего, что помогает разобраться в эмоциональных проявлениях партнеров по общению.
Существует 7 универсальных эмоциональных проявлений на лице – гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение.
Первая методика по методу кодирования, т.е. выявление определённых мимических реакций, была создана американскими психологами П. Экманом и У. Фризеном в 1976 году. В 1988 году методика была усовершенствована П. Экманом и Д. Матсимотой. На сегодняшний день она является единственной методикой, обладающей рядом уникальных характеристик (доп. стр. 221, Крылов).
Функции эмоций
1) Сигнальная (коммуникативная) – функция общения, сигналов о потребностной значимости происходящего. Сообщает человеку о состоянии говорящего, его отношении к окружающей действительности, сопровождается выразительными движениями:
— мимическими (движение мышц лица);
— пантомимическими (движение мышц тела, жесты);
— вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение и побледнение кожи), которые ориентируют субъекта совершать необходимые действия, например, избегать опасности, участвовать в продолжение рода.
2) Регулятивная — функция регуляции поведения, т. е. эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта, направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать препятствия. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слёзной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
3) Отражательная (оценочная) – оценка хода и результатов деятельности, явлений и событий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности субъекта. Например, он проявляет гнев, радость, огорчение.
4) Побудительная (стимулирующая)функция – стимулирует деятельность, определяет направление поиска для удовлетворения потребности или решения задачи. Например, испытывая страх перед приближающейся машиной, человек ускоряет свое движение через дорогу.
5) Подкрепляющая – влияет на характер мотивации выполняемой деятельности. Быстро и надолго в памяти запечатлеваются значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию. Так, эмоция успеха-неуспеха способна привить любовь или навсегда угасить её к какому-либо виду деятельности.
6) Переключательнаяфункция – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность, направление деятельности личности. Например, противоречия между инстинктом самосохранения и этических норм — реализуются в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.
7) Приспособительная (мобилизационная, защитная)функция– выполняет мобилизационную, интегративно-защитную роль, даёт возможность приспособится к окружающим условиям для удовлетворения актуальных потребностей. Так, эмоции сообщают о полезном или вредном воздействии на организм и дают возможность выгодно приспособиться к окружающим условиям.
Опыт № 31.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ
Тест «САН» — Самочувствие. Активность. Настроение (В.А. Семиченко «Психические состояния». — С.40).
Вводные замечания
Тест даёт возможность оценить функциональное состояние человека – качественную характеристику, складывающуюся из трёх основных составляющих: самочувствия, активности и настроения.
Самочувствие – включает характеристики, отражающие силу, утомление, здоровье: самочувствие хорошее – плохое, чувствую себя сильным – слабым, работоспособным – разбитым и т. д.
Активность – объединяет показатели движения, скорости, темпа протекания функций, процессов: весёлый – грустный, спокойный – озабоченный, бодрый – вялый.
Настроение— включает характеристики полярности составляющих эмоциональное состояние: настроение бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное.
Цель:выявить уровень активности.
Оборудование: ряд суждений.
Ход работы
- Э. дает матрицу — ряд полярных суждений относительно состояния на момент опроса (см. наглядность).
- И. по каждой паре характеристик определяет тот балл, который наиболее точно отражает его состояние:
3 — более ярко выражено состояние;
Источник