Источником познания дошкольника является чувственный опыт

Источником познания дошкольника является чувственный опыт

Свергунова Татьяна Юзиковна, воспитатель МБДОУ №37 г.Армавир

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений). Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, изодеятельности, развитию речи.

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата). Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Проблемы сенсорного воспитания очень меня заинтересовали, поэтому, набрав в конце года II младшую группу, я решила уделять этим вопросам особое внимание.

Прежде всего, я работаю над созданием окружающей среды, которая как известно является важнейшим фактором для всестороннего развития личности ребенка. Игры охватывают все аспекты сенсорного воспитания: цвет, форма, развитие мелкой моторики рук и т. д. Разнообразие развивающих игр по сенсорике помогают моим малышам в усвоении названий предмета, формы, в установлении связи между свойством предмета и его словесным обозначением. В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет округлой формы — «мяч», прямоугольный брусок — «кирпичик», треугольная призма — «крыша», красный предмет — «помидор», «ягодка», желтого — «цыпленок», «лимон», оранжевого — «апельсин»). Также я упражняю малышей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. В ходе обучения дети оперируют словами, необходимыми для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, цвет. В качестве дидактических пособий использую деревянные вкладыши пяти геометрических форм, деревянные грибочки, плоскостные геометрические фигуры. Особое значение уделяю играм, помогающим малышам различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Ведь только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюрпризами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян кукурузы, фасоли, складывание спичек в коробочку. Особый интерес вызывают у малышей различные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в развивающей зоне с играми различного содержания, а именно:

    На восприятие цвета:

«Собери букет в вазу»;

«Собери цветок» (розы, ромашки, василька);

«Найди пёрышки для петушка»;

«Что растет на дереве»;

«Что бывает такого цвета?»

На восприятие формы:

Развитие мелкой моторики рук:

«Матрешка» (застегивание пуговиц).

Примерный конспект занятия воII младшей группе. Сенсорное воспитание

Программные задачи: развить у детей умение вычленять из общей группы предметов определенный цвет, видеть заданный цвет в окружающей обстановке, совершенствовать мелкую мускулатуру рук (вкладывать, надевать, закручивать); подвести к понятию «дикие животные»: образу жизни, питании; помочь детям не ошибиться в выборе продуктов, воспитывать устойчивый интерес к занятию.

Материал: дидактический паровоз, состоящий из 6 вагонов 6 цветов (красный, белый, желтый, синий, зеленый, черный), колеса данных цветов, пробки разных цветов по количеству вагонов, мелкие игрушки с бантиками различных цветов, мягкие игрушки: медведь, заяц, белочка, ежик; продукты: орехи, грибы, травка, морковка, мед, яблоки.

Воспитатель предлагает детям поехать в путешествие в лес. Спрашивает: «А на чем можно поехать в лес?» Дети перечисляют: на самолете, на машине, на поезде. «Вот и у нас с вами есть паровозик, только мы с вами должны починить вагончики. Только будьте внимательны. Вагончики разного цвета и колёсики с пробками должны быть одинаковыми: если вагончик красный, то и колесики с пробками должны быть красными».

Малыши приступают к работе, воспитатель помогает затрудняющимся детям. Когда поезд готов, воспитатель хвалит детей, предлагает малышам полюбоваться на результаты своего труда. «А кто же поедет с нами? А вот и зверюшки хотят с нами попутешествовать, но они тоже поедут каждый в своем вагончике. Какого цвета их бантик, в те вагончики и посадите их». Когда все звери сидят по своим местам, малыши отправляются в путь, поют песенку «Паровоз».

«Ну вот мы и в лесу. Давайте вдохнем свежего воздуха, понюхаем цветы, погладим травку» (какого цвета трава и цветы в ней?) «Как красиво здесь! Посмотрите, ребята, а вот и зверюшки встречают нас. Детки, вы знаете — это дикие или домашние животные? Почему?» Ответы: живут в лесу, сами себе добывают пищу). «Ребятки, я приготовила лесным жителям угощение, да вот не знаю кому что нужно. Кто что ест? Здесь мед, орехи, фрукты, грибы, травка, морковка. Угостите зверушек тем, что каждый их них любит». Малыши относят еду. «Зверюшки благодарят нас. Давайте еще погостим у них, поиграем».

Читайте также:  Взаимные чувства у людей

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит».

Источник

«Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Вторая младшая группа

Скачать:

Вложение Размер
rol_chuvstvennogo_opyta.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «РОЛЬ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание , направленное на развитие полноценного восприятия (ощущений, восприятий, представлений). Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Необходимо обеспечить ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и их звучанием в родной речи. Задачи сенсорного воспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, изодеятельности, развитию речи.

В современной же системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями большое место отводится дидактическим играм. В играх сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата). Большое значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Проблемы сенсорного воспитания очень меня заинтересовали, поэтому, набрав в конце года II младшую группу, я решила уделять этим вопросам особое внимание.

Прежде всего, я работаю над созданием окружающей среды, которая как известно является важнейшим фактором для всестороннего развития личности ребенка. Игры охватывают все аспекты сенсорного воспитания: цвет, форма, развитие мелкой моторики рук и т.д. Разнообразие развивающих игр по сенсорике помогают моим малышам в усвоении названий предмета, формы, в установлении связи между свойством предмета и его словесным обозначением. В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет округлой формы – «мяч», прямоугольный брусок – «кирпичик», треугольная призма – «крыша», красный предмет – «помидор», «ягодка», желтого – «цыпленок», «лимон», оранжевого – «апельсин»). Также я упражняю малышей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. В ходе обучения дети оперируют словами, необходимыми для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, цвет. В качестве дидактических пособий использую деревянные вкладыши пяти геометрических форм, деревянные грибочки, плоскостные геометрические фигуры. Особое значение уделяю играм, помогающим малышам различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Ведь только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюрпризами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян кукурузы, фасоли, складывание спичек в коробочку. Особый интерес вызывают у малышей различные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в развивающей зоне с играми различного содержания, а именно:

На восприятие цвета:

«Собери букет в вазу»;

«Собери цветок» (розы, ромашки, василька);

«Найди пёрышки для петушка»;

«Что растет на дереве»;

«Что бывает такого цвета?»

На восприятие формы:

Развитие мелкой моторики рук:

«Матрешка» (застегивание пуговиц).

Примерный конспект занятия во II младшей группе

Программные задачи : развить у детей умение вычленять из общей группы предметов определенный цвет, видеть заданный цвет в окружающей обстановке, совершенствовать мелкую мускулатуру рук (вкладывать, надевать, закручивать); подвести к понятию «дикие животные»: образу жизни, питании; помочь детям не ошибиться в выборе продуктов, воспитывать устойчивый интерес к занятию.

Материал : дидактический паровоз, состоящий из 6 вагонов 6 цветов (красный, белый, желтый, синий, зеленый, черный), колеса данных цветов, пробки разных цветов по количеству вагонов, мелкие игрушки с бантиками различных цветов, мягкие игрушки: медведь, заяц, белочка, ежик; продукты: орехи, грибы, травка, морковка, мед, яблоки.

Воспитатель предлагает детям поехать в путешествие в лес. Спрашивает: « А на чем можно поехать в лес ?» Дети перечисляют: на самолете, на машине, на поезде. « Вот и у нас с вами есть паровозик, только мы с вами должны починить вагончики. Только будьте внимательны. Вагончики разного цвета и колёсики с пробками должны быть одинаковыми: если вагончик красный, то и колесики с пробками должны быть красными ».

Малыши приступают к работе, воспитатель помогает затрудняющимся детям. Когда поезд готов, воспитатель хвалит детей, предлагает малышам полюбоваться на результаты своего труда. « А кто же поедет с нами? А вот и зверюшки хотят с нами попутешествовать, но они тоже поедут каждый в своем вагончике. Какого цвета их бантик, в те вагончики и посадите их ». Когда все звери сидят по своим местам, малыши отправляются в путь, поют песенку «Паровоз».

« Ну вот мы и в лесу. Давайте вдохнем свежего воздуха, понюхаем цветы, погладим травку » (какого цвета трава и цветы в ней?) « Как красиво здесь! Посмотрите, ребята, а вот и зверюшки встречают нас. Детки, вы знаете – это дикие или домашние животные? Почему? » Ответы: живут в лесу, сами себе добывают пищу). « Ребятки, я приготовила лесным жителям угощение, да вот не знаю кому что нужно. Кто что ест? Здесь мед, орехи, фрукты, грибы, травка, морковка. Угостите зверушек тем, что каждый их них любит ». Малыши относят еду. « Зверюшки благодарят нас. Давайте еще погостим у них, поиграем ».

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит» .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с.

Игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

План по самообразованию.

Детям нравится отгадывать загадки.

Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям изменениям и многообразию.

Краткое описание опыта работы над темой «Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира».

Источник

Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)

наталья меньшикова
Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №394», г. Перми

ПРОЕКТ на тему «Чувственное восприятие окружающего мира»

Разработала воспитатель Меньшикова Н. Г.

Паспорт проекта.

Название проекта: «Чувственное восприятие окружающего мира»

Тип проекта: образовательный.

Участники проекта: воспитатели группы, психолог ДОУ, родители.

Целевая группа: дети 4 – 5 лет (ср. гр.)

Масштаб: долгосрочный (1 год).

Основание для разработки проекта.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия,его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине, и др. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Важную роль в развитии восприятия и формировании представлений о свойствах предметов играют сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов (цвета спектра, геометрические фигуры, метрическая система мер, вкусовые характеристики, звуковысотный ряд и фонемы родного языка, и др.) Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Научно доказано, что одним из эффективных методов сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях.

Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Сенсорное развитие является одной из главных задач в формировании всесторонне развитой личности дошкольника и включено в программу ДОУ «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Веракса, в образовательную область «Познание». На протяжении всего дошкольного периода «Сенсорное развитие»решает следующие задачи: -знакомство с цветом, с формой, величиной и с их свойствами с опорой на сенсорные эталоны, с последующим закреплением в старших группах;- развитие умения воспринимать звучащие звуки, как речевые, так и звуки природы, предметов; -совершенствование восприятия детей путем активного использования всех органов чувств; обогащение чувственного опыта на протяжении всего дошкольного периода; -развитие и совершенствование умения сравнивать предметы, отождествлять, устанавливать их сходства и различия, умения группировать, классифицировать, выделять лишнее; — развитие и дальнейшее совершенствование умения обследовать предмет руками, развитие мелкой моторики пальцев и глазомера; — развитие речи.

Прошедшая в ДОУ проверка развивающей среды на предмет «Дидактические игры и пособия», показала, что все группы детского сада оснащены разнообразными развивающими материалами посредством которых и происходит решение основных задач сенсорного развития дошкольников.

Однако,были выявлены и противоречия:

между созданной предметной средой и ее недостаточно систематизированным обеспечением (т. е. имеющаяся развивающая среда ДОУ достаточно насыщена дидактическими играми и пособиями, которые, в основном способствуют усвоению сенсорных эталонов цвета, формы, величины; но в развивающей среде групп полностью отсутствуют развивающие материалы, которые были бы направлены на усвоение эталонов вкуса, слуха, запаха, ощущений, и др.); а также, между необходимостью формирования и развития у детей дошкольного возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу (результаты анкетирования в приложении).

Отсюда вытекает важная проблема: созданная развивающая среда групп ДОУ успешно способствует усвоению сенсорных эталонов цвета, формы, величины; и не предоставляет полной возможности для совершенствования восприятия посредством использования всех органов чувств.

Данная проблема существует по нескольким причинам:

— недостаточный уровень осведомленности педагогов в данной области;

— отсутствие в продаже готовых дидактических игр и пособий, способствующих обогащению чувственного опыта детей;

— отсутствие целенаправленной работы по самостоятельному изготовлению недостающих дидактических игр и пособий педагогами групп;

— отсутствие взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сенсорного развития.

Цель проекта: создание развивающей среды, обеспечивающей полноценное восприятие окружающей действительности, т. е. сенсорное развитие дошкольников.

Поставленную цель проектапредполагается решать через следующие задачи:

— изучить методическую литературу по теме «Сенсорное развитие»;

— подготовить перечень дидактических игр и пособий, направленных на решение развивающей задачи усвоения сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, тактильных ощущений и зрения;

— изготовить и внедрить в систему работы ряд дидактических игр и пособий;

— провести анкетирование родителей на предмет осведомленности о сенсорном воспитании детей;

— разработать и провести родительское собрание на тему «Путешествие в страну Сенсорику»;

— привлечь родителей к изготовлению необходимых развивающих игр и дидактических пособий;

— показать мастер – классы для воспитателей, с целью знакомства с новыми развивающими играми.

Механизмы реализации проекта.

План мероприятий с детьми средней группы.

Название мероприятия с детьми Сроки проведения мероприятия Ответственный за мероприятие

1. Диагностика Январь 2014г. Воспитатели

2. Знакомство детей с зоной «Территория запахов» (мешочки с травами, коробочки со специями, ароматизированные чайные пакетики, парфюмированные флакончики, упаковки от мыла, и др.) Март 2014г. Воспитатель

3. Внедрение в пед. процесс развивающей игры «Ароматный мешочек»:- знакомство с развивающей игрой; — совместное с детьми проигрывание данной развивающей игры; — самостоятельное проигрывание игры детьми; — временное изъятие из деятельности. Март 2014г.

Апрель 2014 Воспитатель

4. Внедрение в пед. Процесс развивающей игры «Чаепитие»: — знакомство с игрой; — совместное с детьми проигрывание данной развивающей игры; — самостоятельное проигрывание игры детьми; — временное изъятие из деятельности. Апрель 2014г.

Май 2014г. Воспитатель

5. Внедрение в пед процесс развивающего упражнения «Чем пахнет обед?»: — знакомство с упражнением; — совместное выполнение упражнения. Январь 2014г. — Март 2014г. Воспитатель

6. Знакомство с сенсорным центром «Вода и песок» (материалы и оборудование). Познакомить с развивающей игрой «Что спрятано в песке?»

Последующее внедрение данной игры в пед.процесс: — совместное с детьми проигрывание игры; -самостоятельное проигрывание развивающей игры; — убрать игру.

Проведение опытов: «Разноцветная вода», «Прозрачность воды». Февраль 2014

Март 2014г. Воспитатель

7. Знакомство с центром «Тактильная стена» (оборудование) с последующим внедрением в пед.процесс: — совместное с детьми определение характера материалов; — самостоятельная работа детей с панно. Апрель 2014г. Воспитатель

8. Знакомство с оборудованием для ног «Тактильная дорожка» с последующим внедрением в пед.процесс: — использование развивающего оборудования детьми под контролем воспитателя; — самостоятельное использование развивающего оборудования детьми. Февраль 2014 Воспитатель

9. Представить детям настенное панно из разных видов ткани с последующим его внедрением в пед.процесс: — определение фактуры ткани детьми под контролем воспитателя; — самостоятельная деятельность детей с панно. Апрель 2014 Воспитатель

10. Познакомить с дидактической игрой «Угадай на вкус» с последующим ее внедрением в пед. процесс в совместной деятельности с воспитателем. Февраль 2014 Воспитатель

11. Познакомить с развивающей игрой «Невидимый полдник» с последующим ее внедрением в пед. процесс совместно с воспитателем. Май 2014 Воспитатель

12. Познакомить с дидактическим пособием «Звукарик – шумовик». Познакомить и внедрить в пед. процесс развивающую игру «Угадай,что шумит?»: — познакомить с игрой; — совместное с детьми проигрывание игры; — самостоятельная деятельность с игрой; — убрать игру на время. Апрель 2014 Воспитатель

13. Оборудовать на игровом участке клумбу «Грядка ароматов» (травы) с последующим ее использованием в пед процессе для развития обоняния у дошкольников. Май – июнь 2014 Воспитатель, дети

Предложенные мероприятия разработаны для детей 4 – 5 лет.

Рекомендации: использовать аналогичные развивающие игры и пособия для детей более старшего возраста, используя усложненный вариант.Вариант усложнения: использовать большее количество ароматов; усложненные ароматы с несколькими характеристиками; использовать большее количество вкусов с многочисленными характеристикам; проведение большего числа опытов с более сложной образовательной задачей, с использованием разнообразных материалов; изготовление тактильного панно с тканями более разнообразной фактуры; в игре «Звукарик – шумовик» использовать большее количество звуков, как речевых, так и неречевых, т. е. природных, более сложных по происхождению. В младшей группе, соответственно, весь объем предложенных мероприятий сводится к минимуму (1 – 2 вкуса, 1 – 2 аромата, 2 – 3 вида крупы, 1 – 2 самых простых опыта, самые простые ткани, более легкие воспринимаемые природные звуки и 2 -3 речевых звука).

Театральный проект «Волшебный чемоданчик» В нашем детском саду участие в театрализованных представлениях пользуется у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее.

В помощь аттестующимся «Отчет об инновационной деятельности» Уважаемые коллеги! Получила сообщения с просбой разместить отчеты для прохождения аттестации. Представляю отчеты педагогов, которые они.

Источник

Читайте также:  Как называется чувство сопереживания
Оцените статью