- Литература. Термины и понятия. Психологизм в литературе. Понятие примеры.
- Психологизм.
- Способы и методы психологизма в литературе.
- Художественные детали (портрет, пейзаж, мир вещей).
- Наши чувства и поступки классный час (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
- Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
- Как чувства влияют на поступки человека — аргументы для итогового сочинения
- Тезисы
- Аргументы
Литература. Термины и понятия. Психологизм в литературе. Понятие примеры.
Психологизм.
Психологизм – это один из способов изображения внутренней жизни персонажа художественного произведения.
Психологизм (oт гpeч. psyche — дyшa и logos — пoнятиe, cлoвo) – система средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев, их взглядов, мыслей, чувств, стремлений.
Способы и методы психологизма в литературе.
Авторское психологическое повествование – это повествование от третьего лица, которое ведется «нейтральным», «посторонним» рассказчиком. Эта форма повествования позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Он может проследить детально внутренние процессы, прокомментировать самоанализ героя, рассказать о тех душевных движениях, которые сам герой не может заметить или в которых не хочет себе признаться.
Пример.
«Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» («Отцы и дети». И.С. Тургенев).
Внутренний монолог — передача мыслей и эмоций героев, их переживаний, как бы подслушанных автором (мысли Анны Карениной по пути на вокзал до самоубийства; монолог Катерине в «Грозе» : Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться. Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит»).
Персонажи-двойники ; так герой-двойник Ивана Карамазова — чёрт, который появляется при обострении душевной болезни героя и исчезает при появлении Алеши. Черт – воплощение какой-то стороны сознания Ивана, их внутренний диалог – это его внутренний спор с самим собой.
Рассказ от первого лица – то есть от лица автора или героя произведения, что позволяет ярче передавать внутреннее состояние, переживания, мысли.
Например, повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья»: «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы».
Письма, дневники. Они позволяют наиболее естественно сообщать о внутреннем состоянии героев, достаточно полно и глубоко раскрыть внутренний мира (герой сам говорит о своих мыслях и переживаниях).
Примеры: письма Онегина и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», письмо Обломова к Ольге в романе И. Гончарова).
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.(Письмо Татьяны Онегину).
Записки путешественника – позволяют передавать мысли, наблюдения размышления автора.(«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: «В созидании городов видел я одно расточение государственныя казны, нередко омытой кровию и слезами моих подданных. В воздвижении великолепных зданий к расточению нередко присовокуплялося и непонятие о истинном искусстве. Я зрел расположение их внутренное и внешное без малейшего вкуса»).
Сны героев ; они влияют на ход событий, предвосхищают их, предают внутреннее состояние героя. Так Дмитрий Карамазов видит во сне плачущее дитя, потому что он постоянно ищет свою нравственную «правду», мучительно пытается сформулировать «идею мира», и она является ему во сне. (Ф.М. Достоевский).
Из сна Обломова: «Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело. Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает. Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут».
Мечты, планы героев (пустые мечтания Манилова : «Далее он снова стал мечтать: «…как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах». Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»).
Внешние приёмы (жесты, мимика); например, отрывок из повести И.С. Тургенева «Первая любовь: после такой невероятной для Владимира встречи он «убежал к себе в комнату, бросился на постель и закрыл лицо руками». Эти жесты являются знаком того, что герой был в необыкновенном восторге от пережитого, который не мог словесно выразить, и поэтому все эмоции вылились в слезы, слезы радости.
Художественные детали (портрет, пейзаж, мир вещей).
Примеры.
Мир вещей.
«Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шелковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой белой кости, дешевая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему казалось, что около него даже пахнет счастьем» (А.П. Чехов. «Три года»).
Пейзаж. Один из ярких примеров – старый дуб, о котором думает Андрей Болконский в разные периоды календарного времени и своей жизни. Изменения, произошедшие в душе князя после второй встречи с дубом: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Портрет Печорина (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»). «…я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера»; глаза его не смеялись, когда он смеялся: «это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти» и т.д.
Подтекст. Внутренний мир героев иногда скрыт в подтексте, читатель лишь догадывается, что творится в их душе. (Например, чёрное платье Анны Карениной: «Это было редкой красоты черное платье. Оно было абсолютно черное, но поскольку оно было сшито из бархата, кожи и шелка, то шелк был прозрачно-черным, а бархат совершенно-сумасшедше-черным».)
Прием умолчания , при котором писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого проводить психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он прямо и не изображается, все-таки достаточно богат и заслуживает внимания. На письме умолчание обычно обозначается многоточием.
«С минуту они смотрели друг на друга молча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними… Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятное с обеих сторон… Разумихин побледнел как мертвец». Достоевский не договаривает, умалчивает о самом главном – что «произошло между ними»: то, что внезапно Разумихин понял, что Раскольников убийца, и Раскольников понял, что Разумихин это понял. («Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский).
Таким образом, существует много приёмов и способов для изображения внутреннего мира героев, то есть приёмов психологизма в литературе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Наши чувства и поступки
классный час (5 класс)
Разработка классного часа по грамматике нравственности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_grammatike_nravstvennosti_nashi_chuvstva_i_postupki.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок курса «Грамматика нравственности», 5 класс
Тема: Наши чувства и поступки
Цель : формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей, развитие чувства толерантности, воспитание положительного отношения к своей жизни и к жизни окружающих.
ИКТ : мультимедийный комплекс.
Материалы : презентация, мягкий кубик, резиновая игрушка, мягкая игрушка, матрешка, машинка,
- Оргмомент
- Сообщение темы и целей урока
- Органы чувств и внутренние ощущения
- Различие чувств
- Проявление внутренних чувств человека
- Подведение итогов
Ход классного часа
— Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня на нашем занятии.
- Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня классный час я хотела бы начать с такого вопроса:
— Как вы считаете, что такое чувство?
Чувство – это интуитивное, неосознанное ощущение чего-либо.
— А как вы считаете, может ли прожить человек без чувств?
Конечно нет. Существует такое высказывание «Если бы человек не поддавался чувствам, он бы ненавидел жизнь и хотел бы, чтобы она поскорее кончилась или никогда бы не начиналась».
Так вот мы сегодня с вами поговорим о чувствах человека. Какие чувства испытывают люди, и какие действия нужно предпринимать, когда мы испытываем то или иное чувство? Тема нашего классного часа: «Наши чувства и действия»
- Органы чувств и внутренние ощущения
Итак, разберемся, что же такое чувство человека.
Чувство – это подсознание человека, какое-то его ощущение.
У вас на столах лежат разные предметы. Пожалуйста, посмотрите на них и опишите их. Какие они? (резиновые, пластмассовые, разноцветные) Через какое чувство вы это поняли? – Через зрение.
А теперь возьмите их в руки. Что вы можете мне сказать про эти предметы. Какие они? (мягкий, шершавый, гладкий, твердый)
Как вы это поняли? – Почувствовали руками.
Чувство, при помощи которого мы ощутили качество предмета, называется осязанием.
Мы с вами посмотрел на эти предметы и потрогали их. Мы использовали зрение и осязание.
А сейчас пожалуйста один желающий выйдет ко мне. Я завязываю ему глаза и прошу ответить. Какой запах он чувствует?
(дольки мандарина или апельсина. Ребенок должен сказать какой запах он чувствует). Пожалуйста, а теперь попробуй. Что ты можешь сказать. – Вкусно, кисло.
Скажите какие чувства испытал ваш одноклассник. – Чувство вкуса и запаха.
Правильно. А когда вы слушаете, когда вам учителя что-то говорят, какое чувство используется в тот момент – Слух.
Итак, существует 5 физических чувств человека. Зрение, осязание, обоняние, вкус и слух.
Но, помимо физических чувств есть еще и другие чувства.
Давайте посмотрим на картинки. Что вы можете сказать об этих людях? Какие чувства они испытывают?
Итак, чувство – это не только физическая способность ощущать предмет, его запах, форму и цвет, но это еще и наше внутреннее состояние. Весело нам или грустно, страшно или спокойно.
Давайте послушаем музыку и подумаем, какие чувства она у нас вызывает:
1 мелодия – грустная
2 мелодия – веселая
3 мелодия – таинственная
- Проявление внутренних чувств человека
Посмотрите на данную фотографию (грустный человек)
Что вы можете сказать о чувствах человека? – он печальный, грустный
Почему он такой? – может что-то произошло
Что в таком состоянии хочется человеку сделать? – побыть одному, ни с кем не разговаривать, уйти от всех и т.д.
Если вы увидите вашего друга или ваших родителей в таком состоянии, что вы сделаете? – подойду и поговорю с ним, попытаюсь развеселить его.
Как можно развеселить человека? – Съесть что-то сладкое. Послушать музыку. Поиграть – и настроение повысится. Давайте немного поиграем. Каждый из вас получит роль. Я буду рассказывать сказку репка. А вы, когда слышите свою роль, садитесь на корточки. – Репка
Итак, вы знаете, что делать, когда вам будет грустно.
Давайте теперь посмотрим на следующую фотографию. (Злой человек)
Какие чувства испытывает этот человек? – злой, недовольный.
Почему он такой? – чем-то недоволен, что-то не так.
Что в таком состоянии хочется человеку сделать? – подраться, ударить что-то, порвать и т.д.
Если вы увидите вашего друга или ваших родителей в таком состоянии, что вы сделаете? – попытаюсь успокоить, поговорить, налить чай.
Можно подумать о чем-то приятном и сделать успокаивающий массаж. Давайте попробуем сделать массаж лица.
Сначала помассируем вески, под глазками, шею, за ушами и т.д.
Следующая фотография – веселый человек
Какие чувства испытывает этот человек? – они счастливы
Почему? – потому что вместе, все хорошо.
Что вам хочется сделать, когда вам весело?
Какие чувства испытывает этот человек? – ему стыдно
Почему? – что-то плохое сделал
Что вам хочется сделать, когда вам стыдно? –
Что бы вы посоветовали? – признаться и постараться не совершать больше таких поступков.
Итак, чувства человека – это уникальное явление, без которого невозможно жить. Важно уметь правильно понимать чувства свои собственные и своих близких.
В конце я хочу прочитать вам стихотворение.
Чувства, человеческие чувства,
Кто позволил ими поиграть?
Чувства-это же святое!
Чувства надо просто уважать!
Просто видеть, понимать, пытаться,
В чувствах человека разобраться.
Надо очень-оень постораться
Разгллядеть тяжолую беду,
Отличить от радости обиду,
И понять предательство и злобу.
Выход в ситуации найти,
В человека положение войти.
Надо просто человечным быть,
Окружающих людей уметь ценить!
Я хочу, чтобы вы помнили о том, что нужно делать, когда вам грустно, страшно, стыдно и весело.
Источник
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Как чувства влияют на поступки человека — аргументы для итогового сочинения
Тезисы
- Чувства делают поведение человека лучше, ведь именно эмоции порождают стремление к добру и справедливости.
- Чувства способны повлиять на поступки человека ка положительно, так и отрицательно, ведь есть и негативные, и позитивные эмоции.
- Эмоции дестабилизируют поведение человека и подчиняют его алогичным и нерациональным порывам души.
- Чувства находятся у истоков самых благородных поступков человека, так как понуждают его слушаться голоса сердца.
- Под влиянием эмоций люди всегда делают то, что хотят, и это наиболее правдивое их выражение.
- Эмоции позволяют нам вырваться из тесных рамок разума и поступить так, как нужно, независимо от логических посылок и оснований.
- Чувства могут отрицательно сказаться на поведении человека, так как они высвобождают как светлую, так и темную сторону его души.
Аргументы
«Война и мир» Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» Льва Николаевича Толстого – это поистине грандиозное произведение. В нём автор затронул большое количество разнообразных тем и проблем. Влияние чувств на человеческие поступки не стало исключением. Эмоции бывают крайне разными. Например, чувство любви к своей Родине заставило Пьера Безухова остаться в горящей столице. Он хотел победить Наполеона, освободить родную страну и родной город. Именно это удивительное чувство придало герою смелости и даже некоего безумства и отчаяния. В своём решении тайно остаться в Москве он руководствовался именно ощущением любви к России и её жителям, а также чувством справедливости, которая должна была восторжествовать. Любовь и правда управляли Пьером Безуховым, подбадривали его, придавали храбрости и силы духа. Эти же чувства помогли герою стойко выдержать испытания во вражеском плену. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что эмоции очень сильно влияют на поступки человека. Нередко люди руководствуются именно ими, когда принимают важные решения. Кроме того, чувства придают сил – моральных и физических – для тех или иных действий.
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» можно найти яркий пример того, как любовь руководит человеком и его поступками. Именно это сильное чувство заставило Маргариту отправиться на бал к Воланду и попросить его спасти своего возлюбленного Мастера. Героиня боялась и колебалась, ведь разум подсказывал ей, что ее обманывают и сбивают с истинного пути. Никто не мог бы логически объяснить все то, что с ней произошло. Разговор с Азазелло не был достаточным основанием для рационального убеждения, и героине оставалось лишь слепо довериться его словам. Маргарита послушалась голоса сердца и отправилась навстречу приключениям. Это был смелый и решительный поступок. Сил и храбрости для него придала именно любовь. Таким образом, мощные чувства способны толкать людей на удивительные и смелые действия, придавать сил, уменьшать страх и робость перед лицом неизвестности или опасности. Чувства – неотъемлемая часть самого человека. Так что они оказывают огромное влияние на его жизнь. Нередко мы руководствуемся именно эмоциями, когда принимаем решения. Подтверждением этому в литературе стала, например, отважная Маргарита, которая готова была на многое ради спасения любимого Мастера.
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. Обратимся к роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». В нём есть крайне убедительный пример того, как любовное чувство не просто влияет на поступки человека, но и меняет его в лучшую сторону. Именно любовь к Сонечке Мармеладовой помогла Раскольникову решиться на чистосердечное признание в содеянном преступлении. Герой стал жертвой пагубного влияния разума: он подчинил свою волю заумной человеконенавистнической теории, которая оправдывала убийство ради высшей цели и деление людей на элиту и низшее звено. Чтобы проверить себя, Родион спланировал преступление и убил старуху-процентщицу, а также ее сестру, ставшую случайной свидетельницей убийства. После этого Раскольников, конечно, не стал власть имущим. Он едва не сошел с ума. Исцелить его смогли именно чувства. Любовь привела Родиона Романовича к христианской вере и помогла буквально переродиться и иначе взглянуть на мир и на жизнь. Получается, у чувств есть невероятная сила, которая подсказывает людям, какие стоит принимать решения – и, конечно, какие поступки следует совершать. Так и случилось с главным героем романа Ф.М. Достоевского. Таким образом, чувства очень сильно влияют на поступки человека – часто от них зависят действия людей.
«Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь. Ещё один пример того, как любовь влияет на поступки человека, мы находим в произведении Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». Кузнец Вакула по-настоящему влюблён в красавицу Оксану. Девушка сначала относится к юноше пренебрежительно, несерьёзно, она очень высокого мнения о самой себе и не ценит чувств героя. Однако Вакулу это не останавливает. Из-за сильнейших чувств к дочери Чуба юноша принимает её условия. Он решается добыть черевички не хуже, чем у самой императрицы Екатерины II. Более того, Вакула отважился связаться с чёртом и подчинил его себе. Черт соглашается отвезти Вакулу в столицу, где сама царица пожаловала смелому кузнецу прекрасные черевички. Это яркое доказательство того, как сильные и искренние чувства творят чудеса – и влияют на поступки людей, придают им сил, – моральных и физических – храбрости, отваги, решительности.
«Старуха Изергиль» М. Горький. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» героиня повествует путнику две легенды. В одной из них можно отыскать пример того, как негативные чувства повлияли на поступки человека. Ларра – сын орла и женщины – был одержим сильнейшим чувством гордыни. Именно оно заставляло его держаться отдельно от всех людей, пренебрежительно относиться к обществу и смотреть на других свысока. Гордыня и погубила Ларру: он убил девушку, которая ему отказала, и навлек на себя гнев племени. Люди, посовещавшись, решили изгнать его, а Бог по-своему наказал гордеца — дал ему бессмертие, которое стало пыткой для одинокого скитальца. Можно сделать вывод, что не только положительные чувства обладают силой и влияют на поступки людей. Разница в том, что положительные чувства улучшают жизнь людей, когда толкают их к хорошим поступкам, а негативные – наоборот. Так случилось с Ларрой. В том же рассказе можно найти пример и того, как положительное чувство толкнуло человека на подвиг для всего своего народа. Я имею в виду Данко, который разорвал собственную грудь, чтобы своим сердцем, полным любви к людям, осветить путь заблудившегося народа. Вот она – «любовь, что движет Солнце и светила», как писал Данте Алигьери.
«Тихий Дон» М.А. Шолохов. Чувства действительно играют важную роль в жизни людей и, безусловно, сильно влияют на их поступки. Чтобы доказать это, обратимся к роману Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов влюбляется в жену своего соседа Степана – Аксинью. Чувства оказываются взаимными и настолько сильными, что Григорий нарушает морально-нравственные нормы, принятые в обществе – ведь он уводит жену своего соседа. Его семья изначально не поддерживает его решение. Но герой всё равно заводит отношения с Аксиньей, переезжает жить вместе с ней, покинув родителей и законную жену Наталью, обрекая себя на скитания. У них с Аксиньей даже появляется ребёнок. Получается, чувства сыграли ключевую роль в жизни Григория Мелехова и очень сильно повлияли на его поступки – и на серьёзные решения. Таким образом, становится понятно, что эмоциям сложно противостоять, и они в самом деле имеют вес, когда дело касается поступков человека. С точки зрения общепринятой морали, на поведение Григория чувства повлияли отрицательно, но автор недаром подробно останавливается на описании состояния своего героя: именно в притяжении к Аксинье Мелехов находит истинного себя. Должно быть, так люди стремятся стать счастливыми – потому и слушают своё сердце.
«Вишнёвый сад» А.П. Чехов. Чувства, бесспорно, влияют на поступки людей. Таким образом люди, вероятно, стремятся найти гармонию с собой и окружающим миром, поэтому слушают свое сердце. Однако у всего этого есть и обратная сторона. Порой чувства мешают человеку мыслить рационально и принимать более выгодные и практичные решения. Так случается, когда эмоции слишком сильные и настолько переполняют человека, что он перестаёт слышать голос разума. Так случилось, например, с Любовью Раневской в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Она такие сильные, тёплые и искренние чувства испытывала по отношению к своему имению с вишнёвым садом, что совершенно не могла поверить, что нужно сдать участок в аренду и тем самым спасти усадьбу. Героиня и думать не смела о подобном решении – оно казалось ей абсурдом, даже несмотря на то, что денег у неё оставалось всё меньше. Купец Ермолай Лопахин полагал иначе. Из-за того что он не испытывал таких нежных чувств к имению, он рассуждал, полагаясь лишь на разум и практичность, поэтому выкупил его на торгах и поступил так, как считал нужным. На примере этих двух противоположных героев ярко заметно то, как чувства влияют на поступки человека. Даже самые светлые эмоции способны парализовать волю личности и помешать ей добиваться поставленных целей.
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин. Ещё один пример того, как чувства движут человеком, можно найти в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой – Пётр Гринёв – совершает множество геройских и отважных поступков благодаря тому, что им движет чувство любви к Маше Мироновой. Он защищает честь семьи Мироновых, вступает в поединок с Алексеем Швабриным, сталкивается с самим зачинщиком крестьянского восстания Емельяном Пугачёвым, храбро вызволяет из плена возлюбленную. Благодаря любви и связанной с ней отвественности Петр становится сильнее и умнее день ото дня. Он взрослеет и учится принимать решения, от которых зависит не только его жизнь. Словом, ничего не страшит Петра на этом пути, потому что его чувства сильные и настоящие. Они вдохновляют его на благородные подвиги и препятствуют отклонениям от правильного курса. Эмоции действительно влияют на поступки личности и очень сильно. Они напоминают броню от страхов, сомнений, трусости. Более того, они придают решимости, уверенности, сил, чтобы человек мог выдержать любые испытания.
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин. В романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» читатель видит влюблённую Татьяну Ларину. Чувства толкают девушку на смелый и решительный шаг – первой признаться в любви и даже написать письмо избраннику сердца. В ту эпоху это было чем-то удивительным, отнюдь не распространённым и даже отважным. Героиня отправила письмо Онегину и фактически поставила свою репутацию под удар, ведь такие вольности говорили о ее нескромности и даже распущенности. Попав не в те руки, это письмо могло поставит крест на судьбе девушке и заклеймить ее имя позором. Поэтому Евгений ласково увещевает Татьяну: «Не всякий Вас, как я, поймет». Он отдает ей роковое послание, ведь сочувствует ей и опасается за нее. Но другой человек, менее благородный и добрый, мог бы воспользоваться этим рискованным шагом девушки и опорочить ее. На основе этого яркого эпизода из русской классической литературы можно сделать вывод, что чувства – это мощнейший двигатель для человека, они придают уверенности, сил и решимости для совершения самых разных поступков. Но далеко не все из них можно и нужно делать, поэтому голос сердца лучше все-таки разбавлять хотя бы шепотом разума.
«Олеся» А.И. Куприн. Иногда чувства вынуждают человека совершать глупые и опасные поступки. Так, главная героиня повести Александра Ивановича Куприна «Олеся» едва не погибла от рук фанатиков, когда пошла на поводу у эмоций. Все началось с того, что Олеся была изгнана из родной деревни вместе со своей бабушкой. Дело в том, что местные жители приняли женщин за ведьм, за злых колдуний. Хотя на самом деле они лишь хорошо разбирались в лечебных травах и, может быть, были знахарками – но точно не желали никому зла и не делали ничего плохого. Однако народ оказался предвзят и одержим предрассудками и страхами, поэтому героиня фактически не общалась с жителями деревни и все время проводила в лесу. Однажды Олеся познакомилась с мужчиной из города. Они влюбились друг в друга. Под влиянием сильных и искренних чувств девушка даже посетила церковь – что было опасным решением для неё. Прихожанки избили ее и едва не обмазали дегтем. Олеся еле-еле вырвалась от них. Таким образом, чувства напоминают мотор человека, который непосредственно влияет на поступки, будто «заводит» – то есть провоцирует – их. Благодаря чувствам исчезают страхи и сомнения, а уверенности и сил становится больше. Но эмоции заставляют нас порой идти на неоправданный риск, который оборачивается настоящей трагедией.
Источник