Изменение эмоционального состояния с помощью голоса

Выражение эмоций посредством голоса, эмоциональная выразительность и экспрессивность речи.

Выражение эмоций посредством голоса, эмоциональная выразительность и экспрессивность речи.

Исследования выражения эмоций посредством голоса было начато в позапрошлом веке естествоиспытателями, учеными, наблюдающими за поведением человека и животных. Мы начинаем цикл статей с публикации исторического наблюдения Герберта Спенсера, изложенные в «The Origin and Function of Music,» «Essays, Scientific, Political, and Speculative». Изменение человеческого голоса под влиянием эмоций обсуждалось в книге Чарльза Дарвина «Выражение Эмоций». Чарльз Дарвин в своих наблюдениях подчеркнул сходства между выражением эмоций у человека и животных, хотя и отметил, что его наблюдения (второй половины 19-го века) не могут пролить свет на все вопросы, связанные с передачей эмоций с помощью голоса. Сам исследователь использовал сравнения между поведением животных, птиц, человека, считая последнего неотъемлемой частью животного мира. Приводим любопытный отрывок из вышеупомянутой книги «The expression of the emotions in man and animals» ( London: John Murray,1872, стр.85-94). Данный текст, содержит некоторые наблюдения, мнения и размышления Спенсера, Литчфилда и самого Дарвина об эмоциях человека и животных, а также выражении эмоций с помощью голоса. Удивляет актуальность наблюдений исследователей позапрошлого века в отношении вопросов, не получивших достойного объяснения по сей день.

ІІІТо, как меняется человеческий голос под влиянием различных эмоций, было подробно описано г-ном Гербертом Спенсером в его интересном эссе о происхождении музыки. Он ясно показывает, что человеческий голос может меняться по громкости и по качеству- то есть, по резонансу, тембру, высоте звука и по длительности пауз — в зависимости от ситуации. Слушая эмоциональную речь успешного оратора или проповедника, или речь человека сердитого или удивленного, поражаешься правдивости замечаний г-на Спенсера. Любопытно, что речь становится эмоционально выразительной в раннем детстве. Разговаривая со своим младшим полуторагодовалым сыном, я почувствовал, что он соглашается со мной радостным, а отказывается решительным тоном голоса. Далее в своей работе, г-н Спенсер, показывает, что эмоционально выразительная речь во многом похожа на мелодию голоса, имеет много общего с вокально-инструментальной музыкой. Г-н Спенсер пытается объяснить этот феномен физиологией, основываясь на законе, что эмоции являются стимулом для сокращения мышц. Но объяснения г-на Спенсера кажутся мне слишком общим и неопределенным, чтобы пролить свет на разницу (исключая громкость) между обычной речью, эмоциональной речью или пением.

Тем не менее, заметки Спенсера о голосе очень интересны, в независимости оттого, полагаем ли мы, что параметры голоса меняются в зависимости от сильных чувств, и что эти качества впоследствии нашли отражение в вокальной музыке. Либо мы верим в то, что прародители человека произносили музыкальные звуки при ухаживании, и таким образом возникла связь с самыми сильными эмоциями, на которые были способны предки человека, — а именно, горячая любовь, конкуренция и триумф победы.

Всем известно, что животные, способны издавать мелодичные звуки ІІІ каждый день мы можем слышать пение птиц. Интересен тот факт, что обезьяна-гиббон, воспроизводит своим голосом точную октаву, мелодично повышая и понижая голос полутонами. Иными словами, можно сказать, что обезьяна, одна из грубых млекопитающих, поет. На основе этого факта и принимая во внимание схожесть с поведением других животных, я сделал вывод о том, что мелодичность изменения тона голоса появилась у прародителей человека, вероятно, прежде членораздельной речи. Следовательно, когда голос выражает любые сильные эмоции, он принимает, по закону ассоциации, музыкальный мелодичный характер. У некоторых низших животных самцы используют свой голос для того, чтобы доставить удовольствие самкам. Мы можем наблюдать, что самцы животных испытывают удовольствие во время использования своего голоса; но то, почему произносятся специфические звуки и почему они приносят удовольствие, в настоящее время не имеет объяснения.

Ясно, что высота голоса имеет некоторое отношение к определенным эмоциональным состояниям человека. Человек, жалующийся на болезнь, или испытывающий страдание, почти всегда говорит более высоким голосом. Когда собака, испытывает нетерпение, она издает высокий звук, который мы воспринимаем как жалобный. Как трудно понять — этот звук на самом деле возник оттого, что собака действительно жалуется, или же нам кажется, что собака жалобно скулит потому, что мы понимаем значение этого звука по собственному опыту. Ренггер утверждает, что обезьяны (Cebus azarae), которых он держал у себя дома в Парагвае, выражали удивление наполовину рыча и вдыхая воздух через ноздри; гнев или нетерпение, повторяя звук «ху» более низким хрюкающим голосом; а испуг или боль у них сопровождались пронзительными криками. С другой стороны, человек выражает глухими стонами и высокими пронзительными криками муки боли.

Человеческий смех может быть высоким или низким. Так Галлер отметил, что смеясь, мужчины используют гласные звуки O и A; а дети и женщины, звуки Е и И (в немецком языке); и эти последние гласные звуки имеют, по данным Гельмольц, более высокую частоту. Но все же, оба тона смеха в одинаковой степени отражают испытываемое удовольствие или развлечение.

Изучая то, как именно воспроизводятся эмоции голосом, мы подходим к пониманию выразительности в музыке. На этот пункт г-н Литчфилд, долгое время изучавший предмет музыки был так добр, чтобы дать мне следующие пояснения ІІІ Вопрос о том, что является причиной эмоциональной выразительности, пока не изучен и полон загадок. Но любая выявленная закономерность в передаче эмоций с помощью голоса приблизит нас к пониманию песни, как прототипа всей музыки. Большая часть эмоционального эффекта песни зависит от характера действия, которым были воспроизведены звуки.

Так, например, в песнях выражающих страсть, эффект часто в основном зависит от одного — двух голосовых пассажей, которые требуют определенной силы голоса. Часто та же самая песня не оказывает надлежащего эффекта, если певец, обладающий сильным голосом, не поет надлежащим образом голосовые пассажи. Без сомнения песня теряет свое влияние при смене музыкальной тональности. Действительно, всякий раз, когда мы слышим эмоционально выразительное пение мы распознаем темп (быстрый или медленный), плавность изменения звукового потока, громкость и т.д. Мы, фактически, интерпретируем мышечные движения голосового аппарата человека, который воспроизводит звук, таким же образом которым мы интерпретируем движения мышц тела. Но это не объясняет более тонкий эффект, который мы называем музыкальной выразительностью песни, восхищение мелодией, или даже отдельными звуками, которые составляют мелодию. Этот эффект, не имеет своего термина, и, насколько я знаю, никто не был в состоянии его проанализировать. В работе г-на Герберта Спенсера этот феномен не получил объяснения. Поскольку мелодичный эффект последовательности звуков не зависит от их громкости или приглушенности основного тона. Мелодия всегда остается той же самой мелодией, спета ли она громко или тихо, ребенком или взрослым; исполнена она на флейте или на тромбоне. Эффект любого звука зависит от его места в последовательности звуков. Те же самые звуки оказывают абсолютно разное влияние в зависимости от места в последовательности. Выразительность зависит от последовательности и взаимосвязи звуков. Но то, почему определенные последовательности и взаимосвязи звуков воспроизводят именно такие — то и такие — то эффекты, пока является нерешенной проблемой. Возможно эффект эмоциональной выразительности должен быть связанным с арифметическими отношениями между частотами вибрации звуков, которые формируют музыкальную октаву. Предположительно, вибрации звуков человеческой гортани могут вызывать большее или меньшее удовольствие, в зависимости от последовательности звуков.

Читайте также:  Имя радость по японски

Но оставляя в стороне эти сложные вопросы, и переходя к более простой теме, мы можем, по крайней мере, понять видеть взаимосвязь некоторых звуков и эмоциональных состояний. Крик о помощи (как у детенышей животных, так и у любого социального животного) естественно будет громким, продолжительным, и высоким, чтобы быть слышным и на большом расстоянии. Исследования Гельмольца показали, что вследствие особой формы строения внутреннего уха человека, обладающего способностью к резонансу, высокие пронзительные звуки производят чрезвычайно сильное впечатление на людей. Когда самцы животных ухаживают за самками, они, естественно, произносят приятные звуки, чтобы понравиться самкам. Возможно, что одни и те же звуки нравятся самым различным животным, вследствие подобия их нервных систем, поскольку и мы (люди) испытываем удовольствие при пении птиц и древесных лягушек. С другой стороны, звуки, издаваемые с целью испугать врага естественно должны быть резкими или неприятными. Играет ли роль в этом случае принцип антитезы ІІІ весьма сомнительно. Прерывистый смех и хихикающие звуки, издаваемые человеком и различными видами обезьян, при чувстве радости сильно отличаются от протяжных звуков при страхе и тревоге. Звук глубокого удовлетворения, произнесенный свиньей, когда она насытилась пищей, разительно отличается от ее резкого крика при чувстве боли или ужаса. У собак лай гнева и лай радости — звуки, совершенно отличающиеся друг от друга.

Из данного примера следует, что истоки речевой невербальной коммуникации, эмоциональной выразительности речи, интонирования и темпоритма берут начало в работах исследователей позапрошлого века, в их наблюдениях о взаимосвязи голоса и эмоционального состояния.

Источник

К вопросу о возможности идентификации эмоций человека через голос

Есин И.Б., кандидат психологических наук, следователь.

Одна из основных причин повышенного внимания к проблеме «определения по звучанию голоса человека его эмоционального состояния» — возникновение в психологии ряда прикладных задач, решение которых связано с необходимостью диагностики состояния человека, деятельность которого протекает в эмоциогенных условиях, по речевому сигналу, являющемуся в некоторых фазах выполнения задания единственным источником информации о состоянии человека. Такие исследования нередко проводятся по материалам радиооператоров со службами управления полетом, диспетчеров аэропорта, операторов подводных лодок и т.д. Во многих случаях используются речевые модели естественных эмоциональных состояний. Указанной задачей (диагностикой состояния оператора) не исчерпывается область применения исследований эмоционально обусловленных изменений характеристик речи. Данные этого рода необходимы в судебной и медицинской психологии, при разработке систем автоматического распознавания речи, в психиатрии, неврологии, а также типологии людей.

Во многих науках исследовались вокальные характеристики речи в попытках определить вокальный ключ для каждой базовой эмоции (Leinonen et al, 1997; Johnstone, Scherer, 2001). Вначале хочется отметить, что в психологии для получения научных данных существует три подхода. Это лабораторные и естественные условия исследования, а также использование актеров, когда они изображают ту или иную эмоцию.

Применяя лабораторные методы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект, в этом методе хорошо выявляются особенности поведения человека. Например, в лабораторных условиях вызывается та или иная эмоция посредством просмотра эмоциогенного фильма, искусственно создается ситуация успеха или неудачи, после осуществления которой анализируется звучание голоса человека. Но есть и отрицательные стороны, лабораторный эксперимент является искусственной процедурой и дает экологически невалидные результаты, поскольку вырывает испытуемого из контекста повседневной жизни (Дружинин, 2000). Применяя же естественные методы, исследователь регистрирует естественный процесс, в некоторых случаях являющийся единственно возможным способом получения научной информации. Но есть и свои минусы — экспериментатору приходится подгадывать момент, в который у человека возникает нужная эмоция. Кроме того, нет возможности контролировать внешние переменные, управлять независимой переменной, в нем намного больше ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, чем в лабораторных условиях.

В отношении использования актеров в исследовании упрощаются организационные моменты, поскольку актер лучше, чем обычный человек, знает, как изобразить ту или иную эмоцию. Но есть и недостатки данного подхода. Искусственно созданная актером эмоция не есть естественная экспрессия, свойственная человеку в повседневной жизни.

Джонстоун и Шерер недавно представили детальный обзор в отношении определения вокальных ключей для каждой базовой эмоции (Johnstone, Scherer, 2000). Обнаружена сильная корреляционная связь между вокальными характеристиками речи и уровнем эмоционального возбуждения (Bachorowski, 1999; Kappas, 1991). Например, как гнев, так и радость могут продуцировать высокую частоту основного фона и высокую амплитуду. Эти базовые акустические эффекты были продемонстрированы для имитированной и естественно порожденной речи и выявляют что-то общее в радости и гневе типа эмоционального возбуждения (Johnstone, Scherer, 2000; Scherer, 1989). В изучении речевых высказываний, порожденных сразу после успеха или неудачи, было выявлено увеличение уровня эмоционального возбуждения (Bachorowski, Owren, 1995). Результаты, связанные с валентностью, были более неопределенными и зависящими от пола говорящего и характерных различий в эмоциональной возбудимости. Вокальные же различия, согласно уровню эмоциональной возбудимости и валентности, согласуются с измеренной оценкой эмоции. Важные исследования Р. Бансе и К. Шерера служат типичным примером этой работы (Banse, Scherer, 1996). Двенадцать профессиональных сценических актеров попросили прочитать 2 предложения для 28 сюжетов (14 эмоций по 2 сюжета на эмоцию). Было изучено большое число акустических характеристик. Как ожидалось, важная дифференциация была представлена средней частотой основного фона, которая наиболее достоверно определяет уровень эмоционального возбуждения. Кроме того, статистически важная, но небольшая дифференциация имела место для конкретных эмоций. Тем не менее два фактора оставляют этот результат под вопросом. Первый состоит в том, что имитация не обязательно относится к естественно порождаемой вокальной эмоциональной экспрессии; в конце концов работа актеров состояла в том, чтобы выразить эмоцию. Во-вторых, тесты по дифференциации были основаны не на всех 1344 вокальных примерах, но на наборе из 224, оцененных как самые лучшие.

Читайте также:  Это то самое чувство когда ты крут

В последних исследованиях делались попытки индуцировать эмоцию в лаборатории, нежели имитировать ее с помощью актеров, или проанализировать записи, сделанные вне лаборатории на радио и телевидении, интервью или комментариях, на лошадиных скачках (Gregory, Webster, 1996). Эти исследования вновь подтверждают связь вокальной экспрессии с основным уровнем эмоционального возбуждения человека, издающего звучание, и, что важно, иногда показывают паттерны, отличные от тех, которые получают с помощью имитации (Streeter et al, 1983).

В отечественных исследованиях П.В. Симоновым и другими было показано, что эмоциональная насыщенность звучания голоса вызывается психическими состояниями, включающими переживания различных чувств. Выявленность эмоциональной насыщенности продуцирования речевого высказывания можно оценить по изменениям интонационных характеристик речевого сигнала в эмоциогенных ситуациях, воображаемых дикторами-актерами. При возрастании эмоционального напряжения общее смещение характеристик речевого сигнала было направлено в область более высоких частот, где располагаются положительные эмоции, а отрицательные располагаются в нижней части этой области (Симонов, 1962).

На основе комплекса экспериментов, проведенных В.Х. Манеровым (Манеров, 1975), установлено, что:

а) изменение эмоционального состояния человека вызывает разнообразные изменения акустико-фонетических параметров речевого сигнала, из которых информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона, а также интенсивностью сигнала;

б) установлена факторная модель слухового восприятия эмоционально окрашенной речи. В основе этой модели лежат четыре независимые размерности: торможение — возбуждение, гнев, отрицательная — положительная оценка, страх;

в) основным признаком, используемым человеком при слуховом восприятии и эмоционально обусловленных изменениях речи, является степень речедвигательного возбуждения, связанная с возбуждением нервного аппарата эмоций.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать несколько выводов:

  1. По звучанию голоса различаются эмоциональные состояния говорящего.
  2. Получены достоверные данные о связи частоты основного фона с эмоциональным возбуждением.
  3. Не найдено однозначных акустических коррелятов для эмоций разной модальности.

Психологический портрет человека как описание его основных психологических свойств и особенностей обычно получают с помощью традиционных тестов-опросников. В отечественной психологии В.П. Морозовым и его сотрудниками дано экспериментально-теоретическое обоснование и предложен метод построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи. Теоретической основой возможности построения психологического портрета человека по его голосу является отражение многих психических и физических свойств и состояний человека в акустических характеристиках его речи и голоса (Морозов, 1998, 2001). Это касается прежде всего чисто физических свойств человека, которые легко проверить (например, возраст, пол, рост, вес), поскольку акустические особенности голоса зависят от размеров голосовых связок, величины резонаторов голосового тракта обследуемого (чем больше эти размеры, тем ниже голос и «гуще» его тембр, и наоборот). По этим критериям хорошо различаются мужские, женские и детские голоса разного возраста и, следовательно, их обладатели. Исследователям даже удалось показать, что субъект восприятия способен воссоздать общий облик говорящего по его голосу, нарисовать его портрет с довольно точным изображением деталей. Хорошо различимые на слух те или иные эмоциональные состояния говорящих (радость, печаль, гнев, раздражение, страх и др.) также находят объективные подтверждения в результатах компьютерных исследований спектральных и интонационно-динамических особенностей речевых звуков. Связь их с эмоциональным состоянием легко доказывается путем записи и анализа голосов людей, действительно находящихся в определенных эмоциогенных жизненных ситуациях. Гипнотическое внушение различных эмоциональных состояний также служит этим целям (Рубинштейн, 1976; Галунов, Манеров, Тарасов, 1975).

Наконец, метод актерского моделирования эмоций, примененный В.П. Морозовым в ряде работ, например, по созданию теста на эмоциональный слух (Морозов, Жданов, Фетисова, 1991), устанавливает связь «состояние — речь» (с учетом талантливости актера, моделирующего заданные экспериментатором эмоциональные состояния по методу К.С. Станиславского). В работах по созданию теста на эмоциональный слух принял участие народный артист О.В. Басилашвили. Объективным доказательством различий моделируемых актером эмоций служит, в частности, спектральный анализ его голоса, указывающий на специфические для каждой эмоции акустические характеристики. В научных работах было показано, что разные эмоциональные состояния отражаются не только в изменении амплитудного спектра голоса, но и в перераспределении частотных положений обертонов (Морозов, 1999). Данный феномен был назван «квазигармоничностью». В.П. Морозов отмечает, что «он лежит в основе различения нашим слухом эмоций радости, печали, гнева, страха и наряду с другими акустическими изменениями служит объективной основой для построения психологического портрета человека по его голосу. Исследования свидетельствуют о том, что не только элементарные физические свойства людей (пол, возраст, рост, вес) и эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, страх и др.), но и сложнейшие, тончайшие психологические особенности личности и мимолетные движения души находят свое отражение в акустических особенностях речи и голоса говорящего (тембр, интонация, ударение, мелодика, темпоритмика, динамика силы и т.п.). Эта закономерность и составляет объективную основу для построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи. Вместе с тем психологический портрет по голосу — это и субъективный образ говорящего в сознании слушателя. Как любой психический образ, он отражает свойства и объекта, точнее — объективные психофизические свойства и состояния говорящего, и субъекта восприятия, т.е. слушателя. Эта закономерность и составляет объективную основу для построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи» (Морозов, 2001).

Структуру психологического механизма распознавания слушателем (экспертом-аудитором) личностных свойств говорящего по его голосу можно представить в виде четырех основных блоков или звеньев цепи (информационного канала), связывающей говорящего со слушателем (Морозов, 1998).

Читайте также:  Вот какая радость рядышком у ног маленький ушастый щенок

Блок 1 — объективные (реальные) физические и психологические свойства говорящего.

Блок 2 — объективные (реальные) акустические характеристики речи и голоса говорящего (интонационно-тембровые, темпоритмические и др.).

Блок 3 — это субъективный образ речи и голоса говорящего, возникающий у субъекта восприятия — слушателя. Этот образ существенно зависит от жизненного опыта субъекта восприятия, его языковой и общей культуры, разрешающих перцептивных возможностей его слуховой системы по отношению к акустическим характеристикам речи (мелодический, тембровый, фонематический, ритмический, эмоциональный слух и др.).

Блок 4 — субъективный образ самого говорящего человека, т.е. совокупность его индивидуально-личностных и типологических свойств, которыми он обладает в представлении субъекта восприятия (слушателя). Этот четвертый блок, в сущности, и есть психологический портрет говорящего по его голосу, возникающий у слушателя. Этот четвертый блок так же, как и третий, существенно зависит от многих субъективных свойств слушателя (его жизненного опыта, знания людей, ассоциативных свойств его мозга и памяти, позволяющих связать те или иные свойства личности с особенностями его речи и голоса). Важнейшая роль в формировании психологического портрета принадлежит индивидуально-личностным характеристикам субъектов восприятия, т.е. аудиторов (слушателей), которые существенно различаются в плане как типологических, так и индивидуальных особенностей (Манеров, 1990; Морозов, 1994).

В связи с тем что в цепи передачи информации о личностных свойствах говорящего человеку-слушателю имеется два блока-посредника (2-й и 3-й), естественно, возникает проблема адекватности психологического портрета говорящего, построенного слушателем, его реальному прототипу, т.е. соответствия объективных реальных свойств говорящего субъективным портретным характеристикам, которыми наделяет говорящего слушатель (эксперт-аудитор). Проведенные с этой целью исследования показали достаточно высокую адекватность оценки по голосу, особенно биофизических и эмоциональных характеристик говорящего. В.П. Морозовым и его сотрудниками были проведены экспериментальные исследования в целях оценки метода построения психологического портрета человека по голосу на предмет его соответствия традиционным психологическим методикам: тестам-опросникам Кеттеля и Айзенка. В результате оказалось, что оценка личностных свойств по голосу обследуемого тем более соответствует традиционному методу Кеттеля, чем выше балл экстраверсии данного обследуемого по Айзенку. Иными словами, личностные психологические свойства экстравертов более доступны для определения по голосу, по сравнению с интровертами, что вполне согласуется с психологическим смыслом экстравертированности и интровертированности личности.

Психологический портрет по голосу носит вероятностный характер и имеет характер самодостаточной психологической характеристики человека, что является весьма важным в формировании межличностных отношений людей. Поэтому можно сказать, что голос человека представляет собой нечто вроде визитной карточки с множеством личностных характеристик, которые говорящий, сам того, может быть, не желая, дарит слушателям. Так как психологический портрет человека строится по особенностям его речи и голоса, то, как показали результаты исследований В.П. Морозова и его сотрудников, характеристики каждого конкретного портрета будут зависеть от указанных особенностей речи и голоса обследуемого человека.

Сила голоса и в особенности динамика ее изменений во времени — также важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Так, для печали характерна слабая, а для гнева — увеличенная сила голоса и т.п. Изменение силы голоса во времени — весьма информативный показатель: медленные ее нарастания и спады (так же как, и высоты тона) характерны для печали («плачущие интонации»), а резкие взлеты и обрывы — для гнева. Именно динамика акустических параметров — важнейшее средство кодирования всех видов речевой информации. Графические изображения динамики звука во времени (осциллограммы голоса) показывают (Морозов, 1989), что каждая эмоциональная интонация — радость, горе, безразличие, гнев, страх — выражается своими особыми, характерными для нее акустическими средствами. Существенная роль в кодировании информации принадлежит темпоритмическим характеристикам речи. Так, одна и та же фраза («Прости, я сам все расскажу. «), произнесенная по просьбе В.П. Морозова известным артистом О. Басилашвили с разными эмоциональными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении: радости — 5,00; печали — 1,74; гнева — 2,96; страха — 4,45. Аналогичные результаты получены В.П. Морозовым и его сотрудниками при анализе эмоциональной выразительности вокальной речи.

Важнейшая особенность кодирования информации речи также состоит и во взаимодействии различных акустических средств, т.е. любой вид информации передается, как правило, не каким-либо одним акустическим средством, а одновременно несколькими. Например, информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра (т.е. спектра) голоса, но и в характерных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, темпоритмических характеристик речевой фразы (Морозов, 1989). Так, эмоция гнева наряду с общим увеличением силы голоса приводит также к увеличению высоты голоса, укорочению фронтов нарастания и спада звука, т.е. к увеличению резкости речевых звуков. Эмоция печали, наоборот, характеризуется медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими изменениями общего физиологического состояния человека при разных эмоциях, например усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или общей нервно-психологической подавленностью и мышечной расслабленностью организма при печали. Это закономерно и отражается на работе органов образования голоса и речи. Различные биофизические характеристики человека (пол, возраст, рост, вес), эмоциональное состояние и другие психологические свойства говорящего закономерно отражаются в акустических особенностях его речи и голоса. Спектр речи содержит одновременно как вербальную (фонетическую), так и невербальную (тембр голоса) информацию. Опыты по восприятию человеком эмоциональной, индивидуально-личностной и других видов информации, содержащихся в экстралингвистическом аспекте речи, в условиях ее инвертированного во времени звучания впервые были проведены А. Молем (Андреева, Авдеева, 1984).

В.П. Морозов и его коллеги в результате огромной работы по исследованию невербальных особенностей речи и голоса коммерсантов, артистов, политиков пришли к выводу о том, насколько важна невербальная экстралингвистическая составляющая речи, воздействующая на подсознание слушателей и несущая большую часть информации, которой слушатель практически полностью доверяет, так как интонацию речи и тембр голоса трудно подделать. Результаты показали сильную статистическую связь портретных характеристик человека с характеристиками его речи. Коэффициент корреляции по Пирсону между общими средними оценками человека и речи оказался равным r = 0,81 с уровнем значимости p Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Источник

Оцените статью