- Низкая самооценка как одна из причин стресса
- Уровень самооценки
- Читайте также
- Причуды самооценки
- Обновление самооценки
- Причуды самооценки
- Формирование у детей самооценки
- Коррекция заниженной самооценки
- ГЛАВА 12 – АРХИТЕКТУРА САМООЦЕНКИ
- Понятие самооценки
- Структура самооценки
- 9. Повышение самооценки
- Тест № 1 Уровень вашей самооценки
- Тест №1. Уровень вашей самооценки
- Система самооценки
- Повышение самооценки
- VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
- ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
Низкая самооценка как одна из причин стресса
Люди, которые обладают низкой самооценкой, чувствуют себя не комфортно с самими собой, они не считают себя достойными счастья и любви, и всегда несправедливо критикуют самих себя. И, как представляется, здесь не может не пустить корни тревога и стресс, что ещё сильнее ухудшает сложившуюся ситуацию, и является причиной возникновения множества других проблем и расстройств.
Если вы обладаете низкой самооценкой, то также боитесь вступать в слишком серьёзные отношения с другими людьми и идти на риск в любой области вашей жизни. В результате, вы не получаете столько любви, сколько могли бы получить, и не достигаете такого успеха, которого могли бы достичь, поскольку не считаете себя достойными этого, и это ещё сильнее понижает вашу самооценку. Далее вы можете узнать, каким образом низкая самооценка становится основной причиной стресса и тревоги в вашей жизни.
Последствия низкой самооценки.
- Излишняя критика по отношению к себе и другим: обладая низкой самооценкой, вы всегда критикуете себя, и никогда не радуетесь своим достижениям. Вы больше внимания обращаете на негативные суждения других людей о вас, чем на любовь и благодарность тех людей, которые в действительности любят и восхищаются вами. Здесь мы может провести отличие между уверенностью и самооценкой. Уверенность в себе часто связана с какой-либо областью деятельности. Вы можете идеально выполнять свою работу, в определённой области деятельности, продолжая страдать от низкой самооценки. Таких людей не мало, они велики в своих достижениях, но страдают от низкой самооценки, и их легко узнать по разрушительному поведению по отношению к себе.
Основной из причин возникновения стресса и тревоги является самоосуждение, оно приводит к массе всевозможных бед в вашей жизни. Вы никогда не удовлетворены тем, кем вы являетесь и тем, что вы имеете. Это находит отражение и вашем отношении к своей семье: вас раздражают их слова и их поведение, вы злитесь на членов семи и можете саботировать ваши отношения с супругом или детьми. И всё это является результатом чувства неполноценности и недовольства собой, пустившим корни в ваше подсознание. - Поиск одобрения и нерешительность: Низкая самооценка заставляет вас всегда искать одобрения и признания от других. Поскольку вы лишены уверенности в себе, вы часто нерешительны и не предпринимаете никаких действий по своему усмотрению. И эта нерешительность становится значительной причиной стресса вашей жизни. Часто люди с низкой самооценкой становятся зависимыми от других людей, от курения, еды, лекарств и массы других, по обыкновению деструктивных привычек.
Ваша неуверенность и куча всевозможных фобий не позволяет вам вступать в близкие отношения с другими людьми. Вы не ходите на общественные мероприятия и скрываете истинные причины отказа критикой или самоотвержением: «Это не мой тип людей, если бы там были другие люди, то другое дело», «Я вообще являюсь противником таких мероприятий», «У меня не настроен идти туда сегодня, может быть потом». Не подвергая себя социальным ситуациям, вы не разрабатываете адекватные социальные навыки, в конце концов, становясь застенчивым и интровертом. - Тревога, страх и паника: Тревога и страх являются постоянными спутники человека, страдающего от низкой самооценки. Будучи неуверенным в себе вы постоянно наблюдаете за каждым своим действием и действиями окружающих вас людей. Вы становитесь слишком чувствительными к любым замечаниям или комментариям, сделанным другими людьми или, даже, вы как будто ожидаете, что вам сделают подлое замечание, и нередко получаете их, в результате получаете стресс.
Это гипер-бдительное состояние заставляет вас сердиться на незначительные замечания, вопросы, комментарии, у вас может даже упасть настроение из-за малейшей провокации. Давление от жизни в состоянии постоянной тревоги и стресса достигает точки, где вы начинаете страдать от приступов паники. Это может привести к депрессии, что заставляет вас искать утешение в прекращении всех социальных контактов. Ваша социальная изоляция ещё сильнее усугубляет ситуацию, стресс и тревога нарастают, и вы попадаете в порочный круг. - Уверенность в себе против достижений: как человек с низким чувством собственного достоинства вы лишены веры в свои собственные способности. Вы не уверены в каких-либо действиях и последствиях принимаемых вами действий. Вы можете бояться ходить на работу, где чувствуете, что оказались в ловушке: отсутствие веры в свои возможности останавливает вас от принятия каких-либо мер. У вас нет веры в способность справляться с новыми ситуациями, которые появляются на новом месте работы. Вы продолжаете проклинать работу, которая из-за вашей низкой самооценки перестала приносить вам радость, и продолжаете мириться со своим статусом «недостаточно успешного» человека. И вот, опять же стресс, который возникает на многих местах работы, и любые шаги предпринимаемые руководством для облегчения напряжённости вызванной «недостаточно успешными» работниками, оказываются неэффективными.
С другой стороны вы можете стремиться стать «чрезмерно успешным» человеком, дабы доказать себе и другим, что вы чего-то стоите. И это опять оказывается неэффективным, ведь для подтверждения своей значимости вам приходится бесконечно добиваться успеха, день за днём, час за часом вы достигаете одного успеха за другим. Вы можете стать типичным трудоголиком, который всегда занят и не может найти времени на себя, спутника жизни, детей, других членов семьи или друзей.
Повышение самооценки, пора менять ситуацию.
Надеюсь, вас утешат следующие слова: никто не рождается с низкой самооценкой, она может становиться выше или ниже в процессе вашего роста и взросления. Пониженная самооценка чаще всего связана с негативным опытом в детстве, но и она поддаётся коррекции. Обычный человек проходит через периоды низкой и высокой самооценки, и также всегда может склонить чашу весов в одну или другую сторону. Вообще, основной причиной стресса низкая самооценка является для миллионов людей на нашей Земле.
Помните, что вы способны повысить свою самооценку, в любом возрасте, и лучше, если вы начнёте делать это уже сейчас. Вот только это потребует от вас принятия некоторых мер. Задача это не самая простая, и чтобы решить её потребуется приложить массу усилий. Однако, это возможно, и возможно для каждого человека. Вам необходимо изменить свой взгляд на себя, изменить свой образ мышления и отношения, и это потребует от вас специальных мер. Массу полезной информации и практических советов о том, как повысить самооценку, вы найдёте на нашем сайте, в разделе «Уверенность в себе».
Источник
Уровень самооценки
Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционального стресса, оказывает структура самооценки личности.
Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в большей степени проявляют признаки тревожности (как на субъективном, так и на объективном уровне), чем люди с адекватной самооценкой. Исследование состояния вегетативной нервной системы при экзаменационном стрессе показало, что в состоянии экзаменационного стресса наиболее выраженная активация симпатической нервной системы отмечалась у высокотревожных студентов @@@@@13#####, а также у лиц с низкими показателями самооценки по положительным качествам @@@@@22#####.
Таким образом, во время сдачи экзамена высокая позитивная самооценка и связанная с этим уверенность в успехе приводят к снижению активности симпатической системы по сравнению со студентами, имеющими заниженную самооценку по положительным личностным качествам.
В то же время «негативная самооценка» у лиц с тенденцией к самообвинению, наоборот, усиливает стресс, который, в свою очередь, усиливает у студентов неуверенность в своих способностях и возможность успешной сдачи экзамена.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Причуды самооценки
Причуды самооценки Еще в начале прошлого века выдающийся американский психолог Уильям Джемс высказал суждение, что близкий круг общения в немалой мере формирует личность человека. Недавние психологические эксперименты подтвердили наблюдение Джемса и даже позволили
Обновление самооценки
Обновление самооценки Быть самим собой иногда нелегко. Многие достигают зрелости с сомнениями в собственной адекватности. Даже если мы миновали подростковый возраст, не получив серьезных травм и ушибов, став молодыми взрослыми мы сталкиваемся с сильным давлением,
Причуды самооценки
Причуды самооценки Еще в начале прошлого века выдающийся американский психолог Уильям Джемс высказал суждение, что близкий круг общения в немалой мере формирует личность человека. Недавние психологические эксперименты подтвердили наблюдение Джемса и даже позволили
Формирование у детей самооценки
Формирование у детей самооценки Самооценка ребенка напрямую зависит от модели воспитания, которой следуют его родители. Занижены самооценка является тревожным симптомом и свидетельствует о наличии серьезной проблемы, которая требует немедленного вмешательства со
Коррекция заниженной самооценки
Коррекция заниженной самооценки – В этой работе можно выделить четыре этапа:– Принятие себя «таким как есть».– Развитие умения ставить перед собой цели и планировать пути их достижения.– Развитие навыков преодоления трудностей.– Развитие конструктивного мышления.
ГЛАВА 12 – АРХИТЕКТУРА САМООЦЕНКИ
ГЛАВА 12 – АРХИТЕКТУРА САМООЦЕНКИ Мои мысли – крыша над головой, мои чувства – атмосфера моего дома, моипоступки – фундамент моей жизни. Испанская пословица Путь к познанию своего истинного Я, своей Личности не из легких. Внешние проявления нашего образа Я, как мы
Понятие самооценки
Понятие самооценки Иметь здоровую самооценку – то есть принимать самого себя – значит понимать свои чувства и реакции и действовать исходя из этого понимания (в своих интересах или в интересах других). Это относится ко всем сторонам жизни, а не только к ситуациям, когда
Структура самооценки
Структура самооценки Самооценка имеет сложную структуру. Здоровая самооценка не означает, что надо все время быть сильным и чего-то добиваться. Она вмещает широкий эмоциональный спектр, самые разные реакции. Поэтому правильнее характеризовать самооценку через систему
9. Повышение самооценки
9. Повышение самооценки То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку
Тест № 1 Уровень вашей самооценки
Тест № 1 Уровень вашей самооценки КлючI. У вас высокая самооценка. Вы явно не отягощены комплексом неполноценности, спокойно реагируете на критические замечания в свой адрес и редко сомневаетесь в своих действиях. Но не чрезмерно ли вы порой довольны собой? Быть
Тест №1. Уровень вашей самооценки
Тест №1. Уровень вашей самооценки
Система самооценки
Система самооценки Работа над характером напрямую связана с самооценкой. Вот мой способ. Я пишу шутку и тестирую ее со сцены на публике. Если публика громко смеется, я ставлю шутке оценку «1», смеется не очень сильно – ставлю «2», редко смеется – оценка «3».Когда я начал
Повышение самооценки
Повышение самооценки Прямо с настоящего момента начните хвалить себя за каждую мелочь и делайте это по возможности каждое утро.? Вовремя проснулись? Скажите себе, что вы молодец.? Приготовили завтрак? Похвалите себя за это, скажите, что вы все сделали великолепно.? Что-то
Источник
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
Большое значение для проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые подвергли специальному изучению мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамическое соотношение, позволяющие понять некоторые динамические тенденции эффективной сферы, имеющие значение для понимания функции самооценки.
Р. Бернс одной из составляющих «Я — концепции» человека считает самооценку. «Я — концепция» — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаниями. «Самооценка — это аффективная оценка представления индивида о себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут высказывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением» [1].
Часто самооценку рассматривают только как составляющую эмоционально — ценностного отношения к себе. Так, например, У. Джеймс понимает самооценку как довольство или недовольство собой. Р. Уайли считает, что в основе эмоционально-ценностного отношения могут лежать расхождения между самооценкой индивида и оценкой его со стороны окружающих. Он рассматривал этот вопрос с точки зрения функционального и адаптивного научения и, пытаясь установить причину этому явлению, считал, что самооценка — очень сложное явление, т.к. многие индивиды имеют упрощенное представление о себе, чем это требует обстоятельство, поэтому их самооценка примитивна [5].
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе. Знания личности о себе сопряжено с переживанием собственных психологических особенностей. Они опосредуются бытием личности и возникают как результат её конкретной жизнедеятельности в потоке постоянного соотношения ценностей, стремлений, установок с требованиями, нормами общества и того непосредственного социального окружения, в котором данная личность находится.
Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.
В самооценке видят проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами, форму отражения отношения к себе, личностное суждение о собственной ценности, позитивную или негативную установку на себя.
Самооценка относится к центральным образованиям личности. Ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
Структура самооценки включает в себя два связанных между собой компонента: эмоциональный и когнитивный, которые отражают знания человека о себе и отношение к себе.
Когнитивный компонент отражает систему представлений субъекта о самом себе разной степени дифференцированности, обобщенности и осознанности. Эмоциональный же компонент отражает отношение человека к себе, это оценка представлений о себе, обладающая различной степенью интенсивности. Качественное своеобразие этих компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции:
Регуляторная-решение задач личностного выбора;
Защитная-обеспечивает стабильность и независимость личности.
Самооценка, выполняя эти функции, влияет на деятельность, поведение и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми, создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, постановки целей, т.е. уровня притязаний личности [1].
Завышенная — идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Такой человек не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, считает себя умнее других, часто становится жестким, агрессивным, обидчивым, неуживчивым.
Адекватная — обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия, которые жизнь ставит перед ним ежедневно. Преодоление включает в себя осознание, управление и выражение чувств соответствующим образом.
Заниженная – неадекватное, негативное отношение к себе, человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности. Такие люди не уверены в себе, стеснительны, застенчивы, не могут реализовать свои задатки и способности,ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.
Личностная — то, как человек оценивает себя и свое место среди окружающих.
Конкретно-ситуативная — как человек оценивает себя и свои действия в конкретной ситуации, относительно конкретных целей и задач.
Многообразные чувства, эмоциональные состояние, пережитые в разное время, в разных жизненных ситуациях, составляют «эмоциональный» фонд самосознания, в совокупности с эмоционально – ценностным отношением человека к себе. Они составляют его самооценку. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, на устойчивость к стрессовым ситуациям.
Стрессоустойчивость — сопротивляемость человека стрессовым воздействиям.
Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Стрессоустойчивость как качество личности является единством компонентов: 1) мотивационного; 2) эмоционального; 3) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуациями; 4)интеллектуального — оценка и определение требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. Свойство стрессоустойчивости на всех уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций организма и психики под воздействием стресс-факторов, их сопротивляемость и выносливость к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость к жизни и деятельности в экстремальных ситуациях и способность компенсировать чрезмерные функциональные нарушения при воздействии стрессоров [2].
Преодоление стрессовых ситуаций будет более успешным, если реакция индивида соответствует требованиям ситуации. Одним из важных параметров потенциального соответствия между преодолением и ситуационными оценками является воспринимаемый контроль за ситуацией. Контроль за ситуацией возможен при адекватной самооценке. Самооценка влияет на поведение человека в стрессовых ситуациях [3].
Человек с низкой самооценкой более подвержен стрессовым ситуациям, так как постоянно испытывает страх, тревогу. Будучи неуверенным в себе человек постоянно наблюдает за каждым своим действием и действиями окружающих людей, становится слишком чувствительным к любым замечаниям или комментариям, сделанным другими людьми, в результате люди с низкой самооценкой нестрессоустойчивы [4].
Человек с завышенной самооценкой считает себя лучше других, но когда его мнение о себе не совпадает с мнением окружающих, он становится обидчивым, недоверчивым, упрямым. Это порождает внутренние конфликты, противоречия и стрессы. В результате люди с завышенной самооценкой обладают средней стрессоустойчивостью.
Человек с адекватной самооценкой уверен в себе, настойчив и самокритичен. Адекватная самооценка позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды, и в соответствии с этим, самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Поэтому люди с адекватной самооценкой обладают высокой стрессоустойчивостью.
Самооценка- умение оценить себя, свои возможности и способности — играет важную роль в жизни каждого из нас. Ведь от того, каким ощущаешь себя, зависит поведение, настроение, многие жизненные важные решения. Правильное отношение к себе, реалистичная оценка своих данных помогает разумно распределить свои силы, ставить перед собой разрешимые задачи, сохранять душевное равновесие.
Список использованной литературы и других источников:
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Учебное пособие. — М.: «Прогресс», 2006.
Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: «Прогресс», 2009.
Тарасов Е.А. Как победить стресс. — М.: Айрис-пресс, 2002
Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М.: Наука, 1981.
Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. — М.: Наука, 1972
Источник