Эмоции человека
Оглавление
Предисловие автора к английскому изданию
Глава 1. ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ И В НАУКЕ
Что такое эмоции?
Как эмоции влияют на человека?
Отношение области исследования эмоций к психологии и к другим наукам о человеке
Глава 2. ТЕОРИИ ЭМОЦИИ И СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИЙИ ПОВЕДЕНИЯ
Психоаналитические концепции аффекта и мотивации
Возбуждение, активация и измерения эмоций
Когнитивные теории эмоций и личности
Эмоции как производные биологических процессов и сочетание эмоций как личностные черты
Эмоции как взаимодействие потребности и вероятности достижения цели
Глава 3. ТЕОРИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
Эмоции как основная мотивационная система
Шесть систем в организации личности
Четыре типа мотивационных феноменов
Эмоции и эмоциональная система
Лицо как источник испытываемых в эмоциях чувств
Представление об эмоциональном процессе в теории дифференциальных эмоций
Определения некоторых терминов в теории дифференциальных эмоций
Глава 4. ЛИЦО, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АФФЕКТОВ
Эволюционно-биологическое значение мимического выражения в социальной коммуникации
Социальное и психологическое значение мимики
Выражение эмоции и ощущение прикосновения
Выражение эмоции и физиологическое возбуждение
Некоторые комплексы аффектов
Глава 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ
Принципы психологии эмоций
Принцип дифференцированности эмоций
Принцип взаимодействия компонентов эмоции
Принцип образования эмоциональных комплексов
Принцип эмоциональной коммуникации
Принцип облегчения личностного развития с помощью эмоций и эмоциональной привязанности
Принцип взаимодействия систем
Принцип адаптивности и психопатология
Принцип эмоционального заражения
Методы изучения эмоций
Исследования на нейрофизиологическом уровне
Изучение экспрессивного компонента эмоции
Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций)
Глава 6. ЭМОЦИИ И СОЗНАНИЕ
Поток сознания и его экспериментальное изучение
Сознание как парадигма
Сознание и биологическая организация
Эмоции как организующие факторы в сознании
Ощущение, эмоция и сознание
Эмоция и восприятие
Взаимодействие эмоции и знания и сознания
Функции полушарий мозга, эмоции и состояния сознания
Функции полушарий, виды знания и организация сознания
Функции полушарий и эмоции 131
Дифференциальные аффекты и сознание
Глава 7. ЭМОЦИИ, ПОБУЖДЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ
Функции и характеристики побуждений
Различия между эмоциями и побуждениями
Другие функции и характеристики побуждений
Боль и секс и их взаимодействие с эмоциями
Функции боли: парадокс
Взаимоотношение боли и эмоции
Функции сексуального побуждения
Глава 8. ИНТЕРЕС-ВОЗБУЖДЕНИЕ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ
Избирательность восприятия и внимания
Функциональная автономия, достаточные усилия и вовлеченность Я
Любопытство и стремление к исследованию
Внутренняя мотивация и реакция активации
Типы реакции активации и их отношения с побуждающими чувствами и эмоциями
Детерминанты реакции активации
Реакция активации, познавательное поведение и научение
Стремление к действенности: мотивационный аспект компетентности
Ожидание и надежда
Мотивация и процессы обработки информации
Аффективно-детерминированная внутренняя мотивация
Условия, влияющие на внутреннюю мотивацию
Некоторые сходства и различия между подходом Деци и дифференциальной теорией эмоций
Глава 9. ИНТЕРЕС-ВОЗБУЖДЕНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
Осознанные причины интереса
Как выглядит заинтересованный человек?
Что чувствует заинтересованный человек?
Два подхода к исследованию субъективного опыта
Биологическое значение интереса
Психологическое значение интереса
Раннее развитие и социализация интереса
Развитие взаимодействия интереса и познания
Интерес и перцептивно-когнитивное развитие
Интерес, искусство и интеллектуальная творческая деятельность
Познавательные ориентации, основанные на интересе
Интерес-возбуждение и психопатология
Эмпирическое исследование причин и следствий интереса-возбуждения
Глава 10. РАДОСТЬ
Радость и ее назначение
Выражение и узнавание радости
Активация радости и факторы, определяющие радость
Развитие радости у ребенка
Социоэкономические и культурные факторы
Развитие улыбки и смеха
Взаимодействие радости с другими аффектами, познанием и действием
Взаимодействие радости с другими эмоциями
Взаимодействие радости с восприятием, познанием и действием
Эмпирическое изучение радости у взрослых
Причины и следствия радости
Конфигурация эмоций и составляющих переживания в ситуации радости
Когнитивно вызванная радость и альтруизм
Эмпирический анализ феноменологии радости
Эмпирическое изучение счастья и развития личности
Глубинное изучение счастья-приподнятости и личности
Психофизиологические исследования радости
Понимание и переживание радости
Еще о феноменологии радости
Препятствия к переживанию радости
Как найти радость?
Как возникает удивление
Каковы внешние проявления удивления
Каковы ощущения при удивлении
Глава 12. ГОРЕ, СТРАДАНИЕ И ДЕПРЕССИЯ
Активация и причины страдания
Как переживается чувство страдания
Функции и значение страдания
Взаимодействие страдания с другими эмоциями
Взаимодействие страдания и познания
Характеристики, связанные с выражением и переживанием горя
Горе в контексте привязанности и разлуки
Эмоциональная динамика при горе
Горе и психопатология
Нейрофизиологический и биохимический подходы
Биогенетический, социокультурный и когнитивный подходы
Теории научения и депрессия
Психоаналитическая теория депрессии
Теория дифференциальных эмоций и эмпирический анализ депрессии
Глава 13. ГНЕВ, ОТВРАЩЕНИЕ, ПРЕЗРЕНИЕ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИИ
Отличительные характеристики гнева, отвращения и презрения
Предисловие
Предлагаемая читателям книга написана американским психологом, доктором философии Сиракузского университета в Нью-Йорке и профессором психологии Делавэрского университета Кэрролом Е. Изардом (род. в 1923 г.).
Основным направлением его научной деятельности является проблема роли эмоций в развитии человеческих отношений (эмоциональное, умственное и социальное развитие).
К. Е. Изардом ранее изданы два объемных труда в области эмоций: «Лицо эмоций» (1971) и «Комплексы эмоций» (1972).
Настоящая книга отличается более широким кругом анализируемых вопросов, более полным рассмотрением важнейших теоретических работ и ключевых эмпирических исследований в области психологии, нейрофизиологии, психопатологии эмоций. В ней нашли свое отражение некоторые советские исследования онтогенеза и психофизиологии эмоций.
Книга представляет собой обобщение теоретико-экспериментального исследования автора, включает 16 глав, библиографию (более 700 источников), предметный и авторский указатели.
Начальные главы (1—7) посвящены анализу исследований в области эмоций и изложению основных позиций автора.
В каждой из последующих глав (с 8 по 16) детально рассматривается одна или несколько родственных эмоций, которые в предыдущих главах выделены в качестве фундаментальных.
В гл. 1 дается рабочее определение эмоций, которое рассматривается как трехуровневый процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и внешнее выражение. Анализируется воздействие эмоций на различные стороны функционирования человека. Описываются взаимоотношения и роль ряда наук о человеке в области эмоций.
В гл. 2 дается характеристика различных психологических и физиологических концепций: психоаналитической, интеллектуалистической (эмоция — состояние сознания); когнитивной (эмоция возникает как следствие осознанной оценки субъектом ситуации, стимула); активационно-энергетической; мотивационной и такой, которую условно можно назвать экспрессивной в силу того, что в качестве главного компонента в конгломерате эмоциональных особенностей человека исследователи вольно или невольно выделяют эмоциональную экспрессию.
В гл. 3, являющейся ключевой, обосновываются собственные позиции автора и вводится понятийный аппарат, используемый в последующих разделах.
Аргументируются основания для выделения 10 эмоций в качестве фундаментальных. Такими основаниями является уникальность каждой из них на всех трех уровнях (нейрофизиологическом, экспрессивном, субъективном) и специфичность эффектов (влияний на шесть выделенных автором подсистем личности: гомеостатическую, подсистему драйвов, перцептивную, когнитивную, моторную, подсистему социального функционирования).
Вводится понятие эмоциональных паттернов (комплексов) — сочетаний взаимодействующих фундаментальных эмоций. Основанием для их выделения является их общее, интегрированное влияние на все указанные выше подсистемы личности. Анализируются формы взаимодействия эмоций, входящих в один паттерн: усиливающий, ослабляющий, тормозящий.
На основании ряда исследований, посвященных проблеме соотношения таких двух параметров эмоций, как субъективное переживание и внешнее выражение, автор выделяет эмоциональную экспрессию в качестве важнейшей составляющей эмоций. Значение экспрессии определяется не только ее функцией облегчать межиндивидуальные контакты, но и существенным ее влиянием на само субъективное переживание.
Гл. 4 посвящена проблеме экспрессии. Анализируется эволюционно-биологическое значение экспрессии лица в социальном взаимодействии, описываются паттерны экспрессивных проявлений фундаментальных эмоций.
В гл. 5 рассматриваются три основные проблемы. Во-первых, более подробно, чем в гл. 3, анализируются вопросы комбинируемости эмоций в паттерны и вопросы экспрессивных особенностей таких паттернов. Отмечается, что характерные экспрессивные наборы различных комбинаций эмоций неодинаково легко распознаваемы при социальном общении. Во-вторых, глава содержит материал о роли эмоций в социальных контактах и психическом развитии человека. Аргументируется особая роль эмоциональных контактов в раннем возрасте как в развитии эмоциональной сферы, так и в формировании всей психики. Особо подчеркивается значение положительных эмоциональных контактов с матерью. В-третьих, дается краткий анализ методов исследования эмоций на всех трех уровнях. В отношении исследования субъективных переживаний утверждается, что единственным методом здесь является исследование самоотчетов испытуемых. Подчеркивается, что этот метод может быть достаточно эффективным при заинтересованности испытуемого в получении объективной информации.
В гл. 6 рассматривается проблема взаимодействия эмоций и сознания, в частности, в свете новейших данных о функциональной специфике полушарий мозга. На основе анализа различных концепций сознания и экспериментальных подходов к его изучению делается вывод о значении эмоций как организующего фактора сознания.
Гл. 7 посвящена анализу различий между эмоциями и драйвами. Рассматриваются два вида драйвов: побуждения, связанные с болевыми ощущениями, и половые влечения. Анализ их характеристик и функций, а также сравнение их с эмоциями приводят автора к выводу об отличиях драйвов и эмоций. Специально рассматривается вопрос о взаимных влияниях эмоций и двух указанных видов побуждений.
Каждая из остальных глав (8—16) посвящена одной или родственной группе фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение (гл. 8, 9); радость (гл. 10); удивление (гл. 11); горе, страдание, депрессия (гл. 12); гнев, отвращение, презрение (гл. 13); страх, тревожность (гл. 14); стыд, застенчивость (гл. 15); вина (гл. 16). Логика изложения материала в этих главах, как правило, одинакова. Содержание каждой из них служит автору материалом, позволяющим конкретизировать позиции и положения, изложенные во всех предыдущих главах.
В книге прежде всего следует отметить богатый феноменологический материал по каждой из анализируемых эмоций. При этом соответствующая эмоция в каждой из глав рассматривается в трех аспектах, соответствующих трехуровневому определению эмоции, приведенному выше.
В последних главах книги очень детально рассматривается вопрос о биогенетических, социоэкономических и культурных факторах эмоций. Использование онтогенетических данных приводит К. Е. Изарда к выводу об условности жесткого деления на био- и социальные детерминанты эмоций. Автор стоит на точке зрения их единства в обусловливании эмоций и подчеркивает роль социальных факторов в формировании не только индивидуальной специфики субъективных переживаний, но и эмоциональной экспрессии. Последняя, как известно, согласно многочисленным исследованиям, считается тем эмоциональным параметром, который наиболее генетичен.
Говоря о роли эмоций как регуляторов поведения, социальных контактов, широкого круга психических процессов, автор особо отмечает положительную, адаптивную, функцию эмоций, в отличие от создателей теорий, в которых эмоции рассматриваются как дезорганизующее начало.
В представляемой читателям книге следует отдельно оценивать теоретические позиции автора по вопросу об эмоциях и эмпирический материал. В отношении воззрений в области эмоций позиции автора уязвимы, поскольку он не учитывает должным образом сущности эмоций как вида психического отражения. Как уже говорилось, важнейшим компонентом эмоций автор считает эмоциональную экспрессию, а не переживание. В последнем же заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям. Как известно, это отношение к отражаемому и представляет собой сущность эмоций как процесса отражения (См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946; Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. М., 1971; Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975).
В качестве главнейшей составляющей эмоций автор выделяет ее экспрессивные компоненты, т. е. формальные динамические характеристики. Тем не менее недостаточно аргументировано, на наш взгляд, выделение десяти эмоций, упомянутых выше, в качестве фундаментальных.
Экспериментальные данные, приводимые в книге, полученные как самим автором, так и другими исследователями, обширны и интересны. Вразрез со своими взглядами на эмоции, автор уделяет много внимания исследованию не только экспрессии, по и собственно эмоционального переживания, благодаря чему книга содержит богатый фактический феноменологический материал.
В целом книга окажется полезной советскому читателю, поскольку позволяет познакомиться с общим кругом зарубежных работ в области эмоций и с интересным экспериментальным материалом.
Кандидат психологических наук
А. Е. Ольшанникова
[1] Понятие «паттерн» используется и в другом смысле — как набор экспрессивных средств (в основном лицевых), характерных для каждой из фундаментальных эмоций.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ
В последние годы, особенно в последнее десятилетие, резко контрастируя с предшествующими десятилетиями, неуклонно растут знания, относящиеся к сфере эмоций. Эти знания поставляются самыми различными специальностями, потому что эмоция — поистине междисциплинарный предмет. Исследователи, занимающиеся физиологией, неврологией, этологией, физиологической психологией, личностью и социальной психологией, клинической психологией и психиатрией, медики, сотрудники служб патронажа и социального обеспечения, служители церкви — все они непосредственно соприкасаются с эмоциями. Такие профессии, как юриспруденция и архитектура, явно связаны с эмоциями, поскольку они влияют на человеческие мотивы и потребности. Различные области искусства, в частности исполнительского, конечно же, имеют дело с эмоциями, особенно с выражением эмоций. К. С. Станиславский, русский театральный гений, преобразовал современный театр введением системы упражнений для актеров и актрис, уделяющей особое внимание созданию на сцене искренней эмоции, соответствующей изображаемым характеру н жизненной ситуации. В самом деле, с трудом можно себе представить какую-нибудь человеческую деятельность, не относящуюся так или иначе к области эмоций.
Поскольку предмет эмоций обогащается столь различными и многими дисциплинами, трудно обнаружить важнейшие общие темы, которые могут быть плодотворными, в понимании этой области как целого. Настоящая книга будет попыткой сделать эту задачу легче, хотя я отдаю себе отчет в том, что никому не удалось бы представить весь разнообразный материал, касающийся эмоций, подробно и с полным знанием дела. Моей целью будет описание всех важнейших вкладов и, возможно, указание пути для будущего и более интенсивного изучения отдельных тем.
В особой оговорке нуждается тематика, затрагиваемая книгой. Первая глава будет включать определение эмоции, которое поможет в качестве организующего принципа в отборе материала для этой книги. Это определение достаточно общее для того, чтобы включить в себя широкое разнообразие материалов многих дисциплин, названных ранее, но и для того также, чтобы исключить определенный материал, не являющийся специфическим для сферы эмоций. Например, в некоторых исследованиях не проведено ясного различия между побуждениями и эмоциями. Такие источники будут включаться лишь тогда, когда они будут иметь явное отношение к эмоциям человека, как они определены в главе 1. Сейчас существует также великое множество исследований висцеральных функций, или деятельности органов, иннервированных автономной нервной системой. Многие исследования в этой области включают в свое название термин «эмоция». Иногда эти работы соответствуют разделам книги, иногда — нет, а иногда, честно говоря, просто невозможно сказать, соответствуют или нет. В некоторых случаях исследователи больше связаны с состояниями побуждения (голодом, жаждой, болью, чувственным наслаждением), чем с изучением эмоций как таковых. Некоторые из этих работ, в частности те. которые проливают свет на взаимодействие побуждений (например, боли и секса) с эмоциями (такими, как страх и радость), будут рассматриваться, но исследования, сосредоточенные исключительно на элементарных состояниях побуждения, в книгу включены не будут.
В дополнение к ознакомлению читателя с теоретическим и фактическим материалом, необходимым для общего понимания эмоций, еще одной целью книги было предоставить возможность читателям лучше понять других и самих себя за счет расширения своего знания об эмоциях. Те, кто боятся, что научный анализ уменьшит силу и «мистику» эмоций (определенно страшная вещь в случае возбуждения и радости), могут утешиться тем фактом, что школы искусств не приводят к этому своих студентов (хотя молодой студент, изучающий искусство, иногда и думает, что это именно так). Сила и «мистика» человеческих эмоций таковы, что их нельзя уменьшить лучшим пониманием, так же, как очарование и притяжение Моны Лизы или Давида Микеланджело, конечно же, не уменьшаются от знания фактов, связанных с замыслом и созданием.
БЛАГОДАРНОСТИ
В годы, прошедшие после публикации книг «Лицо эмоции» (1971) и «Комплексы эмоций» (1972), я научился больше ценить достижения теоретиков, чьи позиции отличаются от моей собственной. Это, возможно, связано и с качеством компетентности и со зрелостью моих собственных эмоций. Дополнением к этому конструктивному признанию влияния конкурирующих теорий является значительное увеличение исследовательской литературы по эмоциям. Кроме того, произошло расширение перспектив как результат вклада тех, чья работа успешно развивала и исследовала эмоциональные понятия в когнитивной теории. Возможно, это придало мне лучшую «эффективно-когнитивную ориентацию». В любом случае — я в долгу перед бесчисленным множеством ученых за просветительскую и интеллектуальную стимуляцию, и их вклад в область эмоций отмечается на страницах этой книги.
Моему пониманию эмоций также благоприятствовали жизнь и работа в других странах, и я благодарен за поучительный опыт товарищеского обмена между Национальной Академией наук США и Академией наук СССР. В дополнение к научным приобретениям там были случаи, которые из-за моего незнакомства с русским языком дали мне возможность воскресить мою высокую оценку эмоциональной экспрессии как межкультурное средство передачи сообщений.
Я научился многому, исследуя эмоции в искусстве, особенно в театре, где интеграции эмоции, знания и действия создают ремесло. Особые благодарности я должен принести Барбаре Изард из театрального департамента университета в Делавэре за сильные переживания, которые мы испытывали во время совместного, прохождения нашего курса выражения и контроля эмоций.
Я глубоко благодарен проницательным вопросам и комментариям многих аспирантов и студентов, посещавших мои лекции и семинары по эмоциям человека. Я столь же ценю переживания, которые я делил с моими психотерапевтическими пациентами — людьми, требующими от нас развития науки об эмоциях, которая улучшит многие важные службы, связанные с помощью человеку.
Младенцы и дети являются величайшими учителями для исследователя эмоций. Никогда не бывает эмоций более очевидных, чем на лицах молодежи, и нет ситуации, более убедительной и решающе важной для эмоциональной коммуникации, чем взаимоотношения младенца и заботящегося о нем человека или младенца и родителей. Я, несомненно, получал огромную пользу от таких взаимоотношений и от постоянной дружбы с Калом, Камиллой и Эшли. Я благодарю их, всех детей, родителей и воспитателей, которые приняли участие в моем исследовании.
Часть работы над этой книгой была поддержана Столетней Корпорацией Вандербильтского университета и средствами Юнидельского фонда. Доротти Тимберлейк, Виктория Воффорд, Анита Филдс, Элзи Конте, Барбара Паркер и Дон Донинг оказали бесценную помощь в подготовке рукописи. К каждому из них относится моя искренняя благодарность.
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Источник