Исследовательская работа определение типа темперамента

Исследовательская работа «Темперамент и его особенности»

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 12»

Темперамент и его особенности

ученик 4 А класса

3. Типы темперамента и их характеристика…………….…………………………..…. 7-9

Все люди с самого рождения отличаются друг от друга своим поведением. Нам нравятся разные вещи и разные люди, каждый имеет свои вкусы и привычки. Разве было бы интересно, если бы мы не были столь индивидуальны? Посмотрите на деревья, цветы — и они все разные. У каждого листочка свои особенности. И животные имеют свой характер. Одни игривые, другие спокойные и уравновешенные. Так устроен наш мир.

У меня очень много друзей, и все они не похожи друг на друга. Одни любят тихонечко сидеть и читать книги, а другие носятся весь день, играя в футбол. Одни предпочитают компьютерные «стрелялки», а другие без ума от логических головоломок. Почему это происходит? Мои родители объяснили мне, что это связано с темпераментом. Меня это очень заинтересовало, и я захотел сам во всём разобраться.

Тема темперамента привлекала внимание учёных на протяжении многих веков. Этот вопрос изучали Гиппократ, Гален, И.П. Павлов и многие другие. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем в современной психологии.

Я считаю, что знание положительных и отрицательных сторон своего темперамента, а также умения владеть и управлять ими позволит человеку быстро приспособиться к современному миру. Это и определяет актуальность моего исследования.

Цель работы: изучить современные представления о темпераменте и его свойствах.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

— выяснить, что такое темперамент;

— познакомиться с историей происхождения темперамента;

— определить типы темперамента и их особенности;

— изучить темперамент учеников 4А класса на основе тестирования и установить, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.

Объект исследования – темперамент обучающихся 4 А класса.

Предмет исследования – типы темперамента учеников младших классов.

Гипотеза исследования: возможно, что тип темперамента не влияет на успеваемость школьников.

— изучение научной литературы;

1. Что такое темперамент

Темперамент — это сочетание психических свойств человека, проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств для человека.

Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. До сих пор ведутся дискуссии на счет, является ли темперамент врожденным качеством. Многие ссылаются на то, что темперамент уже заложен в человека с рождения, а на его основе формируются определенные черты характера. Если в темпераменте имеются устойчивые особенности, тогда их следует отнести к особенностям нервной деятельности, которая уже заложена в человека.

Темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность.

Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот медлительности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание таких процессов как (радость, горе, страх, гнев).

Сразу хочется сказать, что нет плохих или хороших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

В современном мире значение исследований темперамента возрастает еще и потому, что он имеет тесную связь с деятельностью человека. Учет темперамента в деятельности работника позволит увеличить производительность труда, снизить количество опасных случаев на производстве.

2. История происхождения темперамента

Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови (от латинского sanguis), флегмы (от греческого phlegma), желтой желчи (от греческого chole) и черной желчи (от греческого melaina), — входящих в его состав. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота. Назначение ее – согревать организм. Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм. Свойство желтой желчи сухость. Назначение — поддерживать сухость в организме, «подсушивать его». Свойство черной желчи – сырость. Назначение ее – поддерживать сырость, влагу в типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.

Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.

В зарубежной психологии (Кречмер, Шелдон) широко распространены теории, утверждающие, что темперамент зависит не от свойств нервной системы, а от внешних признаков, которыми являются строение тела, соотношение его отдельных частей, а также соотношение различных тканей организма.

Э. Кречмер в 1921 г. опубликовал свою работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности.

В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его отображением.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П.Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро.

На основе полученных результатов исследований И.П.Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

3. Типы темперамента и их характеристика

Различают 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная эмоциональность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью — проявляет большую настойчивость, энергию. Он любознателен, жизнерадостный, быстро забывает обиды, доброжелателен, способен быстро переключаться с одной работы на другую, не устает, быстро обучается и может долго над чем-то работать. Сангвиник способен быстро решать проблемы, особенно если они не являются слишком трудными и серьезными, причём его решения нередко бывают поспешными. Сангвиник относится к общительным и коммуникабельным людям, любит занимать лидирующие позиции, командовать и брать ответственность на себя, быть в центре внимания, находиться впереди. Его речь — быстрая и громкая, с живыми жестами и выразительной мимикой. Соответственно, ему по нраву музыка живая, веселая и энергичная.

Такую мы найдем у композиторов:

Вольфганга Амадея Моцарта;

Сергея Сергеевича Прокофьева;

Из писателей к сангвиникам можно отнести:

Михаила Юрьевича Лермонтова;

Читайте также:  Чувство эйфории при коронавирусе

Другие знаменитые люди с темпераментом сангвиника:

Владимир Ильич Ульянов (Ленин);

Холерик (в основе лежит сильный, неуравновешенный — с преобладанием возбуждения — тип нервной системы). Для холерика характерны несдержанность, неуравновешенность, вспыльчивость. высокая реактивность, быстрый темп реакции. Ему свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Эмоциональные переживания у данной категории людей очень быстро протекают и ярко проявляются. Так, их легко вывести из себя, поскольку они быстро вспыхивают, однако и так же легко эмоционально стихают. Холерик – человек очень эмоциональный. Если он что-то испытывает, то очень глубоко и ярко. Причем он может испытывать одновременно противоречивые чувства. Однако эти переживания не являются длительными. Вскоре холерик быстро переключается на другие эмоции. Такому человеку не нравится монотонная работа. Вначале он загорается идеями и энтузиазмом. Однако со временем он остывает и начинает выполнять работу, нехотя, спустя рукава.
Холеристическим темпераментов обладали знаменитые композиторы:

Людвиг Ван Бетховен;

Также известные поэты:

Александр Сергеевич Пушкин;

И другие знаменитые люди:

Пётр I Алексеевич;

Александр Васильевич Суворов;

Владимир Владимирович Жириновский.

Меланхолик (в основе лежит слабый тип нервной системы). В отличие от других типов темперамента, у меланхолика преобладают чувственность и обидчивость. Такие люди ведут себя незаметно и медленно. Их движения отличаются сдержанностью, невыразительностью, однообразием и медлительностью. Меланхолики редко смеются, не уверены в себе, часто и легко теряются, не доводят работу до конца. Быстро утомляются от людей и новой обстановки, тактичны, мягки, стеснительны. Они легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают, боятся трудностей, поэтому перед совершением какого-либо действия долгое время обдумывают его необходимость и план реализации. Если действие не требует психического напряжения, тогда оно выполняется.

Среди композиторов к меланхоликам можно причислить:

Пётра Ильича Чайковского;

Фредерика Франсуа Шопена.

Среди поэтов и писателей к меланхоликам можно отнести:

Антона Павловича Чехова;

Сергея Александровича Есенина;

Николая Васильевича Гоголя;

Фёдора Михайловича Достоевского.

Другие знаменитые люди с темпераментом меланхолика:

Чарльз Роберт Дарвин;

Майкл Джозеф Джексон;

Григорий Алексеевич Явлинский.

Флегматик (в основе лежит сильный, уравновешенный тип нервной системы). Его трудно рассмешить или рассердить. Такой человек обладает небогатой эмоциональной сферой, поэтому не способен быть энергичным и быстро переходить к совершению действий. Уравновешенность характера объясняется тем, что эмоции флегматика ровные и постоянные. Его называют спокойным и невозмутимым. Движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. Неудачи и неприятности не выводят его из себя. Перед выполнением какого-либо действия флегматик долго и тщательно продумывает его будущее. Однако если он примет решение его совершить, тогда будет постепенно и целенаправленно его реализовывать. Такому человеку трудно перестраиваться с одной работы на другую, поэтому он предпочитает заниматься тем, что ему знакомо и привычно.

Среди знаменитых композиторов флегматического темперамента можно назвать:

Александра Порфирьевича Бородина;

Илью Сергеевича Глазунова;

Из известных писателей к флегматикам можно отнести:

Ивана Андреевича Крылова (баснописец).

Другие знаменитые люди с темпераментом флегматика:

Михаил Илларионович Кутузов;

Геннадий Андреевич Зюганов.

4. Темперамент и характер

У каждого человека есть свой темперамент и характер. Многие путают данные понятия, думая, что это одно и то же. На самом деле это два разных показателя психической реакции человека. Один является наследственным и практически не меняемым, а второй – приобретенным и зависящим только от самого индивида. Темперамент – это психическая реакция и состояние, которое зависит от устройства нервной системы человека. Формируется нервная система индивида еще в утробе матери на основе той генетической программы, которая передается от обоих родителей. Темперамент – это наследственный дар. Вот почему ребенок часто является таким же, как и его родители. Устройство нервной системы позволяет родственникам быть одинаковыми, что способствует их укреплению и поддержанию семьи.

Характер – это набор качеств, которые вырабатываются человеком в процессе жизни. Как это происходит? Возникает некая ситуация. Человек начинает на ее реагировать, обдумывать, делать выводы, принимать решения, совершать действия. На основе пройденного опыта делаются умозаключения (создаются убеждения). А последующие ситуации, в которых человек начинает реагировать подобным образом и совершать похожие поступки, формируют в нем привычки. Привычки в действиях, мыслях и решениях заставляют в определенных ситуациях проявлять те или иные качества характера. Человек может развить в себе любое качество и черту. Но развивается в нем лишь то, что соответствует его действиям, мыслям и решениям, которые он использует.

5. Темперамент учеников 4А класса на основе тестирования

Цель: изучить темперамент учеников 4А класса на основе тестирования по методике Ганса Айзенка и установить, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.

Для участия в тестировании я выбрал учеников, которые имеют разные результаты по успеваемости. У меня получилось 3 группы: 1 группа — «отличники», 2 группа- «хорошисты», 3 группа — ученики с «тройками». У этих ребят я решил определить тип темперамента, взяв за основу методику Ганса Айзенка.

Источник

Исследовательская работа на тему: Определение типа темперамента

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Определение типа темперамента

Сафин Рамир Азатович, ,

студенты группы ПНК-2

преподаватель ГБПОУ БМПК

Глава I. Общее понятие о темпераменте.

1.1. Отрывки из истории о темпераменте

1.2.Особенности проявления темперамента у младших школьников

Глава II. Диагностирование учеников на определение типа темперамента

2.1. Описание диагностирования

2.2. Результаты исследования

Актуальность психологического изучения проблемы темперамента связана с представлением о человеке как субъекте всего многообразия видов деятельности. В современных условиях при обострении глобальных проблем и повышении числа стрессогенных факторов особенно остро звучит проблема саморегуляции поведения индивида и его социальной адаптации. Учет роли темперамента человека в его деятельности необходимы современному человеку в повседневной жизни и межличностном общении. Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одно из важнейших условий успешной социальной адаптации человека. Это определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования – изучить современные представления о темпераменте и его свойствах.

1. Анализ литературы

2. Поведение диагностики

3. Выполнить количественный и качественный анализ

Объектом исследования — процесс развития темпераментальных особенностей младших школьников.

Предмет исследования – особенности темперамента младших школьников.

Темперамент – самостоятельное устойчивое динамическое образование психики.

1. Теоретический метод — анализ и синтез литературы

2. Эмпирический — Определение типа темперамента

3. Метод образования данных — Количественный и качественный анализ.

Глава I. Общее понятие о темпераменте.

1.1. Отрывки из истории темперамента.

Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением — на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей».

Темпераммент — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.

В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй — с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.

По мнению , темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.

Читайте также:  Не чувствовала боли при родах

Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.

Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принадлежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность.

Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого распространения. В его классификации свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой — не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы измерять выделенные факторы.

Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:

1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);

2) динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);

3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4) раннее проявление в детстве;

5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

6) высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т. д.);

Для анализа биологической системы человека выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.

Следовательно, согласно Русалову, темперамент — это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально — динамические аспекты всего поведения человека. Включение темперамента в структуру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые ответственны за формирование и функционирование собственно личностных качеств индивида.

1.2. Особенности проявления темперамента у младших школьников

В процессе учебной деятельности младших школьников выделяются исследователями и педагогами следующие особенности 4 типов темперамента.

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник — флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика — бедная и маловыразительная, жесты — редкие, неэнергичные.

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный.

Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики — ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.

Читайте также:  Как создать творческое настроение

Выводы по 1 главе

Существуют различные концепции и теории темперамента. При всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 4 типа темперамента.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Глава II. Диагностирование учеников на определение типа темперамента.

1.1. Описание диагностирования.

Как определить свой тип темперамента?

Цель данного теста-опросника — определение преобладания типа темперамента.

Ни про один темперамент нельзя сказать, что он «хороший» или «плохой». Поэтому наша с вами задача — не пытаться изменить свой темперамент, так как это невозможно, а грамотно использовать его положительные стороны и постараться нейтрализовать отрицательные проявления.

Кроме того, ни одному человеку не присущ какой-либо тип темперамента в чистом виде. Обычно это смесь различных типов, но один из них преобладает.

Тест включает в себя 56 вопросов[см. Приложение]. На эти вопросы следует отвечать «+»(утверждение, которое соответствует твоей личности) или «-«(данное утверждение не соответствует твоей личности).

В тесте 4 «группы» вопросов, в каждой группе по 14 утверждений:

1. с 1 по 14 — описание холерика

2. с 15 по 28 — характеристика сангвиника

3. с 29 по 42 — портрет флегматика

4. с 43 по 56 — описание меланхолика

Если в какой-то из групп больше 10 «+», то этот тип темперамента преобладает. Если количество «+» — с 5 до 9, то эти черты выражены в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражены.

1.2. Результаты исследования

Мы провели анонимное диагностирование 4 учеников начальных классов. Давайте сейчас подведем результаты нашего исследования. Работы прилагаются[см. Приложение.].

У этого ученика преобладает тип темперамента сангвиник, в значительной мере выражены черты холерика, флегматика, меланхолика.

У данного ученика преобладает флегматический тип и холерический, в значительной мере выражены сангвиник и меланхолик.

Преобладают холерический тип, на одном уровне расположились сангвиник и меланхолик, в значительной мере выражен флегматический тип.

У данного ученика очень интересные показатели. На одном уровне расположились преобладающие холерический и флегматический типы, так же на одном уровне расположились ярко выраженные сангвинический и меланхолический типы темперамента.

Вот такие результаты получились при диагностировании.

Поведение человека зависит не только от его направленности и характера, но и от темперамента, т. е. такого психологического свойства личности, в котором проявляется динамика протекания психических процессов и проявления других свойств личности.

В основе всей психической деятельности человека, как известно, лежат два процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение — это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга, обеспечивающая образование и оживление условнорефлекторных связей, на основе которых приходят в действие механизмы памяти, мышления и т. д. Торможение — это процесс затухания корковых связей, прекращения активности нервных клеток и центров, на основе которого происходит забывание, ослабление внимания и т. п.

Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются сила, равновесие и подвижность. Сила нервных процессов служит показателем работоспособности нервных клеток и в целом нервной системы. Под силой возбуждения понимается способность нервных клеток и центров коры головного мозга к замыканию связей и активизации этих связей в самых различных условиях. Человек с сильным процессом возбуждения может долгое время напряженно работать, преодолевать большие психические и физические нагрузки. У человека со слабым возбуждением корковые связи в неблагоприятных условиях не активизируются. Для него характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и медленное восстановление сил.

Равновесие нервных процессов — это соотношение силы возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенными или неуравновешенными — один процесс может быть сильнее, чем другой. Подвижность — это быстрота смены одного процесса другим, обеспечивающая приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. Различное сочетание силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения характеризует специфические типы высшей нервной деятельности, каждому из которых соответствуют свои особенности протекания психических процессов.

1. , Атлас по психологии.

2. Введение в общую психологию.

3. Общая психология.

4. Общая психология.

5. , Психология человека.

6. lib. rosdiplom. ru/

7. ped-kopilka. ru/

1. Ты неусидчива.

2. Ты вспыльчива и импульсивна.

3. Обычно ты нетерпелива.

4. Ты инициативна и решительна.

5. Ты упорна и даже упряма.

6. Ты находчива, быстро ориентируешься в споре.

7. Ритм твоей деятельности неравномерный, скачкообразный.

8. Ты любишь рисковать.

9. Ты легко прощаешь обиды.

10. Твоя речь отличается быстротой и эмоциональностью.

11. Ты часто страдаешь от своей неуравновешенности.

12. Ты не терпишь ничьих недостатков.

13. Тебя привлекает все новое.

14. У тебя часто меняется настроение.

15. Ты веселый и жизнерадостный человек.

16. Ты всегда собранна, и энергия бьет ключом.

17. Ты часто бросаешь начатое дело на полпути.

18. Ты не всегда правильно оцениваешь свои силы.

19. Твои интересы и увлечения часто меняются.

20. Ты легко привыкаешь к новым обстоятельствам.

21. Тебе не трудно отвлекаться от своих дел, и ты быстро разбираешься с чужой проблемой.

22. Кропотливый труд, требующий терпения, не для тебя.

23. Ты общительна и отзывчива.

24. У тебя внятная и громкая речь.

25. У тебя отличное самообладание, и ты не паникуешь даже в сложных ситуациях.

26. Ты легко засыпаешь и быстро просыпаешься.

27. Тебе трудно сосредоточиться и принять обдуманное решение.

28. Ты рассеянна и невнимательна.

29. Ты сдержанна и хладнокровна.

30. Ты последовательна в словах.

31. Ты осторожна и рассудительна.

32. Тебе свойственна выдержка, ты умеешь выжидать.

33. Ты не слишком разговорчива и не любишь пустой болтовни.

34. У тебя размеренная и спокойная речь.

35. Ты правильно распределяешь свои силы и никогда не выкладываешься полностью.

36. Ты планируешь свои дела придерживаешься четкого режима дня.

37. Ты спокойно воспринимаешь критику.

38. Тебе трудно с ходу переключиться на другую деятельность.

39. У тебя ровные, хорошие отношения с людьми.

40. Ты аккуратна даже в мелочах.

41. Тебе сложно приспособиться к новой обстановке.

42. Ты очень медлительна.

43. Ты застенчива.

44. Новая обстановка приводит тебя в замешательство.

45. Ты не уверена в себе, в своих силах.

46. Одиночество тебя не тяготит.

47. Неудачи и неприятности надолго выбивают тебя из колеи.

48. В сложные жизненные периоды ты замыкаешься в себе.

49. Ты не слишком вынослива, быстро устаешь.

50. У тебя тихая, иногда невнятная речь.

51. Ты автоматически перенимаешь черты характера собеседника и его манеру говорить.

52. Ты очень впечатлительна и чувствительна.

53. У тебя завышенные требования к себе и окружающему миру.

54. Тебе присущи некоторая мнительность и подозрительность.

55. Тебя легко обидеть.

56. Тебе приятно, когда окружающие тебе сопереживают.

Источник

Оцените статью