Источник духовного развития ребенка его эмоций нравственных
16. Главное внимание в системе древнерусского воспитания было обращено на:
• житейские правила
17. Главной детерминантой, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта, является:
• состояние супружеских отношений
18. Говорил, что родители должны, прежде всего, уяснить себе совершенно точно цель воспитания, наметить его программу, установить в семье четкий режим, продумать все мелочи –
• А.С. Макаренко
19. Дж. Локк решительно настаивает на воспитании и обучении:
• в семье
20. Единство требований к воспитанию ребенка — это:
• ведущее условие эффективности воспитания
21. Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались:
• строгостью
22. Инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д., — это:
• методы изучения семьи
23. Исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни, — это:
• брак
24. Источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств — это:
• родительская любовь
25. Малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, — это:
• семья
26. Наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка — это:
• семья
27. Направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи, — это ________________ семьи.
• функции
28. Наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка — это:
• семейная педагогика
29. Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения — это:
• педагогика
30. Наука, изучающая становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений, — это:
• история
Источник
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников
Оксана Васильева
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников
Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.
Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.
Особенности нравственного воспитания дошкольников. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.
Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.
Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.
Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.
Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии (сочувствию). Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.
По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п.Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.
Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.
Хореографическое искусство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Искусство воспитания детей – одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нём духовность».
Использование сказкотерапии как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Конспект НОД для детей подготовительной группы «А» Тема: «Использование сказкотерапии как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников.
Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский) Семья на Руси считалась изначальным, Богом.
Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.
Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.
Якутские сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные звездочки» Воспитатель подготовительной группы; Васильева А. И. Якутские сказки как средство духовно – нравственного.
Описание опыта по инновационной работе Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников Описание опыта по инновационной работе в МДОУ Детский сад по теме «Развитие духовно – нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего.
Особенности духовно-нравственного воспитания и трудовые традиции в ВцдоиТ «Огонёк» «Труд — это благороднейший исцелитель от всех недугов» Островский Н. А. Духовно-нравственное воспитание в Восстановительном Центре детской.
Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников Аннотация: Степанов И. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания — М. :ТЦ «Сфера», 2008.- 224с «Ведущую роль в становлении.
Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Свое выступление я хотела.
Источник
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ
Олеся Бастракова
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников в ДОУ
Нравственные нормы – определяющий элемент культуры. Они регулируют поведение людей во всех сферах жизни – в быту, в труде, в межличностных, групповых и социальных отношениях. Нравственные представления в наибольшей степени определяют внутренний облик человека, его самые сущностные характеристики. Понятие нравственности включает в себя: знание принятых в обществе норм, правил поведения, взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей и развития собственных качеств. Без этого понятия человек не может жить среди других людей.
Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религия») не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных требований: идеальной потребности познания смысла жизни социальной потребности жить для других. Л. Н. Толстой говорил, что духовный человек живет своими мыслями и чужими чувствами. Понятие «духовное воспитание» близко по значению к нравственному, но это не одно и то же.
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка — это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой посредством одухотворения и гармонизации этих отношений.
Необходимость обоснования духовно ориентированной парадигмы воспитания, актуальность обращения к проблемам духовности обусловлены ценностно-смысловой ситуацией в современной России. Резкая смена идеологических ориентиров, отказ от каких-либо мировоззренческих оснований в начале 90-х гг. 20 века привели к духовному вакууму, который стал быстро заполняться массовой культурой.
Именно сейчас духовно ориентированный подход очень важен, т. к позволяет воспитателям совместно с воспитанниками решать не только ежедневные проблемы, но наполнять жизнь подлинным смыслом человеческого бытия.
Родители, несомненно, стараются воспитывать своих детей собственным примером. Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям – речь идет о формировании нравственных ценностных ориентаций – должны прийти педагоги ДОУ. Компонентами этого процесса выступают, во-первых, наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающиеся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний.
Только опираясь на природные задатки и возможности «натуральные формы психики», а так же на индивидуальный субъектный опыт, взрослый может развивать систему потребностей, а, следовательно, и ценностные ориентации ребенка.
Во-вторых, образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, обрядах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально-чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.
Так, минуя рассудок (сознание, на рефлекторном уровне формируется система нравственных представлений и базовых ценностных ориентаций ребенка. По мере взросления она подкрепляется работой разума, рефлексией.
В-третьих, необходимо способствовать тому, чтобы мог ребенок осмысливать ценности, устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Для этого воспитатель в различных видах детской деятельности ориентирует воспитанников на базовые ценности. Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора. Это могут быть сюжеты игр на темы: «Как проводит вечер семья. Как я помогаю маме», «Давайте жить дружно!», «Бюро добрых дел нашего города»; это могут быть игры, затрагивающие проблему нравственного выбора («Что такое хорошо и что такое плохо»). По отношению к игре дошкольников педагог должен занять активную позицию – направлять свои усилия на углубление и расширение общественных интересов ребят, их нравственных представлений, чувств, на поощрение самостоятельности, инициативы, творчества.
Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих только хорошее. Маленького человека следует ориентировать на созерцание доброго, положительного. Важно учить прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему находить выход из сложившейся ситуации, а не смеяться над ним.
Так же нужно чтобы нравственное развитие ребенка в ДОУ осуществлялось в соответствии с его полом и традиционными полоролевыми образцами поведения мужественности и женственности. Средствами решения задачи нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представления о мужественности и женственности, а также о содержании семейных ролей – являются этические беседы на основе художественных произведений, специально поставленных педагогических ситуаций и реальных случаев из жизни группы.
Еще один важный аспект, который мало учитывается в настоящее время в воспитании– это самоценность личности. Счастье, любовь, как цель жизни и воспитания человека. Взрослые всегда выстраивали цели и процесс воспитания по логике: научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий как бы в награду человек стал-таки наконец счастливым. На это уходит порой целая жизнь! А может быть следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать? И с позиции счастья существования воспринимать мир, познавая и принимая его. И, осуществляя воспитательный процесс, следует учить детей радоваться каждую минуту, ценить жизнь и потому беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь идет не о воспитании эгоиста. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.
Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что нравственные чувства не могут возникать путем естественного воззревания. Они во многом зависят от средств и методов воспитания, от педагогических условий, выбор которых в свою очередь обусловлен следующими задачами:
1. Воспитание коллективизма;
2. Воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми;
3. Воспитание патриотизма;
4. Воспитание любви к людям других национальностей;
5. Воспитание трудолюбия.
Осуществление этих задач помогают средства нравственного воспитания:
1. Художественные средства;
2. Собственная деятельность детей;
3. Окружающая действительность.
В. Л. Логинова выделяет три группы методов нравственного воспитания:
1. Методы формирования нравственного поведения (приучение к формам общественного поведения, упражнения в нравственном поведении, руководство разнообразной деятельностью детей);
2. Методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, этическая беседа);
3. Методы стимулирования чувств и отношений ребенка (пример, поощрения и наказания).
Личность развивается целостно, и поэтому, формируя одно, мы непременно влияем на другие стороны личности.
Воспитывать нравственную личность и обогащать духовное развитие детей нужно по средствам музыкального искусства. Его сила заключается в том, что музыка способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям младшего дошкольного возраста можно долго объяснять, что чувствует человек, которому грустно, но достаточно включить или сыграть минорную музыку, и ребенок начинает понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний, страстей.
На духовно-нравственное развитие маленького человека большое влияние имеют сказки. Научиться моделям поведения ребенок может в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература тут играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут вести на размышления. Сказка – это ничто иное, как особое средство постижения жизни. Особый ракурс, близкий и понятный детям. Способ познания, изучения, раскрытия действительности. Она наполнена нравственными идеалами приближенными к детскому восприятию. Идея сказки всегда отчетлива, события необычайны, победа доброго начала над злым окончательна. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познают, но и стараются подражать положительным героям.
Важным воспитательным элементом является приобщение детей к культуре своего народа, его духовно-нравственным ценностям. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг и др. при этом предполагается, что духовно-нравственное воспитание базируется на отечественных культурных традициях. Поэтому необходимо знакомить детей с праздниками народного календаря, с традициями, обычаями и обрядами русского народа.
Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма, а так же один из важных аспектов в духовно-нравственном воспитании. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Так же на духовно-нравственное развитие личности большое влияние оказывает театр. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, во всем его многообразии через образы, краски, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Кукольный театр является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театр развивает так же эмоциональную сферу дошкольника, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям, помогают формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность. Именно способность ребенка к подражанию позволяют через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание детей.
Особую роль в условиях духовно-нравственного воспитания в ДОУ так же играют профессиональные качества педагога. Прежде всего, это должен быть высоконравственный, культурный, творчески работающий воспитатель, любящий детей и свою работу, имеющий высокую психологическую, дидактическую и методическую подготовку. Задача воспитателя – увидеть, что таится в душах детей, и помочь справится со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих людей. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках окружающих, опираясь на свой небогатый жизненный опыт. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Отсюда следует, что процесс формирования нравственных ориентаций будет проходить успешно в том случае, если воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание в ДОУ – важный аспект формирования подрастающего поколения. Оно формируется в окружающей действительности, на основе постоянно развивающегося разума, и подпитывается средствами музыки, литературы, театра. Особенно большое влияние на духовно-нравственное развитие дошкольников имеет пример взрослых и профессиональная культура самого педагога.
Роспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Во славу Пасхи – Христова дня – в православной Руси издревле принято красить, причудливо расписывать яйца, а в самый праздник Пасхи обмениваться.
Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.
Использование проектных технологий, как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности,.
Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников» Консультация «Народные игры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Народная игра — это искра, зажигающая огонек.
Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.
Презентация «Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников» Основы духовно – нравственного воспитания дошкольников. Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а.
Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
Консультация «Волонтёрство — одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников» Аннотация. В настоящее время в современном российском обществе остро стоит проблема духовно — нравственного развития, это самая большая.
Источник