Исследование темперамента методом наблюдения

Методы исследования темперамента

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Метод лабораторного эксперимента в таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие свойственные ему подлинные особенности темперамента. Значение этих условий, типичных для лабораторного эксперимента, подчеркивают главным образом те психологи, которые занимаются изучением типов нервной системы. Однако применительно к диагностике темперамента лабораторные методы имеют некоторые недостатки, главный из которых состоит в том, что в таких условиях, как правило, производятся измерение по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано с тем, что физиологические механизмы темперамента очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

Для преодоления этих трудностей применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению.

Многие исследователи, особенно те, кто занимается изучением темперамента у детей, проводят для диагностики темперамента естественный эксперимент, который, обладая основными чертами экспериментального метода, в то же время весьма близок к методу наблюдения. Этот метод создает возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а также для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас поведение в естественных условиях.

Примерами естественного эксперимента по исследованию темперамента детей могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Если мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента. Успешным путем познания темперамента может быть только направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы с его помощью можно было бы действительно регистрировать те формы поведения, в которых в большей или меньшей степени проявляются особенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может облегчить прежде всего схема наблюдения, содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.

Метод тестирования: «Шкала оценок для измерения выраженности силы и других св-в НС (Стреляу), тест-опросник Г. Айзенка (57 вопросов об особенностях поведения), «Определение преобладающего темперамента» (Белова) (определение смешанных типов темперамента, с преобладанием одного из них).

52. Общее представление о характере. Основные типологии характера.

В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. С характером неразрывно связаны и способности. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Его можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. Основные черты личности, которые входят в состав характера человека. 1. свойства личности, к. определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных) (рациональность, расчетливость или противоположные им качества). 2. черты, к. относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность а также альтернативные им) В этом плане характер сближается с волей человека. 3. инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. Ник. Дмит.Левитов: Характер — психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное — направленность. Направленность определяет деятельность, воля подкрепляет ее. Классификация черт 1. Свойство характера как целого: определенность (связанная с направленностью), цельность и непротиворечивость, сложность (широта), сила (твердость);2. Черты характера, связанные с направленностью;3. Черты характера, связанные с волей.

Читайте также:  Основные факторы риска стресса

Типология.Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие: 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. (Э. Кречмер) три типа строения тела или конституции человека: 1. Астенический -обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле, тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми, накоплениями. 2. Атлетическому -сильно развитый скелет и мускулатура, среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой, плотная, высокая голова. 3. Пикнический развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате, среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

(Андрей.Евген. Личко). Акцентуация — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

1. Гипертимный тип 2. Циклоидный тип 3. Лабильный тип 4. Астеноневротичесчий тип 5. Сензитивный тип 6. Психастенический тип 7. Шизоидный тип 8. Эпилептоидный тип 9. Истероидный тип 10. Неустойчивый тип 11. Конформный тип.

(К. Леонгард). основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: 1. Гипертимный тип 2. Дистимный тип 3. Циклоидный тип 4. Возбудимый тип 5. Застревающий тип 6. Педантичный тип 7. Тревожный тип 8. Эмотивный тип 9. Демонстративный тип 10. Экзальтированный тип 11. Экстравертированный тип 12. Интровертированный тип.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Методика изучения темперамента школьника методом наблюдения
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Цель методики: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений:
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
в) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Обработка данных. Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Источник

Изучение темперамента школьника методом наблюдения
тест (4 класс) на тему

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Скачать:

Вложение Размер
izuchenie_temperamenta_shkolnika_metodom_nablyudeniya.docx 14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

г) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком “+” соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника

Источник

О лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения

Громаднейшую популярность в изучениях темперамента, в особенности в Павловском его понимании, взял способ лабораторного опыта, что, согласно точки зрения его приверженцев, разрешает максимально освободиться от маскирующего влияния прошлого опыта. В таком опыте возможно совершенно верно измерять реакции, что особенно принципиально важно для получения их временных черт и для оценки энергетических параметров поведения. Наконец, только в лабораторных условиях возможно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и как раз исходя из этого раскрывающие характерные ему настоящие изюминки темперамента.

Значение этих условий, обычных для лабораторного опыта, подчеркивают в основном те психологи, каковые занимаются изучением типов нервной совокупности. Но применительно к диагнозу темперамента лабораторные способы имеют кое-какие недочёты, основной из которых пребывает в том, что в таких условиях, в большинстве случаев, производятся измерение по необходимости краткосрочно, происходит в маленьком временном промежутке, а это значит, что его результаты, по которым делают выводы о темпераменте, могут быть случайными, маловероятными. Это связано, например, с тем, что физиологические механизмы темперамента, как мы уже говорили, весьма сложны; так тонус нервной совокупности, определяющий интенсивность реакции, в большинстве случаев на различных ее уровнях разен. Известно кроме этого, что кое-какие реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от последовательности вторых факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю.

Для преодоления этих трудностей все чаще используются комплексные, полифункциональные изучения, в которых в один момент используется последовательность измерительных приемов, регистрация и свойств многочисленные показатели темперамента разных реакций. Само собой разумеется, такие изучения, учитывая применяемую в них аппаратуру, достаточно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не содействует их широкому распространению.

Многие исследователи, в особенности те, кто занимается изучением темперамента у детей, выполняют для диагноза темперамента естественный опыт, что, владея главными чертами экспериментального способа, одновременно с этим очень близок к способу наблюдения. Данный способ формирует возможность для хода эксперимента и детального контроля условий, и для управления ими; вместе с тем он разрешает измерять интересующее нас поведение в естественных условиях, родных к повседневной судьбе ребенка. Ребенок не знает о том, что он есть объектом наблюдения, что его формы и реакции поведения детально регистрируются и направляются заблаговременно запланированной экспериментальной обстановкой.

Примерами естественного опыта по изучению темперамента детей могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. Ясно, что они смогут удовлетворять условиям для того чтобы опыта только в том случае, если сам движение игры, ее правила будут навязаны экспериментатором, строго контролироваться и регистрироваться им.

Остановимся на кратком описании неизвестных кроме того среди психологов опытов по изучению темперамента, проводившихся в 30-х гг. этого века С. Валигурской, которая была в Польше одним из пионеров количественного подхода к подобным изучениям и пользовалась собственным способом естественного опыта.

Так, для измерения для того чтобы свойства, как двигательная импульсивность, учитывалась скорость реагирования перемещением на определенную команду. Девочки в возрасте 3-4 лет выстраивались в ряд. Их задачей было бежать к экспериментатору по окончании команды “Раз, два, три”, причем экспериментатор сначала растолковал, что необходимо затевать бег лишь по окончании слова “три”. Попытки повторялись пять раз. Показателем двигательной импульсивности считались преждевременные реакции, другими словами испытуемые оценивались как тем более импульсивные, чем раньше перед произнесением слова “три” они начинали бежать. Измеряемая тут свойство воздерживаться от преждевременной реакции напоминает соответствующее типологии И.П. Павлова измерение силы условного торможения.

Иначе, такое свойство темперамента, как темп реагирования, либо скорость реакции, С. Валигурская измеряла временем от момента подачи команды до исполнения задачи. К примеру, подавалась такая команда: “Забери два кубика, один положи на скамью, второй дай мне”. Задачи были различной трудности. Всего подавалось восемь таких команд, причем измерялось суммарное и раздельное время их исполнения. В другом опыте с той же целью давали задачу нанизать бусинки и отделить горох от фасоли.

В обеих задачах регистрировалась скорость исполнения ребенком данной работы. Подобным же образом измерялись другие выделенные автором свойства темперамента: терпеливость, выдержанность, смелость и отвага.

Эти относительно простые и протекающие в естественных условиях опыты позволяют количественного описания отдельных особенностей темперамента при том, но, условии, что используемые в них задачи не должны быть ни через чур легкими, ни через чур тяжёлыми и должны прекрасно дифференцировать обследуемых детей.

В педагогической работе самый подходящим способом диагностики темперамента, как и других психотерапевтических изюминок ученика, есть, без сомнений, наблюдение. Но для определения темперамента и других черт личности не хватает поведение индивида. Так, констатация того, что ученик ленив, обманывает либо проявляет интерес к определенным сторонам судьбы, ничего не может сказать о его темпераменте, поскольку эти черты зависят от характера, заинтересованностей либо мотивации ребенка. Одновременно с этим, в случае если мы подмечаем, что ребенок скоро делает порученное ему воздействие, совершает перемещения с большей либо меньшей энергией, либо же знакомимся с поведением ребенка в тяжёлых либо необыкновенных жизненных обстановках, то на основании многих аналогичных наблюдений возможно с известным приближением делать выводы об определенных изюминках его темперамента.

Значение способа наблюдения в достижении целей полиграфной проверки — О.Сербиненко

Источник

Читайте также:  Не чувствую себя реальным
Оцените статью