Цвет в произведениях живописи
Как ты думаешь, почему живопись так называется — живое письмо? Цвет в жизни бесконечно изменчив, зависит от состояния света. Цвет в живописи передает наше живое ощущение реальности — воздействие цвета на наши чувства. Наше восприятие цвета связано со многими причинами, оно зависит даже от нашего настроения. Когда нам радостно на душе, то и все краски вокруг как бы светлеют, становятся ярче, звонче. А станет нам грустно, и мир вокруг сереет, его краски как бы выцветают или темнеют.
Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них своим особым языком — живым смешением красок (не раскраской, а взаимопроникновением цветов, их отражениями и богатством оттенков, которые создают пространственную, словно дышащую, живописную среду).
Мы уже не раз говорили, что изобразительное искусство — это искусство соотношений и контрастов.
В основе живописи — цветовые отношения.
Цвета делятся на теплые и холодные.
Это основной цветовой контраст и главный способ определения цвета в изобразительном искусстве.
Цвета красно-желтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали теплыми. А цвета голубовато-синей части спектра назвали холодными. Вероятно, ты уже заметил, что в каждой паре дополнительных цветов один цвет теплый, а другой — холодный.
Кто не отличит синий цвет от желтого или красный от зеленого? Гораздо труднее различить оттенки какого-либо цвета. Вот тут-то мы и смотрим, какой из них желтее, то есть теплее, а какой синее, то есть холоднее. Отношение теплого и холодного позволяет художнику определить характер любого цвета и всегда относительно другого.
З.К. Церетели. Цветы. Масло. Россия. XX в.
Очень часто ученики, взяв краски, сразу рисуют траву зеленой, небо — голубым, а морковку — рыжей.
Это знак цвета, который обозначает собственный, неизменный цвет предмета, без влияния на него реального окружения. Он называется локальным цветом. Но если ты посмотришь на траву; то увидишь множество оттенков зеленого, заметишь, как теплеет цвет травы под лучами солнца и синеет в тени. А какой голубой цвет неба? Высоко над головой он бывает ярко-синим, а впереди на горизонте — светло-зеленым. Да и желтое или розовое небо это обыкновенное чудо природы!
И.Э. Грабарь. Осень рябина и березы. Масло. Россия XX в.
Цвет надо учиться видеть! Это далеко не просто и составляет важнейшую сторону мастерства художника. Можно сказать, что для цветового построения картины главным является умение художника видеть ивет.
От древнелатинского слова color (колор), обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие «колорит», но современный смысл его гораздо сложнее.
Колорит — это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов.
О. Ренуар. Пейзаж в Эстаке. Масло. Франция. XIX в.
Колорит раскрывает образную мысль художника, это средство выразительного изображения содержания, которое хотел вложить мастер в свое произведение.
Вопросы
- Какие гы знаешь теплые и холодные цвета? Как ты объяснишь, зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?
- Какие настроения вызывают теплые цвета и холодные цвета?
- Какие соотношения цвета гы выберешь для того, чтобы создать образ борьбы, бури; чтобы выразить таинственность или тревогу; чтобы выразить нежность?
Тебе потребуются лист бумаги, кисти и краски гуашь.
- Сделай по воображению и памяти живописное изображение осеннего букета периода золотой осени, передающее радостное, праздничное настроение. Подумай, какие цветы, веточки, плоды могут тебе для этого пригодиться. Эго могут быть ветки с золотыми листьями, поставленные в вазу, ветка алой рябины с веселым узором листвы, яркие осенние цветы, например астры и хризантемы. Спелые фрукты, положенные на стол, украсят работу.
При желании радостный натюрморт из осенних плодов может заменить изображение цветов. Для цветового звучания теплых плодов уместно взять изумрудный или ярко-синий фон, нетемный и звучный, как осеннее небо в солнечный день.
Т.А. Маврина. Березовое окно с рябиной. Акварель, гуашь. Россия. XX в.
Т.А. Маврина. Голубое лето. Акварель, гуашь. России. XX в.
- Сделай но воображению и памяти живописное изображение грустного, тихого осеннего букета периода поздней осени, когда все отцвело и опали листья.
Тебе потребуются не звонкие, яркие, чистые, а приглушенные цвета, Но эти цветовые отношения могут быть очень красивы и благородны: на светлом сиреневом, серо-голубом, оливковом, то есть сдержанном, фоне — глубокие фиолетовые и бордовые, вишневые тона. Можно сделать кистью рисунок веток без листьев, ведь осеннее изобилие ушло н леса опустели, И какой-нибудь оставшийся желтый листок зазвучит пронзительно-грустно! При работе важно почувствовать ритмические паузы.
И.П. Обросов. Осень гроза над полем. Масло. Россия. XX в.
При выполнении этого задания яркое многоцветие ранней осени как бы погаснет. У тебя получится мягкая, серебристая работа. Не надо делать предварительный рисунок карандашом, работу веди сразу в цвете, располагал цветовые пятна по всему листу бумаги.
Источник
ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Данный урок разработан для учащихся 6 класса с целью:
— формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению;
— познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_uroka_izo_6kl.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
ТЕМА:ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ
Цели деятельности учителя
Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению;
Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.
Изучение новых знаний
Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.
Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях
Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная
Оборудование Наглядно-демонстрационный материал
репродукции картин художников К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Е. Репина «Государственный совет»; репродукции с картин Васнецова; образец педагогического рисунка; таблица «Цветовой круг». Краски. Альбомы. Бумага цветная. Кисти.
Основные понятия и термины
Цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
(универсальные учебные действия)
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы
Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:
Не можешь – узнай,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво.
Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым.
Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник
по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину
на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.
О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир!
Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль.
История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями . О них мы и поговорим сегодня поподробнее. (Слайды № 1-2.)
Проблемная ситуация 1: Причины изменения техники живописи .
Проблемный вопрос 1 (для всего класса) :
Сравните изображения животных в наскальной живописи первобытных людей с рисунком Е.М. Рачева Олени. Какие сходства и различия вы видите? В движении животных? В их окраске?
В передаче линий? Как фон помогает воспринимать изображение?
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок)
II. Изучение нового материала
1.. Дети выполняют два задания. Первое подобрать цвета для создания композиции на тему «Огонь», другое – на тему «Ливень».
– Почему вы выбрали для первого задания данные цвета? (Синий, голубой…)
– Назовите эти цвета одним словом! (Холодные.) (Слайд № 3.)
– Почему вы выбрали для второго задания данные цвета? (Красный, желтый, оранжевый…)
– Назовите эти цвета одним словом! (Теплые.) (Слайд № 4.)
Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цветового равновесия между теплыми и холодными цветами.
Соседство теплого и холодного создает интенсивность звучания живописи. Задача живописца и состоит в том, чтобы улавливать различные цвета в ближних и в отдаленных точках картины.
Обычно цветовой тон тесно связан и с светотенью. Поэтому для верного восприятия цветовых контрастов важно правильно распределять цветовые переходы по пространству картины.
Проблемный вопрос 2 (для одаренных детей):
Как в наскальной живописи изображения связаны с фоном на котором они нарисованы? С помощью каких средств это достигается? Почему изменяется техника рисунка у художников 20 века?
Понятие о локальном цвете.
Вначале посмотрим на происхождение названия цветов.
Багровый и багряный — красную краску иногда оттенки (до коричневого) называли общеславянским словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным-чистым.
Бордовый — произносится от бордо в значении «темно-красный». Заимствовано в ХVIII веке из французского языка, «цвет вина бордо».
Голубой — цвет назван по цвету шейки голубя.
Желтый — «желто- блестящий».
Зеленый — в древнерусском языке было слово зель — «побеги озими». Ему же близки слова злак, зелень.
Коричневый – коричневый значит цвета корицы.
Красный – алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское наименование чермный на новое- красный, то есть «самый хороший», «прелестный», «красивый». Корень крас — входит в слова, обозначавшие все, радовавшее глаз: красна девица, красный молодец, красно солнышко.
Понятие локального цвета в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи».
Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов.
Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины.
Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства.
Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. (Слайды № 5.)
на две группы и сравнивают их по заданным критериям. Определяют оттенки локального цвета. Знакомятся с художественными произведениями, анализируют по заданному алгоритму
Групповая и индивидуальная работа
Проблемная ситуация 2: Причины по которым невозможно использовать локальный цвет в живописи.
Проблемный вопрос 3 (для всего класса):
Посмотрите внимательно на локальные цвета. Вспомните в каких рисунках, картинах и любых других произведениях искусства вы их видели?
Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по заданным критериям.
Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства
2. Художественный анализ произведений: О. Ренуар «Скалы в Эстаке», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке». (Слайд № 6.)
– Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие?
– Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета?
– Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного?
Проблемный вопрос 4 (для одаренных детей):
Почему невозможно использовать локальный цвет в живописных произведениях?
III. Творческая практическая деятельность
– Рассмотрим репродукцию картины З. К. Церетели «Цветы». Какие эмоции вызвало у вас это произведение?
Задание. Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками).
Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается.
Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками.
Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д.
Воспользуйся алгоритмом построения натюрморта:
1. Подготовительный этап – наметим контуры всех предметов светлыми линиями.
2. Первый этап – приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков.
3. Второй этап – передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными, но темными красками.
4. Третий этап – моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета.
5. Последний этап – обобщаем цвета, смягчаем контуры.
Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением
Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности.
и сохраняют учебную задачу.
Личностные: осознают свои возможности
в форме «вопрос – ответ».
Выставка работ учащихся
Выставка работ. (Обсуждает с классом значение эмоционального настроя для творчества.)
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что показалось самым трудным?
– Дайте эмоциональное название созданным букетам!
Формулируют ответ, участвуют в диалоге
с учителем.
Проявляют интерес к работам своих товарищей.
Дают название букетам товарищей и сравнивают их с первоначальными названиями
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.
способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи
Тесты первого уровня
1. Тесты на узнавание
- Согласны ли Вы с утверждением, что цвета делятся на основные и составные?
- Согласны ли Вы с утверждением, что в живописных произведениях используются составные цвета?
- Согласны ли Вы с утверждением, что локальным цветом невозможно написать картину?
- Тесты на различение
- Картину «Золотая осень» написал…
- Левитан;
- Серов;
- Айвазовский;
- Репин.
- В наскальной живописи использовались цвета.
- черный;
- охра;
- синий;
- красная охра.
- Рисунки первобытных людей и художников 20 века отличаются…
- цветом;
- материалом на котором они изображались;
- темой;
Какие пары цветов являются дополнительными?
- красный; а) оранжевый
- розовый; б) зеленый;
- синий; в) салатовый;
- коричневый; г) фиолетовый;
- желтый д) малиновый.
- Какими цветами можно выразить эмоциональные состояния?
- Синий, серый; а)тихую радость;
- Голубой, красный; б) грусть, таинственность;
- Оранжевый, синий; в) бурное веселье ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе по программе Б.М. Неменского.
презентация к уроку изо в 6 классе «Цвет в произведениях живописи». Учитель рассказывает учащимся как смешивать цвета для создания оттенков одного цвета и демонстрирует как пример замки.
Проверочный КОЗ для 6 класса.
В помощь учителям изобразительного искусства. работающим в 6 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского.
Тема урока «Цвет в произвелениях живописи» ИЗО 7 класс.
Материал представляет собой разработку открытого урока по ИЗО в 6 классе по теме «Цвет в произведениях живописи»Включает презентацию и технологическую карту с сценарием урока.
Источник