Исследователи творчества бунина отмечают что чувства

Работа » Исследовательская работа по теме: «Поэтика цикла новелл «Тёмные аллеи» И.А.Бунина».». Автор: Цевелёва Галина Александровна

1. История вопроса

1.1 Сведения об авторе 3

1.2 Критики о «Тём ных аллеях» И. А. Бунина 5

1.3 Теоретическ ий аспект исследования 8

2 . Анализ цикла «Тёмные аллеи»

2.1 Особенности поэтики цикла 11

2.2 Анализ рассказа «Солнечный удар» (1925г.) 15

2.3 Заключение 18

2.4 Методическая часть 20

2.5 Библиографический список 24

Иногда приходится слышать, что «о любви не говоря т — о ней все сказано». Действительно , тысячи лет, что существует человечество, люди говорят, пишут, поют о любви . Но сумеет ли кто-нибудь дать её точное определение? Наверное, любовь бывает разной, сколько людей- столько мнений. Она может быть возвышенной и романтичной, спокойной и нежной, бурной и неистовой. О такой любви рассказывает И. А. Бунин.

Говоря о творчестве Бунина, невольно вспоминаешь истину, что «настоящие таланты не стареют». Красота, смерть, любовь, разлука- все эти вечные темы получили воплощение в цикле «Тёмные аллеи». Он словно запретил писать о современных ему событиях, его питали образы памяти. Он стал как дом, в котором окна и двери закрыты и заколочены. Он стал самодостаточен. «Тёмные аллеи» — книга — сон, книга — мечта, книга -видение. Все в ней гармонично: усадебные пейзажи, городская дребедень, жар первых свиданий, мимолётное очарование юности. Новеллы невозможно читать быстро, по диагонали, пробегая глазами, как невозможно быстро и по фрагментам слушать музыку. В них слишком много мелких, неприметных глазу крючочков, зацепок и ловушек, которые опутывают, замедляют движение, возвращают к прочитанному. Они забирают в плен, но плен приятен.

Бунин «рисует» по воспоминаниям. В его рисунках много музыки, того меланхолического ритма, который составляет дыхательную интонацию его прозы:

Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творения,

Живого не утратит выражения

С тебя когда-то списанный портрет…

Изучение особенностей поэтики цикла, как единого целого, и есть предмет наблюдения и изучения работы.

В автобиографических записях Бунин писал: «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский…»

Отец Бунина, Алексей Николаевич, — офицер, участвовавший в обороне Севастополя в 1854-1855 годах. Беспечный, вспыльчивый, добродушный человек. «Суходол», «Подснежник» и другие произведения Бунина рассказывают об особой натуре отца.

Жизнь будущего писателя прошла на хуторе, в обстановке усадебной культуры.

В пятнадцатилетнем возрасте исключен из гимназии в городе Ел ьце за неуплату , в результате чего получил домашнее образование, в основе которого лежало страстное чтение.

Дебют Бунина как поэта состоялся в 1887 году : было напечатано первое стихотворение «Деревенский нищий». Бунина стали публиковать в журналах «Родина», «Орловский вестник». Начинается новая жизнь. Приходится искать работу. Трудился и в редакции газеты в Орле, служил статистом в Полтаве, работал в журнале «Русское богатство» в Петербурге.

Дальше- переезды, работа над стихотворениями и рассказами. Знакомство с Чеховым, Л. Толстым. Жизнь в Москве.

Бунин писал Толстому: «Я теперь вполне бродяга: с тех пор как уехала жена, я ведь не прожил на одно месте больше двух месяцев…» (это и Гурзуф, Ялта, Екатеринослав, Царицыно, Одесса).

С выходом сборника «На край света» Бунин постепенно утверждает самобытное место художественной жизни России. События, происходящие на родине, затрагивают необычайно чувствительную душу художника. Он потрясён событиями 1905-1907 гг ., занимается осмыслением их, что сразу же нашло отражение на страницах произведений «Веселый двор», «Хорошая жизнь», «Ночной разговор».

В 1920 г, в разгар Гражданской войны, А. Бунин вместе с женой В. Н. Муромцевой навсегда покидает родину (непримиримо относясь к происходящему в стране после Октябрьской революции, Бунин считал, что в России «вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое то недоумённое существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество»).

В эмиграции его ждут и трудности, и радости. Творчество писателя обогатилось новыми достижениями, среди которых — «Темные аллеи» (1943г.)

В старости он писал: «Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке…»

Это последнее желание сбылось: смерть застигла Бунина за книгой.

И. А. Бунин — один из самых загадочных художников слова двадцатого века. Из 66 лет своей творческой жизни Бунин ровно половину провел в России и столько же — в эмиграции. Примерно так же делится и количество созданных им произведений. Долгие годы критики говорили , что лучшее Буниным написано либо в России до революции, либо в эмиграции. Время рассудило по-своему: истинно русский писатель, признанный на родине, Бунин стал художником мирового значения и первым среди русских лауреатов Нобелевской премии.

И. А. Бунин соединил в своей творческой биографии два века. Он был современником Толстого, близко знал Чехова, Горького и Куприна, пережил не только своих ровесников, но и более молодых Булгакова, Платонова и многих других. Бунин оказал сильнейшее влияние на отечественную прозу шестидесятых годов, когда его книги после долгого перерыва вернулись в Россию. М. Горький так отзывался о творчестве писателя: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой «страннической души». (4, 76)

В шестидесятые- девяностые годы 20 века были опубликованы несколько монографий, ряд статей, посвященных творчеству И. А. Бунина. Интересной представляется статья М. Иофьева из его книги «Профили искусств» (1965г . ) , где анализируются новеллы из цикла «Тёмные аллеи». Иофьев даёт точную характеристику особенностей стиля сборника: «Удивительное постоянство Бунина, много лет утверждающего одну и ту же сюжетную композицию. Проза Бунина- проза поэта все проникнуто особым ритмом». Исследователь отмечает, что даже мимолетное чувство «переживается Буниным, как захватывающее и угрожающее», «действительность новеллы Бунина — это трагический рок».

В монографии В. Афанасьева «И. А. Бунин. Очерк творчества» (1966г.) исследуется творческий путь писателя, дается лаконичная характеристик его произведений. Автор обращается и к освещению темы вечной любви в прозе Бунина, отмечает, что в произведениях «любовь- сильная, часто роковое потрясение в жизни человека». (1, 21)

О. Н. Михайлов в своей книги рассматривает любовь как трагедию, в которой заключён вызов и протест против несовершенства мира. Приводится сравнение произведений Бунина и Куприна. Автор отмечает соединения плотского и духовного начала у Бунина в отличие от « ущемлённого платонизма» Куприна (11, 34) .

А. Волков в своей монографии «Проза Ивана Бунина» (1969 г.) видит источник бунинской темы любви в социальных и личных причинах. Автор солидарен с другими исследователями: любовь имеет слепую власть над людьми.

В 1989 г. издательством МГУ была выпущена еще одна работа, построенная на типологических связях, — «Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина» В. Я. Линкова. Проводится анализ художественных систем двух русских писателей. Отмечается преемственность традиций и развития новых принципов в изображении и понимании человека, сравниваются их идеалы счастья, различные состояния человеческих отношений.

В журнале «Литература в школе» №4 за 1990 г. была опубликована статья О. Михайлова «Литература русского зарубежья» проводится анализ сборника «Темные аллеи», отражение эмиграции на произведение Бунина.

Читайте также:  Искусство как средство выражения эмоций

В 1991 г. вышла книга И. Ильина «О тьме и просветлении . Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелёв», где автор выражает совершенно новые взгляды на творчество Бунина, рассматривая его как писателя-модерниста.

В монографии Л. А. Смирновой «И. А. Бунин. Жизнь и творчество» (1991 г.) попытки разобраться, вникнуть в тайники душ героев, проследить истоки трагедий.

В книге «Иван Бунин. Силуэты русских писателей» (1991 г.) Ю. И. Айхенвальд подробно анализирует бунинскую философию: «из одиноких страданий личности выводит Бунин мысль о вечности красоты, о связи времён и миров». «Бунин верит солнцу… он знает, что неиссякаемы родники вселенной и неугасима лампада человеческой души».

В статье О. В. Сливицкой «Сюжетно е и описательное в новеллистике И. А. Бунина», опубликованной в журнале «Русская литература » (№ 1, 1991 г.), автор характеризует худож ественную систему Бунина как би полярную: 1) описательность; 2) сюжет. Для того чтобы понять глубины произведений Бунина, Сливицкая выстраивает разные системы описательности и сюжета.

В журнале «Октябрь» (№1-2, 2000 г.) опубликован труд М. Рощина «Князь. Книга об Ива не Бунине, русском писателе». Принципиальная позиция автора – биографические факт ы, цитаты из дневников, высказывания близких Бунину людей. Это попытка понять творчество через призму личности. Со страниц книги встаёт образ Ивана Бунина – яркой личности и самобытного художника слова.

Таким образом, проанализировав литературу об И. А. Бунине, можно прийти к выводу о том, что о творчестве писателя написано немало монографий и статей, однако проблема изучения поэтики «Тёмных аллей» требует более детального и глубокого исследования.

Приступая к анализу новелл И. А. Бунина, необходимо уточнить понятия поэтики, новелл как литературоведческих категорий.

Поэтика – один из старейших терминов литературоведения. В XIX веке поэтику начали отождествлять с «теорией словесности». В начале XX века в школе «русского формализма» основным предметом изучения поэтики снова стал язык в его поэтической функции. Некоторые ученые продолжают утверждать поэтику как особую науку, изучающую независимые от содержания формы, и сводят поэтику к теории поэтической, стихотворной речи.

С другой стороны, стали говорить о поэтике определенного жанра (песни, романса) или писателя (Пушкина, Блока и др.) , подразумевая под этим целостную систему тех художественных средств, появление которых обусловлено определёнными идейно-тематическими задачами произведения или замысла писателя и характерно для анализируемого жанра или манеры писателя.

«Краткая литературная энциклопедия определяет поэтику «как науку о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых».

На протяжении же последнего столетия поэтикой (или теоретической поэтикой) стали называть раздел литературоведения, предмет которого – состав, строение, функции произведения, а также роды и жанры литературы.

С XX века существует и иное значение термина «поэтика». Этим словом фиксируется определенная грань литературного процесса, а именно – осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а так же художественных направлений и целых эпох.

В сочетании с определением «историческая» слово «поэтика» обрело еще один смысл: «это дисциплина в составе литературоведения, предмет которой – эволюция словесно-художественных форм и творческих принципов писателей в масштабах всемирной литературы».

Этим определением и будем руководствоваться при рассмотрении цикла новелл «Тёмные аллеи» И. А. Бунина.

Избранный Буниным малый жанр – рассказ или короткая повесть – в наибольшей степени отвечает устремлениям писателя (принципы «мгновения» жизни, «сгущения» напряжения в повествовании). Этот жанр писателем творчески обогащён, рассказ по- своему пересоздан; он синтезирует в себе поэтическое и прозаическое, лирическое и эпическое, субъективное и объективное. Соотношение их в творчестве Бунина меняется.

В современном литературоведении понятие «новелла» раскрывается так: «Новелла (от итальянского слова novella – «новость») – близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся чёткостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки: «новелла» — не что иное, как случившееся неслыханное происшествие (И.В. Гёте). Разновидность малой формы повествования, возникшей в эпоху Возрождения, характеризуется динамической интригой и вниманием к личности героя, его индивидуальному сознанию и поступкам…».

А в «Краткой литературной энциклопедии» найдём следующее: «новелла – повествовательный прозаический (гораздо реже – стихотворный) жанр литературы, представляющий собой малую повествовательную форму». Нередко термин «новелла» употребляется как синоним русского термина «рассказ», но во многих работах в термине «новелла» специфическое содержание.

В новелле осуществляется многостороннее художественное освоение личной, частной жизни людей. Драматизм, воплощенный и в содержании, и в сюжетных, и в стилевых особенностях, является основным жанровым признаком новеллы, отделяющим её от более «спокойного» и эпичного рассказа, хотя грань эта, несомненно, является условной.

Новеллистическое повествование у Бунина при его тяготении к построению именно рассказа как жанровой формы обнаруживает яркие черты «новых технологий» прозы. Так можно отметить тяготение автора к малой прозаической форме – рассказу, новелле, его стремление в минимальном объёме выразить ёмкое содержание.

Писателя уже не устраивала форма традиционного классического романа с разветвлённым сюжетом, строго выдержанной логикой повествования. Нарушение причинно-следственных связей, использование ассоциаций как принципа повествования, фрагментарность, незаконченность, недосказанность, укрупнение, на первый взгляд, случайного и несущественного, краткость – всё это свидетельствовало об обновлении «старомодного» реализма.

Итак, перед нами стоят следующие цели и задачи для детального изучения поэтики рассказов, решению которых будет способствовать рассмотрение целостной аналитической системы:

Психологическое изображение героев

Особенности финалов любовных историй

Сам творческий процесс, как неоднократно говорил Бунин, начинается у него не с фабулы, а с внешнего впечатления. «Это у меня постоянное – то и дело ни с того ни с сего мелькает в воображении какое-нибудь лицо, какой-нибудь пейзаж, какая-нибудь погода…». Характеры, отношения между ними, события возникают уже позднее (10, 61).

Описательность занимает в новеллах разный объём – от крайне малого до всеобъемлющего всё повествования. Сюжет может быть последовательно изложен, а может и вовсе не подчиняться чёткому построению. Так же и время: оно может быть смещённым, а может быть и линейным. Виртуозность в построении сюжета у Бунина необычайная.

Уяснить во всей полноте функцию сюжета и описательных элементов можно лишь при их сопоставлении. Система их взаимодействия – важнейший срез художественного мира Бунина.

У Бунина во многих рассказах сюжет – и прерывистый, и пульсирующий, и с неглубоким руслом – всё-таки присутствует.

Поэтому же наряду с новеллами, сюжет которых редуцирован вплоть до нулевого, существует и немало других: с сюжетом, который доминирует и построен классически «правильно». В них чётко определены начало, середина и конец. Эти новеллы содержат историю, которую нетрудно пересказать, а это вернейший признак крепко сделанного сюжета. Не случайно это именно те новеллы, которые известны самому широкому кругу читателей («Антигона», «Руся», «Галя Ганская», «Генрих», «В Париже», «Зойка и Валерия», «Натали», «Холодная осень» и др.).

Один из наиболее выразительных примеров – «Натали». Здесь достаточно пространная экспозиция, завязка, напряжённое развитие действия, кульминация – и внезапная развязка. А затем следует вторая часть новеллы, где события вновь нарастают, достигают своей кульминации – и внезапно обрываются (известие о смерти Натали).

В этой новелле события изложены в линейной временной последовательности, и ничто не предвещает трагической развязки. Повествователь находится «в середине движущего ряда событий» и так же, как и читатель, не знает, к чему приведёт их развитие.

Читайте также:  Настроение собак по ушам

Тем не менее, не предсказанный ничем конец является не только неожиданным, а абсолютно неотвратимым.

О контексте как доминанте в рассказах цикла «Тёмные аллеи» пишет, к примеру, Ю. Мальцев, автор одной из лучших книг о Бунине. Высказывается и мысль о том, что во многих новеллах цикла («Кавказ», «Муза», «Холодная осень», «Таня», «Галя Ганская» и др.) появились особенности, характерные для поэтического произведения: усиление связи ассоциаций, их роли, повышенная эмоциональность, ритмичность.

Воздействие поэзии сказывается во внимании писателя к излюбленным темам лирики (любовь, природа, одиночество, смерть) и перенесении акцента на переживание, чувства. Всё это позволяет говорить о прозе Бунина как о лирической прозе. И прежде всего большую и важную роль в этом играют описательность и сюжет. Описательность ведёт к движению за рамки текста , создаёт пространство, отвлекает внимание читателя, но в каждом произведении и во всех произведениях цикла в целом описательность придаёт бунинским произведениям единый стержень. Сюжет же, напротив, ведёт движение в пределах текста, создаёт форму времени, концентрирует читательское внимание, направляет его; разные стороны любви героя и героини показаны в новеллах цикла разносторонне, многогранно.

Более подробно можно рассмотреть это вопрос на ряде новелл цикла: «Генрих», «Поздний час», «Руся», «Зойка и Валерия», «Дурочка» и др., — на примере которых дадим краткий анализ с точки зрения сюжетно-композиционной структуры, а новеллу «Сол нечный удар» рассмотрим конкрет нее.

«Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь», — слова, выписанные Буниным из «Войны и мира» Л. Н. Толстого могут служить эпиграфом, сквозной темой «Тёмных аллей».

Самые разные оттенки и чувства, возникающие между мужчиной и женщиной, занимают писателя; он вглядывается, вслушивается, угадывает, пытается вообразить всю «гамму» сложных отношений героя и героини . Они самые разные, самые неожиданные. Поэтичные, возвышенные переживания в новеллах «Руся», «Поздний час», «Холодная осень»; противоречивые, неожиданные, порою жестокие чувства в «Музе»; достаточно примитивные влечения и эмоции в «Куме», «Начале»; живое проявление страсти, инстинкта в «Барышне Кларе», «Железной шерсти».

Но писателя привлекает земная любовь, являющая собой слияние «земли» и «неба», гармонию, которую постоянно ищут. Она огромное счастье, но счастье мгновенное. Поэтому, по мнению Бунина, не может быть связана с браком. Но зарница счастья, хотя и оборванного, может осветить всю память и жизнь человека.

Так через всю жизнь пронесла любовь к «барину», некогда соблазнившему ей, Надежда, владелица постоялой горницы в новелле «Тёмные аллеи». Двадцать лет не может забыть Русю «он», когда-то молодой репетитор в её семье, и, мало того, помнит в мельчайших подробностях то, что было в самое счастливое лето его жизни. А героиня «Холодной осени» не только тридцать лет хранит в своём сердце любовь к убитому на войне жениху, но и вообще считает, что вся жизнь её после того осеннего вечера лишь «ненужный сон».

Бунин никогда не пишет о счастливой, соединяющей любви. Это – совсем иные отношения. Но если его герои всё-таки стремятся соединить свои жизни, то в последний роковой момент, когда, казалось бы, всё идёт к счастливому завершению, разражается внезапная катастрофа, возникают неожиданные обстоятельства, вплоть до смерти героев. Всё это для того, чтобы «остановить мгновенье» на высшем взлёте чувств («Генрих», «Руся», «В Париже», «Натали»).

В цикле новелл сталкиваются и спорят между собой два голоса: один утверждает, что любовь, как всё остальное на свете, проходит, другой же – что любовь остаётся в душе навсегда («Тёмные аллеи»).

Для многих новелл цикла характерен такой приём, как обращение героев к прошлому из настоящего («муза», «Поздний час», «Волки» и др.). Этот приём позволяет Бунину раскрыть любовь, чаще всего юную и непродолжительную по времени, прерванную каким-либо неожиданным обстоятельством, как самое значительное событие в жизни.

Если любовь в новеллах – величайший дар, сила, подчиняющая целиком всего человека, то измена – величайший удар, способный толкнуть на самоуничтожение, на убийство («Кавказ», «Пароход «Саратов», «Лубки»). Все эти люди словно одержимы охватившими их чувствами, как бы пожирающими, испепеляющими их.

Но с наибольшим интересом и мастерством изображает Бунин первую молодую любовь, раскрывает совершенно различные, неповторимые женские характеры («Муза», «Руся», «Натали», «Галя Ганская»). Особенно привлекательны образы девушек из народа, самозабвенно и безраздельно отдающихся первой любви. Они покоряют читателя свежестью, искренностью и непосредственностью своих чувств к человеку, пробудившему их любовь. Эти же мотивы звучат и в новеллах, посвящённых судьбам «падших», как лицемерно их называли люди из «общества», женщинам из народа (Катя из «Второго кофейника, «девушка с улицы» из Мадрида»).

Но среди новелл с гуманистической основой есть и такие, где над всем – анекдотическая, нередко фривольная ситуация («Визитные карточки», «Гость»).

И всё же не эти более поздние произведения характеризуют в целом книгу «Тёмные аллеи». Большинству входящих в неё новелл присуще то сочетание тонкого психологизма и проникновенной лирики чувств с остротой и чёткостью пластического рисунка. Поэтому маленькие (в 4-5 страничек) новеллы не уступают своей психологической насыщенностью портретных характеристик иной обширной повести. Строгая экономия выразительных средств достигает в них большого художественного совершенства.

Итак, новеллы цикла «Тёмные аллеи» отличаются субъективным лирическим видением мира. Сюжет бунинской новеллы обычно прост, несложен , но с сугубо чеховским приёмом — так называемым «подводным течением», с контекстом. Развитие действия замедлено воспоминаниями о прошлом, о любви-миге. Всё обращено к памяти, к прошлому, к эмоциям человека. Нерасторжимо связанными с ушедшим и невозвратимым миром любви. Именно в любви видел Бунин « в озвышенную цену» жизни, в любви, дающей сознание «приобретения» счастья, но всегда неустойчивого, теряемого.

Изучению поэтики, её особенностей способствуют при изучении «Тёмных аллей» следующие единство стиля, концовок, тематика, проблематика, жанровое сходство. Именно на этом уровне рассмотрим рассказ «Солнечный удар» (1925 г.).

Рассказ «Солнечный удар» (1925 г.) – один из шедевров бунинской прозы. В нём до совершенства доведено присущее писателю искусство сочетания предельной конкретности, чувственной ощутимости запечатлённых картин жизни с широким, всечеловеческим, вечным смыслом, достигнута максимальная «сгущенность» образного мгновения.

В рассказе мы видим мгновение любви, у которой будто нет начала и продолжения (она внезапна, как вспышка молнии), но нет и конца: хотя герои расстаются, чувство остаётся на всю жизнь. Любовь – чудо, которое нельзя объяснить.

С первых строк рассказа становится известно, что их встреча на пароходе произошла только что: «Я, кажется, пьяна .…О ткуда вы взялись? Три часа тому назад я даже не подозревала о Вашем существовании …» (2, 82). Реплика героини дана в самом начале рассказа. Автор даёт понять, что дело тут не в узнавании героями друг друга. Но художник не делает акцента и на красоте героини, напротив, её образ передан предельно лаконично. Зато детали замечательны: весёлый стих и «простота», естественность поведения; её жест, выдающий волнение, пылающие щёки: «Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке…». Впечатление от её облика, данное глазами героя: «Всё было прелестно в этой маленькой женщине» (2, 162).

Читайте также:  Перемены настроения от дюфастона

Это почти всё, кроме одного штриха: «Рука, маленькая и сильная, пахла загаром». В этой детали по «аналогии ощущений» «синтезированы» воедино цвет и запах, вызывающие сложные ассоциации с солнечным сиянием и свежестью.

В портрете героини, дорисованном воображение героя (и читателя), соединяются черты яркого чувственного впечатления с предощущением чего-то совсем иного, глубинного, затронувшего всё существо действующего лица, его сердце. У героя «замерло сердце», и этот образ – знак будущего страдания, неотделимого от подлинного чувства любви.

Сама метафора «солнечного удара» таит в себе сложный, неоднозначный смысл, в котором сходятся значения собственного удара – поражения, боли, болезни, му́ки – и дара (у-дара) – «великой радости», блаженства и света. Солнечный блеск, сияние – основной, щедро и живописно очерченный фон всего повествования в рассказе. С солнечных ассоциаций начинается обрисовка облика героини (запах загара), солнцем залито описание её отъезда из гостиницы: «В 10 часов утра, солнечного, жаркого, счастливого, со звоном церквей… , шутя назвавшая себя прекрасной незнакомкой, уехала». Это бунинский, земной образ женщины, в котором, однако, тоже есть своя тайна, тайна всей женщины.

Подчёркнутая безымянность героини («маленькая, безымянная женщина»), прочитывается под знаком неузнанности тайны.

В пейзажах «Солнечного удара» воедино слиты художником сияющий свет, чистые звуки («звон церквей»), с детства родные для русского человека запахи (запах сена) и яркие, радостные краски. Выделены в рассказе цвета белый (белые дома, белые занавески, даже пыль и др.), синий и розовый.

Случайное «приключение» оказывается чем-то неизмеримо большим, поэтому оно и освещено художником так солнечно и ярко. Сюжетное событие, действие героев здесь просто и обычно. Сама сцена любви, не показанная, — лишь «завязка» рассказа, его начальный исток. Рассказ дальше развивается, совершающегося в душе героя, по сути, без психологизма, точнее, без психологического анализа. В рассказе нет внутреннего монолога персонажей, авторского анализа и оценок их психологических состояний. Бунин рисует нам картины внешней, окружающей героя жизни, рисует их такими, какими они видятся персонажу. И по характеру и особенностям подобного видения реальности читатель представляет себе психологическое состояние, переживания героев и их движение. Таково своеобразие художественного психологизма Бунина.

В «солнечном ударе» писатель сосредоточивает внимание читателя на изменениях в характере восприятий героем происходящего вокруг него, на некую внутреннюю логику подобных изменений в реакциях героя. Рамки увиденного по воле автора постепенно раздвигаются: номер гостиницы, улицы города, жизнь героя, весь мир.

В воспоминаниях поручика о случившемся появляется нечто для него самого неожиданное, не просто память о чувственном наслаждении, а ощущение чего-то иного, большего, волнующего уже не тело, а душу: «…но теперь главным было всё-таки это второе, совсем новое чувство – то странное, непонятное чувство…» (2, 163).

Композиция повествования складывается как образ дня, в котором всё обычное, прежде виденное, знакомое видится уже совсем по-иному, чем раньше. Картины весёлого базара, службы в соборе кажутся ему теперь совсем иными. Внутренние изменения героя выражены и в его восприятии природы, неба и солнца, того самого «солнца», которое одарило «солнечным ударом». Весь простор кажется теперь «опустевшим». Иным качественно становится и мироощущение героя, исчезают его былые представления о ценностях человеческого существования. В переживания и сознание героя вторгается новая мера вещей, новое измерение, появляется критерий бесконечности, безмерности.

Меняется и самосознание героя, то есть его представление о самом себе. Это преломляется в портрете героя, который нарисован художником в зеркальном отражении – как некий автопортрет поручика: «…лицо его, обычное офицерское лицо… имело теперь сумасшедшее выражение…было что-то юное и глубоко несчастное» (2, 163).

Самое главное, резко и драматически меняется, переворачивается представление героя о его собственной жизни в целом, о будущем. К герою приходит чувство «ненужности всей своей дальнейшей жизни».

Любовь, чувство – тайна, исполненная смысла. Она – начало внутреннего пробуждения личности, движения к духовной зрелости. Г ерой ценой «солнечного удара», едва его не спалившего, постигает, что в человеческом бытии есть нечто неповторимо прекрасное, высшее, что «необходимее жизни». Поэтому художественное время рассказа от «мгновения» предельно интенсивного пережитого героем, поднимается до судьбы, то есть целого жизни человека , а день оказывается во «внутреннем», субъективном времени — равным десяти годам существования.

«Солнечный удар» пронизан лирическим авторским чувством, но выражено оно не прямо, а в «подтекстах», то есть в каких-то неявных, косвенных проявлениях авторских оценок.

Таким образом , все эти элементы поэтики рассказа, разные стороны его формы – авторский лиризм, природный колорит, конденсированность внутреннего действия, душевного возвышения личности, сдержанный, но исполненный драматизма психологизм, насыщенность, ёмкость художественного времени, когда в один день укладывается целых десять лет жизни, естественные, эластичные переходы и превращения времени скоротечного в непереходящее – создают в результате впечатление эстетической целостности и завершенности произведения. Художественный смысл этого целого – образ любви как чуда, радостного и мучительного, но не напрасного и не случайного, способного поднять человека над буднями, над обычностью земного существования, приобщить его к чему-то высшему – тому, что «необходимее жизни».

Таким образом, изучить особенности поэтики помогает детальный анализ удивительной новеллы «Солнечный удар», что и помогло в решении поставленных целей и задач.

Цикл новелл «Тёмные аллеи» является вершиной творчества И. А. Бунина, результатом многолетней работы, высветившей все грани таланта писателя.

Разговор о поэтике цикла остается актуальным и по сей день. Во-первых, любовь – тема вечная, во-вторых, И. А. Бунин – яркая «звезда» европейской литературы.

От писателя не укрылось ни одно из противоречий внутреннего бытия людей. Основой психологизма становится в новеллах внутреннее состояние героя: противоречие одновременно мучительного и восторженного переживания. В этом и состоит трагизм душевного состояния героя. Нужно успеть насладиться вспышкой любви, а потом жить воспоминаниями.

Тема памяти в цикле занимает большое место, она позволяет связать воедино временны́е пласты цикла.

Природа у Бунина – не просто фон, а олицетворение идеала естественной жизни, столь характерное для русской жизни, литературной традиции.

Герои новелл – не многогранные характеры; они реализуются как личности, как характеры только в любви. Поэтому основное в психологическом изображении – внутреннее состояние героя в вершинный момент жизни, в её « з вездный » час.

Бунинская «пластика» в изображении героев заключена в особой структуре портретов героя и героини, которые выполнены тонко, искусно, подробно. А портреты – сжато, сухо.

В поэтике И. А. Бунин а очень важна роль детали, вплетённой в лирический и философо-эстетический план.

«Тёмные аллеи» представляют собой замечательное художественное богатство с точки зрения жанровых форм (и драматические рассказы, и рассказы-зарисовки, и рассказы-предания и т.д.). Существует внутренняя связь между вполне самостоятельными новеллами, она-то и позволяет говорить об органическом единстве цикла и тематически, и проблематически.

Большое место отводится контексту («подводные течения»).

Для создания эмоциональной сферы чувств и переживаний героев автор выбрал образно-стилистические экспрессивные, эмоционально окрашенные средства, включая и символику цвета.

Своим творчеством И. А. Бунин обессмертил своё имя. Яркая личность, самобытный художник, тонкий психолог создал непостижимый и чарующий мир любовной стихии. В этом и есть бессмертное величие творения-цикла новелл «Тёмные аллеи» .

Источник

Оцените статью