Изучение эмоциональных проявлений методом скрытого наблюдения

Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии

Цель занятия. Дать студенту возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод удобен тем, что позволяет использовать материалы, не предназначенные подчас для психологического анализа, – например, исторические документы, кадры кинохроники.

Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях. Выразительные движения лица называются мимикой, выразительные движения тела – позой, выразительные движения рук – жестом, а совместные выразительные движения организма в целом – пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Необходимо отметить, что пантомимику, как и мимику человека, отличают возрастные и индивидуальные особенности, но на данном занятии мы не будем придавать этому значения.

Различают спонтанную, то есть непроизвольную, и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика.

Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояния (рис. 4.1). Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх – веселое.

Рис. 4.1. Схема выражений лица человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях (по Г. де Сюпервилю). Слева направо: спокойное, печальное и веселое выражение лица

Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов

Комплексные реакции

брови глаза рот
Радость Отклонена назад Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу Сужение глазных щелей: радиальные складки у наружного угла Углы приподняты Подвижны, хватание за бока и т. д. Отклонен назад Ступни развернуты Моторное возбуждение
Внимание непроизвольное Прямая или наклонена к объекту Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу Расширение глазных щелей; взгляд фиксирован Приоткрыт
Внимание произвольное Прямая или отклонена вбок, иногда вперед Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними Сужение глазных щелей; взгляд фиксирован Поперечно растянут Иногда моделируют объект внимания Наклонен к объекту внимания или от него Заторможенность, неподвижность; части тела копируют объект внимания
Удивление Неподвижна Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу Расширение глазных щелей, взор на объект Приоткрыт Неподвижны, иногда пассивно свисают Неподвижен или устремлен вперед Согнуты в коленях Гипотония мускулатуры
Безразличие Брови занимают .горизонтальное положение Веки полуопущены; взгляд в сторону Опущены, вялые, малоподвижные «Сломан», «вдавлен» в бедра Ступни стоят произвольно; шарканье при ходьбе Гипотония мускулатуры; наличие «двигательных шумов»
Презрение Закинута назад Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови; поперечные складки на лбу Веки иногда опущены; глаза смотрят вниз Нижняя губа опущена Напряжен и «снят с бедер» Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты
Печаль и горе Опущена; при сидении опирается на руку Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу Веки опущены., нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен Уголки опущены; центр нижней губы приподнят Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана; сутулость Расслаблены; ступни свернуты Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности
Гнев Прямая Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу Расширение глазных щелей; быстрые движения глазных яблок Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь Размахивают; кисти сжаты в кулак.

Дрожание

Наклонен вперед Топание ногами Наличие разрушительной тенденции
Страх Опущена, иногда отвернута или откинута назад Сближение и приподнимание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу Расширение глазных щелей; напряжение нижнего века Закрыт или приоткрыт. Поперечно растянут при активных формах страха Прижаты к груди или закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен; сутулость Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться
Боль Неподвижна Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу Сужение глазных щелей Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята Отдергиваются от источника боли Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (для успокоения) Отдергивание от источника боли. Иногда – угловатые позы со свернутыми носками Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения

В предлагаемом задании каждый из студентов-испытуемых должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками (табл. 4.1). Данные, собранные в таблице, могут помочь при первоначальной оценке эмоционального состояния по пантомимике. Следует помнить, однако, что перенос результатов, полученных для имитированных эмоций, на естественные не всегда корректен.

Аппаратура и стимульный материал. Кинопроектор (или видеомагнитофон). Набор (10-20) фотографий человека в разных эмоциональных состояниях; на обратной стороне каждой фотографии должна быть надпись, характеризующая эмоциональное состояние изображенного человека.

Студенты должны заранее заготовить формы для протокольных записей. Заметим, что в целях облегчения работы во время экспериментов опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее. Протокол занятия

Измеряемая характеристика ____________________________________

Вид стимула___________________________________________________ Опыт I. Оценка фотографий (записи ведет экспериментатор)

Номер фото и эмоциональное состояние сфотографированного человека

Источник

Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии

Экспрессивностьюназывается внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях.

Мимика – выразительные движение лица.

Поза– выразительные движения тела.

Жест – выразительные движения рук.

Пантомимика – совместные, выразительные движения организма в целом.

Эти компоненты дают возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод позволяет изучить материал, не предназначенный для психологического анализа (исторические документы, кадры кинохроники).

Различают спонтанную, т. е. непроизвольную и произвольную пантомимику.

Спонтанная возникает независимо от сознательных намерений (внезапный испуг, удивление, ярость).

Произвольная– управляемая человеком эмоциональное состояние, эмоциональная реакция, сознательно передаваемая окружающим. В этом случае эмоциональные проявления выполняют коммуникативную функцию, выступающую в качестве средств невербальной коммуникации (доп. стр.221, Крылов)

Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной является непроизвольная пантомимика.

Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных, эмоциональных состояний. Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому.

Горизонтальное направление этих линий сообщает лицу спокойное

выражение.

При косом направлении линий, с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение.

При отклонении линий наружными концами вверх – веселое выражение.

Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики»

Опыт№30 (страница 206, Крылов).

Распознание эмоций по выражению лица регулирует и определяет взаимопонимание между людьми, поскольку в процессе общения внимание, в основном, сосредоточено на лицах собеседников. Среди других невербальных средств, мимика человека занимает особое место, поскольку изменение лицевых мышц, всегда несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего, что помогает разобраться в эмоциональных проявлениях партнеров по общению.

Существует 7 универсальных эмоциональных проявлений на лице – гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение.

Первая методика по методу кодирования, т.е. выявление определённых мимических реакций, была создана американскими психологами П. Экманом и У. Фризеном в 1976 году. В 1988 году методика была усовершенствована П. Экманом и Д. Матсимотой. На сегодняшний день она является единственной методикой, обладающей рядом уникальных характеристик (доп. стр. 221, Крылов).

Функции эмоций

1) Сигнальная (коммуникативная) – функция общения, сигналов о потребностной значимости происходящего. Сообщает человеку о состоянии говорящего, его отношении к окружающей действительности, сопровождается выразительными движениями:

— мимическими (движение мышц лица);

— пантомимическими (движение мышц тела, жесты);

— вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение и побледнение кожи), которые ориентируют субъекта совершать необходимые действия, например, избегать опасности, участвовать в продолжение рода.

2) Регулятивная — функция регуляции поведения, т. е. эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта, направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать препятствия. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слёзной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

3) Отражательная (оценочная) – оценка хода и результатов деятельности, явлений и событий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности субъекта. Например, он проявляет гнев, радость, огорчение.

4) Побудительная (стимулирующая)функция – стимулирует деятельность, определяет направление поиска для удовлетворения потребности или решения задачи. Например, испытывая страх перед приближающейся машиной, человек ускоряет свое движение через дорогу.

5) Подкрепляющая – влияет на характер мотивации выполняемой деятельности. Быстро и надолго в памяти запечатлеваются значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию. Так, эмоция успеха-неуспеха способна привить любовь или навсегда угасить её к какому-либо виду деятельности.

6) Переключательнаяфункция – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность, направление деятельности личности. Например, противоречия между инстинктом самосохранения и этических норм — реализуются в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.

7) Приспособительная (мобилизационная, защитная)функция– выполняет мобилизационную, интегративно-защитную роль, даёт возможность приспособится к окружающим условиям для удовлетворения актуальных потребностей. Так, эмоции сообщают о полезном или вредном воздействии на организм и дают возможность выгодно приспособиться к окружающим условиям.

Опыт № 31.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ

Тест «САН» — Самочувствие. Активность. Настроение (В.А. Семиченко «Психические состояния». — С.40).

Вводные замечания

Тест даёт возможность оценить функциональное состояние человека – качественную характеристику, складывающуюся из трёх основных составляющих: самочувствия, активности и настроения.

Самочувствие – включает характеристики, отражающие силу, утомление, здоровье: самочувствие хорошее – плохое, чувствую себя сильным – слабым, работоспособным – разбитым и т. д.

Активность – объединяет показатели движения, скорости, темпа протекания функций, процессов: весёлый – грустный, спокойный – озабоченный, бодрый – вялый.

Настроение— включает характеристики полярности составляющих эмоциональное состояние: настроение бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное.

Цель:выявить уровень активности.

Оборудование: ряд суждений.

Ход работы

  1. Э. дает матрицу — ряд полярных суждений относительно состояния на момент опроса (см. наглядность).
  2. И. по каждой паре характеристик определяет тот балл, который наиболее точно отражает его состояние:

3 более ярко выражено состояние;

Источник

Читайте также:  Как женщина чувствует что у нее овуляция
Оцените статью