Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях.
Понимание эмоций в психологии началось с Декарта и Спинозы.
Декарт .Развивал рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения (описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность.
По Спинозе:эмоции – это аффекты, аффекты – это состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают её, а вместе с тем и идеи этих состояний. Виды аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание.Познание механизма эмоционального обусловливания – основа панэмоционализма Спинозы: любой объект может вызывать эмоции, нет нейтральных объектов. Выделил множество эмоций, описал взаимопревращение некоторых из них.Он уделял внимание явлению генерализации. Говорил об амбивалентности аффектов, рассуждал о завистливой и честолюбивой природе людей и об их сострадательной природе, сформулировал принципы и способы совладания с аффектами.
Новое продвижение к пониманию эмоций пришло со стороны эволюционной биологии. Дарвин написал книгу «О выражении эмоций у человека и животных». Заложил основы естественнонаучного понимания эмоций.
Таким образом, от Спинозы и от Дарвина идут две параллельные линии изучения психологии эмоций. Спиноза подходил к изучению эмоций интроспективно. Дарвин рассматривал эмоции объективно, снаружи.
Дарвин констатировал, что большинство человеческих эмоций не имеет аналогов в животном мире, хотя подчиняются тем же биологическим законам функциональности. Подавляющее большинство исследований эмоций были посвящены изучению того, как соотносятся психологические составляющие эмоций с физиологическими реакциями.
Интроспективный подход Вундта. Вундт предложил анализировать всю сферу переживаний, включая внутренний и внешний опыт. Доступ к сфере опыта должен даваться самонаблюдением, включенным в эксперимент.
Когнитивисты. 1. Двухфакторная теория Шехтера. Эмоция определяется физиологическими и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.
Лазарус исследовал овладение стрессовыми или угрожающими ситуациями.
2. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс — негативное состояние, которое возникает, если, по крайней мере, два представления («знания») не могут быть согласованы друг с другом. Эта самая невозможность согласования и порождает мотивацию к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.
Развитие представлений об эмоциях в отечественной и зарубежной психологии (В.Вундт, Джеймс – Ланге, С. Шехтер, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, П.В. Симонов)
1. Эмоции как явление (структура). Впервые психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания. Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В каждом чувстве надо различать 2 стороны: объективную (внешнюю) и субъективную (связанную с внутренним опытом). Внешняя сторона – эмоция всегда имеет отношение к чему-то, она имеет предмет, предметное представление (связана с познавательной сферой). Внутренняя сторона – переживание, собственно чувства (подчеркивает приспособительный характер эмоций).
2.Эмоции как переживание, феномен. Школа феноменологии. Феномен – то, что само себя объясняет. Ж.П.Сартр: человек взаимодействует с миром двумя способами – рациональным (логичным) и иррациональным (магическим). «Пережить эмоцию – внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия сознания в иной способ существования». Эмоция как феномен – редукция, переходная форма от рационального к магическому, в ней нет различия между объектом и отношением к нему, нет причинностей и логических противоречий.
3. Эмоции как психотелесные состояния.Эмоции обязательно проявляются телесно (объективно). Для описания внешних выражений эмоций их делят на 3 группы:
· Поведенческие выражения (описанные Дарвином в сравнении с животными). Мимика, пантомимика, невербальные проявления эмоций в речи (интонации, паузы).
· Физиологические и вегетативные показатели (сердцебиение, дыхание, покраснение кожи, сужение зрачка).
· Биохимические изменения (уровень адреналина при стрессе).
4. Эмоция как процесс.Теория Джемса – Ланге. Наблюдение за протеканием эмоций во времени. Джемс рассматривает только те эмоции, которые имеют телесное выражение (проявление эмоций). Житейское представление: некий факт – восприятие этого факта – вызываемое душевное волнение, эмоция — изменения в организме. Нам не повезло – мы огорчены и плачем, повстречался медведь – мы испугались – обращаемся в бегство. Джемс: периферические телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта, наше переживание этих изменений, по мере того, как они происходят, и является эмоцией. Если не будет телесного выражения эмоция редуцируется в умозаключение или в волевой акт. Критика физиологов: телесный источник эмоций не периферия, а центр, находится в лимбических отделах мозга. Ланге: эмоция и ее выражение одно и то же, снимите выражение и исчезнет эмоция.
Клапаред уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть чувства и эмоции. Чувства — первичные адаптивные и целесообразные оценки любой ситуации, которые следуют сразу же за наблюдением. Эмоция – вторичные образования, которые могут иметь неадаптивный характер. Между событием и периферическим телесным переживанием вставляется чувственная оценка . Эмоция может не возникать, если сдержать периферическое телесное переживание, но чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации. Например, чувство опасности в соответствующей ситуации переживается всегда, эмоция страха вслед за ней – может наступить или нет.
Анохин. Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.
Эволюция эмоций. Роль приспособления животных к окружающим условиям. Интегральность эмоций – охватывают весь организм. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм.
Биологическая теория эмоций.В чем биологическая и физиологическая полезность эмоций. Жизнь = формирование потребностей + их удовлетворение. Это два состояния организма. Эмоциональные ощущения – своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Удовлетворение – положительная эмоция – подкрепляющий фактор. Акцептор действия = удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылка множества эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения.
Симонов. Информационная теория эмоций.Эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Эмоция — это функция 2-х факторов: значение мотивации или потребности и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности и информацией доступной S, речь идет об информации как об удовлетворении потребности. Когда этой информации недостаточно возникает отрицательная эмоция. Положительные эмоции наблюдаются в том случае, когда информации увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с прогнозом.
Рубинштейн. Эмоция отражает отношение человека к миру в форме непосредственного переживания; эмоция отражает состояние субъекта и его отношение к объекту. Знак эмоции зависит от удовлетворения/неудовлетворения потребности, интереса. Положительные эмоции – цель совпадает с результатом деятельности. Отрицательные эмоции – цель не совпадает с результатом деятельности.
Эмоции возникают в процессе деятельности, например, в процессе удовлетворения потребности. Выделяет аффекты, страсти, чувства, настроения.
Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник
Общее представление об эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
Эмоция (от греч. motio – движение лат. emoveo – потрясаю, волную) – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
Левое полушарие отвечает за аналитические рациональные процессы (по Павлову, вторая сигнальная система), правое полушарие отвечает за эмоционально-образные процессы (по Павлову, первая сигнальная система).
Межполушарная асимметрия базируется на основании «новизна» — «рутина». Правое полушарие работает без алгоритмов, когда человек сталкивается с чем-то новым, левое полушарие работает по ранее выработанным алгоритмам.
Понимание эмоций в психологии началось с Декарта и Спинозы.
В своей работе «Страсти души» Декарт отнес к телесным функциям не только рефлексы, но и эмоции, различные психические состояния, восприятие идей, запоминание и внутренние стремления. Под страстями Декарт объяснял все реакции тела, которые отражают «животные духи».
Страсти – восприятие, ощущения, душевные движения.
Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.
· Воздействие т.н. духов на железу в мозге;
· Предметы, действующие на чувства.
Назначение страстей. Декарт: «Желать то, что природа преподносит нам как полезное, и не менять своего желания».
Новое продвижение к пониманию эмоций пришло со стороны эволюционной биологии. Дарвин написал книгу «О выражении эмоций у человека и животных». Заложил основы естественнонаучного понимания эмоций.
Спиноза рассматривается подчинённость человека аффектам и его борьбе с ними. Эмоции (в терминах Спинозы – аффекты) – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее. Аффекты подчиняются определённым закономерностям, логике. Спиноза подходил к изучению эмоций интроспективно. Он доказывал способность разума сопротивляться аффектам. Аффектом называется как состояние человеческой души, имеющей смутные или неясные идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Аффекты, возникнув от тех или иных причин, могут слагаться друг с другом многочисленными способами, образуя всё новые и новые разновидности аффектов, страстей. Их разнообразие вызывается не только природой того или иного объекта, но и природой самого человека.
Таким образом, от Спинозы и от Дарвина идут две параллельные линии изучения психологии эмоций. Спиноза подходил к изучению эмоций интроспективно. Дарвин рассматривал эмоции объективно, снаружи.
Дарвин констатировал, что большинство человеческих эмоций не имеет аналогов в животном мире, хотя подчиняются тем же биологическим законам функциональности.
У приматов ладони потеют, потому что им необходимо в случае появления опасности убегать, цепляясь за ветви деревьев. Человеку обычно удирать по ветвям не нужно, а рудимент потения ладоней остался и не несёт прежнего биологического смысла.
У некоторых животных (например, у медведя) нет анатомических основ для существования эмоций.
Дарвину удалось выявить только самые общие закономерности эволюции эмоциональных состояний.
Чувства человека имеют животное происхождение, как и весь человек в целом.
Подавляющее большинство исследований эмоций были посвящены изучению того, как соотносятся психологические составляющие эмоций с физиологическими реакциями.
Уильям Джеймс оказался представителем эволюционно-объективистской парадигмы, хотя в остальном был приверженцем интроспекции. Он называл эмоции «цыганами нашей психики». По его мнению, эмоции это рудимент, в будущем их не будет.
Уильям Джеймс и Георг Ланге создали теорию, согласно которой восприятие каких-то явлений сначала вызывает физиологические реакции, которые воспринимаются человеком и порождают психологические переживания. Эмоции – есть переживание собственных физиологических реакций.
Разочарование – это уменьшение произвольной иннервации
Страх – это уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов + спазм гладких мышц.
Уолтер Кэннон опровергнул теорию Джеймса-Ланге:
· Перерезка блуждающего нерва у собаки не уничтожает эмоции.
· Одни и те же телесные изменения происходят при очень разных эмоциональных состояниях.
· Каким образом довольно скудному набору телесных изменений соответствует огромное множество эмоций?
· Во внутренних органах очень мало нервных окончаний, этого количества недостаточно, чтобы передавать куда-то информацию о телесных изменениях.
· Введение адреналина вызывает состояние «я чувствую себя, как если бы я был напуган, но я не напуган».
· Эксперименты показывают, что кошка, лишенная симпатической нервной системы, на угрозу своим котятам реагирует также как и нормальная кошка.
Эмоции возникают в тех ситуациях, когда следующим шагом будет усиленная мышечная активность. Для этого и важны телесные функции. Физиологические реакции важны, потому что вслед за эмоциональной реакцией последует мышечная активность. То есть происходит мобилизация организма для того, что последует после эмоциональной реакции.
В своих экспериментах Кэннон показал, что просто усиленная мышечная работа даёт те же физиологические изменения, что и эмоции.
В процессе эволюции эмоция не отмирает, отмирают её телесные компоненты.
П.К. Анохин пишет, что эмоции – это физиологические состояния организма.
Эмоции отражают аспекты значимости. Отсутствие эмоций – никакой значимости. Различие между эмоциями и смыслом заключается в привязке эмоций к физиологическим состояниям организма. Количество эмоциональных состояний ограничено. Эмоции дают яркую, но неспецифичную оценку смысла.
Эмоции – это всегда реакция, а на что неизвестно.
Поверхностная оценка ситуации.
Эмоции – это чувственная ткань смысла.
Биологическая целесообразность эмоций. Функции эмоций. Возможные основания и разновидности классификации эмоций.
Биологическая целесообразность эмоций состоит в том, что они выступаю в роли механизма уравновешивания, приспособления к окружающей среде.
Вызывают органические изменения:
· Желез внутренней и внешней секреции
· Температуры тела, реакции зрачка, мигания
· Электромиографии (метод исследования функционального состояния органов движения и речи путем регистрации биопотенциалов мышц)
Закон Уайлдера: Если в эмоциональном фоне исходная величина велика, то при эмоциональном напряжении (стрессе) показатели мало меняются; если в эмоциональном фоне исходная величина низкая, то при стрессе она может оказаться такой же, а может быть прямо противоположной.
Функции эмоций:
· Оценки (возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека)
· Мобилизации (проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству; заставляет организм сосредоточить все усилия на преодоление негативной ситуации)
· следообразования (заключается в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем; но случается, что возникает после действия)
· побуждения и поддержания деятельности
· компенсации информационного дефицита (ресурс для решения задач)
· дезорганизации (для полной мобилизации физических сил)
Эмоции отражают аспекты значимости. Отсутствие эмоций – никакой значимости. Различие между эмоциями и смыслом заключается в привязке эмоций к физиологическим состояниям организма. Эмоции дают яркую, но неспецифичную окраску смысла.
Варианты классификации эмоций
А.Н. Леонтьев (классификация эмоциональных явлений) –
в классификации рассматриваются энергетические и временны́е параметры
· эмоции – психические процессы переживания смысла, механизм внутренней регуляции деятельности
Эмоции – более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер.
Эмоциональный опыт человека выше, чем опыт его индивидуальных переживаний.
Эмоции способны предвосхищать события, которые ещё не наступили.
Через собственные эмоции разные люди понимают друг друга, попадая в общие ситуации.
Эмоции могут обобщаться из разных ситуаций.
· аффекты – сильные, относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания.
Аффекты могут вызываться социальными оценками.
Являются сдвинутыми к концу события.
Регулирующая функция состоит в создании аффективных следов, управляющих избирательностью последующего поведения (накопление опыта).
· Чувства – служат основой для формирования устойчивых эмоциональных констант, носят предметный характер. Низший уровень – конкретный объект, высший уровень – общественные идеалы.
Кроме того, Леонтьев выделяет настроения – фоновый процесс, не привязанные к конкретному объекту или ситуации. Эмоциональное состояние невысокой интенсивности, образует эмоциональный фон для протекания других психических процессов.
Эмоции можно делить на сильные и слабые, устойчивые и неустойчивые, постоянные и кратковременные. Эмоции могут предвосхищать то, что ещё не случилось, или отражать реакцию на уже свершившееся событие.
В середине XX века было введено понятие «базовые эмоции», означающее наиболее типичные эмоции, заложенные биологически, через них можно выразить все остальные эмоции.
Наиболее распространённой является классификация Плучека – 6 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, страх, удивление, отвращение. Кроме того, в качестве базовых эмоций иногда выделяют интерес и стыд.
Источник