- Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии51
- Изучение экспрессивного компонента эмоций
- Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии
- Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии51
Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии51
Цель занятия. Дать студенту возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод удобен тем, что позволяет использовать материалы, не предназначенные подчас для психологического анализа, – например, исторические документы, кадры кинохроники.
Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях. Выразительные движения лица называются мимикой, выразительные движения тела – позой, выразительные движения рук – жестом, а совместные выразительные движения организма в целом – пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Необходимо отметить, что пантомимику, как и мимику человека, отличают возрастные и индивидуальные особенности, но на данном занятии мы не будем придавать этому значения.
Различают спонтанную, то есть непроизвольную, и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика.
Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояния (рис. 4.1). Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх – веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики». Данные о выразительных движениях тела и рук психологами пока не обобщены и встречаются главным образом в литературе по искусству. Анализ литературы позволил выделить основные опорные элементы и признаки, описывающие их положение и состояние, которые могут быть полезны при оценке эмоционального состояния.
Рис. 4.1. Схема выражений лица человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях (по Г. де Сюпервилю). Слева направо: спокойное, печальное и веселое выражение лица
Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов
Источник
Изучение экспрессивного компонента эмоций
Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоции, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе и речи. Два типа исследований эмоциональной экспрессии: исследования собственно выражения эмоции (ее кодирования) и исследования узнавания (декодирования) знаков или признаков выражения эмоции.
Методики для изучения эмоциональной экспрессии.
Исследования экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной, или спонтанной. С детьми младше четырехлетнего возраста эксперимент не проводился, т .к. они не могут произвольно осуществлять требуемые мимические движения (они развиваются в возрасте от 4 до 14 лет)
Детальный метод анализа мимического выражения (FAST).
Этот метод может быть использован для оценки фотографий и видеомагнитофонной записи. Он помогает оценить выражение в каждой из трех зон лица: а) брови — надбровная зона, б) глаза — веки, в) низ лица, включающий щеки, нос, рот, подбородок. Для определения выражения в каждой зоне лица применяются фотографии, поскольку они более объективны и надежны, чем вербальные описания. При использовании FAST эксперт рассматривает некоторое выражение лица, причем только одну его зону, и сравнивает ее с моделью из атласа выразительных фотографий FAST. Эксперт не оценивает, какая выражена эмоция, а просто относит ее к определенному классу. FAST производит оценивание шести эмоций: радость, удивление, горе, гнев, отвращение и страх.
Узнавание или различение эмоциональных выражений.
Эксперименты с оценками узнавания эмоций. Леви-Шоен провела серию экспериментов, направленных на сравнение роли мимических выражений и деталей одежды в восприятии детьми других людей. 30 детей 4-13 лет. Фотографии, предъявляемые ею детям, включали три выразительные категории: удовольствие, нейтральные выражения и неудовольствие. Она просила детей решить, какие две картинки в наборе из четырех наиболее сходны между собой. Ребенок мог выбирать похожую пару на основе элементов одежды или на основе эмоциональных выражений. Большинство детей до восьмилетнего возраста осуществляли свои выборы, ориентируясь на одежду, от восьми до десяти лет их выборы приходились поровну на одежду и эмоциональное выражение, от одиннадцати лет и дальше дети осуществляют выборы на основании сходства мимики.
Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии.
Метод естественного наблюдения имеет определенные ограничения. Некоторые различимые эмоциональные выражения длятся примерно одну восьмую секунды и остаются незамеченными. Плюс к этому наблюдатель может следить одновременно за ограниченным числом испытуемых.
Метод естественного наблюдения использует видеомагнитофонную запись или кинофильм. Видеомагнитофонная запись выражений лица, движений головы, жестов и других эмоционально-выразительных характеристик может обеспечить исчерпывающую и точную фиксацию этих явлений.
Источник
Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии
Цель занятия. Дать студенту возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод удобен тем, что позволяет использовать материалы, не предназначенные подчас для психологического анализа, – например, исторические документы, кадры кинохроники.
Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях. Выразительные движения лица называются мимикой, выразительные движения тела – позой, выразительные движения рук – жестом, а совместные выразительные движения организма в целом – пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Необходимо отметить, что пантомимику, как и мимику человека, отличают возрастные и индивидуальные особенности, но на данном занятии мы не будем придавать этому значения.
Различают спонтанную, то есть непроизвольную, и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика.
Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояния (рис. 4.1). Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз, ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение. При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх – веселое.
Рис. 4.1. Схема выражений лица человека, находящегося в разных эмоциональных состояниях (по Г. де Сюпервилю). Слева направо: спокойное, печальное и веселое выражение лица
Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов
брови | глаза | рот | ||||||
Радость | Отклонена назад | Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу | Сужение глазных щелей: радиальные складки у наружного угла | Углы приподняты | Подвижны, хватание за бока и т. д. | Отклонен назад | Ступни развернуты | Моторное возбуждение |
Внимание непроизвольное | Прямая или наклонена к объекту | Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу | Расширение глазных щелей; взгляд фиксирован | Приоткрыт | ||||
Внимание произвольное | Прямая или отклонена вбок, иногда вперед | Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними | Сужение глазных щелей; взгляд фиксирован | Поперечно растянут | Иногда моделируют объект внимания | Наклонен к объекту внимания или от него | Заторможенность, неподвижность; части тела копируют объект внимания | |
Удивление | Неподвижна | Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу | Расширение глазных щелей, взор на объект | Приоткрыт | Неподвижны, иногда пассивно свисают | Неподвижен или устремлен вперед | Согнуты в коленях | Гипотония мускулатуры |
Безразличие | Брови занимают .горизонтальное положение | Веки полуопущены; взгляд в сторону | Опущены, вялые, малоподвижные | «Сломан», «вдавлен» в бедра | Ступни стоят произвольно; шарканье при ходьбе | Гипотония мускулатуры; наличие «двигательных шумов» | ||
Презрение | Закинута назад | Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови; поперечные складки на лбу | Веки иногда опущены; глаза смотрят вниз | Нижняя губа опущена | Напряжен и «снят с бедер» | Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты | ||
Печаль и горе | Опущена; при сидении опирается на руку | Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Веки опущены., нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен | Уголки опущены; центр нижней губы приподнят | Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы | Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана; сутулость | Расслаблены; ступни свернуты | Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности |
Гнев | Прямая | Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Расширение глазных щелей; быстрые движения глазных яблок | Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь | Размахивают; кисти сжаты в кулак. Дрожание | Наклонен вперед | Топание ногами | Наличие разрушительной тенденции |
Страх | Опущена, иногда отвернута или откинута назад | Сближение и приподнимание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Расширение глазных щелей; напряжение нижнего века | Закрыт или приоткрыт. Поперечно растянут при активных формах страха | Прижаты к груди или закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание | Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен; сутулость | Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе | Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться |
Боль | Неподвижна | Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу | Сужение глазных щелей | Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята | Отдергиваются от источника боли | Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (для успокоения) | Отдергивание от источника боли. Иногда – угловатые позы со свернутыми носками | Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения |
В предлагаемом задании каждый из студентов-испытуемых должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками (табл. 4.1). Данные, собранные в таблице, могут помочь при первоначальной оценке эмоционального состояния по пантомимике. Следует помнить, однако, что перенос результатов, полученных для имитированных эмоций, на естественные не всегда корректен.
Аппаратура и стимульный материал. Кинопроектор (или видеомагнитофон). Набор (10-20) фотографий человека в разных эмоциональных состояниях; на обратной стороне каждой фотографии должна быть надпись, характеризующая эмоциональное состояние изображенного человека.
Студенты должны заранее заготовить формы для протокольных записей. Заметим, что в целях облегчения работы во время экспериментов опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее. Протокол занятия
Измеряемая характеристика ____________________________________
Вид стимула___________________________________________________ Опыт I. Оценка фотографий (записи ведет экспериментатор)