- Александр Твардовский — Июль макушка лета: Стих
- Анализ стихотворения «Июль — макушка лета» Твардовского
- Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Июль-макушка лета» ПОЖАЛУЙСТА помогите)))
- анализ стихотворения твардовского июль макушка летаанализ стихотворения твардовского июль макушка лета
- Анализ стихотворения «Июль – макушка лета» Твардовского
- Краткий анализ
- Анализ стихотворения Июль — макушка лета Твардовского
- Литературный анализ
- Анализ стихотворения Твардовского “Июль – макушка лета”
- Композиция
- Средства выразительности
- Краткое содержание
Александр Твардовский — Июль макушка лета: Стих
Июль — макушка лета, —
Напомнила газета,
Но прежде всех газет —
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, —
Ку-ку, ку-ку, — макушка, —
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, —
Июль — макушка лета.
Анализ стихотворения «Июль — макушка лета» Твардовского
Стихотворение «Июль — макушка лета» было создано Твардовским в 1966 году. По сути, это авторское видение народной приметы про этот месяц. Талант поэта превратил ее в веселое и задорное стихотворение.
В центре сюжета всего одно событие — середина лета. Это одновременно грустное и неожиданное открытие. Все приметы уже твердят о том, что половина его уже прошла, а автор не успел этого ощутить. Он тут же находит себе оправдание — масса повседневных забот и суета отвлекли его от понимания и принятия этого факта. Поэт признается, что ему, как и большинству других обывателей, о переменах в природе «напомнила газета». Только тогда, приглядевшись, он увидел все те небольшие, но значимые события в природе.
Проблема в том, что «макушка лета» чуть было не прошла мимо. Этот одновременно важный и простой момент удивил, заинтересовал автора. Он уверен в том, что жить необходимо в гармонии с собой и окружающим миром. Останавливаться хоть на мгновение, и сквозь повседневную суету, видеть те небольшие, но значимые звоночки о перемене сезона и неумолимом движении времени вперед.
Все стихотворение имеет свою, особенную динамику и ритм. Таким образом, Твардовский передает мимолетность и скоротечность времени. «Июль — макушка лета» читается без запинок, на одном дыхании, словно спеша и опаздывая куда-то. А в воображении читателя, тем временем, всплывают такие настоящие и родные картины июльской природы. Приходит понимание, что многое уже безвозвратно ушло, привкус небольшого сожаления о скором приближении дождливой осени. Этому осознанию бесполезно сопротивляться, его остается только принять и наслаждаться каждым моментом.
В качестве средств выразительности, Твардовский активно использует метафоры. Они наполняют практически каждую строчку произведения: «макушка лета», «убыль света», «напомнила газета». Другое средство, используемое здесь, — анафора. Эти повторения звуков встречаются в: «но прежде всех газет», «но прежде малой этой…» и «Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…» . В совокупности с ритмическими рядами, повторение несколько раз слова «макушка» делает стих близким с песенным звучанием. Этим способом автор добился большей лиричности произведения.
По мнению поэта, «макушка лета» это точка, в которой необходимо остановиться, задуматься о происходящем. Возможно, каждому будет о чем размыслить или попытаться что-то поменять.
Источник
Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Июль-макушка лета» ПОЖАЛУЙСТА помогите)))
Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета… »
В стихотворении А. Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света» , «отстукала кукушка прощальный свой привет» , сбор липового цвета.
Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность.
Особую роль играет у А. Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета:
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль – макушка лета.
Поэтом используется народная лексика: «макушка лета» , «скрытнейшей из примет» , «песня спета» , «пол-лета» . Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:
Ку-ку, ку-ку, – макушка, –
Прощальный свой привет.
Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета» , обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.
Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета» ? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой» , а не «стихами» . А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение.
В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка» . Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос.
Попробуем воссоздать образ «макушки» , как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.
О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света» ) – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета.
А с липового цвета,
Считай что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль – макушка лета.
Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет» .
Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.
В стихотворении «Июль — макушка лета. » лирический герой говорит о том, что, по его мнению, июль — своеобразный апогей лета, подтверждая свою точку зрения приметами: «убыль света», когда день становится короче; кукушка «отстукивает ку-ку». В произведении присутствуют и эпитеты, и метафоры, например.
Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех пор, пока не удастся заметить характерные изменения, свидетельствующие о том, что, что осень уже не за горами.
Этому привычному явлению, которое повторяется из года в год, посвятил свое стихотворение под названием «Июль – макушка лета» Александр Твардовский. Он попытался передать свои чувства и ощущения, которые охватили его при виде облетающего липового цвета и убывающих листков календаря – неизменных свидетелей скоротечности времени.
В повседневной суете очень мало кто обращает внимания на то, какие изменения происходят в окружающем мире, когда лето идет на убыль. Даже Твардовский в своем стихотворении признается, что о наступлении середины лета ему «напомнила газета». Однако есть и более значимые признаки, которые откладываются в памяти каждого из нас на уровне подсознания, но лишь творческие натуры и созерцатели способны придать им значение и «расшифровать» так, как это сделал поэт. Ему не нужно было заглядывать в календарь или же в газету для того, чтобы понять – жаркий июль во всей своей красе скоро сменится осенней прохладой. Об этом ему сообщила кукушка, которая послала всему миру «прощальный свой привет», а также «дневной свет», который с каждыми сутками идет на убыль, напоминая о том, что не за горами – длинные зимние вечера.
Стихотворение «Июль – макушка лета» имеет особую динамику, которая словно бы подчеркивает скоротечность времени. Благодаря этому произведение читается на одном дыхании, а воображение рисует вереницу солнечных дней, которые проносятся чередой, оставляя в душе привкус легкого сожаления о том, что половина лета уже позади, и его остаток промчится также стремительно, принеся с собой дожди, желтую листву и грусть. Однако Твардовский пытается донести до читателей, что течение времени изменить невозможно, и ему остается лишь подчиниться. А также научиться получать удовольствие от каждого прожитого мгновения и наслаждаться серединой лета, которая, по мнению автора, является одним из самых великолепных периодов года, символизирующих переход от юности к зрелости. Это – время подведении первых итогов, а также поворотный момент в жизни любого человека, когда у него еще есть шанс что-то изменить к лучшему и отказаться от ошибочных решений.
Анализы других стихотворений
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гляну в поле, гляну в небо»
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Грубым даётся радость»
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Да! Теперь решено»
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Жизнь — обман с чарующей тоскою»
Июль — макушка лета.
Июль — макушка лета, —
Н прежде всех газет —
Дневного убыль сета;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, —
Ку-ку, ку-ку, — макушка, —
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, —
Июль — макушка лета.
Анализ стихотворений русских поэтов Александр Твардовский Июль — макушка лета.
В стихотворении «Июль — макушка лета. » лирический герой говорит о том, что, по его мнению, июль — своеобразный апогей лета, подтверждая свою точку зрения приметами: «убыль света», когда день становится короче; кукушка «отстукивает ку-ку». В произведении присутствуют и эпитеты, и метафоры, например «убыль света», «макушка лета», «липовый цвет». Размер представленного стихотворения — трехстопный ямб. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] — присутствует ассонанс. Также довольно частотны звуки [л] и [л’], передающие «звонкость» лета и звонкость голосов птиц, животных и людей.
Источник
анализ стихотворения твардовского июль макушка летаанализ стихотворения твардовского июль макушка лета
Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета… »
В стихотворении А. Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света» , «отстукала кукушка прощальный свой привет» , сбор липового цвета.
Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность.
Особую роль играет у А. Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета:
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль – макушка лета.
Поэтом используется народная лексика: «макушка лета» , «скрытнейшей из примет» , «песня спета» , «пол-лета» . Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:
Ку-ку, ку-ку, – макушка, –
Прощальный свой привет.
Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета» , обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.
Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета» ? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой» , а не «стихами» . А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение.
В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка» . Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос.
Попробуем воссоздать образ «макушки» , как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.
О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света» ) – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета.
А с липового цвета,
Считай что песня спета,
Считай, пол-лета нет, –
Июль – макушка лета.
Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет» .
Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.
Источник
Анализ стихотворения «Июль – макушка лета» Твардовского
Стихотворение написано во второй половине шестидесятых годов, предположительно в 1966 году. Автор обыграл народную примету ярко и поэтично, превратив её в весёлое, озорное стихотворение.
Тема – связь природы с человеком. Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь затронул автор стихотворения.
Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль.
Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.
Проблематика – середина лета – это плохо или хорошо, повод грустить или радоваться, – вот что беспокоит лирического героя. Он чуть было не упустил момент “макушки лета”: оказавшись на “вершине” сезона, к нему приходит понимание важности и простоты этого момента.
Идея – жить нужно так, чтобы время иногда останавливалось, и человек мог заметить всё происходящее вокруг. Это жизнь в гармонии с собой и природой. Лирический герой – замечает все тонкости подготовки природы к переходу в следующий сезон, маленькие, но важные звоночки, говорящие о движении времени.
Динамичное стихотворение, состоящие из 13 строк, напоминающее музыкальную форму “рондо”. В смысловом и синтаксическом плане стихотворение выглядит так: четверостишие+пятистишие+четверостишие.
Оно обрамлено строкой, являющейся народной приметой “июль – макушка лета” – именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное.
Стремительность стиха, особенности рифмы у Твардовского создают впечатление, что всё произведение – одно предложение.
Жанр – лирическое стихотворение, написанное в песенной форме. Написанное трёхстопным ямбом, стихотворение имеет своеобразную рифмовку. Две первые строки – парную, они в свою очередь рифмуются с четвёртой, третья – с шестой, четвёртая и пятая снова в парной рифмовке. Такая рифмовка как бы связывает весь текст воедино, заставляет строки сливаться в одну целую конструкцию.
Звукопись в стихотворении играет роль знойных оттенков, когда в полдень всё плавится и изнемогает от жары. Это достигается за счёт повторения звуков “п” и “л”.
Метафоры – “макушка лета”, “липовый цвет”, “убыль света”, “напомнила газета”. Только народная смекалистость и тяга к образности могла создать такое оригинальное название середины летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повторение в середине стихотворение слова “макушка” делает произведение очень близким к песенному жанру.
Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет“.
Фразеологизм – “песня спета” сближает с народным языком, разговорным стилем, делает простым для восприятия.
Оксюморон – “прощальный привет”. Чуточку грусти добавляет прилагательное “прощальный” в связку слов, совершенно противоположных по значению.
Анафора – 3 и 5 строка: “но прежде всех газет”, “но прежде малой этой…”, а также 11 и 12 строки: “Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…” Единоначалие придаёт стихотворному тексту музыкальность и гибкость, сближает с песенными жанрами.
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 12.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано предположительно в 1966 году на основе народной приметы.
Тема – человек и его связь с природой.
Композиция – цикличная структура, состоящая из 13 строк (4-стишие -5-стишие – 4-стишие).
Жанр – лирическое стихотворение, имеющее черты песенных жанров и народный колорит.
Стихотворный размер – трёхстопный ямб со сложной перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “макушка лета”, “убыль света”, “напомнила газета”.
Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет”.
Оксюморон – “прощальный привет”.
Анафора – “но прежде всех газет,…но прежде малой этой…” , “считай, что песня спета,считай пол-лета нет…”
Анализ стихотворения Июль — макушка лета Твардовского
Для русской поэтической традиции середины предыдущего века было характерным использование своеобразной рифмы, которая создавала ощущение чего-то наподобие ступенчатого водопада, по которому скатывается и внимание и вода рифмованных строк. Эти рифмы также наблюдаются и у Тарковского и других литераторов того времени.
Июль — макушка лета.. — одно из популярных стихотворений Твардовского. Рифма тут представляет собой схему: ааваававаава, то есть двойные рифмы перемешиваются с обволакивающими строками. Такая структура при прочтении создает ощущение какой-то быстротечности и елеуловимости.
Собственно, этого во многом и хотел достигнуть автор, который констатирует приход середины лета, но этот зенит также становится и символом пройденного времени и бренности всего бытия. Такие мотивы подчеркиваются образами кукушки и дневного света, которого становится меньше.
Такие рассуждения и образы создают ощущение зыбкости всего бытия, вводят читателя в сферу философских раздумий.
Субъект речи использует довольно фатальные формулировки наподобие «песня спета», которые подчеркивают «пол-лета нет».
Конечно, эти рассуждения могут заставить поразмыслить о вариантах восприятия действительности, ведь, как известно, только для пессимистов пол-лета нет, а для оптимистов пол-лета впереди.
Тем не менее, подобный взгляд был бы чрезмерно банальным. Вероятнее всего, Твардовских хотел сказать про возможность увидеть даже в самом расцвете чего-либо, в самой вершине признаки увядания, признаки окончания и упадка.
Мотив окончания лета как праздника жизни спустя 20 лет будет повторен отмеченным ранее Андреем Тарковским в стихотворении Вот и лето прошло.. , где тоже будет рассматриваться быстротечность времени и ускользающей жизни.
Твардовский задает тон для подобных поэтических размышлений, они вполне согласуются с фаталистическими предвоенными настроениями 1941 года, когда написано стихотворение, и популярными в тот период философскими идеями экзистенциализма.
Эти темы легкости уходящего времени-бытия дают читателю медитативное настроение. Прочитанные строки во многом воспринимаются глубже уровня простого рассудка.
Литературный анализ
- Произведение относится к лирическому творчеству поэта и в качестве основной темы стихотворения рассматривает безвозвратный уход летнего периода года.
- Повествование в стихотворении ведется от лица лирического героя, через ощущения которого поэтом передается гармоничность окружающей природы.
- Стихотворным размером при написании произведения выбирается форма трехстопного ямба с параллельными рифмами, отличающихся четкими, ясными, динамичными и живыми выражениями, передающими кратковременность природных изменений.
- В качестве художественных средств выразительности автор использует многочисленные формы метафор («убыль света»), эпитетов («прощальный свой привет»), ассонансов в виде повторения гласного звука, аллитерацию, передающую созвучность согласных, а также применяет выражения из народной лексики («скрытнейшая из примет») и повтор одной и той же строки в начале и финале стихотворения («июль-макушка лета»), что придает произведению большую лиричность и песенное звучание.
- Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного приема звукописи с употреблением глаголов в повелительном наклонении, подчеркивающих игривость в душевном настрое лирического героя, а также отражающих звуки июльского месяца, являющегося серединой лета.
- Авторский замысел стихотворения демонстрирует необходимость наслаждения получения удовольствия от каждых прожитых жизненных мгновений, поскольку течение времени неумолимо и с этим приходится смириться.
- В образе июльского месяца поэт представляет великолепный период года, символизирующий переходный этап от юношества к зрелому состоянию человека, выражающийся в поворотном моменте в судьбе людей, который позволяет внести корректировки в человеческой жизни, исправив собственные ошибки.
- Содержание стихотворения подчеркивает атмосферу беззаботности, счастья, радости, перечисляя в виде значимых примет июльского времени собирание липовых цветов, сокращение дневного света, прощальный стук кукушки, налитые хлебные колосья.
- Стихотворение наполняется поэтом светлой печалью, грустью, тоскливыми душевными переживаниями по уходящему в небытие тёплому лету, но при этом передает трепетное отношение автора к дуновению ветерка, звуку пастушьих рожков, к мельчайшим природным изменениям, влекущим скорое наступление осеннего времени года, славящегося обилием холодных дождей, желтой опавшей листвой и прощальным курлыканьем журавлиной стаи.
- Произведение демонстрирует поэтическое настроение автора в виде легкого сожаления о мимолетной смене времен года.
- Анализ стихотворения Июль — макушка лета по плану
Тема – связь природы с человеком. Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь затронул автор стихотворения. Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль. Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.
Проблематика – середина лета – это плохо или хорошо, повод грустить или радоваться, – вот что беспокоит лирического героя. Он чуть было не упустил момент “макушки лета”: оказавшись на “вершине” сезона, к нему приходит понимание важности и простоты этого момента.
Идея – жить нужно так, чтобы время иногда останавливалось, и человек мог заметить всё происходящее вокруг. Это жизнь в гармонии с собой и природой. Лирический герой – замечает все тонкости подготовки природы к переходу в следующий сезон, маленькие, но важные звоночки, говорящие о движении времени.
Анализ стихотворения Твардовского “Июль – макушка лета”
Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех пор, пока не удастся заметить характерные изменения, свидетельствующие о том, что, что осень уже не за горами.
Этому привычному явлению, которое повторяется из года в год, посвятил свое стихотворение под названием “Июль – макушка лета” Александр Твардовский. Он попытался передать свои чувства и ощущения, которые охватили его при виде
облетающего липового цвета и убывающих листков календаря – неизменных свидетелей скоротечности времени.
В повседневной суете очень мало кто обращает внимания на то, какие изменения происходят в окружающем мире, когда лето идет на убыль. Даже Твардовский в своем стихотворении признается, что о наступлении середины лета ему “напомнила газета”.
Однако есть и более значимые признаки, которые откладываются в памяти каждого из нас на уровне подсознания, но лишь творческие натуры и созерцатели способны придать им значение и “расшифровать” так, как это сделал поэт.
Ему не нужно было заглядывать в календарь или же в газету для того, чтобы понять – жаркий июль во всей своей красе скоро сменится осенней прохладой.
Об этом ему сообщила кукушка, которая послала всему миру “прощальный свой привет”, а также “дневной свет”, который с каждыми сутками идет на убыль, напоминая о том, что не за горами – длинные зимние вечера.
Стихотворение “Июль – макушка лета” имеет особую динамику, которая словно бы подчеркивает скоротечность времени.
Благодаря этому произведение читается на одном дыхании, а воображение рисует вереницу солнечных дней, которые проносятся чередой, оставляя в душе привкус легкого сожаления о том, что половина лета уже позади, и его остаток промчится также стремительно, принеся с собой дожди, желтую листву и грусть. Однако Твардовский пытается донести до читателей, что течение времени изменить невозможно, и ему остается лишь подчиниться.
А также научиться получать удовольствие от каждого прожитого мгновения и наслаждаться серединой лета, которая, по мнению автора, является одним из самых великолепных периодов года, символизирующих переход от юности к зрелости. Это – время подведении первых итогов, а также поворотный момент в жизни любого человека, когда у него еще есть шанс что-то изменить к лучшему и отказаться от ошибочных решений.
(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Твардовского “Июль – макушка лета”« Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова “Судьба человека”)Солнечное затмение Лиханов (Литература XX века) »
Композиция
Динамичное стихотворение, состоящие из 13 строк, напоминающее музыкальную форму “рондо”. В смысловом и синтаксическом плане стихотворение выглядит так: четверостишие+пятистишие+четверостишие. Оно обрамлено строкой, являющейся народной приметой “июль – макушка лета” – именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное. Стремительность стиха, особенности рифмы у Твардовского создают впечатление, что всё произведение – одно предложение.
Жанр – лирическое стихотворение, написанное в песенной форме. Написанное трёхстопным ямбом, стихотворение имеет своеобразную рифмовку. Две первые строки – парную, они в свою очередь рифмуются с четвёртой, третья – с шестой, четвёртая и пятая снова в парной рифмовке. Такая рифмовка как бы связывает весь текст воедино, заставляет строки сливаться в одну целую конструкцию.
Звукопись в стихотворении играет роль знойных оттенков, когда в полдень всё плавится и изнемогает от жары. Это достигается за счёт повторения звуков “п” и “л”.
Средства выразительности
Метафоры – “макушка лета”, “липовый цвет”, “убыль света”, “напомнила газета”. Только народная смекалистость и тяга к образности могла создать такое оригинальное название середины летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повторение в середине стихотворение слова “макушка” делает произведение очень близким к песенному жанру.
Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет“.
Фразеологизм – “песня спета” сближает с народным языком, разговорным стилем, делает простым для восприятия.
Оксюморон – “прощальный привет”. Чуточку грусти добавляет прилагательное “прощальный” в связку слов, совершенно противоположных по значению.
Анафора – 3 и 5 строка: “но прежде всех газет”, “но прежде малой этой…”, а также 11 и 12 строки: “Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…” Единоначалие придаёт стихотворному тексту музыкальность и гибкость, сближает с песенными жанрами.
Краткое содержание
Лирический герой читает газету и неожиданно понимает, что уже середина лета. Об этом ему напомнила дата выпуска. Но и до этого были признаки смены месяца, например, постепенное уменьшение времени дневного света.
Герой начинает вспомнить другие признаки появления середины лета. Например, кукушка все реже пела свою песню «Ку-ку-ку-ку-ку». Это словно прощание с жаркими деньками. Цветы с липы тоже начинают облетать.
Все это наводит лирического героя на определенные мысли. Лето заканчивается, поэтому нужно успевать наслаждаться спокойными, теплыми днями. Время быстротечно, и следует всегда выделять время для отдыха. Последняя строчка служит напоминанием.
Нужно уметь остановиться, задуматься над своей жизнью. Возможно, что пора что-то менять.
Источник