Изард кэррол эллис психология эмоций
Книги — скачать, советы, литература запись закреплена
КНИГИ ПО ПСИХОЛОГИИ
Название: Психология эмоций.
Автор: Изард Кэррол Э
Жанр: учебное пособие
Описание: В учебнике подробно рассмотрены и проанализированы различные теории частных эмоций, и наиболее тщательно те из них, которые посвящены эмоциональной жизни. индивидуума, проблеме влияния эмоций на сознание и поведение.
Данные теории оперируют терминами отдельных четко выраженных эмоций, таких как радость и печаль, гнев и страх, стыд и смущение, каждой из которых присущи уникальные нейрофизиологические, экспрессивные и эмпирические/мотивационные характеристики.
Оглавление.
Предисловие.
Благодарности.
О происхождении и функциях эмоций.
К вопросу о происхождении мотивации и эмоций.
Типы мотивации.
Некоторые характеристики эмоции.
Воздействие эмоций на человека: предварительный обзор.
Глава определение эмоций. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью.
Эмоции в теориях эмоций и личности.
Теория дифференциальных эмоций.
Сложные эмоциональные комплексы в критических жизненных ситуациях.
Что такое базовая эмоция? .
Как понять эмоции.
Эмоции, сознание и связь эмоций и когнитивных процессов.
Концептуализация сознания.
Сознание как поток мысли.
Экспериментальное изучение потока сознания.
Сознание как парадигма.
Сознание как аспект биологической организации.
Эмоции и сознание как переживание биологических процессов.
Эмоции как организующий фактор сознания.
Ощущение, эмоция, сознание.
Эмоция и восприятие.
Взаимодействие между эмоцией и когнитивным процессом и сознание.
Функции полушарий и эмоции.
Эмоции и организация сознания.
Сознание и устойчивые характеристики эмоций.
Чувство, восприятие, знание.
Возрастные изменения в эмоциональных процессах и в операциях сознания.
Интерес-возбуждение: активация, выражение, переживание.
Характеристики эмоции интереса.
Активация интереса.
Мимическое выражение интереса.
Физиологические проявления эмоции интереса.
Субъективное переживание интереса-возбуждения.
Эмоция интереса — возбуждения: развитие и социализация.
Эволюционное значение эмоции интереса.
Функции эмоции интереса.
Развитие и социализация эмоции интереса.
Развитие связей между эмоцией интереса и когнитивными функциями.
Взаимодействие интереса с другими эмоциями и драйвами.
Регуляция интереса-возбуждения.
Эмоция интереса в развитии личности.
Глава удовольствие-радость: фактор психологического благополучия и социальной привязанности.
Характеристики радости.
Другие функции радости.
Стремление к счастью, или как обрести радость.
Радость и психическое здоровье.
Радость. Эмпирическое изучение.
Развитие эмоции радости у ребенка.
Развитие улыбки и смеха.
Взаимодействие радости с перцептивно-когнитивными процессами и действием.
Причины и последствия радости.
Субъективное переживание радости.
Когнитивная радость способствует эмпатии, альтруизму и креативности.
К вопросу о функциях эмоциональных переживании.
Субъективное переживание радости: эмпирическое исследование.
Счастье и развитие личности: эмпирическое исследование.
Глубинное изучение счастья и личности.
Психофизиологические исследования эмоции радости у взрослых.
Удивление-изумление.
Активация, выражение и переживание удивления.
Значение удивления.
Печаль.
Выражение, переживание и функции печали.
Развитие и социализация эмоции печали.
Взаимодействие печали с другими эмоциями, когнитивными процессами и поведением.
Регуляция печали.
Печаль, горе, депрессия.
Горе и печаль.
Печаль и депрессия.
Гнев.
Причины гнева.
Мимическое выражение гнева.
Субъективное переживание гнева.
Значение эмоции гнева.
Развитие и социализация гнева.
Гнев и агрессия.
Гнев и физическая агрессия.
Триада враждебности.
Отвращение и презрение.
Отвращение.
Решение соблюдать диету.
Презрение.
Различия между враждебностью и агрессией.
Страх и тревога.
Характеристики страха.
Причины страха.
Естественные активаторы страха.
Культуральные сигналы опасности: роль научения и опыта.
Влияние привязанности на механизмы заимствования страха.
Неустойчивая привязанность как источник страха.
Фобии.
Страхи: врожденные или приобретенные? .
Некоторые причины и последствия страха.
Выражение страха: проблема дифференциации страха.
Субъективное переживание страха.
Функции страха.
Развитие и социализация страха.
Взаимодействие страха с другими эмоциями.
Техники управления страхом.
Тревога.
Смущение.
Соматические изменения при смущении.
Выражение смущения.
Переживание смущения.
Функции смущения.
Застенчивость как черта личности.
Смущение и проблемы социальной адаптации.
Стыд.
Биологические и психологические характеристики стыда.
Мимическое выражение стыда и его физиологические аспекты.
Переживание стыда.
Причины стыда.
Эволюционно-биологические и психологические функции стыда.
Стыд на защите я и личностной целостности.
Социокультурные факторы.
Социализация стыда.
Взаимодействие стыда с другими эмоциями и социальным поведением.
Происхождение и функции вины.
Эмоция вины в различных теоретических концепциях.
Экспериментальные исследования эмоции вины.
Способность испытывать вину как личностная черта.
Вина и враждебность.
Вина и сексуальное поведение.
Как противостоять переживанию вины.
Любовь.
Что такое любовь.
Истоки любви. Эволюционно-биологическое наследие.
Наследие приматов.
Материнская любовь.
Дискретные эмоции и материнская любовь.
Братско-сестринская любовь и дружба.
Ревность.
Романтическая любовь.
Список литературы.
СПб.: Питер, 2000. — 464 с.: ил. — (Мастера психологии).
Источник
Читать онлайн «Психология эмоций»
Автор Кэррол Эллис Изард
Изард К. Э.
Психология эмоций
пер. с англ. СПб. , 1999. 464 с.
Посвящается Коннору, Флинну и Оливии
Прошло тринадцать лет с тех пор, как вышла в свет книга (1978)’, количество научных работ по данной теме за это время почти удвоилось. Опубликовано
множество книг и статей, так или иначе затрагивающих проблему человеческих эмоций. В
настоящее время наука располагает таким объемом информации, связанной с эмоциями, что студентам и профессионалам становится трудно разобраться в многообразии теорий и
Развитие нейрофизиологии и нейропсихологии углубило наши представления о
эмоциональную сферу. Достигнуто более глубокое понимание динамики эмоционального
развития, тесной взаимосвязи процессов эмоционального и когнитивного развития, значительности влияния эмоций на темперамент и межличностные отношения.
Социальные психологии ввели в сферу научного осмысления свои труды, посвященные
изучению коммуникативных функций различных эмоциональных проявлений, влиянию
эмоций на общение и поведение. Когнитивная и социально-когнитивная психология
вооружила нас более глубоким пониманием когнитивных детерминант эмоций, взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов. Психология личности начинает
трактовать личностные черты в терминах отдельных эмоций. Клиническая психология
обнаружила взаимосвязь между отдельными разновидностями психических расстройств и
частными типами эмоциональных переживаний, и это новое знание учитывается в
Именно вследствие того, что русло научного прогресса столь решительно повернуло в
сторону психологии эмоций, так углубило и пополнило общий объем знаний в этой сфере, я и взялся написать этот учебник. Я поставил перед собой задачу — определить базовые
эмоции и помочь студентам понять, каким образом активируется, как проявляется и
переживается, какие функции выполняет каждая из них. Учебник подает материал с
эволюционно-онтогенетической точки зрения: главным образом в нем описаны
результаты исследований в области психологии развития, психологии личности, социальной и клинической психологии, хотя я постарался уделить необходимое внимание
и наиболее впечатляющим достижениям нейрофизиологов и нейропсихологов, когнитивных психологов, психофизиологов и представителей других отраслей науки.
В учебнике подробно рассмотрены и проанализированы различные теории частных
эмоций, и наиболее тщательно те из них, которые посвящены эмоциональной жизни
индивидуума, проблеме влияния эмоций на сознание и поведение. Данные теории
оперируют терминами отдельных, четко выраженных эмоций, таких как радость и печаль, гнев и страх, стыд и смущение, каждой из которых присущи уни-^Русский перевод: Изард
К. Эмоции человека. — М. : Изд-во МГУ, 1980.
кальные нейрофизиологические, экспрессивные и эмпирические/мотивационные
характеристики. Мне бы не хотелось, чтобы данный подход натолкнул читателя на мысль
о том, что когнитивные установки и поведенческий стиль конкретного индивидуума
всегда можно трактовать как результат действия некоей конкретной, отдельно взятой
эмоции. Как правило, в жизни мы сталкиваемся с тем, что поведение обусловлено
множеством, противоречивых и разнонаправленных эмоций.
Мне представляется необходимым сразу предупредить читателя о том, что в основе этой
книги лежит эволюционно-онтогенетический, биосоциальный подход, принцип
раздельного рассмотрения частных эмоций. Я призываю читателя сосредоточить
внимание на генетических корнях, эмоций, на их некогнитивных детерминантах, призываю толковать эмоции как отдельную, обособленную систему. Это поможет ему
верно воспринять все изложенное ниже.
Однако, несмотря на мою приверженность указанному подходу, в конце каждой главы в
списке рекомендуемой для дополнительного чтения литературы читатель сможет найти
работы иного характера, в частности и такие, в которых эмоции рассматриваются как
результат оценивания или атрибуции. Даже такие публикации содержат интересный
материал, который преподаватели могут использовать в своих лекциях, а студенты — в
своих докладах и рефератах, что, несомненно, расширит их понимание проблемы эмоций.
Множество ученых, представляющих самые разные отрасли знания, своими
исследованиями и научными трудами внесли свой вклад в написание этой книги.
Большую помощь оказали мне работы моих коллег и аспирантов, как нынешних, так и
бывших. Если бы не мудрость и самоотверженность множества преданных своему делу
исследователей, эта книга никогда не появилась бы на свет.
Не могу не упомянуть моих студентов, которые также, прямо или косвенно, содействовали появлению этой книги. Каждая из глав, посвященных частным эмоциям, содержит автобиографические отчеты студентов о наиболее интенсивных эмоциональных
переживаниях. Этот труд ума и чувств помогает нам глубже понять, каким образом
эмоции влияют на наши мысли и поступки в повседневной жизни, а порой и драматически
изменяют человеческую судьбу. На примере этих отчетов можно увидеть, как
кратковременное, но яркое и сильное эмоциональное впечатление вызывает длительное
переживание и стойкие личностные изменения.
Мне хотелось бы выразить признательность руководству психологического факультета
Дэлаверского университета за творческую атмосферу, созданную в стенах этого учебного
заведения, и коллегам, беседы с которыми помогли мне глубже продумать отдельные
темы, освещаемые в этом учебнике. С самыми теплыми чувствами я вспоминаю детей, участвовавших в нашем лонгитюдном исследовании по изучению эмоционального
развития ребенка, и их терпеливых матерей. Отдельная благодарность д-ру О.
Хэйнсу, ученому, совместно с которым мы проводили это исследование, — благодаря ему
продуктивность и эффективность работы моей лаборатории заметно возросла. Не могу не
вспомнить добрую фею лаборатории — исполнительного секретаря Шэрон Л. Антонио: ее
обаяние, душевная теплота и высокий профессионализм воодушевляли всю
исследовательскую группу, кроме того, она оказала неоценимую помощь лично мне во
время подготовки рукописи к печати.
И как всегда — моя глубочайшая признательность Барбаре Синквефилд Изард, чьи красота, великодушие и любовь придают моей жизни, личной и научной, необыкновенную
полноту и насыщенность. Ее профессиональные интересы не могли не повлиять на
содержание этой книги. Мы совместно ведем учебный семинар по эмоциям человека. Как
высокообразованный театровед она с необычайной легкостью может подобрать уместный
пример из мировой драматургии, чтобы проиллюстрировать тему дискуссии, будь то
интеграция эмоционального опыта, мимические и пластические формы эмоциональной
экспрессии или роль эмоций в повседневной жизни. Ее знания обогащают наши
семинары, они же придали доходчивости этой книге.
Я благодарен всем, кто помогал мне в работе. Без их помощи, без их самоотверженного
труда эта книга вряд ли увидела бы свет.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ЭМОЦИЙ
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта
столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования
психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные
исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных
отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоции питают
творчество и отвагу. Однако до 80-х годов нашего столетия психология фактически
игнорировала эмоции. Мне могут возразить, что психология в свои первые сто лет
развития являла собой парадокс — науку, которая принципиально не обращается к сути тех
вещей, которые изучает. Но разве можно всерьез пытаться понять человека и его
взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции?
В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на
природу и значение эмоций. Одни исследователи полагают, что в рамках науки о
поведении можно вообще обойтись без понятия . Так, Даффи (Duffy, 1962), как, впрочем, и многие другие исследователи (напр. , Lindsley, 1957), считает, что
поведенческие проблемы проще объяснять с помощью понятий или
(arousal), которые не столь аморфны, как термины, относящиеся к
эмоциональной сфере. Другие же (Tornkins, 1962, 1963; lzard, 1971, 1972) утверждают, что
эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Некоторые
исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие состояния, тогда
как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной
эмоции, что поведение и аффект — неразрывны (Schachtel, 1959). Некоторые ученые
считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются
основным источником психосоматических заболеваний (Arnold, 1960а, б; Lazarus, 1968; Young, 1961). Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную
роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (lzard, 1971, 1972; Leeper, 1948; Mowrer, 1960; Rapaport, 1942; Schachtel, 1959; Tornkins, 1962, 1963).
Некоторые исследователи сводят эмоции к висцеральным функциям, к проявлению
деятельности структур, иннервируемых вегетативной нервной системой (Wen-ger, 1950).
Состоявшийся в 1974 году в Баку XXVI Международный физиологический конгресс был
целиком посвящен эмоциям и висцеральным функциям (Гасанов, 1974). Другие
исследователи подчеркивают важность внешних, в том числе мимических, проявлений
эмоций, акцентируют внимание на роли соматической нервной системы, то есть той части
нервной системы, которая поддается произвольному контролю (Gellhorn, 1964, 1970; Tornkins, 1962, 1963; Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972; lzard, 1971,1972).
Большинство психиатров и психологов-клиницистов рассматривают различные виды
психопатологии и нарушения адаптации как (Dunbar, 1954). Сдругой стороны, Маурер (Mowrer, 1960, 1961), например, утверждает, что психопатология и дезадаптация вызываются не эмоциональными расстройствами, а
нарушениями мышления, установок и поведения. Некоторые ученые исходят из того, что
эмоции должны быть подчинены когнитивным процессам (и разуму), они рассматривают
нарушение этой субординации как признак неблагополучия. Другие, напротив, считают, что эмоции выступают в роли пусковых механизмов когнитивных процессов, что они
порождают и направляют их (то есть управляют рассудком) и что главное, чем должны
заниматься исследователи, это вопрос о качестве и интенсивности этих эмоций.
Существует мнение, что человек может избежать психопатологических расстройств, решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных
эмоциональных реакций, то есть подчинив эмоции жесткому контролю сознания. В то же
время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаях является
высвобождение эмоций для их естественного взаимодействия с гомеостатическими
процессами, драйвами (drives), когнитивными процессами и двигательными актами.
У психологов, так же как у философов и педагогов, нет единой точки зрения относительно
роли, которую играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, полагая разум
характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смыслом
человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная
деятельность. В нашем обществе, да и не только в нашем, человек, начав учиться в раннем
детстве, продолжает свое образование по мере взросления до достижения зрелости; при
этом само образование чаще всего понимают как процесс знакомства с фактами и
овладения теориями, как процесс накопления информации.
Но другие ученые, несмотря на увлеченность процессом познания, несмотря на то что
интеллект стал их орудием производства, а наука — судьбой, все же склонны относить
человека к разряду существ эмоциональных или, может быть, эмоционально-социальных.
По их мнению, сам смысл нашего существования имеет аффективную, эмоциональную
природу: мы окружаем себя теми людьми и вещами, к которым привязаны эмоционально.
Они утверждают, что научение через переживание (как в личностном, так и в социальном
плане) не менее, а быть может, и более важно, чем накопление информации.
Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер (Leeper, 1948), ведущий специалист по теории личности, и Маурер (Mowrer, 1960), выдающийся
Источник