Изобразительно выразительные средства радость легкокрылая

Художественные средства выразительности в «Зимнее утро» Пушкина

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» используются различные художественные средства и литературные приемы выразительности.

Тропы

1. Метафоры

  • навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
  • звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
  • снег лежит коврами — снег все покрыл
  • берег милый для меня — любимое место

2. Метонимия

  • звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
  • лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
  • речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
  • трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
  • скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге

3. Эпитеты

  • чудесный день
  • прелестный друг
  • северной Авроры
  • на мутном небе
  • тучи мрачные
  • ты печальная
  • голубыми небесами
  • великолепными коврами
  • прозрачный лес
  • янтарным блеском
  • веселым треском
  • утреннему снегу
  • нетерпеливого коня
  • поля пустые
  • леса густые
  • берег милый

4. Гипербола

  • звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.

5. Олицетворения

6. Сравнения

  • звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
  • луна, как бледное пятно

Фигуры

1. Риторическое обращение

  • друг прелестный
  • красавица
  • друг милый

2. Анафора

  • «…И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит…»

3. Лексический повтор

  • повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».

4. Антитеза

  • «Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
  • «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
  • «Открой сомкнуты» — открыть закрытые
  • «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа

Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.

5. Инверсия

  • день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
  • друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
  • сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
  • вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
  • не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»

Звукопись

1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:

«Мороз и солнце; день чудесный. »

2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:

«…Блестя на солнце, снег лежит;..»

3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:

«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Это помогает передать треск горящих в печи дров.

4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:

«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:

«…Открой сомкнуты негой взоры…»

6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:

«… Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»

7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:

«… Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Источник

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.02.2020 · Обновлено 13.02.2020

Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина занимает особое место в его раннем творчестве. Многомудрый Литрикон предлагает совершить разбор произведения, совершив анализ по плану.

История создания

Стихотворение «Погасло дневное светило» написано в период южной ссылки поэта. В 1820 г. за свои либеральные сочинения А.С. Пушкин был выслан из Петербурга: сначала его хотели отправить в Сибирь и заточить в монастыре, но за поэта вступились влиятельные друзья, и север сменили на юг. Едва добравшись до места службы, поэт отправляется в отпуск по болезни. Он вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года Н. Н. Раевского путешествует по Кавказу и Крыму. Новые пейзажи и новые люди вдохновляют поэта на создание романтических произведений (следует отметить, что во время странствий Пушкин увлекся дочерями Раевского — Екатериной и Марией).

Так, на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф Александр Сергеевич пишет элегию “Погасло дневное светило”, которая представила широкой публике Пушкина-романтика.

Кому посвящено стихотворение «Погасло дневное светило»? Существует несколько версий. Например, многие исследователи называют Екатерину Бакунину — сестру одного из лицейских друзей Пушкина, в которую тот был страстно влюблен еще в юности. Ее светлый образ он то и дело вспоминал в лирике до 1825 года. Еще одна версия посвящения связана с именем Авдотьи Голицыной, хозяйки литературного салона, где бывал Пушкин. В нее он тоже был влюблен, и взаимности не получил.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» стало визитной карточкой его романтической лирики. Проведение принадлежит литературному направлению романтизм. Читатель может почувствовать отголоски творчества Байрона (услышать «нотки» прощальной песни Чайльд-Гарольда), которым страстно увлекался в те годы Пушкин, не зря поэт в подзаголовке называет стихотворение «Подражание Байрону».

Жанр лирического стихотворения – элегия, неслучайно каждая строфа наполнена печальными раздумьями о прошедшей молодости и разлуке с «туманной родиной» (Петербургом).

Разностопный ямб в сочетании с переплетением перекрёстной и кольцевой рифмы создают эффект разговорной речи, приводя читателя к ощущению непосредственной причастности к размышлениям автора. Данные приемы также превращают полотно стихотворения в волнующуюся гладь моря — как волны плавно перебегают друг в друга, так и мысли перетекают от одной к другой.

Композиция

Важную роль в понимании стихотворения «Погасло дневное светило» играет организация композиции. Произведение делится на 3 части, отделяемых друг от друга рефренами «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

  1. Вступительная часть состоит из первых двух строк и служит своеобразной экспозицией, создавая основу для романтического пейзажа.
  2. Вторая часть изображает внутреннее состояние лирического героя, иллюстрируя воспоминания, надежды и мечты о «волшебном крае».
  3. В третей части происходит антитезийное развенчивание «будущих ожиданий» второй части. Здесь лирический герой вспоминает о радостных моментах «младости», нравоучительных ошибках и шрамах от «глубоких ран» неудачной любви. Стихотворение оканчивается рефреном, что символизирует непрерывный и неостановимый ход времени, с которым смиряется лирический герой, ведь кроме утрат молодости возможны и будущие радости.

Образы и символы

Главный образ в стихотворении – море, океан, по которому, как по жизненному пути, шумит послушное судьбе «ветрило», олицетворяющее автора. Океан, символизирующий судьбу, предстает угрюмым, грозным, ведь каждого человека пугает рок событий, над которым мы не властны, как над морской стихией.

Автор создает образ мечты — «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края». Именно туда он стремится, поэтому призывает судьбу перенести его туда. Многие исследователи считают, что так невыездной поэт величал желанную эмиграцию из царской России.

Читайте также:  38 попугаев темпераменты героев

Образ родины награжден эпитетами «печальная» и «туманная». Для поэта Россия была полна неизвестности, ведь царский гнев за его творчество мог в любой момент перерасти в ссылку или тюремное заключение. Кроме того, воспоминание о столице ассоциировалось с образом роковой красавицы, которая завладела всем его существом.

Лирическим героем произведения является непосредственно сам поэт. Именно его монолог-размышление слышит читатель в стихотворении. Морской пейзаж создает необходимый фон для передачи печального и созидательного настроя, отлично передавая стояние лирического героя.

Темы и проблемы

“Погасло дневное светило” отличает философская тематика, которая находит отражение в размышлениях о сути человеческого бытия. Казалось бы, на переднем плане находится тема природы, отражающееся в красочном пейзаже, тем не менее на протяжении всего произведения лейтмотивом звучит тема родины, печальные воспоминания о которой должны были отвернуть героя, но родные края всё равно притягивают автора, как местами поэтической и внутренней силы, так и корнями, связывающими его с друзьями и близкими. Поскольку произведение было написано в период ссылки поэта, здесь появляются скрытые политические мотивы. Одинокий морской путешественник изгнан из родного края, как и Пушкин из Петербурга, попавший в царскую опалу – «волнующийся угрюмый океан». Итак, подытожим:

  1. Тема любви. Автор вспоминает о возлюбленной, которая была к нему неблагосклонна, и тоскует по временам светлого увлечения.
  2. Тема родины. Лирический герой окружает Россию загадочным ореолом и говорит об угрозах, которые таят «печальные берега», где его оставила любовь.
  3. Тема природы. Морской пейзаж — аллегория жизни поэта, которая бросает его из стороны в сторону и ведет неизвестно куда.
  4. Тема мечты — лирический герой все же верит, что на другом берегу его ждет вожделенный край, где сбудутся желания.

Проблематика произведения “Погасло дневное светило” тесно связана с его основной идеей. В элегии поэт освещает проблему бытия и изгнания, согласно традициям романтизма, несколько преувеличивая и нагнетая их. Жанр элегии предполагает наличие печальных настроений. Лирический герой тяготится своим неопределенным положением и одиночеством в любви.

Основная идея

Главная мысль произведения “Погасло дневное светило” заключается в том, что естественные законы природы невозможно изменить, что «послушное ветрило» (человек) всегда и везде будет идти по «угрюмому океану» (жизненному пути), встречая радости и невзгоды по воле рока.

Смысл произведения “Погасло дневное светило” аллегорически закрыт в используемых образах морского пейзажа. На другом берегу героя ждет пленительная мечта. Видимо, поэт и вправду, как утверждают многие его биографы, хотел эмигрировать, ведь гнев царя его обидел. Поэтому он так обреченно описывает жизненный путь человека: он, как и морской путник, не решает, куда держать путь. За него все определяется судьбой или волей монарха.

Средства выразительности

Жанру элегии свойственен возвышенный поэтический слог, поэт создает это с помощью таких тропов, как архаизмы: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя, и перифраз: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.

Для создания такого сложного с точки зрения системы поэтических образов произведения Пушкин использует обилие художественных выразительных средств:

  1. Эпитеты создают емкие и красочные определения для пейзажа и лирического героя: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные…
  2. Олицетворения «отцвела младость» и «душа кипит и замирает» привнося динамику в описание чувств героя.
  3. Аллитерация и звукопись («Шуми, шуми, послушное ветрило») добавляет реалистичности и оживляет пейзаж в глазах читателя.
  4. Метафоры поэтично обрамляют идеи произведения и хорошо интерпретируют стихотворение: «легкокрылая мне изменила радость», «питомцы наслаждений».

Источник

Изобразительно-выразительные средства языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Разработанную схему с терминологией, назначением и примерами изобразительно-выразительных языковых средств можно использовать при изучении темы в 11 классе или в ходе подготовки к итоговой аттестации.

Скачать:

Вложение Размер
izobrazitelno-vyrazitelnye_sredstva_yazyka.docx 52.36 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства языка

Троп*- оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, аллегория и др.).

1. Эпитет — художественное, образное определение, обычно выраженное прилагательным в переносном значении, которое характеризует предмет, подчеркивает его качества, свойства, создают определенный образ.

Постоянный эпитет — устойчивое определение, используемое в фольклоре.

В художественных текстах встречаются редкие ( индивидуально-авторские) эпитеты .

В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации .

«Отговорила роща золотая Березовым веселым языком » ( С.Есенин ); ветер — буйный, бродячий, резвый

( у Баратынского ); жемчужный иней; тёмная судьба, в еселый ветер, мертвая тишина, седая старина.

Серый волк, красна девица, добрый молодец, тридевятое царство, тридесятое государство

Мармеладное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), цветастая радость (В. Шукшин), мокрогубый ветер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов).

1. Не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, сереб ряная ложка и серебряный ключ (в значении — родник).

2. Прилагательные голубой, серый, синий в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т. п.

3. Так же роль эпитета играет наречие гордо в предложении Между тучами и морем гордо реет Буревестник. (М. Г.) или существительное воевода в предложении Мороз -воевода дозором обходит владенья свои (Н.).

2. Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или явлений. Ярким выразительным средством является сравнительный оборот.

В сравнении обычно выделяются три элемента : 1) то, что сравнивается, — предмет; 2) то, с чем что-то сравнивается, — образ; 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, — признак.

«Девушка черноволосая и нежная, как ночь » (М.Горький). Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная . (А.Чехов). «Умри, мой стих, как рядовой. ..» (В.Маяковский). Луна, как фонарь ; туман, словно молоко ; Глаза, как небо , голубые. Я жил, как деды , по старинке. Посмотрит — рублем одарит . А сама-то величава — Выступает будто пава . Как град посыпалась картечь. (А. Пушкин.)

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов) Элементы этого сравнения: 1) предмет — воздух, 2) образ — поцелуй ребенка, 3) признак — свежесть, чистота, нежность.

Сравнения выражаются различными способами: 1) формой творительного падежа: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горб.); 2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ленин и теперь живее всех живых. (М.); 3) оборотами с различными союзами: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Л,); Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Т.); 4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т. п.): Ее любовь к сыну была подобна безумию (М. Г.).

3. Метафора — перенос значения одного понятия или явления на
другой по сходству. Другими словами, метафора – это скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений. Союзы как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются . Подобно сравнению, метафора может быть простой и развернутой.

Развернутая метафора — метафора, представленная каким-либо текстом (например, стихотворением) или его отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

Костёр рябины красной (рябина, как костёр); сыплет черёмуха снегом (черёмуха, как снег) (Есенин). Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья (П.) — слово весны метафорически употреблено в значении «юности». Золотая осень, лунный серп, багровый костер заката, крыло самолета . Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре) ; безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила) .

Метафора — одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах.

Используется в тексте для усиления выразительности речи, для создания оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев, точки зрения рассказчика и самого автора. С помощью метафоры создается образ — художественное представление о предмете, явлении.

4. Олицетворение — частный вид метафоры, перенесение свойств живых существ на неживые предметы и отвлеченные понятия.

Здесь даже камни плачут . Цветы мне говорят : «Прощай!» (С. Есенин.) Уж небо осенью дышало . (А. Пушкин.) Россия вспрянет ото cна . (А. Пушкин). Улыбнулись сонные березки . (С. Есенин.) Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (П.).

5. Овеществление — разновидность метафоры, представление лица в виде неживого предмета.

«Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей» (Н.Тихонов).

6. Гипербола — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.

Слезы текут ручьем. Не видел тебя целую вечность. Я видывал, как она косит: что взмах — то готова копна. (Н. Некрасов). Море по колено. В шар земной упираясь ногами, / / Солнца шар я держу на руках .

7. Литота — явление, противоположное гиперболе, преуменьшение.

Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Я на минуточку («минуточка» может затянуться и на час). Крошки во рту не было; осиная талия.

8. Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

Связь эта может быть:

1. между содержимым и содержащим.

2. между автором и его произведением.

3. между действием и орудием этого действия.

4. между предметом и материалом, из которого предмет сделан.

5. между местом и людьми, находящимися на этом месте.

6. между человеком и его какими-либо внешними признаками.

  1. Я три тарелки съел (Кр.); Съешь еще тарелочку.
  2. Белинского и Гоголя с базара понесет (Н.); Читая Белинского. Пушкина читали все.
  3. Их села и нивы за буйный набег обрек о н мечам и пожарам (П.); вел мечи на пир обильный (вел воинов).
  4. Не то на серебре,— на золоте едал (Гр.);
  5. Все поле охнуло (П.). Весь город говорил об этом . Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.
  1. Скоро ли обед?- спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке.

9. Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на перенесении значения одного слова на другое по признаку количественных отношений:

1. часть вместо целого,

2. целое вместо части,

3. ед.ч. вместо мн.ч.,

4. мн.ч. вместо ед.ч.,

5. родовое название вместо видового,

6. видовое название вместо родового.

1) — Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства (Герц.); «Белеет парус одинокий. ».

2) «Его зарыли в шар земной , А был он лишь солдат». Начальство осталось довольно (вместо начальник).

3) Все спит — и человек, и зверь , и птица (Г.); «. и раб судьбу благословил»; «Отсель грозить мы будем шведу …» (П.);

4) Мы все глядим в Наполеоны (П.);

5) — Ну что ж, садись, светило (М.);

6) Пуще всего береги копейку (Г.).

10. Оксюморон (оксиморон) — сочетание слов, противоположных по смыслу; соединение несовместимых понятий.

И невозможное возможно , дорога долгая легка. (А. Блок). Из ненавидящей любви , из преступлений, исступлений — возникнет праведная Русь. (М. Волошин). Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. ( М. Лермонтов ); живой труп , горячий снег , грустная радость , сладкая горечь воспоминаний.

11. Перифраза (или перифраз) — оборот речи, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков и характерных свойств.

Автор «Героя нашего времени» (вместо М. Ю. Лермонтов), царь зверей (вместо лев). Легкая атлетика — королева спорта. Хлопок — белое золото. Северная Венеция вместо Петербург. Мать городов русских вместо Киев . Черное золото вместо нефть и т. д. У Пушкина: 1.Погасло дневное светило.2. Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис, Почетный гражданин кулис, Онегин полетел к театру.

Используется для украшения речи, для устранения повтора, для указания на характерные признаки того, что заменено.

12. Аллегория (иносказание) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.

Например, хитрость воплощается в образе лисы, неуклюжесть — медведя, трусость — зайца, жадность — волка, коварство — змеи и т.д.

Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» А. Пушкина, «Премудрый пескарь» М. Салтыкова-Щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М. Горького.

Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.

13. Ирония — скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному .

Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на слона ( Кр.). Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга! / / Постой-ка, брат, мусью . «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» ( И. Крылов.)

Стилистическая фигура* (стилистический прием) — оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания (анафора, антитеза, инверсия, эпифора, эллипсис, риторический вопрос и др.).

1. Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, но имеющий особое эмоциональное значение.

Куда ты мчишься, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин) Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Г.); На кого не действует новизна? (А. Чехов) Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И. Тургенев.)

Риторический вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

2. Риторическое восклицание — восклицательное предложение, которое в тексте играет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

Часто риторические фигуры (вопрос, восклицание, обращение) выступают вместе.

3. Риторическое обращение — высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

(А. Пушкин). Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (П.); О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! (Н.) Знакомые тучи! Как вы живете? (М. Светлов.) Ах! уймись ты, буря!

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

4. Именительный представления — синтаксические конструкции, называющие предмет, лицо или явление с целью вызвать представление о них. За ним следует сообщение, характеризующее названный предмет или явление.

Москва. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин) Россия! Где она кончается? Найди конец, чтоб клином свет. Россия в сердце начинается, — а в нем конца и края нет.

Именительный представления является одной из риторических фигур речи и часто используется в публицистической и художественной речи.

5. Антитеза — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов.

Они сойтись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. ( А.С.Пушкин «Евгений Онегин».)

Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем. ( М. Лермонтов .)

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, катушка Русь! ( Н. Некрасов .)

Антитеза помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы.

6. Инверсия — расположение членов предложения в особом обратном порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок. Используется, чтобы передать эмоциональность , взволнованность речи, выразительность высказывания.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.) (Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря .) И долго милой Мариулы я имя нежное твердил. (А. Пушкин) ( И я долго твердил нежное имя милой Мариулы). Обеды задавал он отличные (Т.); С ужасом думала я: к чему все это ведет! (П.).

Не всякий обратный порядок слов является инверсией. Об инверсии можно говорить только тогда, когда ее использование связано со стилистическими задачами — повышением экспрессивности речи.

7. Парцелляция — особое членение предложения, неполные предложения ; расчленение фразы на части или даже на отдельные слова.

Он встал. Медленно. Без слов. С горькой усмешкой. И ушел.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

Цель — придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения.

8. Ряды однородных членов.

Были это веселые, сильные и смелые люди. (М. Горький.) Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман. (А. Пушкин.)

Ничего не даётся само собой, без усилий и воли, без жертв и труда.

9. Рефрен (повтор) — стилистический прием; слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после каждой строфы стихотворения или куплета песни.

Соловей мой, соловей , / / Голосистый соловей !

Не верь, не верь поэту, дева!

Рано, рано осень .

Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора).

Чаще используется в стихотворной речи.

10. Градация — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей эмоционально-смысловой значимости.

1 . Не жалею, не зову, не плачу , / / Все пройдет, как с белых яблонь дым.

2. И снова начинал сеять дождь. сперва тихо, осторожно , потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотою.

3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс)

Благодаря градации создается нарастание (реже ослабление) производимого впечатления.

11. Анафора – единоначатие; повторение звуков, отдельных слов или оборотов речи в начале предложения.

Стихотворение К. Симонова «Жди меня».

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством.

Не напрасно дули ветры, / Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления. Чаще встречается в стихотворной речи.

12. Эпифора — повторение звуков, отдельных слов или оборотов речи в конце предложения.

Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил тебе. Я всю жизнь любил тебя. Струится нетихнущий дождь , томительный дождь .

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н. Гоголь)

Рифма — разновидность эпифоры.

13. Кольцо — разновидность повтора.

Мутно небо, ночь мутна.

14. Композиционный стык — разновидность повтора.

О весна без конца и без края , / / Без конца и без края мечта. (А. Блок.)

Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Необходимо отличать от лексического повтора.

15. Лексический повтор — сознательное употребление одного и того же слова с целью усилить значение образа, понятия, явления.

Все примеры рефренов:

Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

НЕ ПУТАТЬ С РЕЧЕВОЙ ОШИБКОЙ — неоправданным повтором одного и того же слова и однокоренных слов в одном или рядом стоящих предложениях.

16. Эллипс (эллипсис) — пропуск какого-либо члена предложения, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.

Татьяна в лес; медведь за нею. (А. Пушкин.) Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки. (А. Толстой) Мужики — за топоры (А. Т.). Мы села — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (Жук.)

Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, повышает художественную выразительность.

17. Умолчание — это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном.

… Я хотел. быть может, вы. я думал, Что уж барону время умереть (П.); Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства. На них можно только указать — и пройти мимо (Т.).

18. Многосоюзие — намеренное использование повторяющихся союзов между членами предложения или между предложениями.

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. Пушкин.)

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (Купр.).В этих фразах присутствуют также ряды однородных членов.

Служит для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, для усиления выразительности речи. Придает предложению плавность, замедляет фразу.

19. Бессоюзие — намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

Швед, русский — колет, рубит, режет (А. Пушкин.) М елькают мимо будки, бабы, II Мальчишки, лавки, фонари, II Дворцы, сады, монастыри. (П.).

Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, динамизм.

20. Синтаксический параллелизм — это одинаковое построение соседних предложений или отрезков речи.

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни. (В. Хлебников)- и анафора

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Л.-К.).

Мать — это начало всех начал. Мать — это чудо земное. Мать — это слово святое.

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы.

С его помощью автор стремится подчеркнуть, выделить высказанную мысль. Необходимо отличать от грамматической ошибки (бедность синтаксических конструкций, псевдопараллелизм).

21. Авторская пунктуация — это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Чаще всего используется тире.

«Рожденный ползать — летать не может» . (М.Горький). Автор подчеркивает противопоставление жизненным ценностям.

Любовь — главнее всех. Автор особо выделяет вторую часть предложения.

Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором.

22. Контекстуальные (контекстные) синонимы или антонимы — слова, становящиеся синонимами или антонимами только в контексте (внутри данного текста).

«Ломоносов — гений, любимое дитя природы». (В.Г.Белинский) – синонимы.

Ум и сердце, лед и пламень — вот основное, что отличало этого героя. – антонимы.

Мы с удовольствием совершали прогулки по Москве . Поездки по столице оказались весьма познавательными.

В этом году в лесах урожай белых. Боровики попадаются буквально на каждом шагу. Белый и боровик — синонимы обычные. Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. (Колючий) шар и кактус не являются синонимами, но в данном случае это контекстуальные синонимы.

23. Стилистические синонимы — слова с одинаковым или
подобным лексическим значением, но отличающиеся по стилю речи.

Усмехнулся (нейтрал.) — хихикнул (разгов.)- засмеялся (нейтрал.) – заржал (простореч.).

24. Синтаксические синонимы — параллельные синтаксические
конструкции, имеющие разное построение предложений по
структуре, но совпадающие по своему смысловому значению.

Мы начали готовить уроки –

мы приступили к подготовке уроков — уроки, которые необходимо было выполнить, мы начали делать.

25. Индивидуально-авторские неологизмы — вновь придуманные автором слова или выражения.

«. как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других?» (А.Солженицын).

Позволяют благодаря новизне создавать художественные эффекты, выражать авторский взгляд на проблему.

Фонетические изобразительно-выразительные средства

Гибкость и выразительность русской фонетической системы восхищает многих. Один из самых сильных приемов — звукопись. Она достигается подбором слов близкого звучания, виртуозны сочетанием звуков, повторением одного и того же звука или сочетания звуков, употреблением слов, которые своим звучанием напоминают звуковые впечатления от изображаемого явления.

1. Аллитерация — повторение согласных звуков в слове, фразе.

По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак.) Звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона.

Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А. Пушкин.) Повтор слогов с в: ва, ва, ее дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л: тл, кл, кл — передает клокотание воды в разбушевавшейся реке.

Звукопись придает особую выразительность стиху.

2. Ассонанс — повторение согласных звуков в слове, фразе.

Настойчивое повторение звука [у] может усилить настроение легкой грусти, нежности: Люблю березу русскую, то светлую, то грустную. (А. Прокофьев.).

Ассонанс на а создает ощущение воздуха, парения, простора). Дыша духами и туманами она садится у окна. (А. Блок.)

Источник

Читайте также:  При стрессе выделяется адреналин который
Оцените статью