- Как стресс влияет на здоровье всего организма? Ответил врач
- Проблемы скелета и мышц
- Проблемы с органами дыхания
- Сердечно-сосудистые последствия
- Эндокринные расстройства
- Влияние кортизола на организм
- Желудочно-кишечный тракт
- Нервная система
- Учебно-исследовательская работа » Исследование влияния стресса на организм человека»
Как стресс влияет на здоровье всего организма? Ответил врач
Физический стресс влияет на все системы организма, включая мышцы, сердце и сосуды, дыхательную, эндокринную, желудочно-кишечную, нервную и репродуктивную системы. Наш организм хорошо подготовлен к тому, чтобы справляться с эпизодическим стрессом, но когда он становится длительным или хроническим, это может иметь серьезные последствия для вашего организма.
Проблемы скелета и мышц
Когда организм подвергается стрессу, мышцы напрягаются. Это практически рефлекторная реакция, которая помогает организму защитить себя от травм и возникновения боли. При внезапном стрессе, мышцы сразу напрягаются, а затем снимают напряжение, когда воздействие стресса проходит. Хронический стресс приводит к тому, что мышцы тела находятся в постоянном состоянии спазма. Когда мышцы натянуты и напряжены в течение длительного времени, это может вызвать другие реакции организма и расстройства, связанные со стрессом.
Например, головная боль (так называемого напряжения) и приступы мигрени тесно связаны с хроническим спазмом мышц в области плеч, шеи либо всей головы. Скелетно-мышечная боль в пояснице и верхних конечностях также связана со стрессом, особенно на работе.
У многих людей возникают проблемы опорно-двигательного аппарата. Часто, но не всегда, это может быть травма, которая вызывает хроническое болезненное состояние.
Дальнейшее страдание от хронической боли зависит от того, как пациент реагирует на травму. Лица, которые боятся боли и повторных травм, которые ищут только физическую причину и лекарства, обычно выздоравливают хуже, чем люди, поддерживающие определенный уровень умеренной активности под контролем врача. Напряжение мышц, и, в конечном счете, мышечная атрофия, обусловленная бездействием организма, способствуют хроническому, связанному со стрессом, поражению опорно-двигательного аппарата.
Проблемы с органами дыхания
Дыхательная система снабжает клетки кислородом и выводит из организма углекислый газ. Воздух поступает через нос и проходит через гортань в глотку, вниз через трахею и через бронхи в легкие. Затем бронхиолы передают кислород эритроцитам для циркуляции.
Стресс и сильные эмоции могут проявляться респираторными симптомами, такими как одышка и учащенное дыхание, поскольку дыхательные пути между носом и легкими сужаются.
Для людей без респираторных заболеваний это, как правило, не проблема, так как организм может справиться с дополнительной работой, чтобы человек мог дышать комфортно. Но психологические факторы стресса могут усугубить проблемы с дыханием у людей с ранее существовавшими респираторными заболеваниями, такими как астма и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ; включая эмфизему и хронический бронхит).
Некоторые исследования показывают, что острый стресс – например, смерть близкого человека действительно может спровоцировать приступ астмы. К тому же, учащенное дыхание (или гипервентиляция) вызванное стрессом, может вызвать паническую атаку у человека, склонного к ним.
Сердечно-сосудистые последствия
Сердце и кровеносные сосуды представляют собой два элемента сердечно-сосудистой системы, которые работают вместе, обеспечивая питание и кислород для органов организма.
Активность этих двух элементов также координируется реакциями организма при стрессе. Острый стресс – мгновенный или краткосрочный стресс, например, публичное выступление, ссора или внезапное нажатие на тормоз, чтобы избежать аварии, вызывает учащение пульса и более сильные сокращения сердечной мышцы. При этом гормоны стресса — адреналин, норадреналин и кортизол действуют как посредники этих эффектов.
К тому же, кровеносные сосуды, которые направляют кровь к крупным мышцам и сердцу, расширяются, тем самым, увеличивая количество крови, перекачиваемой в эти части тела, и повышая кровяное давление. Это также известно как реакция «бей или беги». После того, как эпизод острого стресса прошел, организм возвращается в нормальное состояние.
Хронический или постоянный стресс, переживаемый в течение длительного периода времени, может способствовать долгосрочным проблемам с сердцем и кровеносными сосудами.
Постоянное и слишком сильное длительное увеличение частоты сердечных сокращений, а также повышенный уровень гормонов стресса и артериального давления могут сказаться на организме. Этот длительный постоянный стресс может увеличить риск гипертонии, провоцирует сердечный приступ или даже инсульт.
Повторяющийся острый и стойкий хронический стресс также могут способствовать воспалению в системе кровообращения, особенно в коронарных артериях. Это один из путей, который, как считается, связывает стресс с сердечным приступом.
То, как человек реагирует на стресс может влиять на уровень холестерина. Риск сердечных заболеваний, связанных со стрессом, у женщин, по-видимому, различается в зависимости от того, находится женщина в пременопаузе или в постменопаузе. Уровень эстрогена у женщин в пременопаузе позволяет кровеносным сосудам лучше реагировать на стресс, тем самым, помогая их организму лучше справляться со стрессом и защищая их от сердечных заболеваний. Женщины в постменопаузе теряют этот уровень защиты из-за снижения эстрогена. Это повышает риск возникновения проблем с сердцем.
Эндокринные расстройства
Когда организм воспринимает ситуацию как вызывающую, угрожающую или неконтролируемую, мозг инициирует каскад событий, затрагивающих гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось, которая является основным двигателем реакции на эндокринный стресс. В конечном итоге, это приводит к увеличению выработки стероидных гормонов, называемых глюкокортикоидами, которые включают кортизол, часто называемый «гормоном стресса».
Во время стресса гипоталамус – это зона, которая соединяет мозг и эндокринную систему, сигнализирует гипофизу о выработке гормона, который, в свою очередь, сигнализирует надпочечникам, расположенным над почками, увеличить выработку кортизола.
Кортизол увеличивает уровень доступной энергии за счет мобилизации глюкозы и жирных кислот из печени. Кортизол вырабатывается на разных уровнях в течение дня, обычно его концентрация повышается после пробуждения и медленно снижается в течение дня, обеспечивая ежедневный цикл получения энергии. Во время стрессового события повышение уровня кортизола может дать энергию, необходимую для решения длительных или экстремальных проблем.
Влияние кортизола на организм
Глюкокортикоиды, включая кортизол, важны для регулирования иммунной системы и уменьшения воспаления. Хотя это важно во время стрессовых или жизнеугрожающих ситуаций, когда травма может привести к усилению активации иммунной системы, хронический стресс может привести к нарушению связи между иммунной системой и осью «гипоталамус-гипофиз-надпочечники». Это нарушение связи было связано с будущим развитием многочисленных проблем физического и психического здоровья, включая хроническую усталость, нарушения обмена веществ (например, диабет, ожирение), депрессию и иммунные нарушения.
Желудочно-кишечный тракт
В кишечнике есть сотни миллионов нейронов, которые могут функционировать относительно независимо и постоянно взаимодействуют с мозгом, что, кстати, объясняет способность чувствовать «бабочек» в желудке. Стресс может повлиять на коммуникацию между мозгом и кишечником и может вызвать боль, вздутие живота и другие неприятные ощущения в кишечнике, которые можно почувствовать. В кишечнике также обитают миллионы бактерий, которые могут влиять на здоровье самой кишки и работу мозга, что может повлиять на способность думать и выражать эмоции.
Стресс связан с изменениями в составе кишечных бактерий, которые, в свою очередь, могут влиять на настроение. Таким образом, кишечные нервы и бактерии сильно влияют на мозг и наоборот. Стресс в раннем детстве может изменить развитие нервной системы, а также то, как организм реагирует на стресс. Эти изменения могут увеличить риск более поздних заболеваний или дисфункции кишечника.
Нервная система
Нервная система имеет несколько отделов: центральный отдел, включающий головной и спинной мозг, и периферический отдел, состоящий из вегетативной и соматической нервных систем.
Вегетативная нервная система играет непосредственную роль в физической реакции на стресс и делится на симпатическую нервную систему (СНС) и парасимпатическую нервную систему (ПСНС). Когда тело находится в состоянии стресса, СНС способствует так называемой реакции «бей или беги». Организм переключает свои энергетические ресурсы на борьбу с угрозой жизни или бегство от врага. СНС сигнализирует надпочечникам о выделении гормонов адреналина и кортизола.
Эти гормоны вместе с прямыми действиями вегетативных нервов заставляют сердце биться быстрее, частота дыхания увеличивается, кровеносные сосуды на руках и ногах должны расширяться, процессы пищеварения должны тормозиться, а уровни глюкозы в кровотоке – увеличиваться.
Реакция нервной системы резкая, чтобы подготовить организм к реагированию на чрезвычайную ситуацию или острый стресс. Как только кризис проходит, организм обычно возвращается в предаварийное, нестрессовое состояние. Этому восстановлению способствует PNS, которая обычно имеет противоположные эффекты по отношению к СНС. Но сверхактивность ПСНС также может способствовать реакциям на стресс, например, за счет сужения бронхов (например, при астме) или чрезмерной вазодилатации и нарушения кровообращения.
И СНС, и ПСНС имеют мощное взаимодействие с иммунной системой, которая также может модулировать реакции на стресс. Центральная нервная система особенно важна в запуске стрессовых реакций, поскольку она регулирует вегетативную нервную систему и играет центральную роль в интерпретации внешних влияний как потенциально опасных.
Хронический стресс, вызванный воздействием факторов стресса в течение длительного периода времени, может привести к длительному истощению организма. Поскольку вегетативная нервная система продолжает вызывать физические реакции, она вызывает износ организма. Проблема не столько в том, что хронический стресс влияет на нервную систему, сколько в том, что постоянная активация нервной системы влияет на другие системы организма.
Источник
Учебно-исследовательская работа » Исследование влияния стресса на организм человека»
Городская научно-практическая конференция старшеклассников
«В мир поиска. В мир творчества. В мир науки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 8 им. А.С. Пушкина г. Черемхово»
Исследование влияния стресса на организм человека
Автор: ученица 10 класса
Селянгина Анна Николаевна,
г. Черемхово, 2015 г.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОВ
1.1. История развития представлений о явлении стресса. ……………………..5
1.4. Воздействие стресса на организм человека…. ……………………………10
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЕ СТРЕССА
2.1. Описание методики выявления стрессов…..…………………………….…14
2.2. Описание результатов проведенных опытов………………………………. 14
2.3. Определение влияния стресса на организм…………………………………15
2.4. Определение стрессоустойчивости учителей и учащихся………………….17
Мы почти каждый день слышим о стрессах, которые воздействуют на наш организм, делают его более уязвимым для инфекций, простуд, повышают вероятность апатии и депрессии. А ведь здоровье – это условие эффективной профессиональной деятельности человека, условие гармоничного развития личности, главное условие, по мнению древних философов, свободной деятельности человека, его совершенства.
Стрессу подвержены люди разных возрастов, его влияние в современных условиях становится всеобъемлющим. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, обидчивости, падении интереса к жизни, ослаблении защитной силы. До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей сосредоточены в школе. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба — это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность.
Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности. Данными положениями и обусловлена актуальность нашей работы.
Объект исследования: состояние стресса.
Предмет исследования: влияние стресса на организм человека.
Цель данной работы: выяснить влияние стресса на организм человека.
изучить теоретические источники по проблеме исследования;
выяснить влияние стресса на организм человека;
провести исследование действия стресса на организм человека;
определить признаки проявления психологического и физиологического стресса.
Если мы будем информированы о видах стрессов и их влиянии на организм, то сможем уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
В исследовании применялись следующие методы:
анализ литературных источников;
В теоретической части мы попытаемся систематизировать материал об истории появления стресса, видах и компонентах стресса, а также реакции организма на стрессовую ситуацию. А во второй части представлено описание методики проведения исследования о влиянии стресса на организм человека.
Ценность данной работы заключается в организации экспериментальной работы по определению стресса среди учащихся и педагогов.
Практическая значимость работы: популяризация информации о проявлении признаков стресса чтобы уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА
1.1. История развития представлений о явлении стресса
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 — 1982 гг.). Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, естествоиспытателей, а затем психологов и социологов, и ряда дpyгих специалистов всего мира.
Г. Селье еще будучи студентом, при подготовке к очередному экзамену, анализируя систематику заболеваний заметил, что начало болезней часто одинаково. Наш организм в начале разных заболеваний очень, похоже, реагирует на предъявленные ему болезнью требования. Его это заинтересовало, и он решил, что, окончив университет, посвятит этому какую – то часть своего времени. Так и случилось. Отец помог купить ему лабораторию и Селье вплотную занялся научной деятельностью. В результате, Селье пришел к выводу, что самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие — вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс.
Явление стресса Селье изучал на крысах. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, Ганс Селье определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни».
У Селье, естественно, были последователи, которые внесли значительный вклад в изучение явления стресса и его влияния на организм человека [2? 3?7] (см. табл. 1).
На основании изучения нейродинамических и эндокринно-вегетативных системных коррелятов при стрессе установил, что “ключевой системой” мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений.
Определил, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других — к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.
С помощью кросс-корреляционного анализа ЭЭГ-ритма различных образований мозга он обнаружил, что при болевом стрессе в ЦНС, прежде всего, появляются сдвиги во взаимодействии между пейсмекерными структурами болевой мотивации и проекционной областью коры, а затем (в определенной последовательности) и между подкорковыми структурами.
При исследовании влияния различных фармакологических агентов на эмоциональный стресс обнаружил увеличение содержания 17-ОКС в плазме при стрессе. Установлено, что усиление секреции 17-ОКС коррелирует с “эмоциональностью” реакции, вызванной раздражением подбугорья, поскольку “неэмоциональные” и двигательные реакции не сопровождались увеличением уровня 17-ОКС в крови. В дозах, подавляющих агрессивность, галоперидол облегчал гормональные изменения, сопровождавшие ЭС, тогда как метамизил предупреждал усиление секреции кортикостероидов.
Обнаружил, что характер и интенсивность реакции различных звеньев гипоталамо-гипофизарно-кортикоадреналовой системы зависят от вида стрессорного фактора и от исходного функционального состояния этой системы.
Показал, что на первых этапах космического полета у космонавтов обнаруживается симпатоадреналовая направленность психовегетативных реакций.
В многочисленных опытах на крысах установил, что содержание норадреналина в ответ на электрокожное раздражение изменяется фазно, практически во всех отделах мозга, и коррелирует с активацией гипофизарно-адреналовой системы.
На основании экспериментальных и клинических данных показала, что моноаминовая система мозга играет ведущую роль в организации уровня стрессовых реакций, оптимального для процессов фиксации и воспроизведения информации.
Детально изучил роль нервной системы в развитии неспецифической резистентности. На большом экспериментальном материале с применением глубокого наркоза или добавочных неспецифических раздражителей авторы показали, что подавление развития воспалительно-некротического процесса при отмораживании, аллергических реакциях, адреналиновом отеке не зависело от увеличения секреции коры надпочечников. Факты, приведенные ими, свидетельствуют о важной роли доминанты, то есть возникновения местного фокуса повышенной возбудимости нервной системы, в предупреждении развития указанных патологических процессов.
Ганс Селье определял стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители». Это значит, что хорошие события (например, повышение на работе), к которым мы должны приспосабливаться, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему мы тоже должны приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково.
По мнению Бабского Е . Б. стрессы делятся на:
-физиологические и психологические (информационные и эмоциональные),
— эмоционально положительные (эустресс) и эмоционально отрицательные (дистресс),
— кратковременные и долгосрочные (острые и хронические) (см. табл. 2).
Возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (жара, холод, голод, боль, физические перегрузки).
сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно запасы энергии в организме заканчиваются
Вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность и т.п. Они бывают информационными и эмоциональными.
формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания
Возникает при информационных перегрузках, когда человек , несущий ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения (стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления).
негативные эмоции, развитие чувства тревоги
Эмоциональный положительный стресс (эустресс)
Вызывают радостные события, такие как свадьба, рождение ребенка, выигрыш любимой команды и т.д. Они, принося хорошее настроение, удовлетворение, защищают от ударов жизни, повышают устойчивость организма к заболеваниям. Обычно после таких стрессов организм быстро отдыхает и восстанавливается.
Эмоциональный отрицательный стресс (дистресс)
Возникает, когда появляется угроза безопасности человеку (преступление, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы). Он может привести к болезни.
Неспособность принять решения, неопределенность, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания.
Характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит; крайняя его степень – шок. Острый шоковый стресс может быть вызван различными катастрофами – войнами, стихийными бедствиями – экстремальными ситуациями, выходящими за рамки жизненного опыта.
Неспособность сконцентрироваться, фиксация только на плохом, тревожные мысли, постоянное беспокойство
Он возникает порой из-за незначительных, но постоянно действующих и многочисленных факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженное отношение с коллегами и родственниками.)
Боль любого рода, болезни сердца, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, депрессия, ожирение , аутоиммунные заболевания, кожные заболевания, такие как экзема
1.3. Компоненты стресса
По данным Мишина Г. И. состояние стресса имеет 2 компонента:
— стрессор – событие, которое вызывает необходимость или вероятность каких-либо изменений (повседневные затруднения, длительные проблемы, важные жизненные (получение диплома) и травмирующие события);
— стрессовый ответ – индивидуальная реакция человека на стресс.
Учеными выделены следующие виды стрессоров [ 8] (см. рис. 1):
Рис. 1. Виды стрессоров
Стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять – наши действия, неспособность управлять своим временем, неумение определять приоритеты, трудности в межличностном взаимодействии.
События и явления, которые мы сами превращаем в проблемы – беспокойство за будущее, переживание по поводу прошлых событий, неправильная трактовка текущих событий; на оценку событий влияют больше установки личности, чем реальные факты.
Стрессоры, которые нам неподвластны – налоги, цены, погода, правительство, привычки и характеры других людей и т.д.
1.3.Реакция на стресс
По данным Ротенберга А.С. и Аршавского В.В. по-разному могут реагировать на один и тот же стресс мужчины и женщины в силу своих физиологических особенностей. Реакция зависит от особенностей нервной системы человека. У одних людей наблюдается пассивность, дезорганизация деятельности, общее торможение, у других наблюдается мобилизация сил, повышение активности и эффективности деятельности [10].
В исследованиях Ротенберга А.С. и Аршавского В.В. отмечается, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Хуже переносят стрессы пожилые люди, вплоть до инфарктов и инсультов, а также дети и подростки. После кратковременного стресса организм быстрее восстанавливается (особенно после положительного), а долгосрочный (или затяжной) приводит к истощению организма [10].
Американские ученые Холмс и Рей предложили шкалу стрессовых ситуаций, которая помогает человеку оценить уровень стресса [10 ] (см. табл. 2).
Источник