Исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников»
Наталья Козлова
Исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников»
Исследовательская работа.
Тема: «Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников».
Цель исследования:
Определить результативность применения арт-терапии в коррекции и развития психо-эмоциональной сферы ребё нка-дошкольника.
Задачи исследования:
1. Повысить качество воспитательно-развивающего процесса по направлению «Художественное творчество» и социализации детей с отклонениями в психо-эмоциональной сфере.
2. Корректировать и развивать эмоциональные проявления.
3. Формировать полисенсорный образ окружающего мира.
4. Формировать и развивать творческий потенциал дошкольника.
5. Создавать условия для оздоровления детского организма.
Объект исследования:
Воспитательно-развивающее поле ребё нка-дошкольника.
Предмет исследования: влияние технологии изотерапии на развитие психо-эмоциональной сферы ребё нка-дошкольника.
Автор исследовательской работы: педагог-психолог Козлова Н. С.
В связи с происходящими изменениями в культурной, нравственной и экономической жизни современного российского общества кроме новых возможностей возникают и новые проблемы в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время мы наблюдаем большое количество гиперактивных детей с невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, детской агрессией. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы, умело использовать накопленный опыт педагогической науки.
Научное обоснование темы:
Изотерапия — терапия изобразительным искусством. Это не создание произведений искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
На предварительном этапе исследовательской работы я определила цели и задачи, составила примерную модель деятельности, изучила литературу по данной теме, выбрала методы исследования: педагогические, психологические, статистические.
На втором «реализаторском» этапе работы составила перспективный план по арт-терапии с периодичностью одного занятия в неделю. Подобрала наглядный, дидактический материал
Совместно воспитателями групп определили детей, которые нуждаются в коррекции и развитии эмоциональных проявлений. Провела диагностику детей по цветовым предпочтениям (методика М. Люшера, «Особенности межличностных отношений» Рене Жиля. Составила с помощью педагогов индивидуальный маршрут развития на каждого ребенка.
Разработала алгоритм проведения занятия по арт-терапии, который в процессе работы постоянно совершенствуется, с учётом современных ИКТ и педагогических требований к коррекционно-развивающему процессу в ДОУ.
Для исследовательской деятельности формировалась группа в количестве не более 10 детей. Особенностью занятий по изотерапии является то, что ребенку предоставляется на выбор разнообразные материалы, дети должны работать быстро. При работе с изобразительными материалами ребенку предлагается для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.
Алгоритм занятия по изотерапии.
№ Этапы занятия Образовательная область
1. Организационный этап
дыхательная гимнастика здоровье
2. Первый этап (свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание) познание
3. Второй этап (процесс творческий работы – создание феномена, визуальное представление) художественное творчество
4. Третий этап (дистанцирование, процесс рассматривание) познание
5. Четвертый этап (вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы) социализация, коммуникация
На занятиях изотерапии царит атмосфера доброжелательности, терпимости, любви. Дети очень любят эти занятия и посещают их с большим желанием. Каждый ребёнок проходит свой путь, и все его победы и успехи отмечаются педагогом и товарищами. Постепенно формируются навыки общения в коллективе. Дети учатся уважать чужое мнение, повышается самооценка. Каждый ребёнок имеет возможность проявить и развить творческий потенциал. В конце курса изотерапии совместно с педагогом-психологом поводится мониторинг результативности исследовательской работы.Положительная результативность очевидна: к концу курса изотерапии дети становятся более уверенными в себе, умеют общаться друг с другом, понимать свои и чужие эмоции, решать возникающие эмоциональные проблемы. У детей обогащается и активизируется словарь, расширяются знания об окружающем мире, развивается творческое воображение и эмоциональное сопереживание музыки.
Для того чтобы добиться желаемых результатов, необходимо учитывать личность педагога-музыканта, его заинтересованность в данном виде исследовательской работы, творческое вдохновение. Необходимо учитывать наличие таких качеств как любовь к детям, толерантность, выдержка и спокойствие, умение организовать детский коллектив и повести к достижению цели.
результатов исследовательской работы
«Изотерапия в коррекции и развитии психо-эмоциональной сферы дошкольников».
2015-2016 учебный год (7 детей).
Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии Низкий уровень самооценки Проблемы
66,7% — начало уч. года
33,3% — конец уч. года
(3 реб.) 77,8% — начало уч. года
55,6% — конец уч. года
(5 детей) 100% — начало уч. года
66,7% — конец уч. года
2016 — 2017 учебный год (9 детей).
Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии Низкий уровень самооценки Проблемы
60% — начало уч. года
30% — конец уч. года
(3 реб.) 90% — начало уч. года
50% — конец уч. года
(5 детей) 100% — начало уч. года
60% — конец уч. года
2017 – 2018учебный год (7 детей).
Цветовые композиции, определяющие состояние тревожности, страха, агрессии Низкий уровень самооценки Проблемы
в личностно-социальных отношениях,
50% — начало уч. года
25% — конец уч. года
(2 реб.) 87,5% — начало уч. года
50% — конец уч. года
(4 реб.) 100% — начало уч. года
50% — конец уч. года
Вывод: По результатам мониторинга наблюдается позитивная динамика коррекции и развития психо-эмоциональной сферы, положительные результаты в развитии эмоционального сопереживания музыки дошкольниками.
Песочная терапия в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста Введение Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная.
Мастер-класс для родителей «Возможности песочной терапии в развитии эмоциональной сферы» «Возможности песочной терапии в развитии эмоциональной сферы» Цель: Расширение знаний родителей в использовании элементах песочной терапии.
Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ. Автор: Пак Ксения Владимировна.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы младших дошкольников Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. Анна Климова. Важную роль в полноценном развитии личности ребёнка.
Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.
Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников «Кубик эмоций» «Кубик эмоций» — это дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В ходе игры дети закрепляют знания различных эмоциональных.
Использование инновационных технологий в работе логопеда по коррекции социально-эмоциональной сферы В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Мое настроение» Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Конспект занятия педагога-психолога. «Мое настроение» Цели: 1. Закрепление знаний детей об.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки “Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А. В. Луначарский В.
Рекомендации родителям и воспитателям по коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой речевого развития Рекомендации родителям и воспитателям по коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой речевого развития Эмоциональная сфера.
Источник
Изотерапия как средство эмоционального развития для детей с расстройствами аутистического спектра
Людмила Белоусова
Изотерапия как средство эмоционального развития для детей с расстройствами аутистического спектра
Эта статья адресована людям, воспитывающим детей с РАС (родителям, воспитателям и др.).
Изотерапия – это одно из направлений современной арт-терапии, которое использует возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка.
Наиболее часто к методу изотерапии прибегают для реабилитации детей с особенностями развития. Дети с РАС имеют сложности в адекватном восприятии мира, у них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир, как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности, поэтому эмоциональное раскрепощение в процессе художественного творчества особенно актуально для детей с РАС. Они, помимо трудностей в интеллектуальном развитии, испытывают трудности в выражении своих чувств. Эти дети чаще замкнуты, эмоционально неустойчивы и двигательно- расторможены. Большинство детей, страдающих аутизмом, испытывают трудности в социальном и вербальном общении. Некоторые из них невербальные, и часто не владеют умением читать язык тела и лица других.
Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние через рисунок. Для некоторых детей это — единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе. В творчестве воплощаются чувства, страхи, ожидания, конфликты. Кроме того, ребенок в процессе рисования может снять напряжение, отвлечься, успокоиться. Метод изотерапии эффективен, он не имеет ограничений и противопоказаний.
Во время проведения занятий изотерапией, задача взрослого — сфокусировать мысль ребёнка на ощущениях и действиях, связанных с изобразительной деятельностью, а не на символическом содержании рисунков. Во время проведения занятий нужно стараться создать атмосферу принятия и безопасности, необходимую для свободного выражения ребёнком содержания своего внутреннего мира. Вместе с этим, необходимо структурировать и организовывать деятельность ребёнка путём формирования определённой системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной деятельности.
Регулярные занятия по изотерапии помогают детям взаимодействовать со сверстниками и семьей, укрепляя уверенность в себе и контролируя эмоции. Знакомство с различными художественными материалами также помогает детям развивать мелкую и крупную моторику, и позволяет им быть более гибкими в незнакомых ситуациях. Эта терапия не то же самое, что обучение рисованию, а скорее исследование художественной среды как формы самовыражения.
Особенностью изотерапииявляется безоценочное восприятие всех работ: нет «правильного» или «неправильного» рисования. Главное – это установление с ребёнком эмоционального контакта, необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, осуществляемого как напрямую (с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, так и опосредованно изобразительными средствами.
Какие виды изотерапии можно проводить с детьми в домашних условиях?
В изотерапии возможно рисование любыми средствами: красками, мелками, карандашами, фломастерами и др. Допускается использование любых предметов, таких как овощи с вырезанным на них рисунком, губками, ватными палочками, руками, пальцами, ступнями, вилкой, коктейльными трубочками, нитками, скомканной бумагой, зубной щеткой и т. д.
Невероятно полезно рисовать двумя руками одновременно.
1. Для этого хорошо подойдет лист бумаги в клеточку. Можно взять альбомный лист. Для удобства можно закрепить лист бумаги на поверхности с помощью скотча иди любым другим способом. Начинайте от центра листа и рисуйте две зеркально симметричных половинки какого-то орнамента. Средства изображения – по желанию.
2. Рисовать можно в емкости с невысокими бортиками, наполненной песком (сухим и влажным, мелкими крупами, как одной, так и двумя руками.
3. Если ребенок любит воду, можно устроить сеанс рисования в ванной. Сделать цветную пену, используя либо пальчиковые краски, либо пищевые красители, и разрешить ребенку творить (если, конечно, вас не пугает перспектива отмывать ванную). В любом случае, рисование в домашних условиях несет некоторую нагрузку на взрослых по устранению последствий. Но это того стоит, поскольку результат воздействия на ребенка будет положительный.
4. Детям, которые испытывают неприязнь к контактам с красками напрямую, можно рисовать, выдувая краску из трубочек для коктейля, пользоваться воздушными фломастерами.
5. Можно нарисовать картинку съедобными соусами (кетчупом, майонезом) на тарелке, а потом всю эту красоту съесть вместе с гарниром.
6. Рисуйте вместе с ребенком мелками на листе, асфальте, тканях, можно для этих целей использовать остатки твердого цветного мыла.
7. Если ребенок склонен рисовать на обоях, выделите ему одну стену, на которой вы разместите рулон обоев, либо большой лист, который будете периодически менять на новый. Можно для этих целей повесить доску для рисования мелом.
В общем, проявляйте творчество вместе с детьми. Дети временами и сами подкидывают идеи, которые надо поддерживать, а не отклонять, разумеется в рамках дозволенного. В любом случае, взрослый руководит процессом, обозначая время начала и окончания, возможные средства реализации. Ваш ребенок отблагодарит Вас своим эмоциональным благополучием.
1.«Арт-терапия как средство эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья» Ануфриева В. Н., Клишина Л. И.
2. Интернет ресурсы https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-detey-s-ovz/
3. Копытин А. И. «Практикум по арт-терапии» С. -П. 2000г.
4. Лебедева Е. Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР, М. 2004г.
5. Луговых Н. И. «об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества» Д. в. 2006г.
«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.
Бисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.
Консультация и презентация «Бизиборд как средство сенсорного развития детей 3–4 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК» Презентация: «Бизиборд-как средство.
Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: — Федерального.
Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.
Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.
Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Источник