Эстетические чувства находят свое выражение в эмоциональном отношении человека к прекрасному в искусстве окружающей жизни, природе, которые могут вызвать особое чувство восхищения.
Очевидно, что эмоции оказывают на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность.
В жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции — своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определить их ценности.
К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может вызывать красивым платьем, цветущим растением. Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого.
Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослого. Постепенно оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.
Эстетические чувства развиваются в связи с собственной художественно – творческой деятельности ребенка. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одном из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка».
Чувства и эмоции оказывают влияние на все компоненты познание, мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая все мотивационные механизмы.
Рисование — любимое детское занятие, на котором дети образно познают окружающий мир. Ребенок получает возможность передавать свои впечатления, переживания на бумаги, создавать образы которые его волнуют и интересуют. Только методически грамотное руководство изобразительной деятельностью детей обеспечивает развитие художественного детского творчества. Радость творчества у детей появляется тогда, когда они овладевают средствами и способами изобразительной деятельности. Для этого надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело, на основе эстетического восприятия и эмоционально – нравственных переживаний. Методика работы построена на использовании игровых методов обучения. Чтобы возникло у детей желание выполнять учебную задачу, формируется игровая мотивация. Большое значение для создания творческой атмосферы имеет речь педагога (эмоциональная, выразительная, образная). В итоге ребенок получает удовольствие от полученного результата, созданные им рисунки вызывают чувство радости. Постепенно формируются художественные интересы, развиваются творческие способности в изображении. Использование игровых приемов применима в работе со всеми возрастами дошкольников. Ребенок стремиться отразить в рисунке то, что на него произвело наибольшее впечатление, что его волнует. В игре. Интересно и увлекательно можно прививать детям и желание рисовать, и изобразительные навыки.
Изобразительное творчество специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредствам изобразительного искусства. Основу художественного образа составляют «ри кита «- эмоциональность, интерес, активность (Е. А. Флерина). Специфика формирования эстетического отношения определяется в первую, очередь способами восприятия мира ребенком (А. В. Бакушинский); и обуславливается особенностями его внутреннего мира – таким, как повышенная эмоциональная отзывчивость (О. Л. Некрасова – Каратаева); глубина художесвенных впечатлений, обусловлено их первичностью и новизной (К. Д. Ушинский).
«Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождения» (Л. С. Выготский).
Таким- образом на протяжении дошкольного детства, развитие способности к восприятию и созданию художественных образов проходит путь от элементарного наглядно – чувственного впечатления до возможности передачи стилизованного образа выразительными средствами.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В обучении изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач. Пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость как к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни. Сформировать у детей изобразительные навыки и умения. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Радость общения с цветами – одно из самых сильных чувств, подаренных человеком природой. Педагоги и психологи установили, что при общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят.
Специальные исследования убедительно показали, что эмоции вызванные искусством,способы творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от определенной работы.
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность Дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят.
Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.
Презентация «Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики через художественно-изобразительную деятельность» Отчет работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через художественно-изобразительную деятельность».
Рабочая программа «Развитие мелкой моторики руки через изобразительную деятельность» Автор: воспитатель Чуднова Е. И БДОУ г. Омска «Д/с № 56 комбинированного вида» Тема: Развитие мелкой моторики руки по средствам изобразительной.
Развитие познавательной активности через проектную деятельность Ведущая идея метода проекта состоит в развитии интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного.
Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность Цель: развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка.
Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность «Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность» Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит.
Приобщение ребёнка к музыкальной культуре через эмоциональное развитие и использование современных технологий Тема опыта: «Развитие эмоциональной сферы ребенка, через использование современных образовательных технологий в НОД». Огромную роль в обогащении.
Презентация «Творческое развитие детей через театрализованную деятельность» «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим мирои через изобразительную деятельность «Гостья — осень» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественной деятельностью в подготовительной группе «Гостья — Осень» Цель: закрепить.
Источник
Екатерина Алчинова
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника»
Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости понимания своих и чужих чувств, умения сопереживать людям, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из к5онфликтов. Эмоции есть механизм, реализующий сопричастность ребенка специфически человеческому миру, формирующий базовую экзистенциальную потребность – потребность в другом человеке, образующий своеобразную «мелодию жизни» ребенка. Часто эта «мелодия» характеризуется подавленностью, настороженностью, недоверием, снижением настроения, что затрудняет приобщение ребенка к культуре человеческих отношений.
Общение взрослых с ребенком-дошкольником порой сводится к трансляции когнитивных образов,наряду с режимными требованиями: соблюдение ритма сна – бодрствования, питания, прогулок и др., что само по себе не обогащает эмоциональную сферу, а скорее, ставит под сомнение «базовое доверие к миру» (Э. Эриксон, поскольку не предполагает инициативы ребенка. Ребенок познает мир отчужденно, неличностно, собственный внутренний мир остается закрытым для него.
Адекватное проживание кризиса трех лет происходит при таком развитии эмоциональной сферы, когда строится особый артифициалистского типа вид причастности к миру, в результате чего у ребенка возникает специфическая детская картина мира и свого места в нем. Вместе с тем необходимо отметить, что такая причастность стихийна и неустойчива, поэтому требуется специальная воспитательная работа по обогащению эмоционального общения взрослого с ребенком, помогающая ощутить радость бытия, полноту жизни, согласие с миром и самим собой. Такая воспитательная работа основывается на использовании различных форм искусств и, в частности, изобразительной деятельности. В ходе такой деятельности возникает эмоционально выраженная потребность в эстетическом самоощущении, ребенок становится сопричастен к миру как целому, он чувствует себя творцом.
Педагогические условия, развивающие эмоциональную сферу в ходе изобразительной деятельности:
1. Совместное переживание удовольствия воспитателя и детей в ходе изобразительной деятельности.
2. Обучение передаче эмоциональной выразительности изобразительных образов.
3. Обучение выражению эмоциональных состояний человека в изобразительных образах.
Первое педагогическое условие опирается на тезис, что деятельность ребенка – дошкольника должна быть желанной и радостной (В. В. Давыдов). Иначе говоря, действенно – экспрессивная форма переживаний является исходной формой человеческих эмоций. Как известно, в процессе рисования достижение сенсомоторной координации (рука-глаз)сопровождается интенсивным удовольствием: «радость появления нового бытия, отделяющегося от ребенка» (В. В. Зеньковский).
Необходимо помогать детям «дружить с карандашом», узнавать его свойства, учить технике держания карандаша, давать первичную ориентацию в мире цвета, форм, линий;поддерживать любые проявления активности: проведение простой линии, рисование кружка или какой – либор цветовой гаммы; самим принимать участие в рисовании, предлагая различные образцы. Все это создает атмосферу свободного творчества, ощущение успеха («Я могу сам»). Взрослые и дети переживают радость от рисования, заражаются эмоциональной энергией, у детей возникает эмоциональная сопричастность к человеческому миру.
Второе педагогическое условие опосредуется явлениями детского анимизма (стремление наделить неодушевленной душой, эмоциями, чувствами и т. д.) и способствует проявлению предметных эмоций. В ходе рисования дети на эмоционально-чувственном уровне пытаются изображать какой-либо предмет, наделяя его эмоцией («веселая линия», «грустная линия», «веселый цыпленок», «важный цыпленок» и т. д., что позволяет сопереживать изображаемым образам, как живым существам, дает возможность детям рассказывать с помощью рисунка о своих чувствах.
Третье педагогическое условие помогает детям понять собственно человеческие эмоции: различать и дифференцировать эмоциональные состояния, узнавать мимические и пантомимические проявления эмоций. Сначала дети рассматривают лица и части тела друг друга (глаза, нос, рот, волосы, уши, руки, ноги, туловище). Затем детям показывают лицо и фигуру человека с такими эмоциональными состояниями, как радость, печаль, страх, спокойствие. После этого дети пытаются изобразить в рисунке эти эмоции.
Соблюдение этих педагогических требований способствует тому, что изобразительная деятельность развивает эмоциональную сферу детей. В процессе такой деятельности создается эмоциональная ориентация ребенка на сверстников, у детей развивается способность к сопереживанию, они учатся «читать» человеческие чувства и лучше понимать себя.
Литература: Шик С. В. Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка четвертого года жизни // Психолог в детском саду, 2005, № 1, с. 94-98.
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют.
Консультация «Изобразительная деятельность детей как средство формирования чувства любви к родному краю» Г. А. Ашмарина — воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска В течение нескольких лет коллектив нашего дошкольного учреждения.
Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОНР Наблюдая за рисованием детей, можно отметить, что ребенок стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни,.
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников» Экспериментирование является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово «эксперимент»произошло от греческого.
Консультация для педагогов: «Практические рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста» 1. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы, где описаны различные поступки людей, примеры их положительного и отрицательного.
План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника» ФИО Олейникова Алла Ивановна Тема:«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»Младший дошкольный.
Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Разрешите представить Вашему вниманию презентацию моего опыта работы по теме «Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой.
Консультация «Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей 6–7 лет» Сегодня дошкольное образование особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это нашло отражение в государственных стандартах.
Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста В детском саду работаю 20 лет, из них 10 лет педагогом-психологом. Эмоциональное развитие дошкольников считается периодом повышенного риска.
Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.
Источник