Изучение экспрессивного компонента эмоций
Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоции, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе и речи. Два типа исследований эмоциональной экспрессии: исследования собственно выражения эмоции (ее кодирования) и исследования узнавания (декодирования) знаков или признаков выражения эмоции.
Методики для изучения эмоциональной экспрессии.
Исследования экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной, или спонтанной. С детьми младше четырехлетнего возраста эксперимент не проводился, т .к. они не могут произвольно осуществлять требуемые мимические движения (они развиваются в возрасте от 4 до 14 лет)
Детальный метод анализа мимического выражения (FAST).
Этот метод может быть использован для оценки фотографий и видеомагнитофонной записи. Он помогает оценить выражение в каждой из трех зон лица: а) брови — надбровная зона, б) глаза — веки, в) низ лица, включающий щеки, нос, рот, подбородок. Для определения выражения в каждой зоне лица применяются фотографии, поскольку они более объективны и надежны, чем вербальные описания. При использовании FAST эксперт рассматривает некоторое выражение лица, причем только одну его зону, и сравнивает ее с моделью из атласа выразительных фотографий FAST. Эксперт не оценивает, какая выражена эмоция, а просто относит ее к определенному классу. FAST производит оценивание шести эмоций: радость, удивление, горе, гнев, отвращение и страх.
Узнавание или различение эмоциональных выражений.
Эксперименты с оценками узнавания эмоций. Леви-Шоен провела серию экспериментов, направленных на сравнение роли мимических выражений и деталей одежды в восприятии детьми других людей. 30 детей 4-13 лет. Фотографии, предъявляемые ею детям, включали три выразительные категории: удовольствие, нейтральные выражения и неудовольствие. Она просила детей решить, какие две картинки в наборе из четырех наиболее сходны между собой. Ребенок мог выбирать похожую пару на основе элементов одежды или на основе эмоциональных выражений. Большинство детей до восьмилетнего возраста осуществляли свои выборы, ориентируясь на одежду, от восьми до десяти лет их выборы приходились поровну на одежду и эмоциональное выражение, от одиннадцати лет и дальше дети осуществляют выборы на основании сходства мимики.
Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии.
Метод естественного наблюдения имеет определенные ограничения. Некоторые различимые эмоциональные выражения длятся примерно одну восьмую секунды и остаются незамеченными. Плюс к этому наблюдатель может следить одновременно за ограниченным числом испытуемых.
Метод естественного наблюдения использует видеомагнитофонную запись или кинофильм. Видеомагнитофонная запись выражений лица, движений головы, жестов и других эмоционально-выразительных характеристик может обеспечить исчерпывающую и точную фиксацию этих явлений.
Источник
Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии
Экспрессивностьюназывается внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях.
Мимика – выразительные движение лица.
Поза– выразительные движения тела.
Жест – выразительные движения рук.
Пантомимика – совместные, выразительные движения организма в целом.
Эти компоненты дают возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод позволяет изучить материал, не предназначенный для психологического анализа (исторические документы, кадры кинохроники).
Различают спонтанную, т. е. непроизвольную и произвольную пантомимику.
Спонтанная возникает независимо от сознательных намерений (внезапный испуг, удивление, ярость).
Произвольная– управляемая человеком эмоциональное состояние, эмоциональная реакция, сознательно передаваемая окружающим. В этом случае эмоциональные проявления выполняют коммуникативную функцию, выступающую в качестве средств невербальной коммуникации (доп. стр.221, Крылов)
Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной является непроизвольная пантомимика.
Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных, эмоциональных состояний. Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому.
Горизонтальное направление этих линий сообщает лицу спокойное
выражение.
| | ||
|
При косом направлении линий, с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение.
При отклонении линий наружными концами вверх – веселое выражение.
|
Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики»
Опыт№30 (страница 206, Крылов).
Распознание эмоций по выражению лица регулирует и определяет взаимопонимание между людьми, поскольку в процессе общения внимание, в основном, сосредоточено на лицах собеседников. Среди других невербальных средств, мимика человека занимает особое место, поскольку изменение лицевых мышц, всегда несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего, что помогает разобраться в эмоциональных проявлениях партнеров по общению.
Существует 7 универсальных эмоциональных проявлений на лице – гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение.
Первая методика по методу кодирования, т.е. выявление определённых мимических реакций, была создана американскими психологами П. Экманом и У. Фризеном в 1976 году. В 1988 году методика была усовершенствована П. Экманом и Д. Матсимотой. На сегодняшний день она является единственной методикой, обладающей рядом уникальных характеристик (доп. стр. 221, Крылов).
Функции эмоций
1) Сигнальная (коммуникативная) – функция общения, сигналов о потребностной значимости происходящего. Сообщает человеку о состоянии говорящего, его отношении к окружающей действительности, сопровождается выразительными движениями:
— мимическими (движение мышц лица);
— пантомимическими (движение мышц тела, жесты);
— вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение и побледнение кожи), которые ориентируют субъекта совершать необходимые действия, например, избегать опасности, участвовать в продолжение рода.
2) Регулятивная — функция регуляции поведения, т. е. эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта, направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать препятствия. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слёзной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
3) Отражательная (оценочная) – оценка хода и результатов деятельности, явлений и событий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности субъекта. Например, он проявляет гнев, радость, огорчение.
4) Побудительная (стимулирующая)функция – стимулирует деятельность, определяет направление поиска для удовлетворения потребности или решения задачи. Например, испытывая страх перед приближающейся машиной, человек ускоряет свое движение через дорогу.
5) Подкрепляющая – влияет на характер мотивации выполняемой деятельности. Быстро и надолго в памяти запечатлеваются значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию. Так, эмоция успеха-неуспеха способна привить любовь или навсегда угасить её к какому-либо виду деятельности.
6) Переключательнаяфункция – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность, направление деятельности личности. Например, противоречия между инстинктом самосохранения и этических норм — реализуются в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.
7) Приспособительная (мобилизационная, защитная)функция– выполняет мобилизационную, интегративно-защитную роль, даёт возможность приспособится к окружающим условиям для удовлетворения актуальных потребностей. Так, эмоции сообщают о полезном или вредном воздействии на организм и дают возможность выгодно приспособиться к окружающим условиям.
Опыт № 31.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ
Тест «САН» — Самочувствие. Активность. Настроение (В.А. Семиченко «Психические состояния». — С.40).
Вводные замечания
Тест даёт возможность оценить функциональное состояние человека – качественную характеристику, складывающуюся из трёх основных составляющих: самочувствия, активности и настроения.
Самочувствие – включает характеристики, отражающие силу, утомление, здоровье: самочувствие хорошее – плохое, чувствую себя сильным – слабым, работоспособным – разбитым и т. д.
Активность – объединяет показатели движения, скорости, темпа протекания функций, процессов: весёлый – грустный, спокойный – озабоченный, бодрый – вялый.
Настроение— включает характеристики полярности составляющих эмоциональное состояние: настроение бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное.
Цель:выявить уровень активности.
Оборудование: ряд суждений.
Ход работы
- Э. дает матрицу — ряд полярных суждений относительно состояния на момент опроса (см. наглядность).
- И. по каждой паре характеристик определяет тот балл, который наиболее точно отражает его состояние:
3 — более ярко выражено состояние;
Источник
Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии
Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях.
Мимика – выразительные движение лица.
Поза – выразительные движения тела.
Жест – выразительные движения рук.
Пантомимика – совместные, выразительные движения организма в целом.
Эти компоненты дают возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод позволяет изучить материал, не предназначенный для психологического анализа (исторические документы, кадры кинохроники).
Различают спонтанную, т. е. непроизвольную и произвольную пантомимику.
Спонтанная возникает независимо от сознательных намерений (внезапный испуг, удивление, ярость).
Произвольная – управляемая человеком эмоциональное состояние, эмоциональная реакция, сознательно передаваемая окружающим. В этом случае эмоциональные проявления выполняют коммуникативную функцию, выступающую в качестве средств невербальной коммуникации (доп. стр.221, Крылов)
Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной является непроизвольная пантомимика.
Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных, эмоциональных состояний. Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица – глазным, носовым и ротовому.
Горизонтальное направление этих линий сообщает лицу спокойное
выражение.
| | ||
|
При косом направлении линий, с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение.
При отклонении линий наружными концами вверх – веселое выражение.
|
Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики»
Опыт№30 (страница 206, Крылов).
Распознание эмоций по выражению лица регулирует и определяет взаимопонимание между людьми, поскольку в процессе общения внимание, в основном, сосредоточено на лицах собеседников. Среди других невербальных средств, мимика человека занимает особое место, поскольку изменение лицевых мышц, всегда несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего, что помогает разобраться в эмоциональных проявлениях партнеров по общению.
Существует 7 универсальных эмоциональных проявлений на лице – гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение.
Первая методика по методу кодирования, т.е. выявление определённых мимических реакций, была создана американскими психологами П. Экманом и У. Фризеном в 1976 году. В 1988 году методика была усовершенствована П. Экманом и Д. Матсимотой. На сегодняшний день она является единственной методикой, обладающей рядом уникальных характеристик (доп. стр. 221, Крылов).
Функции эмоций
1) Сигнальная (коммуникативная) – функция общения, сигналов о потребностной значимости происходящего. Сообщает человеку о состоянии говорящего, его отношении к окружающей действительности, сопровождается выразительными движениями:
— мимическими (движение мышц лица);
— пантомимическими (движение мышц тела, жесты);
— вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение и побледнение кожи), которые ориентируют субъекта совершать необходимые действия, например, избегать опасности, участвовать в продолжение рода.
2) Регулятивная — функция регуляции поведения, т. е. эмоции, оказываясь в основе мотивов деятельности субъекта, направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать препятствия. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слёзной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
3) Отражательная (оценочная) – оценка хода и результатов деятельности, явлений и событий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности субъекта. Например, он проявляет гнев, радость, огорчение.
4) Побудительная (стимулирующая) функция – стимулирует деятельность, определяет направление поиска для удовлетворения потребности или решения задачи. Например, испытывая страх перед приближающейся машиной, человек ускоряет свое движение через дорогу.
5) Подкрепляющая – влияет на характер мотивации выполняемой деятельности. Быстро и надолго в памяти запечатлеваются значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию. Так, эмоция успеха-неуспеха способна привить любовь или навсегда угасить её к какому-либо виду деятельности.
6) Переключательная функция – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность, направление деятельности личности. Например, противоречия между инстинктом самосохранения и этических норм — реализуются в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.
7) Приспособительная (мобилизационная, защитная) функция– выполняет мобилизационную, интегративно-защитную роль, даёт возможность приспособится к окружающим условиям для удовлетворения актуальных потребностей. Так, эмоции сообщают о полезном или вредном воздействии на организм и дают возможность выгодно приспособиться к окружающим условиям.
Опыт № 31.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ
Тест «САН» — Самочувствие. Активность. Настроение (В.А. Семиченко «Психические состояния». — С.40).
Вводные замечания
Тест даёт возможность оценить функциональное состояние человека – качественную характеристику, складывающуюся из трёх основных составляющих: самочувствия, активности и настроения.
Самочувствие – включает характеристики, отражающие силу, утомление, здоровье: самочувствие хорошее – плохое, чувствую себя сильным – слабым, работоспособным – разбитым и т. д.
Активность – объединяет показатели движения, скорости, темпа протекания функций, процессов: весёлый – грустный, спокойный – озабоченный, бодрый – вялый.
Настроение — включает характеристики полярности составляющих эмоциональное состояние: настроение бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное.
Цель: выявить уровень активности.
Оборудование: ряд суждений.
Ход работы
- Э. дает матрицу — ряд полярных суждений относительно состояния на момент опроса (см. наглядность).
- И. по каждой паре характеристик определяет тот балл, который наиболее точно отражает его состояние:
3 — более ярко выражено состояние;
1 — наименее ярко.
Выполнение работы
Обработка результатов
- Э. значком * обозначает обратные вопросы: 3, 4, 9, 10, 13, 15, 21, 22, 27, 28.
- Расшифровуется заполненная карта:
перекодируются оценки в ряду
Ø от 1 до 7 — в обратных вопросах.
Ø от 7 до 1 — в прямых вопросах, т.е. позитивные состояния всегда имеют высокий балл, негативные — низкий.
3. Подсчитывается сумма балов отдельно для:
самочувствия: пары № 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28 и определяется среднее арифметическое полученных баллов (сумму баллов делим на количество вопросов – 10).
активности: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29
настроения: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30
Критерий оценок
Нормы: Самочувствие — 5,4
Вывод
Методом самооценки мы выявили уровень активности испытуемого:
— самочувствие ниже нормы (4,8 баллов), что говорит о плохом чувствии И., слабости, разбитости;
— активность — показатели движения, скорости, темпа психических процессов
соответствуют норме (5,0 баллов);
— настроение — выше нормы (5,5баллов), что говорит о повышенном эмоциональном состоянии.
В общем, все эти показатели свидетельствуют о среднем уровне активности И.
Опыт № 32(а)
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
(В.А. Семиченко «Психические состояния». — С. 60;
О.П. Елисеев « Практикум по психологии личности». — С. 214;
Д.Я. Райгородский «Практическая диагностика. Методы и тесты». — С. 59).
Вводные замечания.
Тревожность – свойство личности, сильное душевное волнение, беспокойство, озабоченность, нервозность (тревога – психическое состояние).
Личностная тревожность – одна из черт личности. Формируется и закрепляется в детстве, проявляется в ситуациях состояния беспокойства. Показатели личностной тревожности характеризуют устойчивую склонность воспринимать ситуации как угрожающие, реагировать на них состоянием тревоги.
Ситуативная (реактивная) тревожность – проявляется только в определённых ситуациях, по своим проявлениям похожа на личностную.
При частых повторениях может перерасти в личностную, т. е. стать стабильным, личностным качеством. Показатели ситуативной тревожности характеризуют напряжение, беспокойство, нервозность. Очень высокая ситуативная тревожность вызывает нарушение внимания, тонкой координации.
Цель: выявить уровень ситуационной (реактивной) тревожности.
Оборудование: ряд суждений, характеризующих различные эмоциональные состояния.
Ход работы.
1. Работа группой.
- Э. зачитывает предложение, И. ставит оценку в зависимости от самочувствия в данный момент по 4 -ёх бальной системе:
4 — совершено верно; 3 – верно;
2 — пожалуй, так; 1 – вовсе нет.
3.Определяется уровень реактивной тревожности.
Выполнение работы (см. наглядность).
Обработка результатов.
1. Подсчитывается количество баллов по вопросам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 — (∑1).
2. Подсчитывается количество баллов по вопросам 1, 2, 5, 8, 12, 11, 15, 16, 19, 20 — (∑2).
3. Из первой суммы вычитается вторая, к полученной разнице прибавляется 50. РТ = ∑1 — ∑2 + 50
Критерий оценок.
0 – 30 — низкий уровень тревожности
31 – 45 — средний уровень тревожности
46 и более — высокий уровень тревожности.
Вывод
У И. высокий уровень ситуативной (реактивной) тревожности. Необходимо снизить субъективную значимость ситуации и задач, перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успех.
У И. низкий уровень тревожности. Необходимо повысить внимание к мотивам деятельности и к чувству ответственности.
Иногда очень низкая тревожность является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Существует сокращённый вариант ситуативной (реактивной) тревожности (предложен Ю.Л. Ханиным) для динамических наблюдений за состоянием человека, включённого в деятельность или для оценки динамики состояния тревоги. Например, до занятий аутотренингом и после него – продолжительность 10 – 15 секунд (см. страницы указанных выше авторов).
Опыт 32 (б).
Цель: выявление уровня личностной тревожности.
Оборудование: ряд суждений
Ход работы:
1. Работа группой.
2. Э. зачитывает суждения, И. в зависимости от обычного самочувствия ставит соответствующую цифру:
1 – почти никогда
4 – почти всегда
3. Определяется уровень личностной тревожности.
Обработка результатов.
1.Подсчитывается сумма баллов по вопросам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40 — ∑1.
2.Подсчитывается сумма баллов по вопросам 21, 26, 27, 30, 34, 36, 39 — ∑2.
3. Из первой суммы вычитается вторая, к полученной разности прибавляется число 35: ЛТ = ∑1 — ∑2 + 35
Критерий оценок.
0 – 30 низкий уровень тревожности
31 – 45 средний уровень тревожности
46 и более высокий уровень тревожности
Опыт №33.
САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПО ШКАЛЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ К. ИЗАРДА
(О.П. Елисеев « Практикум по психологии личности». — С. 226)
Цель: определить доминирующие эмоциональные состояния.
Оборудование: 30 определений по шкале эмоций К. Изарда.
Ход работы
- Э. зачитывает инструкцию.
- И. читает определения и зачеркивает соответствующую цифру справа в зависимости от состояния в настоящее время (чем больше цифра, тем более точно данное определение отражает состояние И)
Выполнение работы (см. нагл.)
Обработка результатов
- Согласно с ключом найти среднее значение каждой фундаментальной эмоции:
Ø 1, 2, 3 – интерес
Ø 4, 5, 6 – радость
Ø 7, 8 , 9 – удивление
Ø 10, 11, 12 — горе
Ø 13, 14, 15 — гнев
Ø 16, 17, 18 — отвращение
Ø 19, 20, 21 – презрение
Ø 22, 23, 24 – страх
Ø 25, 26, 27 – стыд
Ø 28, 29, 30 – вина
- Сравнить уровень выраженности фундаментальных эмоций.
- Определить доминирующие эмоции и наименее выраженные.
- Проанализировать тенденцию динамики модальностей в различных условиях деятельности.
Вывод:
У И. доминирующей эмоцией является вина (13 баллов), которая представлена градацией состояний, возрастающий по степени выраженности: виноватый, раскаивающийся (по 4 балла); сожалеющий (5 баллов), наименее выраженной – страх.
Уровень выраженности фундаментальных эмоций (по убыванию):
вина (13 баллов), горе (12баллов), интерес (7 баллов), отвращение (5 баллов), стыд (4 балла), радость (3 балла), удивление (3балла), страх (3 балла), презрение (3 балла).
Переживание чувств не всегда имеет однозначных характер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя, в своеобразном сочетании, два противоположных чувства, например, любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности (явление амбивалентности чувств).
Иногда человек старается выразить иные, противоположные чувства, чтобы сдержать или скрыть действительные: улыбается в момент огорчения или сильной боли, делает серьёзное лицо, когда хочется смеяться.
Источник