Изучение эмоционального состояния несовершеннолетнего

ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся

Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.

Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.

Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.

У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.

Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.

Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.

Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.

Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.

Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.

Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.

При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.

Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)

Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.

Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.

Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.

А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.

Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.

Вопросы для анализа

• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?

• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?

• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?

• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)

Источник

Комплект рисуночных методик для психодиагностики несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации

Предложенные методики предназначены для педагогов-психологов, работающих с несовершеннолетними, их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Читайте также:  Бертрис смолл романы все радости завтра

Скачать:

Вложение Размер
komplekt_metodik.doc 116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области

Комплект рисуночных методик

для психологической диагностики несовершеннолетних,

находящихся в трудной жизненной ситуации,

воспитанников социально-реабилитационного центра

Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Для здорового и нормального функционирования, каждая семья должна выполнять в процессе своей жизнедеятельности определенные функции.

Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семей ее функций имеет значение не только для детей и родственников, но и для общества в целом.

Можно выделить следующие функции семьи:

  1. воспитательная функция семьи;
  2. хозяйственно-бытовая функция семьи (удовлетворение материальных потребностей);
  3. эмоциональная функция семьи (удовлетворение потребности членов семьи в симпатии, уважении, эмоциональное уважение и т.д.);
  4. функция духовного (культурного) общения удовлетворения потребности в совместном проведении досуга;
  5. функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семей социальных норм.
  6. сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей.

В результате нарушения эти функций, происходит нарушение структуры семьи, что в свою очередь приводит к появлению семейных проблем. И если члены семьи не справляются с этими проблемами, то возникают причины для развития нестабильности в семье.

Можно выделить определенную группу причин, влияющих на неблагоприятную обстановку в семье:

— низкий социально-экономический статус (низкий доход, безработица или временная работа, низкий трудовой статус, плохие квартирные условия);

— измененная структура семьи и модель общения (семьи родителей-одиночек, многодетные семьи, проблемы между супругами, проблемы взаимоотношения родителей с ребенком);

— личностные особенности портрета родителей (алкоголизм и наркомания, агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, ослабленный контроль за своим поведением, снижение критики к своей личности и др., выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, ригидность, тревожность, низкая самооценка, низкая толерантность к стрессу, неразвитость родительских навыков и чувств, негативное отношение к окружающим и неадекватное социальные ожидания в отношении ребенка). В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью.

Следовательно, климат, создавшийся в этих семьях, является главным моментом формирования социально-неблагоприятных факторов для развития ребенка.

Диагностика включает систему методик, позволяющих выявить особенности конкретной семьи как объекта профессиональной помощи. Она может проходить на нескольких этапах (как на первоначальном этапе взаимодействия с семьей, так и на последующих этапах работы с семьей).

Для диагностики внутрисемейных взаимоотношений необходимо использовать различные психодиагностические методы исследования, которые позволят со всех сторон многогранно проанализировать и выявить неблагоприятную ситуацию в семье.

При использовании диагностических методик необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

— психологическая диагностика должна осуществляться только при наличии установленных отношений доверия между специалистом и семьей;

— экспертиза по различным аспектам не должна принимать характер эмоциональной оценки со стороны специалиста, работающего с семьей;

— ознакомление третьих лиц с информацией о психологических особенностях семьи и ребенка, разрешается только с их согласия.

Предложенные методики предназначены для психологов, работающих, с несовершеннолетними , их семьями, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

для психологической диагностики несовершеннолетних,

находящихся в трудной жизненной ситуации

С помощью данных диагностик определяются следующие особенности эмоционально-личностной сферы несовершеннолетних:

  • эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
  • способность к волевому усилию;
  • преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
  • внушаемость;
  • наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
  • наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);
  • отношение к самому себе (к собственным недостаткам, возможностям), особенности самооценки;
  • отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
  • особенности поведения в школе и дома;
  • нарушение поведения, вредные привычки.

Изучение структуры внутрисемейных отношений

Рисуночная методика “Моя семья”

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

“Семья, которую я хочу” (Модификация рисуночной методики “Моя семья” )

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

“Рисунок несуществующего животного”

Цель : когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

«ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК»

Это одна из самых известных проективных методик для исследования эмоционально-личностного развития, предназначена для детей и взрослых, может применятся для группового обследования.

Изучение индивидуальных особенностей личности

Тест «Рисунок человека» разработан с целью определения индивидуальных особенностей личности.

«Человек под дождём»

(серия из 3-х рисунков)

Малораспространенной, но интересной и информативной является методика «Человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Изучение эмоционального состояния

Рисуночный тест «Слон»

Существуют различные методы диагностики, позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Один из таких методов — исследование человека при помощи теста «Слон»

Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Тест “Палитра чувств”

Назначение теста : Методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.

Методика «Цветовой тест отношений»

Цель : Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Детский сад — рисуночная методика

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.

1. Рисуночная методика “Моя семья”

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребёнком отношений в семье.

Дайте ребенку лист бумаги и набор цветных карандашей (черный, синий, коричневый, красный, желтый, зеленый). Набор карандашей может содержать больше 6 цветов.

Предложите ребенку нарисовать свою семью. И сделайте вид, что вы заняты чем-то другим и вам не до рисунка. Пусть ребенок ощутит хотя бы иллюзию свободы. Ваш пристальный взгляд невольно заставляет ребенка все «взвесить» на рисунке в пользу вас. Позвольте ребенку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Тем временем, «работая», вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует.

После окончания рисования уточните некоторые детали наводящими вопросами. Затем проанализируйте данные. И если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье. Все то, что ребенок тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вслух, все то, что в нем «бурлит» и «закипает», все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, «вырывается» наружу и застывает с «немым криком» на бумаге. И, застывая, молча кричать, молит вас о помощи.

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.

  1. Модификация рисуночной методики

“Моя семья” — “Семья, которую я хочу”

Итак, вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений использую рисуночную методику «Моя семья». Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, вы можете воспользоваться также другим вариантом этой методики, модификацией ее в методику «Семья, которую я хочу».

Для этого, после того как ребенок закончит рисовать свою семью, переверните лист бумаги на другую сторону или дайте чистый и предложите ему новое задание: пусть нарисует теми же карандашами еще одну семью, но не семью-близнец, а ту, которую бы он хотел иметь, иначе говоря — «Семью, которую я хочу».

Своим заданием вам удалось невольно нажать на рычаги фантазии ребенка, снять тормоза, поднять завесу тайн его, увидев то, что скрыто даже для ребенка. И если первый из рисунков — это чаще всего что-то наподобие замка, открыть который не всегда возможно из-за шифра, то второй рисунок — ключ к замку, код к шифру. Второй рисунок — это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок — это «вход» в желаемое, «вход» в «Прекрасное Далеко», которое бы ребенок не прочь иметь уже сейчас.

Вы не найдете на втором рисунке даже намек на силуэты будущего мужа или будущей жены художника. Вы не найдете на втором рисунке его будущих детей. Ребенок это просто вам еще не в силах сам изобразить.

3. Методика «Три дерева» (Э.Клессманн)

Ребенку предлагается нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, а затем сравнить их с членами своей семьи.

Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед. В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих «членов семьи», а других вытеснил.

4. Тест “Рисунок несуществующего животного”

Цель : когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Для исследования необходимо: стандартный лист белой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку : придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей — создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

5. Тест «ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК»

Это одна из самых известных проективных методик для исследования эмоционально-личностного развития, предназначена для детей и взрослых, может применятся для группового обследования.

Методика состоит из двух этапов: на первом – ребенок создает рисунки, на втором – проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.

Инструкция : «Нарисуй дом как можно лучше». Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.

6. Тест “Рисунок человека”

Тест «Рисунок человека» разработан с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Процедура теста: ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь».

Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («А какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «Любого», «Рисуй кого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «Ты начни, а дальше легче будет. «. В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.

В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее, если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

7. Человек под дождём

Малораспространенной, но интересной и информативной является методика «Человек под дождем». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем.

Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.

Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо «войти» в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.

Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.

8. Рисунок дерева.

Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне – цветы и плоды.

Ребенок не ограничивается изображением дерева, и может создать вокруг целый мир, нарисовать дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники, цветы, плоды на дереве).

9. Рисуночный тест «Слон»

Существуют различные методы диагностики, позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Один из таких методов — исследование человека при помощи теста «Слон»

Дайте человеку лист бумаги и попросите тестируемого нарисовать слона. Как, рисуя дерево, человек прикладывает его к своей жизни, так и рисуя слона, он рисует себя, свои проблемы и свое видение жизни.

10. Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция : «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

11. Детский сад — рисуночная методика

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.

Самый удобный вариант в этом случае — предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада».

Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге. Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.

1. Ребенок рисует только здание.

2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

12. Методика «Цветовой тест отношений»

Цель : Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Описание теста : Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция к тесту : «Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? «

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

Примечание : В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

13. Тест “Палитра чувств”

Назначение теста : Методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.

Описание теста : Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (таб. №1).

Исследование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками рисунок любой тематики. После завершения рисунка испытуемому дается бланк с таблицей №1. И зачитывается инструкция:

«В этой палитре слева написаны названия чувств, а справа — пустые квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрасить этим цветом пустой квадрат справа.»

Примечание : Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и стиль закрашивания.

Источник

Читайте также:  Ученые труды не чувствуя
Оцените статью