История страха как эмоции

СТРАХ. Что это за эмоция и как побороть страх

Добра и мира всем, кто оказался на странице блога «Антидот»! Вот мы, наконец, и подошли к теме индивидуальных эмоций. Дальше будет легче.

Я понимаю, что, когда начинают предлагать формулы и уравнения, некоторые люди начинают искать кнопку закрытия и перейти туда, где тебя не грузят никакими формулами. И, те, кто продержался до этой статьи, никогда об этом не пожалеют.

Понимание Уравнения эмоций улучшит вашу жизнь значительнее, чем понимание любого другого уравнения в вашей жизни. Даже такого, как «деньги – товар – деньги(штрих)».

И в этом блоге вы в очередной раз убедитесь в том, что это уравнение действительно работает, увидев тот принцип, по которому наш мозг определяет, какую именно эмоцию надо генерировать: страх, грусть или радость. Как я и обещал, в этой статье мы рассмотрим эмоцию под названием страх.

А начнем мы сегодня с высказывания дорогой Марии Складовской-Кюри, первооткрывательницы радиоактивности, которая искренне верила, что радиоактивные вещества не опасны для человека, и поэтому никогда не защищалась от радиации.

И вы, конечно же, понимаете, чем ей эта уверенность обернулась. Ей принадлежит такая фраза: «В жизни нет ничего, чего стоило бы бояться, есть только то, что нужно понять.

Поэтому пришло время во всем разобраться, чтобы мы могли меньше бояться».

Да, уважаемая Мария Кюри, я с вами полностью согласен.Вы за свое убеждение отдали жизнь. Мы это ценим.

И как нам посоветовала госпожа Кюри, давайте разбираться в том, как работает наш страх.

Мы использовали страх в нескольких примерах в наших предыдущих выпусках, поэтому вы, наверное, не удивитесь, услышав определение страх как: страх – это эмоциональная реакция, которая возникает, когда наш мозг воспринимает угрозу для себя.

Вы видите медведя, выходящего из леса, в двадцати метрах от вас.

Вы начинаете глубоко дышать.

(феномен Бумке, зрачок Бумке, симптом Вестфаля-Бумке).

Ваше внимание сосредотачивается.

Адреналин начинает выделяться в ваш кровоток.

Может быть, даже ваш анальный сфинктер отреагирует, и тогда придется менять штаны, если все обойдется.

Ваше тело готово к реакции – «сражайся или беги», ваше бодрствующее сознание также подталкивает вас к этим действиям – «защищайся или убирайся оттуда на хер!».Обратите внимание, что в тот момент оно даже не думает про штаны и туалетную бумагу.

Этот тип подсознательной реакции классифицируется психологией и нейробиологией как генетический эффект «подготовленности». Считается, что он был выведен в процессе естественного отбора, поскольку предполагается, что организмы с лучшей реакцией на страх, вероятно, выживали лучше и оставляли больше потомства, из которого потом родился господин Кольт.

Страх обычно можно разделить на пять уровней серьезности:

Обратите внимание, есть версия страха, которая выходит за рамки паники и называется «боязнью пауков». Страху на уровне боязни паука нет равных.

Процесс генерации страха, когда вы находитесь на высоте четырех тысяч метров с парашютом происходит таким же образом, как мы объясняли это в предыдущих статьях: лимбическая система постоянно сканирует и анализирует наше окружение с помощью наших чувств на предмет того, что не соответствует ожиданиям-предпочтениям нашего мозга для безопасности нашего тела, и, когда что-то идентифицируется и воспринимается как угроза, для нас генерируется эмоция, которую мы называем страхом.

Я тут не открываю Америку, психологи давно изучили этот процесс. Если вам интересно изучить его более подробно, то почитайте книгу доктора Дэвида Иглмана «Инкогнито: тайная жизнь мозга». Он там объясняет это довольно элегантно. Кстати, Андрей Владимирович Курпатов еще лет десять назад написал тоже классную книжку про страх,в которой он объясняет многие наши страхи. Особенно мне понравилось его объяснение, почему не нужно бояться смерти. Это шедевр. Он говорит, что страх смерти – это, по сути, страх того, что нас не станет.

И он в своем саркастическом стиле задает вопрос типа: «а чё вы, господа, паритесь на эту тему? Вас же до рождения тоже не было. И снова не станет. Это, типа, не так страшно. Подумайте о том времени до вашего рождения. Вас нет. И что? Страшно? Вроде нет». Но это так, мы отвлеклись.

Итак, важно, чтобы вы поняли, что любая угроза любой вещи на карте себя вашего мозга будет генерировать страх.

Вы можете бояться потерять свою жизнь, но вы также можете бояться потерять свою работу, потерять свои деньги, потерять свою семью, потерять свои ценные вещи, потерять свои традиции и мировоззрение, и, конечно же пауков.

Покажите мне того, кто не боится пауков, и я скажу, что он ненормальный.

Давайте еще приведем несколько примеров для лучшего понимания.

Возьмем «5 самых популярных человеческих страхов» с одного из анонимных опросников Интернета. Пользователи там указали, что, во-первых, они боятся темноты, во-вторых, боятся высоты, далее – бояться обязательств в отношениях, публичных выступлений и, конечно же, пауков.

Как можно не включить пауков в Топ-5 самых популярных страхов?

Хотите знать почему я взял именно этот список для примера? Потому что список без пауков не может быть научным.

Мы не боимся самой темноты, мы боимся того, что может находиться там и представлять угрозу для нас. Темнота, как и любая другая неизвестность для нашего мозга, это по сути, получение нашим мозгом восприятия с низким значением.

Поэтому любая неизвестность для нашего мозга будет заставлять его генерировать нам эмоцию страха.

Дело не в том, что мы боимся высоты, мы боимся того, что может случиться, если мы упадем с такой большой высоты.

Вы понимаете, что два человека могут стоять на большой высоте и один будет испытывать эмоцию страха, а другой будет испытывать тоже самое чувство, которое вы испытываете, когда наступает пятница.

Чувство предвкушения чего-то приятного. Потому что именно прыжок с этой высоты генерирует у второго такие ощущения, которые нравятся его мозгу .

Как пример, вам нравится ощущение поднимающихся по вашей спине пузырьков воздуха, когда вы сидите в горячем джакузи в холодный зимний день, а ему нравиться прыгать с большой высоты. Суть процесса одинаковая. Это еще раз подтверждает тот факт что страх это производная нашего мозга, а не что-то реальное, раз один и тот же процесс может у одного генерировать страх у другого радость.

Мы не боимся романтических отношений

, мы боимся того, что другие люди могут нанести урон нашему «я», когда мы действительно открыты для кого-то, а получаем в этот момент отказ. Наш мозг генерирует массу негативных эмоций по этому поводу. Именно потому, что этот отказ он воспринимает как факт восприятия себя с низким значением.

Мы не боимся публичных выступлений

, мы боимся того, что люди подумают плохо о нас, если у нас что-то пойдет не так. То есть у других людей снизится значение восприятия нас.

И, конечно, мы боимся пауков не потому, что они достаточно большие, чтобы съесть нас. Мы их боимся потому, что этот ужасный уродливый хищник может висеть на веревке, которую он вытаскивает из своего живота, может прыгать на несколько длин своего тела своими восемью волосатыми ногами, может буквально смотреть на нас со всех сторон, потому что у него восемь блестящих черных глаз, и еще, говорят,что самка съедает самца после секса. Ужас.

Ты шутишь, Майкл? Конечно же, нет. Все бояться пауков. Ну не паeков так змей)

А если серьезно, то страх сам по себе является механизмом выживания.

И как бы не был полезен страх, помогая защитить нас от вреда, он также может быть вредной эмоцией, которая часто выходит из-под контроля. Когда мы охвачены страхом потерять свою работу, парня, деньги или что-то еще.

Для нас очень понять, что миллионы лет превратили страх в превосходную систему защиты от физических угроз.

Читайте также:  Утром не чувствую вкус пищи

Но та же самая эмоция страха может сделать нашу жизнь пыткой, когда мы, вместо того, чтобы рационально продумать самую лучшую тактику нашего дальнейшего поведения для оптимального выхода из многочисленных сложных ситуаций нашей современной жизни, зацикливаемся на этой эмоции и вызываем следующую негативную эмоцию — грусть, которая способна создавать порочный круг и усиливать саму себя, что приводит к депрессии. И очертания адской жизни начинают прорисовываться даже если в в него не верите.

Так почему бы нам не взять нашу ручку регулировки страха в комнате метасознания и не постараться приблизить ее к нулевому значению? А я буду делать все для того, чтобы вам в этом помочь.

В следующем раз мы разберем эмоцию по имени гнев .

Источник

Самая токсичная эмоция — страх

Вряд ли можно найти хоть одного человека, который ни разу не испытывал страх. Каждый из нас имеет травмирующий опыт и даже могли испытывать психологическое заражение страхом.
К.Э.Изард пишет: «Страх очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Когда мы испытываем страх, наше внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации. сигнализирующей нам об опасности.
Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать,что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением — устранить угрозу, избежать опасности. Слабый страх переживается как тревожное предчувствие,беспокойство. По мере нарастания страха человек испытывает всё большую неуверенность в собственном благополучии. По мнению Томкинса (Tomkins, 1963), страх — самая токсичная, самая пагубная эмоция. Пагубность страха проявляется в том, что он в буквальном смысле может лишить человека жизни,достаточно вспомнить случаи смерти, вызванной страхом перед «порчей»( с.311-312).
Страх рассматривается в качестве одной из первичных эмоций наряду с радостью,гневом и печалью. Страх является эмоцией избегания сознательно распознаваемой, обычно внешней, реальной опасности. В отличие от страха, тревога является эмоцией избегания воспринимаемых, но по большей части не распознанных опасностей, в то время как фобии представляют собой иррациональные навязчивые идеи и характеризуются тщательным избеганием специфических объектов и ситуаций. Слова «страх», «тревога» и «фобии» означают состояние возбуждения, возникающее в результате осознания человеком недостатка сил и способностей или отсутствия возможности справиться с некоторой угрожающей ситуацией, причём страху, тревоге и фобиям соответствуют сходные физиологические состояния[Психологическая энциклопедия под ред. Р.Корсини и А.Ауэрбаха.М.: Питер, 2003, c.867].
По мнению А.И. Захарова условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом: 1) тревога — сигнал опасности, а страх — ответ на неё; 2)тревога скорее предчувствие, а страх — чувство опасности; 3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх — тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холеристическим, страх — флегматическим темпераментом; 4) стимулы тревоги имеют более общий, неопределённый и абстрактный характер, страх — более определённый и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство; 5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником прошлый опыт; 6) не смотря на свою неопределённость, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх — эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх — правополушарный феномен; 7) тревога — социально, а страх — инстинктивно обусловленная форма психического реагирования при наличии угрозы. Страх — это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Страх таким, образом, может выполнять определённую социализирующую или обучающую роль в процессе формирования личности. Представления об образующих страх источниках опасности являются известным коммуникативным или жизненным опытом.

Страх
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.[1] С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.[2]
Страх в психологии
С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием.[3] Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.[4]
]Страх в психологии общения
Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая.
Фобии
Психические расстройства, при которых некоторые ситуации или объекты, не являющиеся опасными, вызывают тревогу и страх, называются «фобиями».[6]
Страх в культуре

Именно осознание конечности своего существования, грубее — страх смерти, ритуализировало жизнь первобытного человека. Ритуал, нивелируя страхи, позволял копить культурную информацию, совершенствуя способы ее консервации. Способы, регуляторы и результаты человеческого существования менялись. Не последнюю роль сыграл страх в появлении государства. Можно сказать, что одним из факторов создания общин был комплекс страхов. Следствием этого комплекса стало стремление к объединению, с тем чтобы бороться против опасностей сообща.
Если говорить о религиях, такое значительное место занимавших (и занимающих) в жизни человека, то в каждой из них ключевое место занимает также страх. Причём здесь страх поднимается на метафизический уровень и включает в себя не только проблему жизни и смерти, но и нравственный аспект. Сама смерть становится своеобразной границей, местом перехода в иной мир. И от того, как человек прожил свою жизнь, зависит то, чем иной мир окажется для него. В данном случае представляемый источник страха находится не в объективной реальности (то есть не в окружающем мире), а за пределами непосредственного познания. В каком-то смысле, можно считать, что страх оказал большое влияние на развитие такого критерия, как нравственность.
Отдельное место страх занимает в художественном искусстве и литературе, как то: жанр готического рассказа (или готического романа), кинематографический жанр фильма ужасов. Эпический и мифологический фольклор, народные суеверия являются одним из наиболее часто используемых источников для этих произведений.

Страх у человека

Протекание эмоции страха в разных ситуациях у разных людей может существенно различаться, как по силе, так и по влиянию на поведение.
Страх может проявляться в виде возбуждённого или подавленного эмоционального состояния. Очень сильный страх (например ужас) часто сопровождается именно подавленным состоянием. Помимо общего термина «страх», для различных близких по природе негативных эмоциональных состояний используются термины «тревога», «испуг», «паника», «фобии» и т.д. Например, кратковременный и сильный страх, вызванный внезапным сильным раздражителем, называют «испугом», а длительный, слабо выраженный, диффузный страх — «тревогой».
Такие психические расстройства, как фобии, могут приводить к частому и сильному переживанию страха человеком. Фобией называют навязчивый, иррациональный страх, связанный с определенным предметом или ситуацией, с которым человек не может справиться самостоятельно.
Некоторые философы, особенно те, которые подходят к этому явлению с чисто моральных позиций, считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Другие философы, особенно те, которые рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, наоборот, считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Обе точки зрения не взаимоисключающие, так как эмоция страха, как и ощущение боли, обеспечивает самосохранение индивида, и становится непродуктивной или опасной лишь в наиболее интенсивных и длительных проявлениях.
Степени и виды страха

Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности: испуг, ужас, паника.
Профессор Ю. В. Щербатых предложил свою классификацию страхов.[7] Он разделяет все страхи на три группы:
• биологические,
• социальные,
• экзистенциальные.
К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Социальные страхи вызваны ситуациями, которые могут нести угрозу не жизни или здоровью человека, а его социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений. социальных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи связаны с интеллектом и вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д.
Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений — ко второй, а страх смерти -к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой — социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) — на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т. д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей.
Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) — записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы.
Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.
Физиология
У пациента, миндалевидное тело которого оказалось разрушено вследствие болезни Урбаха-Вите, наблюдалось полное отсутствие страха[8][9][10].
Два нейронных пути страха
Развитие чувства страха определяется двумя нейронными путями, которые, в идеале, функционируют одновременно. Первый из них, ответственный за развитие основных эмоций, реагирует быстро и сопровождается большим количеством ошибок. Второй реагирует медленнее, но более точно.[11]
Быстрый путь
Первый путь позволяет нам быстро ответить на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет нам более точно оценить ситуацию и ответить на опасность точнее. В этом случае чувство страха, инициированное первым путем, блокируется функционированием второго пути, который оценивает определенные признаки опасности как нереальные.
При первом пути (низком, коротком, подкорковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, замыкается на амигдалярных ядрах зрительного бугра, вызывая эмоциональный ответ.
Длинный путь
При втором пути (высоком, длинном, корковом) эмоциональный стимул, отражаясь в чувствительных ядрах зрительного бугра, восходит в сенсорные отделы коры головного мозга и уже из них направляется в ядра амигдалярного (миндалевидного) комплекса, формируя эмоциональный ответ.
При фобиях второй путь функционирует неадекватно, что приводит к развитию чувства страха на стимулы, не несущие опасности.
Примечания
1. ↑ Статья «Страх» в «Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля»
2. ↑ Леонтьев, Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — Москва, 1971.
3. ↑ Изард, Кэррол Эллис Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер,2007. — С. 54. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
4. ↑ Изард, Кэррол Эллис Страх и тревога. // Психология эмоций = The Psychology of Emotions. — Питер, 2007. — С. 292. — 464 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 5-314-00067-9 ISBN 978-5-314-00067-0
5. ↑ Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
6. ↑ Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр = International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. — М.: Медицина, 2003. — Т. 1-4. — 2440 с. —2000 экз. — ISBN 5-225-03268-0, ISBN 5-225-03269-9, ISBN 5-225-03280-X
7. ↑ Щербатых Ю.В. Избавься от страха. — М.:Эксмо, 2011. — 304 с. ISBN 978-5-699-45683-3
8. ↑ Feinstein, Adolphs, Damasio and Tranel The Human Amygdala and the Induction and Experience of Fear — Current Biology, Published online: December 16, 2010
9. ↑ Richard Alleyne A woman with no fear could help traumatised soldiers — The Telegraph, 16.12.10
10. ↑ Уникальный случай: в США живет женщина, не испытывающая страха — NEWSru.com, 17.12.10
11. ↑ Joseph le Doux. The Emotional Brain. Weidenfield & Nicholson Ltd., London 1998
Литература
• Фрейд З. «О правомерности выделения из неврастении симпомокомплекса, называющегося „невроз страха“»
• Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе //Социологические исследования. 2010. № 9.
• Берзин А. Работа с чувством страха.
• Гуляихин В.Н., Тельнова Н.А. Страх и его социальные функции // Философия социальных коммуникаций. 2010. № 10. С. 53-60.
• Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. — Воронеж, 1998.- 282 с. ISBN 5 88242-094-6
• Щербатых Ю.В.Психология страха.- М.:Эксмо, 2007.- 512 с.ISBN 978-5-699-11053

Читайте также:  Как хорошо выразить эмоцию

Чувство страха
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo_straha
Чувство страха — переживание перед страшным, внутреннее видение страшного. Страх, это когда головой все понимаешь, хочешь сделать правильно, но внутри все сжимается и говоришь и делаешь все не так. Это — страх.
Точнее, это не страх, а чувство страха. Чувство страха и страх (страшное) — вещи разные, хотя их часто путают. На страшное можно реагировать разумно, деятельно, без страха. В то же время можно бояться того, что вовсе не страшно.

Бодрые дети любят все Страшное, там же можно побояться!

Смысл чувства страха
Если рядом опасность — нужно или спрятаться (застыть), или драпануть (убежать). И нужен удар неприятным ощущением, чтобы сейчас все это произошло мгновенно, а на будущее чтобы подобных ситуаций избегать. Плюс функциональная перестройка организма под супернагрузки и возможность ран. Ну и внимание только к тому, что может быть опасностью.
Испуганный вид сопровождается улучшением периферического зрения, повышением частоты движения век и дыхания – всё это позволяет человеку быстрее реагировать на опасность.
Все это вместе и есть страх. Коротко — буря в теле, паралич (застывание) воли, желание спрятаться или убежать.
Структура чувства страха
Женщины в чувстве страха обычно замечают чувство: переживание страха, мужчины в страхе чаще видят поведение: паралич тела, желание спрятаться или убежать. Правы и те, и другие, поскольку страх, как внутреннее чувство, имеет сложную структуру. Это и переживание, и эмоциональное выражение этого переживания, и свой рисунок тела, и особое восприятие происходящего, и особый алгоритм внутреннего поведения. Естественно, и особое функциональное состояние всего организма.
Страхи и тревожность в человеческой жизни
Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать — в основном женщины. Страх — полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх — разумно, руководствоваться страхом — опасно. Что делать, когда страшно? Как преодолевать страх?
Страх и тревожность в практической психологии
Страх можно формировать, страх можно снимать. Как работать со страхами.
Страхи и тревожность в практической психологии
В психодиагностике личностную тревожность чаще всего оценивают с помощью теста Кеттелла. Фактор О: «спокойствие–тревожность» имеет следующий вид:
O- / 0-6 баллов O+ / 7-12 баллов
Беспечность, самонадеянность, жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, небоязливость, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины. Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.
У женщин чувство страха преодолевается не разумом, а другим чувством, например яростью.
Проблема тревожности — частый запрос в практической психологии и психотерапии. Страх можно формировать, страх можно снимать. Как работать со страхами?
Формирование страха и снятие страха
Повторяющиеся сильные удары страхом (травмирующим событием) на фоне мышечного напряжения рождают больные точки в душе. Когда больная точка сформировалась, уже средней и слабой силы раздражитель вызывает сильное переживание страха. Возможно, именно это является механизмом формирования устойчивых страхов — фобий.
Повторяющиеся слабые удары страхом (травмирующим событием) на позитивном фоне (мышечное расслабление, ровное дыхание) снимают больные точки в душе, снижают переживание страха. Страх уходит.
Страхи и тревожность в человеческой жизни
Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать — в основном женщины. Страх — полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх — разумно, руководствоваться страхом — опасно.

Читайте также:  Бросил пить кофе нет настроения

Что делать, когда страшно?
Автор: Н.И. Козлов
Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха на некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки). Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей -результат научения. Чем более тревожны родители, тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!» Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям… Научение страхам идет не только со стороны: дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно.
То, чего мы боимся и насколько мы боимся, зависит от множества факторов. Это зависит от особенностей нашего тела, от привычек нашей душевной жизни, от качеств нашего ума и от силы нашего духа. Можно сказать и по другому: в наших страхах есть то, что определяет наше тело, есть влияние культуры, и есть личная позиция каждого из нас.
Страхи, отношение к страхам — важная часть человеческой культуры. В разных национальных культурах, в разных группах и субкультурах существует своя норма страха — принятый и разрешенный уровень страхов. В культуре мужской и женской, в разных группах и тусовках, в группах разных возрастов, профессиональных конфессиях и разных государствах — норма страха может сильно отличаться.
Девочка в большей степени разрешается бояться и трусить, мальчикам — в меньшей. Маленьким мальчикам бояться можно, мужчинам — уже нельзя. При этом самые трусливые спартанские воины были куда смелее и мужественнее большинства современных мужчин из числа офисных работников.
Норма страха изменчива и обычно зависит от уровня страхов тела и от того, что воспитали в человеке или человек сам воспитал в себе.
Взрослые люди к страхам относятся по-разному. Взрослые мужчины учатся жить без страхов, девушки и женщины в страхи часто играют и страхи используют, чаще всего рядом с мужчинами.
Чувство страха — популярная социальная игрушка. Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. В Страх можно играть, и игра эта достаточно популярна, особенно у детей и женщин.

Взрослые мужчины меньше обращают внимание на свои чувства и заняты в первую очередь своим поведением: возможностью что-то сделать, несмотря на страх.
Чувствовать леденящий страх, бояться до дрожи — все может быть увлекательной игрой, недаром так популярны фильмы ужасов: люди сами платят деньги за возможность побояться в темноте.
Часть молодых людей, еще не понимающих, что такое ответственность, любит играть в большой страх: действительно, любой прыжок с высотки может стать твоим последним шагом в твоей короткой жизни.
Пока кто-то играет в страх, разыгрывая смелость, другие играют в страх, разыгрывая бытовые страхи. Игра в страхи имеет свои внутренние выгоды и достаточно популярна. «Бояться», переживание «как бы страха» позволяет успешно привлекать к себе внимание, занимает время волнительными переживаниями и позволяет под удобным предлогом не делать то, что не хочется или трудно.
Обращают внимание на свои бытовые страхи и склонны их переживать — в основном женщины. Привычная тревожность часто может не замечаться или отрицаться самим человеком, который видит свое поведение не как тревожное, а вполне естественное и адекватное. Смотри видео «Нормальная тревожная мама» — скорее всего, мама своей тревожности не видит, не замечает и не согласится, что она тревожна.0:00
00:00
Когда игра в страх играется вовлеченно, она оказывается вполне серьезной и вызывает те же последствия, что и страхи не надуманные, а изначально настоящие. То, что начинается как игра, постепенно становится жизнью. Возможно, именно на этом фоне с возрастом, особенно у пожилых людей, часто формируется страх как базовое мировосприятие, видение «Мир страшен». Привычными становится несчастное лицо, бессильные жесты, позиция Жертвы и фразы по типу: «Господи, страшно-то как!»

Страхи-то какие! Как жить после этого, как жить?! — женщины любят играть в страхи.

Страх — удивительный инструмент, придуманный природой и давно уже, хотя и не всегда удачно, встроенный в человеческую культуру. К страхам и тревожности нужно учиться относиться разумно, исходя из того, что страх — полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх — правильно, руководствоваться страхом — опасно. Когда страшно, смелость — это не игнорирование страха, а поведение, исходящее из цели и объективного положения вещей, в том числе учитывающее возможные риски. Слабым людям помогает умение работать со страхом, сильным — способность быть выше страха.
Сильному человеку не нужно работать со страхом, как не нужно работать с проблемой умывания: что тут работать, пошел и умылся! Однако грамотные стратегии поведения в напряженной и страшной ситуации — вещь полезная. Какой бы сильный ни был человек, страшно может быть любому, сильный человек отличается только тем, что умеет разобраться в происходящем, собраться — и сделать все необходимое.
Разум — лучшее средство против страхов и тревожности. Тревожность ниже у людей, ведущих разумный: деловой и упорядоченный образ жизни. Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину. Меньше других тревожатся люди занятые и дисциплинированные. В частности, уменьшению тревог способствует контроль мышления — это привычка думать, о чему нужно, и не думать о чем не следует, чтобы себя же не пугать.
Лучше всего успокаивает — дело. Разумные действия отвлекают от страхов того, кто тревожится, и меняют саму ситуацию на более благополучную.
Страхи и тревожность в практической психологии
Страх можно формировать, страх можно снимать. Работа со страхами — популярный запрос клиентов. Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: «Посиди со мной, мне страшно!», при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

Источник

Оцените статью