Избавится от чувства вины упражнения

Занятие с элементами тренинга для педагогов избавление от чувства вины.

Елена Гугало
Занятие с элементами тренинга для педагогов избавление от чувства вины.

Цель и задачи тренинга:

1. осознать и понять природу чувства вины;

2. избавиться от чувства вины;

3. научиться жить без чувства вины, осознавая свои ошибки, делая выводы и не повторяя их в своей жизни.

Целевая аудитория: мужчины и женщины (с 18 лет и старше, желающие научиться и справиться с чувством вины в свой жизни.

Продолжительность и периодичность тренинга: 1 час 20 минут, 1 встреча.

Материалы: листы бумаги, ручка, стул.

1. Упражнение 1 «Погода на душе».

2. Упражнение 2 «Накопительные комплименты».

3. Упражнение 3 «Стираем детские переживания».

4.Упражнение 4: «Формулировка вины».

5.Упражнение 5: «Пустой стул».

Ход работы:

1. Вводная часть.

Сегодня мы с Вами поговорим на тему Вины. В рамках занятия с элементами тренинга вы узнаете, что такое чувство вины, ее источники как с этим чувством бороться.

Можно смело утверждать, что почти каждый человек на протяжении своей жизни хоть единожды, но чувствовал себя виноватым, то есть испытывал чувство вины. За слова, поступки, мысли – за всё, что угодно! У некоторых людей это чувство протекает результативно, то есть человек осознает свои ошибки и делает для себя выводы, стараясь не повторять их в жизни. Другие же, наоборот, переживают это чувство без каких-либо выводов — постоянно терзают себя, и не могут успокоиться на протяжении долгого периода времени. Естественно, это негативно сказывается на общем самочувствии и даже на здоровье таких людей.

Комплекс вины, пожалуй, один из тех комплексов, с которым жить тяжелее всего. Под воздействием неосознанного чувства вины, человек за все произошедшие вокруг него негативные события подсознательно берет ответственность на себя.

Сегодня мы обсудим эту сложную тему и узнаем, как навсегда избавиться от чувства вины и жить счастливо?

Упражнение 1 «Погода на душе» [1].

Цель: диагностировать состояние каждого участника группы в начале тренинга. Рекомендуется проводить в начале и конце рабочего дня.

Задание: Участники по очереди должны описать свое состояние в метеорологических терминах.Например: «Я — Света. На душе у меня солнечно, погода ясная, ветра нет, температура +20°С»; «Я — Коля. На душе у меня пасмурно, кратковременные осадки, ветер порывистый, температура — 3° С».

Упражнение 2 «Накопительные комплименты» [3].

Цель: выражение каждым участником признания, удовлетворение базовой потребности членов группы, способствование установлению в группе уважительного климата.

Кто из вас знает игру «испорченный телефон». Я хочу сыграть с вами в одну очень необычную версию этой игры. Пожалуйста, подходите по пять человек и становитесь друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Подумайте немного о том, какой комплимент вы могли бы сказать члену группы, стоящему за вами. Сосредоточьтесь на комплиментах, которые относятся к личности и к характеру,например: «предупредительный», «приветливый», «терпеливый». Если вы совсем не знаете или знаете мало человека, стоящего за вами, вы можете подарить ему выдуманный комплимент. Ведь было бы замечательно, если бы мы могли передать кому-нибудь хорошее качество,просто шепнув на ухо: «С тобой хорошо работать».

Каждый придумал комплимент? Игра начинается с тех, кто стоит в каждом ряду первым. Вы поворачиваетесь к стоящему за вами и шепчете ему на ухо.Используйте простой оборот: «Я думаю, что ты. (приветливый)». А вот тут и начинается самое интересное. Второй человек передает назад комплимент, который сам получил, и добавляет к нему собственный комплимент.В нашем примере он бы сказал третьему человеку: «Я думаю, что ты приветливый и терпеливый». И так далее. Каждый повторяет комплименты, которые сам получил, и добавляет свой комплимент. Последний в ряду человек идет вперед к тому, с кого началась игра и который сам еще не получал комплимента, и дарит ему все уже названные комплименты плюс свой собственный. Когда все группы передали комплименты, мне, конечно, хотелось бы услышать, что именно вы сказали друг другу. Тогда первый человек должен еще раз сказать комплименты, которые он получил. Поняли, как играть?

2. Основная часть.

Попробуем разобраться, из-за чего же может возникать чувство вины.

Первый и один из основных источников – это родительская семья. Нами управляют в детстве, нас контролируют, наказывают чаще, чем хвалят, критикуют, ограничивают в любви. «Ты плохо ведешь себя. Ты виновата, ты сделала все не так. Ты виновата, я не буду тебя любить». Потом эту эстафету подхватывает детский сад, школа (навешивание ярлыков, руководитель на работе. Уже с детства ребенок начинает испытывать угрызения совести перед мамой и папой боясь не соответствовать их ожиданиям. Часто проносит это чувство через всю жизнь. Начинается формироваться трагический сценарий, когда ребенок, будучи взрослым, пытается реализовать все то, что ему навязано в детстве, так если я ничего не умею, то я и не буду ничего уметь, не пойду поступать, если я такая бестолковая и т. д. Есть и исключения, когда формируется антисценарий.

Также чувство вины может быть навязано человеку другими людьми. Человеком с этим чувством легче всего манипулировать.

Упражнение 3 «Стираем детские переживания» [4].

Цель: стирание негативной программы, установленной в детстве родителями, друзьями, учителями.

Возьмите чистый лист бумаги. Сложите его пополам.

Напишите на одной половине листа: «Что обо мне говорили. Мои прозвища. Мои недостатки», а на второй половине листа — «Положительные утверждения».

Теперь вспомните, какие прозвища или негативные утверждения использовали ваши родители (учителя, друзья) в детстве, пытаясь обуздать вашу энергию и сделать послушным и дисциплинированным ребенком (возможно, они и сегодня обращаются к вам так же, тогда особых проблем с воспоминанием у вас не будет).

Имеются в виду обращения типа: «Неумеха!», «Ты такая глупая!», «Бездарность», «Ты ничего не умеешь», «Погляди на себя», и подобные.

Затем на второй половине напишите положительные утверждения, противоположные по смыслу негативным выражениям из левого столбца. Каждому выражению из левого столбца должно быть подобрано противоположное положительное утверждение.

Например, напротив записи «Неумеха!»пишите что-то вроде: «Я умелый и талантливый человек, я легко делаю все, что захочу!»

Напротив «Ты ничего не умеешь»записываете: «У меня прекрасно получаются любые дела»,

Формулировки положительных утверждений могут быть любыми. Важно только, чтобы они не содержали частицу «не» и были противоположны по смыслу негативным утверждениям ваших родителей или других авторитетных для вас в детстве людей (учителей, родственников, друзей и т. д.).

Читайте также:  Стресс тест для процессора intel

Формулировки слева читаете еще раз и перечеркните или закрасьте. Дальше оторвите отрицательные записи, а положительные с правой половины повторяйте несколько раз в день.

Вопросы для рефлексии:

1. Что дало вам данное упражнение?

2. Считаете вы его полезными? Если да, то в чём?

3. Что было самым сложным в упражнении?

Упражнение 4: «Формулировка вины».

Цель: определение источника вины, ее конкретизация.

Возьмите лист бумаги, и, подумав, запишите, за что вы виноваты и перед кем.Напишите: «Я виновата перед …за то, что…

Вопросы для рефлексии:

1. Легко ли далось вам данное упражнение?

2. Что было самым сложным?

3. Хотелось бы вам озвучить данные записи? Почему?

Упражнение 5: «Пустой стул».

Цель: научиться просить и принимать прощение за свой поступок, который вызывает чувство вины.

Участнику предлагается сесть напротив пустого стула и представить, что на нем сидит человек, перед которым надо попросить прощение. После того как участник попросил прощение, он занимает место пустого стула и от имени человека, перед которым у него сформировалось чувство вины, прощает самого себя.

Можно предложить участникам использовать фразы.

Например: «Надя, я виновата перед тобой за то, что я разбила твою любимую вазу и не призналась, прости меня!»

«Да, ты не призналась мне за то, что ты разбила мою любимую вазу, надо было мне сказать сразу, но я все равно тебя прощаю!».

Существует способ избавления от вины: «Перестаньте оправдываться, когда этого не нужно делать и этого от Вас не ждут». Вы никому, ничего не должны. Говорите себе «Я знаю кто я такая, я знаю, какая я, я знаю, почему я так поступила».

Вопросы для рефлексии:

1. Было ли вам сложно работать с данной техникой? Если да, то почему?

2. Были ли у вас какие-то специфические ощущения от данного упражнения? Если да, то какие?

3. Будете ли вы использовать данную технику дальше?

3. Заключительная часть. Итоговая рефлексия.

Избавляйтесь от оправданий, прощайте самих себя и не впускайте в свою жизнь чувство вины!

Список использованной литературы:

1. Ирина Куртикова, Калерия Лаврова, Всеволод Ли. Тренинг: руководство к действию. Теория и практика — М, 2005. — 240 с.

2. Вьюнова, Н. И.Гештальт-терапия: учеб. пособие для вузов / Н. И. Вьюнова. – Воронежский государственный университет, 2009. — 88 с.

3. Клаус В. Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнении. — М. : Генезис, 2011. — 240 с.

4. Свияш? А. Г. Разумный мир, или Как жить без лишних переживаний. — 2-е изд., доп. — М. : Изд-во РОО «Разумный путь»; Изд-во «прайм-ЕВРОЗНАК», 2001. — 362 с.

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга Тема: Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентнос Деловая игра для педагогов с элементами тренинга Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного.

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Подготовила:.

Консультация для педагогов с элементами тренинга на тему «Скандинавская ходьба» Цель: познакомить педагогов со скандинавской ходьбой как видом оздоровительной физкультуры для детей и взрослых. Обучение технике скандинавской.

Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Аспекты педагогического общения воспитателя с детьми» Цель: познакомить с понятием «педагогическое общение». Раскрыть основные аспекты педагогического общения воспитателя с детьми: функции,.

Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Толерантность в педагогическом общении» Цель :познакомить с понятиями: толерантность, толерантность в педагогическом общении, коммуникативная толерантность. Раскрыть основные аспекты.

Лекция с элементами тренинга: «Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его факторами, причинами, стадиями, способами профилактики. Задачи: — обобщить.

Мероприятие с элементами тренинга для педагогов детского сада «Вместе мы сила» Цель тренинга: • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи тренинга: • формирование и усиление общего.

Практикум с элементами тренинга на развитие эмоционального интеллекта педагогов Цель: Формирование способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей через мимику, жесты,.

Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения» Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения» Цель занятия: содействие.

Занятие с элементами тренинга для педагогов «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений» Цель: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить,.

Источник

Тренинг № 8. Инфицированные чувством ВИНЫ. Технология освобождения!

Тренинг № 8. Инфицированные чувством ВИНЫ. Технология освобождения!

Остерегайтесь тех, кто хочет вменить вам чувство вины, ибо они жаждут власти над вами.

С. Нежинский

Способность испытывать чувство вины присуще всем людям. Этот глубокий якорь сформировался в процессе эволюции человека. Центральный страх виновного – это страх быть отвергнутым обществом, лишиться всех благ. Как итог смерть от физического и эмоционального голода.

Чувство вины – отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является ваш поступок, который, по вашему мнению, является причиной негативных последствий для других людей

Вина – это цена, которую мы платим за нарушение определенных стандартов поведения или убеждений. Пока наше поведение будет за рамками этих стандартов, чувство вины не перестанет преследовать нас по пятам. Это программа встроена в социальное ДНК нашего общества и передается из поколения в поколение.

По мнению британских аналитиков, практически все женщины, а именно 96 %, испытывают чувство вины ежедневно.

• Почти 80 % взрослых, которые когда-либо предпринимали попытку покончить с собой, страдали от хронического чувства вины или стыда.

• 25 % детей в возрасте от трех до четырнадцати лет «наказывают» себя за мастурбацию или за то, что в мыслях желали кому-то смерти.

• 10 % людей могут самостоятельно справиться со своим чувством вины, остальные 90 % либо подавляют его, либо прибегают к помощи священника или психотерапевта.

Мой опыт. Тема вины – это запрос входящий в ТОП-10 запросов, которые люди выносят при работе в тренинге или на индивидуальных консультациях по управлению эмоциями. Причем далеко не всегда вина сразу очевидна. На одной из таких консультаций Клиент жаловался на частые приступы необъяснимой тревожности. Она возникала внезапно и потом также внезапно исчезала. Когда мы занялись исследованием этой темы, оказалось, что вина у него связана с тем, как он расходует свое время. Оказывается, в детстве отец беспрестанно стыдил его за безделье. По мнению родителя, сын должен был постоянно делать что-нибудь полезное. Впоследствии эта программа-триггер легла в основу его жизненного сценария. И теперь в те периоды, когда он ничем не занят, голос из прошлого вызывает в нем чувство вины, которая проявляется в виде внезапной тревожности.

Обвинение оказывает настолько сильное эмоциональное влияние, что противостоять ему, сохраняя внутреннее равновесие, очень сложно. Обвинительный тон рождает в другом человеке чувство вины, страха или гнева.

Читайте также:  Первые дни после зачатия что чувствует женщина

Поэтому, осознав это сильное влияние, многие люди используют его для достижения своих целей. Вначале бабушка обвиняет маму, потом мама обвиняет папу, потом папа обвиняет сына, потом сын обвиняет друга и так далее, до бесконечности.

Чувство вины человеку навязывают с самого детства. Родители часто стыдят или ругают ребенка за то, что он не доел кашу, за промоченные ползунки или за сломанную игрушку. Постоянно стыдя и наказывая ребенка, они приучают его чувствовать себя виноватым.

Даже животные способны испытывать чувство вины. Пока нет научных доказательств, что некоторые животные на самом деле испытывают чувство вины, но их мимика и поведение позволяют сравнивать их с людьми, которые испытывают такие же эмоции. Несколько раз я видел собак и кошек, которые вели себя виновато, когда хозяева их стыдили или ругали за какой-то проступок. Но испытывают ли чувство вины животные, которые живут вдали от человека? Является ли чувство вины чисто человеческой эмоцией, или она присуща и другим животным? На эти вопросы нам еще предстоит получить ответ.

Анекдот: Муж, возвратившийся из командировки, признается жене, что потерял обручальное кольцо.

– Не понимаю, – возмущается жена – как это можно ухитриться потерять кольцо?

– Ты во сем виновата! Я тебе уже целый год твержу, что у меня разорван карман!»

Палка о двух концах

Внутренний стандарт, который руководит поведением человека, – это совесть. Совесть – это потребность человека нести ответственность за свои действия. Совесть базируется на сопереживании как механизме общественного инстинкта сохранения вида. Тормозные механизмы против причинения вреда члену стаи или популяции существуют у многих животных. В человеческом обществе в силу неоднозначности понимания вреда совесть обрастает воспитанными моральными нормами.

Чарлз Дарвин, английский натуралист и путешественник

Чувство вины – это палка о двух концах. Как только вы испытали чувство вины, в тот же момент вы научились его вызывать в других людях. И многие люди в этом значительно преуспели. Я бы сказал, стали обладателями черного пояса по этому виду «спорта». Жить с этим чувством невыносимо, вместе с тем в нем есть много смыслов, убрав которые, мы разрушим структуру нашего общества. Если же вам удастся избавиться от этого чувства, знайте, что в первую очередь рухнет ваша структура, потому что вы понятия не имеете, как много оно значит для вас? Вопрос только в одном: что придет на его место?

Десять основных форм вины

Интересную градацию форм вины я нашел у известного американского психолога и мотивационного спикера Энтони Робинса. Казалось бы, зачем мотивационному спикеру, который исповедует психологию успеха, собирать и изучать этот материал?! Я уверен, что чувство вины у многих людей является преградой на пути к успеху и счастью. Различные виды вины – это колоссальные люки для забора нашей психической энергии. Они высасывают целые киловатты энергии из нашего эмоционального резервуара, которые мы могли бы направить на достижение результатов. Поэтому в первую очередь предлагаю диагностировать те виды вины, которые есть у вас, и взять их под первоначальный контроль.

Какой эмоциональный триггер запускает ваше чувство вины?

В этом задании вам необходимо определить по 10-балльной шкале наличие у вас одного из десяти видов вины. Поставьте напротив каждого бал, где 1 – это минимальное значение, а 10 – максимальное.

1. ВИНА Родители/Ребенок. Родители, посредством вызывания чувства вины проводят воспитательную работу. Сделал так – ты хороший! Сделал этак – ты плохой! Ребенок идеализирует своих родителей, поэтому их оценка является для него аксиомой.

2. ВИНА Ребенок/Родители. Дети, не имея возможности договориться с родителями, учатся вызывать у них чувство вины, чтобы те выполняли их прихоти. Также ребенок из-за чувства вины может возвращать неоплаченные долги своим родителям всю жизнь.

3. ВИНА Руководитель/Подчиненный. Работают те же законы, что и между родителями и детьми. Прообразом начальника является властный родитель.

4. ВИНА Учитель/Ученик. Работают те же законы, что и между родителями и детьми. Прообразом учителя является властный родитель.

5. ВИНА через любовь. Манипуляцией любовью пользуются партнеры для достижения своих целей. Если ты меня любишь, сделай так. Если не сделаешь, значит не любишь.

6. Законодательная ВИНА. В обществе существуют гласные и негласные правила. Данные регуляторы состоят из этических норм поведения и гражданских законов (конституция). Эти прописанные правила обеспечивают функционирование общества. Тюрьма является превосходным примером стража закона.

7. Сексуальная ВИНА.Сексуальная тема в обществе табуирована. Только в последние 30 лет поднялась завеса тайны и люди начали пробовать открыто говорить об этом. Эта вина формировалась тысячу лет и является одним из критериев, которые отличают нас от животных. Многие люди настолько заражены этой виной, что полностью отвергают телесную близость и сексуальность в своих отношениях.

8. Религиозная ВИНА. Первородный грех – это одна из форм контроля над верующими людьми. Вы родились и уже виноваты перед Богом.

Первый человек пал в раю, и что отсюда распространился прародительский грех, преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рожденных во плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни.

Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере

9. Самонакладываемая ВИНА. Это вымышленная вина, которую мы накладываем на себя, удовлетворяя внутренний сценарий. Без вины виноватые. Виноваты за то, что живы и здоровы, за то, что умер родственник, произошло стихийное бедствие, разбился самолет, и т. д.

10. Экзистенциальная ВИНА. Великие мудрецы РИШИ утверждают, что у всех нас есть базовые обязательства – долг по отношению к предкам, земле, наставникам, Богу, всем тем, кто нам когда-либо помогал. Когда этот долг остается неоплаченным, мы страдаем от чувства экзистенциальной вины.

Как практически избавиться от чувства вины?

Мой опыт. Одна из участниц тренинга не могла себя простить за смерть своей матери. Она считала, что мать умерла по ее вине, из-за того, что она уделяла матери недостаточно внимания. В ходе консультации оказалось, что ее вина (ответственность) является особой формой ГОРДЫНИ! Дескать, этот мир крутится вокруг меня, и только от меня зависит, кому жить, а кому умереть. В действительности мы не можем нести ответственность за выбор другого человека. Только за последствия своего выбора! Смерть другого человека, как бы странно это ни звучало, является результатом его выбора, пусть даже неосознанного.

Если вы смогли определить, каким из видов этого чувства вы инфицированы, примите мои поздравления. Это уже 50 % успеха. Вина настолько плотно срастается со структурой психики, что человек сживается с ней и перестает отделять ее от себя. Вина – это паразит, который находится в своеобразном симбиозе с человеческой психикой. Следующим этапом служит сам процесс отпускания чувства вины. С виной нужно уметь прощаться и в будущем отлавливать ее на ранних стадиях, чтобы она не пустила корни.

Читайте также:  Как снять беспокойство стресс

Невротическая вина происходит от воображаемых преступлений (или мелких проступков, вызывающих непропорционально сильную реакцию) против другого человека, древних и современных табу, родительских и социальных запретов. «Подлинная» вина обусловлена реальным преступлением по отношению к другому человеку.

Ирвин Ялом, профессор психиатрии Стэнфордского университета

Можно ли избавиться от него раз и навсегда? Я думаю, что это невозможно. Уж очень глубоко прошита эта программа (триггер) за многие тысячи лет развития человечества. Но мы можем научиться вовремя диагностировать полезную или токсичную (невротическую) вину, а также управлять ею, снижая ее интенсивность и влияние на нас.

Шаг № 1. В том, что произошло, действительно есть ваша вина? Отделите реальные доказательства от ваших иллюзий. Если не уверены, опишите ситуацию людям, которым доверяете, узнайте другие точки зрения.

Шаг № 2. Признайте, что испытываете чувство вины. С благодарностью за ценный опыт признайте перед собой свое чувство вины. Вина сигнализирует вам о нарушении вашего личного эмоционального стандарта.

Шаг № 3. Оценка триггера. Затем оцените, достоин ли сохранения нарушенный стандарт. Полезен ли он для вас и для окружающих? Какую функцию он выполняет? Если этот стандарт деструктивен и ничем вам не полезен, вам нужно отказаться от него. Вы можете проанализировать, какой триггер запускается и какая форма вины возникает. Затем выберите новый полезный триггер и сконцентрируйтесь на нем. Если необходимо, пропишите его и несколько раз в день прокручивайте в голове, представляя новые сценарии поведения. Возьмите на себя ответственность за возможные последствия.

Шаг № 4. Если в том, что произошло, есть ваша вина, попросите прощения. Прощение – это важный ритуал отпускания чувства вины. В христианской традиции даже есть «Прощенное воскресенье» перед Великим постом. Помешать просить прощение может гордыня или обычный страх. Если эти чувства действительно являются проблемой, проработайте их, используя материалы тренинга № 3.

Шаг № 5. Отделите это чувство от себя. Есть вы_______ и есть ваше чувство вины. Исследуйте это чувство: как оно выглядит, как отражается в теле. Этот этап поможет вам дистанцироваться от него.

Шаг № 6. Определите задетую ценность. То, обо что виноватишься, то и ценно. Определите, какие ваши ценности затронула данная ситуация.

Шаг № 7. Найдите позитивную сторону в произошедшей ситуации для себя и другой стороны. В любом поступке лежит позитивное намерение человека, который совершает этот поступок. Каким было ваше позитивное намерение в этой ситуации?

Шаг № 8. Сделайте выводы исходя из сложившейся ситуации. Примите решение не допускать подобной ситуации в будущем.

Шаг № 9. Простите себя за этот поступок. Нет идеальных людей, люди склонны ошибаться. Случившаяся ситуация – это важный урок в вашей жизни. Раскаяние высвобождает накопившееся напряжение и облегчает сердце. Поблагодарите Бога за преподнесенный важный урок и живите дальше!

Чувство вины уйдет, а что придет на его место?

На смену чувству вины придет личная ответственность за последствия своих действий, которая переводит человека во взрослую позицию.

Ответственность – это ориентация на будущее, которая опирается на приобретенный опыт. Это восприятие себя как взрослой и целостной личности, которая осознает связи между своими поступками и полученными результатами и с готовностью принимает как позитивные, так и негативные последствия своих действий.

Меня иногда спрашивают о том, что такое зрелая личность? По моему мнению, ответственность – это один из критериев психически здоровой и зрелой личности. Причем ответственность не просто, как ярмо на шее, которое утомляет и делает несчастным. А наоборот, ответственность как благодарность за оказанное доверие и возможность быть полезным и нужным. Это проявление вашей зрелости. Это тема ценности и смыслов. А каков смысл ответственности для вас?

Подведем итоги

1. Какую из форм вины вы испытываете чаще других?

2. В каких случаях вы решаете вызвать чувство вины у других людей?

3. Вина, которую вы испытываете, полезна или токсична для вас?

4. Какой триггер запускает ваше чувство вины?

5. Что изменится в вашей жизни, если чувства вины станет меньше?

6. Что изменится в вашей жизни, если чувства вины станет больше?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Недоработки и чувство вины

Недоработки и чувство вины Скажем, вашей работой недовольны. По разным причинам. Главное – не поддавайтесь на крючок чувства вины, иначе на вашем горбу проедут еще бесплатно пару месяцев. Лучше сразу расставить точки над «ё» и определить, сколько и в какой период

Тренинг № 17. Чувство НЕНАВИСТИ. Технология освобождения!

Тренинг № 17. Чувство НЕНАВИСТИ. Технология освобождения! Как влюбленный тоскует по любимой и не может без нее жить, так и ненавидящий тоскует по ненавидимому. Поэтому ненависть, как и любовь, можно считать выражением тоски по идеалу, хотя и трагически извращенной. Вацлав

Чувство вины и деньги

Чувство вины и деньги Ничто так не отпугивает большие деньги, как чувство вины и страх. Какая вина? За то, что у тебя опять влегкую сгенерировались деньги, на несколько порядков превышающие годовые зарплаты всех родственников и друзей, вместе взятые? Что за страх?

Талисман-свеча для освобождения от кармических долгов и защиты от дурных мыслей

Талисман-свеча для освобождения от кармических долгов и защиты от дурных мыслей Огромная сила свечи в том, что она накапливает энергию и высвобождает ее во время горения. Поэтому силу свечи можно использовать для очищения от негативных воспоминаний и кармических

2. Ритуал освобождения от обиды и чувства вины

2. Ритуал освобождения от обиды и чувства вины Существуют два препятствия, которые мешают привлекать желаемое в свою жизнь: обида и чувство вины. Возможно, вы уверены, что давно обо всем забыли. Поэтому вы можете не подозревать об их существовании. Но они никуда

Без вины виноватые

Без вины виноватые Ну что ж, друзья, пора избавляться от вредных привычек. Как вы догадываетесь, речь пойдет не о курении или пристрастии к сладкому – поговорим о негативных эмоциях, которые не позволяют нам жить спокойно и счастливо. И начнем с чувства вины, которое

Глава 16 Игра с чувством изобилия

Глава 16 Игра с чувством изобилия Хорошо. Итак, сейчас начало июля. Сегодня утром я понял, что потратил слишком много времени на прогулки и записи на диктофон мыслей о том, как все устроено, – вместо того, чтобы создавать то, что задумал. Моим планом было «выбрать цель и, шаг

Работайте с чувством обладания

Работайте с чувством обладания Часто мы не понимаем причину этой грусти. Смотрим вокруг и ищем посторонние причины. Хотя единственный способ изменить свое состояние в позитивную сторону – это перевести внимание на что-то другое таким образом, чтобы почувствовать

Источник

Оцените статью