- Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Злиться – можно!
- Как мы боремся с эмоциями?
- Лучше «проанализировать ситуацию с точки зрения эмоций»
- Как он это делает?
- К чему приводит борьба с эмоциями?
- Как помочь ребёнку «выплыть»?
- Особенности социально-психологической дистанции в детско-родительских взаимоотношениях
Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений
статья по теме
«Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений» «Родительское отношение к ребенку» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Именно по отношению родителей к своему ребенку, можно судить, каким он будет в будущем, и как сформируется его личность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_roditelskogo_otnosheniya_na_vospriyatie_rebenkom_vnutrisemeynyh_otnosheniy.doc | 201 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений»
«Родительское отношение к ребенку» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Именно по отношению родителей к своему ребенку, можно судить, каким он будет в будущем, и как сформируется его личность [3].
Проблемой родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи как: А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. Несмотря на разнообразие выдвинутых ими подходов к обозначенной проблеме, все они выделяют два противоречивых момента в родительских отношениях, а именно: безусловный (содержит такие компоненты как принятие, любовь, сопереживание) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). Кроме того, вышеназванные исследователи полагают, что родительское отношение к ребенку всегда очень неоднозначно, так как, такие его элементы, как симпатия — антипатия и уважение – неуважение, бесконечно разнообразны по своему содержанию в зависимости от времени и ситуации. Родительское отношение имеет устойчивые и неустойчивые черты. Устойчивые черты внеситуативны и проявляются в таких базовых модальностях, как, принятие – непринятие, и во многом определят тип родительского отношения к ребенку. Неустойчивые черты ситуативны, подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов, они оказывают незначительное влияние на родительское отношение в целом, однако в крайних вариантах эти черты могут закрепиться в своеобразный тип родительского отношения, крайне неблагоприятный для развития личности ребенка.
Специфика родительского отношения к ребенку накладывает свой отпечаток на самооценку поведения, ценностные ориентации, форму сознания ребенка и, конечно, на его личное восприятие сложившихся внутрисемейных отношений. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение специфики влияния родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений. В качестве обследуемых были выбраны семьи, в которых присутствуют оба родителя и дети старшего дошкольного возраста. Всего в исследовании приняли участие 20 семей (это 20 детей и 20 родителей этих детей). Средний возраст детей – 6-7 лет, а средний возраст родителей – 30-35 лет. В качестве гипотезы исследования выступили следующие допущения:
– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «оптимальный эмоциональный контакт» воспринимают свою семью как эмоционально благополучную. Для них все члены семьи одинаково значимы. Дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей и воспринимают их как доброжелательных, спокойных и внимательных.
– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «эмоциональная дистанция с ребенком» воспринимают свою семью как неблагополучную, испытывают повышенную тревожность в отношениях с членами семьи. Они оценивают своих родителей как конфликтных, раздражительных, придирчивых.
– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «излишняя концентрация на ребенке» воспринимают свою семью как конфликтную, нестабильную. Оценивая родителей, они демонстрируют не только положительные стороны (внимание, заботу), но и отрицательные моменты в отношениях с родителями (раздражительность, придирчивость).
Обсуждение полученных результатов начнем с анализа данных по методике «PARI семейная жизнь глазами матери» Е.Шеффер и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет).
Результаты данной методики представлены в таблице № 1.
Распределение родителей по типу их «родительского отношения» к ребенку
Источник
Злиться – можно!
«Мой ребёнок бросается на пол и бьётся в истерике», «сын быстро взрывается и бросается на обидчика с кулаками», «дочь постоянно обижается и требует внимания», — жалуются родители. Все мы желаем своим детям добра и хотим, чтобы они были спокойны, радостны и добры. Но они злятся, обижаются, боятся, грустят. И вот мы уже кричим или цедим сквозь зубы: «Замолчи! Успокойся! Перестань!»
В каждом из нас море эмоций. Это море меняется, колеблется. Оно то волнуется, то спокойно. Наша задача — научиться плыть по этому морю, не теряя управления. И не только самим научиться, но и помочь не утонуть в нём своим детям. Как мы боремся с эмоциями, чем это опасно и как помочь ребёнку справиться с эмоциональными бурями?
Как мы боремся с эмоциями?
Представьте себе ребёнка, который отчаянно и громко плачет. Мама не купила шоколадку, упал, сделали укол — причина может быть любой. А вот реакция со стороны взрослых обычно предсказуема: любым способом это прекратить.
Лучше «проанализировать ситуацию с точки зрения эмоций»
Ребёнка переполняет страх, обида или гнев. Это неприятно, он не знает, что с этим делать, и делает то, что умеет — кричит. Родителю такая реакция не нравится, и он начинает бороться с эмоциями ребёнка.
Как он это делает?
- Подавляет : «Хватит орать, на тебя уже все смотрят!» А если ещё пригрозить наказанием, то, возможно, ребёнку удастся, в ущерб себе, подавить неугодную взрослому эмоцию.
- Прерывает : «Ой, смотри, какая птичка прилетела!» Ребёнок отвлекается и, пока не перестанет верить таким уловкам, переключается с недопережитой эмоции на птичку.
- Отрицает : «Это ни капельки не больно. Даже малышам делают прививки, и они не боятся». Ребёнок чувствует страх, но мама утверждает, что бояться тут нечего. Появляется неуверенность: «Со мной что-то не так».
Взрослые борются не только с эмоциями ребёнка, но и со своими: «зря я так разволновалась, ничего же не случилось», «что-то я совсем расхандрилась, надо встряхнуться», «съем-ка шоколадку, а то что-то мне тревожно».
К чему приводит борьба с эмоциями?
Рано или поздно взрослому удастся прекратить крик. Ребёнок успокоится, но что стало с гневом, страхом, обидой? Они испарились? Исчезли? К сожалению, нет.
Ребёнку жизненно важно ощущать одобрение значимых взрослых. И если он чувствует, что какие-то действия ими не принимаются, это вызывает тревогу и желание что-то с этим сделать. Как следствие, ребёнок может вытеснить эмоцию, и тогда она начинает влиять на него уже на подсознательном уровне, и в результате всё становится гораздо сложнее.
Непрожитые до конца, «загнанные в угол» эмоции имеют свойство накапливаться. Они — как река, перекрытая плотиной. Плотина останавливает течение, но воды становится всё больше и больше, и в какой-то момент плотина прорвётся или река выйдет из берегов и затопит все вокруг. Внешне спокойный ребёнок, однажды может так «двинуть» товарища, что тот потеряет сознание. Воспитатели и родители, конечно, будут ошарашены. Но если проследить историю детско-родительских отношений, то скорее всего выясниться, что ребёнку постоянно запрещали, стыдили, уговаривали, пугали, лишь бы он не кричал, не кидался игрушками, не дулся и т.д.
Вытеснить неприятные эмоции можно, но только вместе с остальными. Вместе со злостью, обидой, страхом замораживаются радость, стремление к творчеству, любопытство. Человек живёт в тлеющем депрессивном состоянии. Так может продолжаться многие годы.
Как помочь ребёнку «выплыть»?
- Чтобы спасти утопающего, надо самому уметь плавать. Чтобы помочь ребёнку подружиться с его эмоциями, надо научиться принимать собственные.
- Ваша задача как родителя — не уничтожить неугодные эмоции ребёнка, не сделать так, чтобы он, например, никогда не боялся, а показать, что вы рядом. Ребёнку нужно точно знать: чтобы он ни сделал, мама его не разлюбит, не бросит, не будет к нему относится хуже. Важно дать понять, что он не один: «Это ужасно обидно, когда у тебя что-то отбирают».
- Помогите ребёнку проживать свои эмоции до конца. Позвольте им быть. Дайте ему выплакаться, выговориться или как-то ещё, приемлемым для него способом, выплеснуть то, что его гнетёт.
Часто родители признаются: «Прихожу домой, как на поле боя». Значительная часть энергии уходит на подавление сопротивления ребёнка. На радость общения уже не остаётся ни сил, ни желания. Недовольство между родителями и детьми накапливается и к подростковому возрасту подходит к точке наивысшего накаливания.
Между тем, родители, научившиеся принимать ребёнка целиком, замечают насколько их отношения стали доверительнее и ближе. Бывает даже, они не замечают никакого «трудного» возраста. Подросток чувствует, что семья — его крепость, где он может укрыться от любых невзгод.
Управлению эмоциями можно и нужно учиться. Научитесь сами и тогда вы сможете научить этому и своего ребёнка. Можно читать книги по теме, участвовать в тренингах или обратиться к психологу. Психолог раскроет природу эмоциональных состояний, научит управлять собственными эмоциями и поможет научить этому ребёнка.
Вот примеры наиболее частых вопросов, с которыми работают наши детские психологи в сфере эмоций:
- Как помочь ребёнку до конца пережить эмоцию?
- Когда присоединение к эмоциям ребёнка не желательно?
- Как переключить активность ребёнка со смартфона на уроки без скандала и ссор?
- Что делать, когда ребёнок «истерит», боится воды или подвергается другим сильным эмоциям?
- Как вам самим научиться проживать эмоции, справляться со стрессом, слышать себя и своего ребёнка?
Грустно, когда радость и искренность в детско-родительских отношениях считаются роскошью. А ведь это может стать нормой. Только бы не опустились руки. И только бы хватило смелости начать с себя.
Источник
Особенности социально-психологической дистанции в детско-родительских взаимоотношениях
Жемчугова Анна Андреевна
магистрант кафедры клинической психологии и психологии личности, Институт психологии и образования, Казанский Федеральный Университет, РФ. г. Казань, avkern@list.ru
Шамсутдинов Алмаз Денисович
магистрант кафедры клинической психологии и психологии личности, Институт психологии и образования, Казанский Федеральный Университет, РФ. г. Казань, linarsh12@gmail.com
Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к определению феномена «социально-психологической дистанции» и ее специфика в детско-родительских отношениях, а также последствия ее нарушения. Представлены результаты исследования взаимосвязи между различными причинами неудовлетворенности межличностными отношениями и показателями социально-психологической дистанции в детско-родительских отношениях. Приводятся данные о структуре, содержании и причинах психологической дистанции подростков и их родителей. По результатам анализа выявлены гендерные различия в социально-психологической дистанции подростков и их родителей.
Ключевые слова: социально-психологическая дистанция, детско-родительские отношения, подростковый возраст, отчужденность, близость, межличностные взаимоотношения
Features of socio-psychological distance in child-parent relationships
Zhemchugova Anna Andreevna
master student in clinical psychology and personality psychology, Institute of psychology and education, Kazan Federal University, RF, Kazan
Shamsutdinov Almaz Denisovich
master student in clinical psychology and personality psychology, Institute of psychology and education, Kazan Federal University, RF. Kazan
Abstract: The article considers the main approaches to the definition of the phenomenon of «socio-psychological distance» and its specificity in child-parent relations, as well as the consequences of its violation. The results of the study of the relationship between various causes of dissatisfaction with interpersonal relationships and indicators of socio-psychological distance in child-parent relationships are presented. Data on the structure, content, and causes of psychological distance between teenagers and their parents are provided. The results of the analysis revealed gender differences in the socio-psychological distance of adolescents and their parents.
Keywords: socio-psychological distance, child-parent relations, adolescence, alienation, intimacy, interpersonal relationships
Отношения между людьми являются важной составляющей человеческого существования. Характер этих отношения во многом определяет переживание благополучия, комфорта и удовлетворенность жизнью в целом, особенно если речь идет об отношениях детей и родителей.
Важным моментом, поддерживающим гармоничные межличностные отношения, выступает межличностная дистанция. Ее изменение в неблагоприятную для субъекта сторону приводит к нарушению значимой системы отношений, к нарушению полноценного функционирования человека в обществе и к личностной дезорганизации. В детско-родительских отношениях социально-психологическая дистанция имеет особенно большое значение, так как является одним из факторов развития личности ребенка, а также одним из факторов благоприятных отношений в семье в целом, влияет на психологическое здоровье семьи [5]. Более того современные исследования показывают, что дистанцирование в отношениях с семьёй и родителями напрямую связано с низким уровнем субъективного благополучия ребенка [1].
Среди ученых, зарубежных и отечественных, так или иначе затрагивавших в своих исследованиях тему межличностной дистанции, можно назвать следующих авторов: В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, Б.Д. Парыгин, Е.И. Кузьмина, А.Б. Купрейченко, А.А. Кроник и Е.А. Кроник и др.
Духновский С. В. в своей монографии отмечает, что межличностные отношения предполагают определенные границы, благодаря которым образуется физическая дистанция – расстояние между субъектами, а также дистанция между психологическими пространствами взаимодействующих субъектов [3].
Дистанция выступает одним из регуляторов моделирования социального и личного пространства человека. Дистанцию образует «слияние» социально-психологических (и физических) границ субъектов отношений. Характер этого слияния будет говорить о степени автономности и независимости субъектов отношений, а также о характере самих отношений [6].
Таким образом, под социально-психологической дистанцией понимается характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами, которая регулируется внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов [3].
Неблагоприятное изменении дистанции в отношениях приводит к дисгармонии в отношениях.
Дисгармония межличностных отношений представляет собой:
– ослабление взаимосвязи между субъектами отношений, отсутствие единства, согласия между ними;
– ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами;
– дисбаланс (нарушение равновесия) между познавательным (когнитивным), эмоциональным и поведенческим компонентами отношений;
– гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз» [6].
Особенно ярко подобные дисгармоничные формы взаимоотношений проявляются в детско-родительских взаимоотношениях. Это связано прежде всего с тем, что детско-родительские взаимоотношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя.
Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта амбивалентность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром.
В-третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка, т. е. отношение к дошкольнику очень отличается от отношения, например, к подростку [5].
Здесь стоит отметить, что нами не случайно был выбран подростковый возраст, который предполагает выстраивание принципиально новой системы отношений между детьми и родителями. На этот период можно считать периодом эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональный, поведенческий и нормативный.
При неблагоприятном изменении дистанции в отношениях с родителями процесс эмансипации может замедлиться или пойти неправильным путем. Именно в подростковом возрасте нарушение в социально психологической дистанции с родителями может приводить к отчужденности. Которая в свою очередь проявляется в нарушении отношений родителей с подростком, нормы, установки и ценности родителей не изменяются, в то время как социальная роль подростка и его самоощущение трансформируется [4].
Отчужденность в противовес близости формирует у подростка неблагоприятный эмоциональный фон, выраженный в чувствах обособленности, отвержения, одиночества и как следствие потери «Я» [8].
Цель нашего исследования – изучить особенности социально-психологической дистанции в отношениях между детьми и родителями, а также выявить наиболее значимые причины ее неблагоприятного изменения.
В исследовании приняли участие 35 учащихся 7 – 9-х классов (в возрасте от 13 до 15 лет) из них 16 юношей и 19 девушек, а также их родителей из них 13 мужчин и 22 женщины. В общей сложности в исследовании принял участие 71 человек.
Для выявления особенностей социально-психологической дистанции использовалась методика СПД [2], которая представляет собой психодиагностический инструмент для измерения полного состава межличностной дистанции и общего индекса психологической близости между взаимодействующими субъектами.
Для определения причин неблагоприятного изменения социально-психологической дистанции в детско-родительских отношениях использовалась анкета «Причины неудовлетворенности межличностными отношениями» [2].
Методы математической обработки данных: коэффициент корреляции Спирмена, U — критерий Манна-Уитни. Обработка данных проводилась на базе компьютерной программы SPSS
В ходе исследования было выявлены следующие закономерности.
При рассмотрении особенностей различных видом социально-психологической дистанции у детей и родителей выражены примерно на одном уровне (рис. 1).
Рисунок 1. Выраженность социально-психологической дистанции у детей и родителей (средние значения по методике СПД)
Можно отметить, что при сохранении понимания и доверия в отношениях сложнее всего устанавливать близкие отношения в эмоциональной и поведенческой сферах. Что может быть связано с неумением устраивать совместный досуг, а также с повышенным фоном эмоционального напряжения у детей подросткового возраста. Поэтому они склонны поступать из эмоциональных побуждений, тогда как родители из рациональных. Другими словами, общие ценности реализуются различными путями.
Помимо этого, нам показалось интересным рассмотреть различия в уровне близости в отношениях с родителями у юношей и девушек. Для этого был использован U-критерий Манна-Уитни (табл. 1).
Таблица 1. Различия в уровне выраженности межличностной дистанции у юношей и девушек в отношениях с родителями. Результаты по U-критерию Манна-Уитни
Источник