Историческое чувство что это
Одно — теория, и другое — практика. В теории все мы, от верхов и до низов, вздыхаем о недостатке у нас национального самосознания, которое есть то же самое, что живая память, о ходе и о подробностях родной истории. В теории, в учебных хрестоматиях, в газетных статьях и даже в торжественных государственных актах мы обращаемся к русскому духу и стараемся возбудить его, основательно чувствуя, что без него ничего нельзя сделать, невозможно шагнуть вперед здоровым шагом. Но вот издается наконец закон. Читаем — и с изумлением видим, что и здесь, где уж, казалось бы, должно постоять за русский дух и родную историю, нисколько ее не приняли во внимание.
Зрелище и первой и второй Думы убедило всех, что главный недостаток их заключался в том, что под сводами Таврического дворца совсем не витал исторический дух. Собравшиеся депутаты были точно какими-то людьми, не помнящими родства, как отвечают о себе известные субъекты в камерах судебных следователей. Они не помнили родства исторического со всею Россиею, говорили не от имени исторической России, строили или обдумывали не будущность родной истории, а принесли в Петербург дрязги классовой и сословной вражды или, еще точнее: они принесли в Петербург петербургские же журнальные впечатления в провинциальном некультурном перевирании и недомыслии. Резкие сравнения Думы то с митингом, то даже с кабаком (московский депутат Маклаков) заключали в себе ту долю истины, что Дума действительно стояла ниже культурно, нежели вся вообще читающая и мыслящая Россия, как мы ее знаем; и что в общем она действительно являла кусочек улицы, приведенной в ажитацию каким-то событием, где все живо, резко, горячо, но горячо исключительно страстями и интересами текущего дня и вот этой ажитированной минуты. Дума не могла никак «умиротворить» Россию, утишить революцию: ибо она сама не была умиротворена и более всего заключала в себе гама, шума. Более чем разума и во всяком случае более чем исторического сознания. Но отчего? Возможно ли думать, чтобы в России в самом деле не нашлось людей, помнящих родную историю? Какой вздор! Конечно, такие люди есть, и может быть, их много и они сильны: но выборный закон был так мудро составлен, что он уронил и выбросил на сторону всю историческую Россию, все зерно ее, позвав к государственному строительству людей дневной заботы, относительно легкую солому. Солома вспыхнула и загорелась: вот краткая история наших двух первых Дум.
Пришли интеллигентные рабочие, сознательные крестьяне и городские интеллигенты, пришли и принесли, естественно, свои интересы, уровень своей начитанности, и только. Не только нашему, но и никакому правительству нечего делать; ибо это были не работающие головы, а работающие языки, люди именно митинга, сходки и клуба. И вот издан новый закон о выборах, — с вожделением позвать в Думу людей русского духа. Естественная тенденция, вытекшая прямо из опыта первых двух Дум. Но мы читаем закон и, переходя к расписанию членов Государственной Думы, поражаемся, до чего в ней забыта родная история.
Что такое Лодзь в культуре России? В истории России? Ничего! Польско-немецкий фабричный центр, притом возникший совершенно искусственно в обход таможенной системе русского государства. В 80-х годах Россия ввела высокие пошлины на германские фабрикаты; тогда немецкие фабриканты сообразили, что им гораздо выгоднее перенести свои фабрики через границу сюда, в Россию, и, работая немецким умом, немецким капиталом и даже немецкими рабочими руками, не платить ввозных пошлин и в то же время побить и замять московский фабричный район. Таким образом, в самом своем возникновении и во всей сути это есть полурусский город. Какая его роль должна бы быть в представительстве? Что он принесет русскому государственному сознанию? Какая у него есть забота о русских интересах? Смешно и спрашивать об этом. Всякий мальчишка на улицах Лодзи нам скажет, что Лодзи до России никакого дела нет, так как это есть просто прусский плутоватый выселок на русской территории и не более. Но читайте «расписание», и вы с изумлением увидите, что если Лодзь не помнит о России, то Россия помнит о Лодзи: наравне с чрезвычайно немногими городами, получившими в Думе отдельное представительство, получила его и Лодзь, — этот город, где не вышло ни одной русской книги и где не произошло ни одного русского события.
Культурный и духовный нуль шлет своего отдельного депутата в Думу. А шлют ли его Новгород и Псков, города великие в нашей истории, великие именно в истории раннего политического самосознания? Молчание. Выборный закон ничем не отметил, не отделил, не выделил этих городов. Он прошел мимо их исторического значения, сосчитал жителей и подвел скудное арифметическое заключение. И больше ничего. Никакого самосознания. Что же мы будем говорить об Алексинских, которые кричат: «Нас много, и мы требуем«, «российский пролетариат выступает», когда и сам выборный закон не имеет другой меры вещей, как множественность людского состава, и только перед этою множественностью раскланивается, сажает ее на первое место; а другие более благородные элементы выталкивает вон за двери. Лодзь имеет представителя, а Казань, о которой можно повторить слова великого поэта, что «тень Грозного ее усыновила», этого отдельного представителя не имеет. Между тем там есть университет, и этот университет выслал во вторую Думу одно из лучших ее украшений, проф. Капустина. Таким образом, бескультурную Думу сделал сам же выборный закон, этот тупой арифметический счет, и полное забвение частностей русской истории, полное пренебрежение к великим, ярким и благородным ее моментам. Да, Новгород и Псков увяли сейчас, но ведь выборная система не для сейчас существует, она говорит до некоторой степени векам, и в ней должен бы слышаться голос и разум веков. Увядшие, хотя не окончательно, сейчас Новгород и Псков могут начать подниматься. Да и сейчас, если населенность их не огромна, то, однако, ничем не доказано, чтобы среди тихого, бесшумного и небольшого населения их не находилось хоть небольшой группы истинно культурных и истинно образованных русских людей, от которых иметь отдельного выборного в Думе было бы важно с общегосударственной точки зрения. Наконец, возьмем Нижний: неужели всемирно-значительная его ярмарка меньше значит для России, чем фабрики берлинских жидов в Лодзи? Неужели вообще Нижний, этот царь Верхнего Поволжья, этот город, родной каждому русскому, — менее значителен в России и для русского сознания, для русского чувства, чем переехавшая через границу под лавкою вагона Лодзь?
Университетские города, как Харьков и Томск, города такого исторического значения, как Тверь, Нижний, Владимир-на-Клязьме, Казань, Псков и Новгород, все они склонились перед новыми фабричными выскочками, жизни которых и века нет. Между тем выборная система должна бы поклониться историческому значению городов, ибо эта выборная система есть зычный голос на всю Россию, призывающий ко вниманию всю Россию. Нельзя и представить себе, какие бы высокие чувства зародились в населении этих городов при виде, что отечество не забыло их особенного положения в истории; да и решительно во всех русских городах зародилось бы это чувство: отечество не забывает коллективных заслуг, не забывает и после долгих веков. Похвала и преимущество, данные этим гордым точкам высшего русского исторического существования, зажгли бы благороднейшее соревнование в русских сердцах на протяжении целой России.
Впервые опубликовано: Новое Время. 1907. 26 июня. № 11237.
Василий Васильевич Розанов (1856-1919) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.
Источник
Историческая обусловленность чувств человека
В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Среди многообразных проявлений эмоциональной жизни человека выделяют чувства , как одну из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающуюся относительной устойчивостью. В отличие от ситуационных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворения, чувства представляют собой конкретно-субъективную форму существования последних. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности.
Рассмотрим вопрос о происхождении эмоций и об эволюции чувств человека. Обычно признается, что эмоции возникают в случаях, когда происходит нечто значимое для индивида. Расхождения начинаются при попытке уточнить характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Если для В.Вундта или Н.Грота любое воспринимаемое событие является значимым, т.е. эмоциональным, уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного и т. п., то согласно Р. С. Лазарусу эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой стороны -невозможности ее избежать. Весьма сходным образом представляет возникновение эмоций-аффектов Э.Клапаред, однако в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, как считает Лазарус, а особый класс эмоциональных явлений -чувства.
Чувства человека общественно обусловлены и историчны, как и сама человеческая личность, изменяющаяся в ходе развития общества. В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Предметный характер чувств отражает их историческую обусловленность. Возникая как результат обобщения предыдущего эмоционального опыта ( группового и индивидуального) , сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций: например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев, если любимый человек не оправдал надежд и т. п. Мысли и убеждения способны порождать чувства.
Конкретное чувство всегда отвечает некоторому более общему жизненному отношению, определяемому потребностями и ценностями субъекта, его привычками, прошлым опытом и т. п., которые в свою очередь определяются еще более общими закономерностями социально-исторического развития, и только в этом контексте оно может получить свое подлинное причинное объяснение.
Чувства — отражение отношений на «языке личности», или сознательное отражение. Социальная детерминация чувств обусловлена тем, что именно практические отношения людей, в которых их собственная жизнь становится для них особым предметом, порождают чувства как субъективные отношения, как переживания. Переживается значение происходящего для человека как родового существа, как совокупного субъекта. Чувства буквально вырастают из эмоций в определенных социально-типичных условиях. Социальная типичность условий жизни определяет и своеобразие чувств у представителей различных культур в связи со сходными событиями: демографическими, трудовыми, политическими и т. д.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Общая психология
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.
Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:
С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской.
Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.
Часть 1 Введение в общую психологию
• Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
• Глава 2. Психология в структуре современных наук
• Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
• Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
• Глава 5. Психологическая теория деятельности
• Глава 6. Неосознаваемые психические процессы
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Краткое содержание
Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».
Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.
Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Психология как паука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.
Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные чины психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.
1.1. Методологические основы изучения человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-
ИменаАнаньев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об
Источник