- Эмоциональный интеллект ребенка
- Что такое EQ?
- Когда нужно начинать заниматься развитием EQ ребенка?
- Упражнения для развития EQ
- Чтение как элемент арт-терапии
- Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен?
- Эмоциональный интеллект — важнейший навык будущего
- Что такое эмоциональный интеллект?
- EQ — не эмоциональный интеллект
- Зачем нужен эмоциональный интеллект?
- Развиваем эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект ребенка
Способность управлять своими эмоциями — важное качество, которое закладывается в раннем детстве, но необходимо в течение всей жизни. За эту способность отвечает EQ — эмоциональный интеллект. Что такое эмоциональный интеллект? На какие стороны жизни он влияет? Как его тренировать и в каком возрасте лучше начать? Мы собрали ответы на эти вопросы, опираясь на авторитетные мнения детских психологов и специалистов по раннему развитию.
Что такое EQ?
Это понятие ввел психолог Рувен Бар-Он в 1988 году.
EQ или эмоциональный интеллект — это навык, который помогает распознавать эмоции, понимать мотивацию и желания — свои и других людей; способность управлять эмоциями и адекватно выражать их.
Семь составляющих эмоционального интеллекта:
- умение распознать эмоцию и найти ее причину
- знание своих сильных и слабых сторон
- способность говорить «нет» и принимать ситуацию
- быстрая адаптация к новым обстоятельствам
- умение не зацикливаться на прошлых неудачах
- позитивный взгляд на ситуацию и ориентир на будущие успехи
- эмпатия
Эмоциональный интеллект отражается на всех сферах жизни, как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте.
От того, насколько ребенок умеет совладать с нахлынувшими эмоциями, зависит не только его «имидж» среди взрослых и умение заводить друзей среди сверстников, но и способность к обучению и даже здоровье. Известно, что эмоционально стабильные дети реже болеют, и напротив, дети с неустойчивой психикой чаще подвержены простудными и вирусным заболеваниям, их иммунитет слабее иммунитета спокойных сверстников.
Умение взрослого человека владеть собой напрямую влияет на способность строить здоровые дружеские и семейные отношения и принимать верные решения в бизнесе и жизни в целом.
Именно поэтому современные родители уделяют такое внимание развитию EQ ребенка.
Когда нужно начинать заниматься развитием EQ ребенка?
Все психологи сходятся во мнении, что развивать эмоциональный интеллект необходимо как можно раньше.
Известный русский психолог начала ХХ века Лев Семенович Выготский, связавший психологию с педагогикой, изучал «кризис трех лет» и пришел к выводу, что именно в этом возрасте малыш начинает действовать не только под влиянием эмоции, но и подчиняясь поставленной цели. Проще говоря, когда ребенок падает в истерике на пол посреди торгового центра — это не просто эмоциональная вспышка, это сознательная манипуляция с целью заполучить желанную вещь.
Ребенок 2-3 лет не способен делиться игрушками и получать от этого удовольствие. Однако это понимание приходит к 5-ти годам, но только при правильном воспитании EQ.
Упражнения для развития EQ
Сегодня существует ряд простых упражнений, направленных на развитие EQ, выполнять которые можно дома, в кругу семьи.
В первую очередь, ребенку нужно научиться распознавать эмоции и находить их причины. Разыграйте сценку: возьмите мягкую игрушку и изобразите, что она плачет. Обсудите с ребенком, что чувствует игрушка и почему плачет — ей грустно, она обиделась, замерзла или болят зубки. Придумайте, как можно ей помочь. Такие игры можно начинать уже с 2-ух лет.
Игра «На что похоже настроение» развивает способность не только распознавать эмоцию, но и выражать ее. Предложите малышу пофантазировать и описать свое настроение. Начните первыми — «мое настроение похоже на летний солнечный день» или «мое настроение похоже на ураган», и передайте эстафету ребенку. Это упражнение способствует развитию образного мышления и умения передать эмоциональное состояние.
Эмоциональный интеллект ребенка отлично развивают занятия по арт-терапии, где малыши рисуют, слушают музыку и сказки.
Чтение как элемент арт-терапии
Сказки как элемент арт-терапии — важный инструмент в развитии эмоционального интеллекта. Слушая сказки, ребенок знакомится с различными проявлениями эмоций и учится сопереживать героям.
Отличным подспорьем в воспитании в ребенке эмоционального интеллекта станет серия «Выбор миллионов». Две книги популярной французской писательницы Жослин Витек и иллюстратора Кристин Руссе помогут малышам научиться «слышать» свои эмоции и выражать их, сочувствовать и сопереживать.
«Маленькое большое сердце» — история маленькой девочки с большим сердцем. Книга поможет ребенку лучше понять свой внутренний мир. Почему обида ранит сердце и как его починить? Почему страх заставляет сердце биться сильнее, а счастье — замирать? Сердце человека способно вместить так много разных чувств. Эта нежная история — компас в детском мире взрослых эмоций.
«Маленькие большие друзья» — история дружбы маленькой девочки и большого дерева. Книга научит быть в гармонии с собой и природой, слушать и слышать, доверять и заботиться. Эта трогательная история поможет родителям сделать первые шаги в развитии в ребенке эмпатии — важной составляющей эмоционального интеллекта.
Серия «Выбор миллионов» переведена на 15 языков и продана тиражом более миллиона экземпляров. Обе книги написаны в стихах. Детские психологи и специалисты по раннему развитию детей выяснили, что именно мелодичные ритмичные стихи лучше воспринимаются ребенком, повышают внимание, пробуждают интерес и вызывают гораздо больше эмоций, чем простая проза.
Источник
Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен?
Слышали про эмоциональный интеллект, но так до конца и не разобрались, что это и зачем он нужен? А знаете, чем EI отличается от EQ? Оказывается, развитие эмоционального интеллекта помогает человеку быть успешнее и эффективнее решать задачи. Подробнее разбираемся с книгой «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей».
Эмоциональный интеллект — важнейший навык будущего
Сергиенко Елена Алексеевна
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это не развитие гениальности, быстроты ума или эрудированности. Это скорее основа развития. Исследования показывают, что дети и взрослые, умеющие понимать эмоции свои и других людей, управлять ими и использовать эмоции в качестве ресурса для достижения своих целей, могут достигать максимальных успехов во многих сферах деятельности.
Страх осуждения, боязнь совершить ошибку, неуверенность в своих действиях, возможно, не раз подводили вас в самые ответственные минуты. Вспомните свои школьные годы.
- Сколько правильных ответов вы оставили при себе, боясь учителя?
- Сколько мыслей не высказали, страшась порицания?
- Сколько докладов не рассказали, стесняясь публики?
- Сколько идей не воплотили, боясь, что не получится?
Развитый эмоциональный интеллект способствует повышению качества взаимодействия детей и подростков с ровесниками, членами семьи, значимыми взрослыми, а также более гибкой адаптации к требованиям и сложностям окружающей среды.
В школе у детей с высоко развитым эмоциональным интеллектом растет академическая успеваемость, повышается мотивация к обучению. В свою очередь, дети с низким эмоциональным интеллектом более подвержены влиянию «плохой» компании, имеют проблемы с успеваемостью и концентрацией внимания, чаще подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию. Об этом подробнее мы будем говорить далее.
Что такое эмоциональный интеллект?
Тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — профессора Нью‑Гэмпширского и Йельского университетов Джон Мэйер, Питер Сэловей (сейчас президент Йельского университета) и Дэвид Карузов ввели понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) в научную терминологию и определили его как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов. Таким образом, эмоциональный интеллект — это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя.
Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает вероятность успеха во взрослой жизни.
EQ — не эмоциональный интеллект
Часто на просторах интернета можно встретить аббревиатуру EQ при обозначении эмоционального интеллекта. Но давайте разберемся, что означает эта аббревиатура. EQ (Emotion Quotient) — дословно переводится как «коэффициент эмоциональности» и означает степень, силу выражения эмоций. В данном словосочетании отсутствует термин «интеллект», который составляет важную основу в развитии эмоционально‑интеллектуальных способностей ребенка. Эмоциональный интеллект — EI (Emotional Intelligence) — это интеллектуальное использование эмоций и управление ими.
Эмоциональный интеллект необходимо отличать от выраженности эмоций и силы их проявления.
Во‑первых, если человек, например, бурно выражает свои эмоции и у него высокий EQ, это не всегда значит, что у него высокий EI. Эмоциональный человек (с высоким коэффициентом эмоциональности) — тот, кто может сильнее чувствовать и/или сильнее проявлять свои эмоции, чем другие, а человек с высоким эмоциональным интеллектом — тот, кто умеет определять и грамотно использовать эмоции.
Люди с высоким эмоциональным интеллектом способны эффективно применять свои эмоции. Обладатели низкого EI могут их игнорировать, неправильно интерпретировать или полностью подчиняться им, не извлекая пользы из этих сигналов.
Во‑вторых, при использовании EQ часто идет ложное противопоставление разума и чувств и даже упоминается, что эмоциональный интеллект может быть важнее обычного интеллекта. На самом деле EI означает, что разум и чувства являются неделимым целым, вносящим свой совместный вклад в поведение человека. И первую скрипку здесь всё же играет интеллект.
Эмоциональный интеллект стал модной темой во всем мире, широко шагнув из научных лабораторий в бизнес-сообщество. Растиражированные, сильно упрощенные, не совпадающие с оригиналом новые теории и практики эмоционального интеллекта стали интенсивно продаваться на рынке развития взрослых и детей.
В России этот процесс только начинается, и интерес к развитию эмоционального интеллекта детей и социально‑эмоционального обучения активно нарастает. Некоторые родители самостоятельно развивают эмоциональный интеллект ребенка, читая различную литературу. Давайте разберем, какие составляющие включает эмоциональный интеллект.
Зачем нужен эмоциональный интеллект?
В структуру эмоционального интеллекта входят четыре группы способностей:
- Распознавание эмоций — способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу). Какие эмоции испытываете вы сейчас? А какие эмоции испытывает ваш ребенок? Эти вопросы многих людей заводят в тупик, так как они не находят нужных слов. Важно знать азбуку эмоций, как распознать определенную эмоцию у себя и другого.
- Использование эмоций для решения задач — способность грамотно направить эмоции на стимулирование умственной деятельности и решение задач. Вспоминаете ли вы ситуацию, когда какая‑то неожиданно появившаяся эмоция помешала вам в достижении важного результата? Или, наоборот, помогла решению задачи? Каждая эмоция несет важную функцию и помогает вам и ребенку в определенных ситуациях.
- Понимание эмоций — способность определять причины возникновения эмоций; предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем (эмоциональные сценарии), а также понимать сложные эмоции и чувства. Посмотрите на своего ребенка. В чем причина той эмоции, которую он сейчас испытывает? Часто при общении с подростками мы замечаем, что наши безобидные слова (как нам кажется) вызывают у них бурную эмоциональную реакцию. Что могло произойти? Возможно, в данный момент вы затронули ценности ребенка, что для него является очень важным, и, сами того не замечая, их обесценили.
- Управление эмоциями — способность регулировать эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие эмоции для достижения целей. Если вам данная эмоция сейчас не помогает, как вы можете переключиться? Какие стратегии работают для вас?
Для гармоничного развития эмоционального интеллекта ребенка станьте его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним четыре основных шага:
Источник
Развиваем эмоциональный интеллект
В последние годы эмоциональному интеллекту ребенка стало уделяться не меньше внимания, чем умственному образованию и физическому здоровью. Эмоциональная компетентность — это умение понимать, выражать и контролировать свои чувства и переживания, а также способность замечать и понимать чувства других людей. Именно от эмоциональной компетентности зависит, насколько человек преуспеет в карьере, отношениях с людьми, построении семьи и многом другом.
Новая книга известного психолога, профессора, автора популярнейших книг по детской психологии Юлии Борисовны Гиппенрейтер и ее супруга, математика Алексея Николаевича Рудакова, «Развиваем эмоциональный интеллект. Детям о метафорах» подготовлена с целью помочь родителям и самим детям в общении и эмоциональном развитии. В книге представлены отрывки из стихов русских поэтов, в которых с помощью метафор и других средств художественной выразительности переданы сложные чувства и смыслы, оттенки настроений и состояний человека.
Гиппенрейтер Юлия Борисовна
«Поэтические образы — это уникальный материал для воспитания общей культуры ребенка, развития его воображения, эмоционального интеллекта, речи и мышления. Мы сопровождаем тексты стихов комментариями. В них мы настраиваем родителей и самих детей на обсуждение образов и эмоций, описанных в стихотворениях, приглашаем подумать над собственными впечатлениями и образами. Работа с книгой должна помочь читателю вместе с освоением психологического богатства русского языка повысить свою эмоциональную компетентность».
Прекрасным дополнением к книге станет комплект игр «Развитие речи, интеллекта и образного мышления». Внутри вы найдете 60 карточек с популярными пословицами и поговорками: стремясь понять, какой смысл скрывается за образной фразой, ребенок будет тренировать мышление и память, обогатит словарный запас. В наборе также представлены 10 карточек‑полей для игры в лото и 60 карточек для игры в домино.
Источник