Изображение внутреннего мира человека воспитание чувств читателя это

Литература. Термины и понятия. Психологизм в литературе. Понятие примеры.

Психологизм.

Психологизм – это один из способов изображения внутренней жизни персонажа художественного произведения.

Психологизм (oт гpeч. psyche — дyшa и logos — пoнятиe, cлoвo) – система средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев, их взглядов, мыслей, чувств, стремлений.

Способы и методы психологизма в литературе.

Авторское психологическое повествование – это повествование от третьего лица, которое ведется «нейтральным», «посторонним» рассказчиком. Эта форма повествования позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Он может проследить детально внутренние процессы, прокомментировать самоанализ героя, рассказать о тех душевных движениях, которые сам герой не может заметить или в которых не хочет себе признаться.

Пример.

«Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» («Отцы и дети». И.С. Тургенев).

Внутренний монолог — передача мыслей и эмоций героев, их переживаний, как бы подслушанных автором (мысли Анны Карениной по пути на вокзал до самоубийства; монолог Катерине в «Грозе» : Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться. Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит»).

Персонажи-двойники ; так герой-двойник Ивана Карамазова — чёрт, который появляется при обострении душевной болезни героя и исчезает при появлении Алеши. Черт – воплощение какой-то стороны сознания Ивана, их внутренний диалог – это его внутренний спор с самим собой.

Рассказ от первого лица – то есть от лица автора или героя произведения, что позволяет ярче передавать внутреннее состояние, переживания, мысли.

Например, повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья»: «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы».

Письма, дневники. Они позволяют наиболее естественно сообщать о внутреннем состоянии героев, достаточно полно и глубоко раскрыть внутренний мира (герой сам говорит о своих мыслях и переживаниях).

Примеры: письма Онегина и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», письмо Обломова к Ольге в романе И. Гончарова).

Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.(Письмо Татьяны Онегину).

Записки путешественника – позволяют передавать мысли, наблюдения размышления автора.(«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: «В созидании городов видел я одно расточение государственныя казны, нередко омытой кровию и слезами моих подданных. В воздвижении великолепных зданий к расточению нередко присовокуплялося и непонятие о истинном искусстве. Я зрел расположение их внутренное и внешное без малейшего вкуса»).

Сны героев ; они влияют на ход событий, предвосхищают их, предают внутреннее состояние героя. Так Дмитрий Карамазов видит во сне плачущее дитя, потому что он постоянно ищет свою нравственную «правду», мучительно пытается сформулировать «идею мира», и она является ему во сне. (Ф.М. Достоевский).

Из сна Обломова: «Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело. Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает. Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут».

Мечты, планы героев (пустые мечтания Манилова : «Далее он снова стал мечтать: «…как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах». Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»).

Внешние приёмы (жесты, мимика); например, отрывок из повести И.С. Тургенева «Первая любовь: после такой невероятной для Владимира встречи он «убежал к себе в комнату, бросился на постель и закрыл лицо руками». Эти жесты являются знаком того, что герой был в необыкновенном восторге от пережитого, который не мог словесно выразить, и поэтому все эмоции вылились в слезы, слезы радости.

Художественные детали (портрет, пейзаж, мир вещей).

Примеры.

Мир вещей.

«Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шелковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой белой кости, дешевая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему казалось, что около него даже пахнет счастьем» (А.П. Чехов. «Три года»).

Пейзаж. Один из ярких примеров – старый дуб, о котором думает Андрей Болконский в разные периоды календарного времени и своей жизни. Изменения, произошедшие в душе князя после второй встречи с дубом: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Читайте также:  Зачем она тогда про чувства солгала зачем все это зачем

Портрет Печорина (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»). «…я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера»; глаза его не смеялись, когда он смеялся: «это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти» и т.д.

Подтекст. Внутренний мир героев иногда скрыт в подтексте, читатель лишь догадывается, что творится в их душе. (Например, чёрное платье Анны Карениной: «Это было редкой красоты черное платье. Оно было абсолютно черное, но поскольку оно было сшито из бархата, кожи и шелка, то шелк был прозрачно-черным, а бархат совершенно-сумасшедше-черным».)

Прием умолчания , при котором писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого проводить психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он прямо и не изображается, все-таки достаточно богат и заслуживает внимания. На письме умолчание обычно обозначается многоточием.

«С минуту они смотрели друг на друга молча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними… Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятное с обеих сторон… Разумихин побледнел как мертвец». Достоевский не договаривает, умалчивает о самом главном – что «произошло между ними»: то, что внезапно Разумихин понял, что Раскольников убийца, и Раскольников понял, что Разумихин это понял. («Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский).

Таким образом, существует много приёмов и способов для изображения внутреннего мира героев, то есть приёмов психологизма в литературе.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Аргументы к сочинению «Что такое внутренний мир человека?» к сочинению на ОГЭ/ЕГЭ

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 22.01.2020

Внутренний мир человека – сложное понятие, однозначного определения ему нет. Под внутренним миром понимается духовное начало человека, совокупность качеств личности, черт характера, психологических особенностей, особенностей мышления, определяющих отношение к окружающей действительности, взгляды на жизнь. Внутренний мир – это мысли и чувства, свойства человеческой души.

Примеры из литературы

Литературные герои – художественное воплощение реальных характеров. В классических произведениях авторы раскрывают внутренний мир своих героев в различных ситуациях, представляя читателю богатую и пеструю череду образов: сложных и сильных персонажей, нарочито отрицательных или ярких положительных героев.

  1. Внутренняя жизнь и духовные искания человека могут не соответствовать окружающей его действительности, внешнее и внутреннее вступает в конфликт. На этом конфликте часто строятся литературные произведения. Сильный герой с богатым внутренним миром стремится вырваться из обыденности и повседневности. Таков главный герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Он бежит из монастыря, ставшего символом его оков. На пути персонажу предстоит пройти испытание, в которых раскрываются грани его сложной души – свободолюбие и мужественность.
  2. Внутренний мир есть у каждого человека. Он может быть как богат, так и беден. Во все эпохи человек стремится к возвышенному или довольствуется малым, оставаясь примитивным в собственных желаниях и коротая свою жизнь в привычной среде. Действующие лица комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» – госпожа Простакова и её сын Митрофан — не отличаются богатством внутреннего мира. Помещица искренне считает, что географию знать не стоит. А зачем? Ведь существуют извозчики, которые довезут туда, куда необходимо. С семейством Простаковых контрастирует другой персонаж этой пьесы – невеста Митрофана, благоразумная и благодетельная девушка Софья, она богата не только материально, но и духовно. Простакова стремится женить на ней своего сына. Но погоня за «внешним богатством» не заканчивается успехом для внутренне бедных героев. А Софья достойна личного счастья, ведь её душа преисполнена истинными ценностями.
  3. Негативные черты внутреннего мира героев ярко и иронично раскрывает Николай Васильевич Гоголь в своей пьесе «Ревизор». Хлестаков оказывается в ситуации, из которой можно извлечь для себя выгоду, и с радостью пользуется такой возможностью. Поведение героя отлично отражает его «жизненные установки» и внутренние ценности. А сама ситуация, на которой строится пьеса, оказалась возможна из-за обывательских черт характера и способов мышления русского чиновничества. Природная лень и страх перед «вышестоящими» определяют образ жизни героев Гоголя.
  4. Ярким примером персонажа с богатым внутренним миром является Татьяна Ларина – главная героиня пушкинского «Евгения Онегина». Это возвышенная, романтичная, хорошо воспитанная и начитанная девушка. Она как будто «соткана из высоких материй». В романе Пушкина этот образ противопоставляется «будничной» и поверхностной Ольге. «Русская душою» Татьяна окажется ближе и роднее главному герою, Евгений влюбляется в неё, оставив Ольгу. Герои пишут друг другу письма, в которых раскрывают свои чувства и свой внутренний мир.
  5. Любовь и её проявления – ярчайшая черта, раскрывающая внутренний мир. Особое внимание к чувствам и переживаниям героя уделяется в литературе романтизма. Выдающийся образец этого жанра в русской литературе — повесть «Бедная Лиза», автор которой Николай Михайлович Карамзин был не только великим историком, но и писателем-романтиком. Его героиня – девушка, ведомая чувствами. Порывы страсти для неё сродни порывам ветра. Любовь дарит ей счастье и в то же время оказывается губительной: героиня заканчивает жизнь трагически, не сумев перенести предательство любимого.
  6. Верность – свойство характера и яркая черта внутреннего мира «русской женщины», воплощенная в древнерусской литературе в образе Ярославны, героини поэмы «Слово о полку Игореве». Её проникновенный «плач» — один из сильнейших в эмоциональном плане фрагментов произведения, её участь – ждать любимого, верить в его возвращение и взывать к силам природы, внутренний мир персонажа гармонично раскрывается в состоянии ожидания любимого.
  7. Духовным содержанием наполнены не только литературные, но и мифологические герои. В мифах Древней Греции боги представлялись человекоподобными. Обитатели Олимпа походили на людей не только внешне, но и внутренне. У Богов был свой внутренний мир. У каждого из них есть своя миссия, своё предназначение, доминирующая черта характера. Для Гермеса такими чертами стали ловкость и хитрость. Нежная и возвышенная Афродита стала для греков воплощением прекрасного в душе человека – повелительницей любви.
  8. Богатство внутреннего мира человека характеризуется состраданием, в том числе к «братьям нашим меньшим». Пример такого сострадания есть в произведении “Каштанка” Антона Павловича Чехова, где герой рассказа, работник цирка, взял бедную измученную потерявшуюся собаку, выкормил ее, обучил трюкам.
  9. Для детей характерно сказочное, фантастическое восприятие мира. Черты внутреннего мира ребенка проявляются через игру и фантазию, примером может служить Алиса – героиня повести Льюиса Кэролла. В своём путешествии в загадочную вымышленную страну она встречается с необычными персонажами. Страна и её обитатели – порождение внутреннего мира ребенка. Алиса становится для читателей воплощением «детскости», которой так не хватает в мировосприятии взрослого человека.
  10. Внутреннего ребенка сохранил в себе персонаж повести Рональда Даля «Шоколадная фабрика» кондитер Вилли. Он создает «фабрику мечты». В её облике отражаются черты характера героя. Через своё творение он открывает себя миру, окружающим людям, которые начинают иначе относится к этому странному, доброму, интересному и эксцентричному человеку.
Читайте также:  Что скрывать бывает такое настроение когда

Источник

Статья «Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа»

Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа

Все мы разные не только по внешним данным, но и по внутренним мирам. У некоторых внутренний мир необычайно богатый, у других — бедный. Всё зависит от того, что брал с собой в течение всей жизни человек. Если он в людях замечал только плохое, копил обиды и ненависть, я думаю, что у таких людей внутренний мир бедный, от которого им самим в жизни нелегко. Если же он замечал в людях только хорошее, учился у них совершать добрые дела, то у него богатый внутренний мир. Рядом с таким человеком хочется побыть ещё немного. От него исходит позитив, он заряжает окружающих положительной энергией, хорошим настроением надолго. Он борется и за себя, и за тех, кто рядом идёт, нуждается в понимании и в поддержке.

Художественная литература, независимо от того, дагестанская она или русская, — кладовая образов, которые помогают читателю духовно обогатиться, получить опыт, чтобы мог избежать ошибки в жизни.

Но сколько бы литература не учила нас, мы всё равно при встрече с людьми в первую очередь смотрим на внешность человека.

Все мы разные. Уникален мир каждого и раскрывается он в его стремлении к познанию, пониманию других и проявляется в поступках.

Авторы художественных произведений национальной и русской литературы показывают уникальность внутреннего мира своих героев. В повести известной дагестанской поэтессы Фазу Алиевой «Родники рождаются в горах» раскрывается внутренний мир героини Сидрат. Воспитанная по суровым адатам, непререкаемым законам прадедов, она не побоялась ослушаться отца. Будучи ещё маленькой, она мечтает о счастливой жизни, о том, что станет врачом и будет помогать людям. Приходит её мечтам конец, когда отец решает выдать её замуж за нелюбимого человека по окончании школы. Она от друга своего возлюбленного узнаёт о скорой своей свадьбе. Тут ей впервые в жизни приходится сделать сложный выбор. Она любит отца, мать, бабушку и не хочет огорчать их, но внутренний голос говорит ей: «Решайся», а другой растерянно отвечает: «А как же бабушка, тётя, отец?» Ей было жалко отца: «Да он умрёт с горя, если я уеду. … А сколько хабаров будет в ауле. Из-за них отцу придётся опустить свою гордую голову… Нет, нет, нет. Лучше умереть, лучше…» После долгих и мучительных раздумий Сидрат решается бежать из дома. Она побывала везде: навестила подруг, посидела в пустом классе, постояла под ореховым деревом… Она молча прощалась со всем, что любила, как и Марья Гавриловна из повести А.С.Пушкина «Метель» перед тем, как покинуть родительский дом. Когда стемнело, даже звёзды говорили: «Не бойся, Сидрат. Счастливого пути!» А горы хранили молчание, словно упрекали её. Описание её внутреннего состояния помогает читателю понять, насколько больно и тяжело было ей покинуть родной дом. По-другому поступить она не может, поскольку она не может представить себя несчастной с нелюбимым человеком. Она не хотела притворяться, не хотела смириться с горькой долей горянки полностью подчиниться мужу. Если Сидрат бежала из дому, так как её замуж выдавали за нелюбимого человека и не считались с её мнением, то Марья Гавриловна собиралась покинуть дом, так как её родители не давали благословения на их брак с молодым гусаром. Марья Гавриловна была воспитана на романах. И не имея достаточного жизненного опыта, она поступает так, как подсказывают прочитанные ею романы. Ей тоже трудно было решиться на такой шаг. За короткий промежуток времени она успела пережить много эмоций: и страх, и угрызение совести, и боль разлуки. Она, словно в тумане, ищет выход из создавшейся ситуации. На помощь ей никто не приходит, так как не знают, что творится внутри неё, хотя подозревают, не заболела ли она. Если Пушкинская Марья Гавриловна к утру оказалась дома, то Сидрат Фазу Алиевой, вместо радостной встречи с любимым Рашидом, ждёт война и вечная разлука с ним. К счастью, по дороге к Рашиду она познакомилась с Ольгой Петровной, врачом по призванию. Вместе с ней она проходит по всем военным тропам. Видела страшные картины смерти. Раненый в бою к ней попадает и её отец, который уже не чувствовал к ней ненависти, хотя и продолжал говорить, что у него дочь умерла. Несмотря на все беды, которые обрушились на молодую героиню, она остаётся доброй, отзывчивой, верной. Во время войны досталось изведать горе и детям. Одна маленькая девочка, которая осталась без родителей, назвала её мамой и пошла к ней. С этой девочкой – сиротой после войны она возвращается в родной аул. Богатый внутренний мир её не оскудел и тогда, когда она получила высшее образование и стала хорошим врачом. Всю себя она посвятила дочке и всем больным аула. Даже в день свадьбы дочери, в такой торжественный момент, когда ей хотелось смотреть на счастливую дочь, она идёт спасать больную женщину. Несмотря на то, что жизнь отняла у Сидрат радость, она остаётся верной памяти Рашида и дарит радость людям.

Читайте также:  Эмоционально образное развитие ребенка

Благодаря таланту великих людей, мы можем созерцать много ярких примеров раскрытия внуреннего мира людей в литературе.

О женщинах гор писали многие дагестанские писатели. Расул Гамзатов показывает в своей поэме «Горянка» непростую судьбу горянки, не пожелавшей выйти замуж за нелюбимого человека. Пренебрежительное было отношение в быту в стране гор к ней. Не имела она право спеть песню о воле, о счастье. Посмей она полюбить против воли отца, ей уготована была могила. Ни в родительском доме, ни в доме у мужа с ней не считались, хотя в знак уважения к той, которая родила мужчину, в смертельной схватке противники бросали к её ногам кинжалы, как только она бросала между ними платок. Гамзатов с восторгом говорит о стойкости и смелости горской женщины и раскрывает её внутренний мир. Асият Расула Гамзатова окончила школу и мечтает о дальнейшей учёбе. От подруг она узнаёт, что на днях состоится её свадьба с Османом, с жестоким и самовлюблённым человеком старше неё на четырнадцать лет. Много лет назад её отец дал слово товарищу, что выдаст дочь за его сына Османа. Асият была любимая и единственная дочь, но отец не может нарушить данное слово. Юная героина, как и Татьяна из романа «Евгений Онегин» хочет поступить так, как велит душа, не желая стать рабыней старых адатов. Асият, живая, жизнерадостная, любознательная, желающая получить образование. Чтобы раздвинуть границы своего маленького мира, уезжает учиться, оставив отца, считающего произошедшее несмываемым позором на всю жизнь. Пройдя сложный путь, отстаивая свои интересы, борясь за своё место в жизни, Асият получила высшее образование и стала учителем, счастливой мамой и любимой женой. Читателю известны примеры столкновения личности и общества. Часто такой конфликт заканчивается поражением главного героя, если общество не готово признать взгляды на жизнь героя. Радуют образы героев, попытавших показать читателю дорогу к лучшему его обустройству. Такие герои преодолевают все преграды и ведут за собой других.

Возьмём, к примеру, Татьяну А.С.Пушкина из романа «Евгений Онегин», выросшая в деревне, на природе, любила проводить время в одиночестве, сидя у окна, созерцая картины природы, слушая истории няни и читая романтические книги. Мужчины не заглядываются на неё, потому что они не видят её внутренний мир. А внешне она не приметна, тиха и спокойна. Даже дамы не видели в ней достойную соперницу. Ей всё это и не нужно. Она жила в своём мире мечтаний и грёз, что был для неё милей настоящего. Она, сидя наедине с книгами и своими мыслями, воспитывала в себе силу характера, познавала мудрость жизна считала, что люди так же романтичны и светлы, как и в книжном мире. В те времена не подобало проявлять чувства вперёд мужчине, а Татьяна по простоте души своей первая написала письмо. Она честна, умна, проста, благородна, хотя кажется серой мышью. Она хранит в себе вечные нравственные ценности: верность, преданность, честность, мудрость.

Л.Н.Толстой в своей повести «Юность» показывает образ молодого человека, который сам исследует свой внутренний мир и проходит путь становления и формирования личности. Его разговор с самим собой, самоанализ поступков, помогают нам понять, почему он по-разному ведёт себя в разных жизненных ситуациях. Ему хочется казаться окружающим другим человеком, боится быть собой. Скрывает свои настоящие чувства. Поступив в университет, он начинает «взрослую» жизнь, несерьёзно относится к учёбе, лишь для приличия посещая занятия. Когда провалился на первом экзамена. Он понимал, что сам в том виноват. Пережив этот позор, он решил больше ничего дурного не делать и не проводить впустую драгоценное своё время. Он учился правильно реагировать на неудачи, взрослел на своих ошибках, разочарованиях, разбитых мечтах и вере в светлое будущее.

Наравне с героями с богатым духовным миром художники слова показывают и пустых людей, которые забывают о главных ценностях жизни. Отличным примером может послужить герой повести Ахмедхана Абу-Бакара из повести «Даргинские девушки» Жамав, который в трудную минуту теряет связь с внутренним миром. Срабатывает у героя животный инстинкт самосохранения. В отличие от Жамава его жена Фатима не смогла оставить напарника мужа в беде. Несмотря ни на ветер, ни на снег, она отправилась ночью на помощь Осману. Никто бы не узнал, что она не вышла на помощь, если она сидела бы дома и не рисковала своей жизнью. Но она не может… Здесь у неё проявляется лучшее качество человека – не предавать.

Как показывают примеры, люди с богатым внутренним миром всегда готовы на благородные поступки, а с бедным – только на предательство и подлость.

Художественные произведения, будто они из национальной или русской литературы, в которых раскрывается внутренний мир героев, способны ориентировать читателя на те нравственно-эстетические ценности, которые являются вечными и направлены на сохранение и развитие всего человеческого в человеке.

Источник

Оцените статью