Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов

Исследование эмоционального выгорания у студентов СЗИУ РАНХиГС

План курсовой работы

1. Эмоциональное выгорание в психологии.

  • 1.1. Определение эмоционального состояния в научной литературе.
  • 1.2. Причины эмоционального выгорания у студентов ВУЗ.

2. Организация исследования эмоционального выгорания у студентов СЗИУ РАНХиГС.

  • 2.1. Организация и методы эмпирического исследования.
  • 2.2. Результаты исследования и анализ.

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня проблема эмоционального выгорания является одной из самых актуальных тем бля профессиональной организационной деятельности, из-за множества факторов, от постоянного технологического прогресса, высокой конкуренции среди кадров, беспрерывно меняющегося рынка спроса до банально невероятно тонкой и сложной неблагополучной социальной среды в организации, и недолжного уделения внимания ей со стороны менеджеров. Многие управленцы и компании теряют сотни квалифицированных профессионалов и имеют нестабильную, но большую текучесть кадров, как раз таки в том числе и по причине эмоционального выгорания. Разумеется, данная проблема весьма резко сказывается на производительной эффективности организаций и экономике в целом. Также, эмоциональное выгорание имеет большое влияния на учебную деятельность, и сейчас является актуальной проблемой для всей образовательной среды. В нашем исследовании мы будем больше ориентироваться ближе к проблеме эмоционального выгорания у студентов ВУЗ, так как группы учащихся являются абсолютно такими же организационными группами, как и любые другие коммерческие компании. Поэтому, нам стоит изучить данный феномен в учебной среде поближе.

На сегодняшний день, в профессиональной управленческой среде и организационном менеджменте наблюдаются революционные изменения и большой прогресс, в следствии этого меняется ожидания и требования от кадров и персонала, многие профессии теряют свою актуальность из-за роботизации, также система образования имеет значительные улучшения и всё жёстче и жёстче заставляет людей бороться за свою карьеру, появляется огромная конкурентно способность. Эти и многие другие факторы заставляют человека эмоционально выгореть к своей профессии. В психологии этот термин появился относительно недавно и по сей день малоизучен, но тем не менее его феномен остаётся крайне важным для дальнейшего развития организационной психологии.

В российском студенческом обществе данная проблема находится вероятнее всего на самом первом месте. Усугубление проблемы эмоциональное выгорания может быть вызвано в том числе тем, что из-за очень невысоких стипендий, студентам часто приходится заниматься дополнительной деятельностью в виде подработки, помимо основной учебной деятельности. Неработающий студент в наше время уже считается невежественностью. Безусловно, этот фактор значимо сказывается на эмоциональном выгорании. Помимо этого, синдром повышения эмоционального выгорания у выпускающихся курсов ВУЗ-ов уже давно эмпирически доказан исследование Г. С. Никифоровым, проведённым при Зеленогурском университете, которое в дальнейшем мы также будем рассматривать. Поэтому данная проблема крайне нуждается в путях успешной оптимизации этого синдрома.

Объектом исследования являются студенты 4 курса специальности «Психология» СЗИУ РАНХиГС от 21 до 24 лет, находящиеся на последнем этапе завершения высшего образования.

Предметом исследования является синдром психоэмоционального выгорания.

Цель исследования заключается в выявлении уровня психоэмоционального выгорания у студентов СЗИУ РАНХиГС.

Гипотеза исследования. Системный индекс симптома перегорания у выпускных курсов студентов СЗИУ РАНХиГС выше среднего показателя по диагностической методике Маслача.

Исследовательские задачи:

  • 1. Проанализировать научную литературу по теме психоэмоционального выгорания.
  • 2. Выдвинуть гипотезу о вызываемых причинах психоэмоционального выгорания.
  • 3. Подобрать методики, валидные и надёжные цели исследования.
  • 4. Сформировать выборку для исследования.
  • 5. Провести эмпирическое исследование предложенного синдрома.
  • 6. Провести анализ результатов и проинтерпретировать их.
  • 7. Подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу. Подвести итоги.
Читайте также:  Что значит управлять своими эмоциями по майеру

Методы исследования:

  • 1. Теоретический анализ научной литературы по теме психоэмоционального выгорания.
  • 2. Психодиагностические методы. Опросник эмоционального выгорания Маслач, MBI.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 2 раздела и 5 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение и список литературы.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Как не устать от учебы

Уже на первом курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у «новобранцев» может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы и даже комментарии однокашников в соцсетях. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все.

В результате к старшим курсам такие учащиеся хуже осваивают специальность, а часть из них и вовсе отсеивается. «Из-за проблем с адаптацией можно потерять способных студентов с приличными достижениями», — отметила Елена Кудрявцева в докладе «Новые образовательные возможности и выгорание субъектов образовательного процесса»*. Первокурсникам нужно помогать влиться в университетскую жизнь. Изучение их психологических особенностей позволит предупредить эмоциональное истощение.

От «выгоревшего» студента — к плохому профессионалу

Эмоциональное выгорание (от английского «burn out» — выжечь, перегореть, выдохнуться) проявляется в чувстве растерянности, опустошенности и бессилия. Прежние цели и ценности разочаровали, новые пока не появились. В таком состоянии сложно учиться и работать, становиться специалистом в своей области. Оно может привести и к профессиональному выгоранию, когда человек теряет интерес к своей специальности, отметила Елена Кудрявцева.

В группе риска — прежде всего врачи, преподаватели, сотрудники социальных служб, психологи и менеджеры. Представители этих социальных профессий работают с людьми и их проблемами, что отнимает много душевных сил. Исследования эмоционального выгорания, собственно, и начались с изучения самочувствия социальных работников. Американский психиатр Герберт Фройденбергер, понаблюдав за волонтерами, в 1970-е годы впервые описал синдром эмоционального истощения. Он обнаружил у своих «пациентов» и профессиональный кризис.

У врачей, учителей, психологов такая же нервная работа. Гнет чужих проблем изматывает их. Представителям этих специальностей необходим запас эмоциональной прочности, стрессоустойчивость. Если ее нет, то человек может «выгореть» уже на стадии учебы. Это и происходит нередко у студентов социальных специальностей из-за интенсивного переживания «чужого негатива».

Причины эмоционального истощения

У взрослых людей эмоциональное выгорание могут провоцировать напряженная и нелюбимая работа, конфликты с близкими, разочарование в себе, честолюбивое желание преуспеть во всем и пр. (см. Гонка за успехом ведет к эмоциональному выгоранию). Чаще «выдыхаются» максималисты и перфекционисты — из-за собственного подхода к делу.

У студентов есть специфические причины эмоционального выгорания. Среди них — большая учебная нагрузка (в том числе онлайн-курсы и проекты) и очень широкий круг взаимодействий (с преподавателями, сокурсниками и пр.). Елена Кудрявцева выделила и такой риск как избыток общения в соцсетях, в том числе, с учебными целями. Учащийся постоянно находится в центре внимания, видит комментарии о своих действиях. Это тоже усиливает напряжение, считает эксперт.

«Концентрация коммуникаций в учебной среде сгущает образовательный контекст», добавила исследователь, и это «сгущение» составляет основу эмоционального выгорания.

Читайте также:  Что чувствует человек умирающий от потери крови

Как не «сгореть» от напряжения

Стресс от учебы можно снимать разными способами — например, с помощью психологических тренингов (см. Специалисты по социальной работе стремятся стандартизировать свои чувства). Нужно научиться регулировать собственное душевное состояние (см. Врачи дозируют сочувствие к пациентам). Полезно чередовать виды деятельности — кроме занятий должны быть и интересные хобби.

Что помогает студентам бороться с эмоциональным дефицитом:
поддержка педагогов. Их эмоциональная устойчивость хорошо влияет и на студентов;
участие в научных исследованиях, то есть активное включение в «академический контекст». Это помогает учащимся почувствовать себя нужными, ощутить «вкус» науки и преимущества коллективной работы;
дополнительная социальная активность, например, участие в студенческом самоуправлении (оно тоже помогает молодежи понять свою значимость);
сплоченность студенческой группы, чувство локтя.

Как развивается выгорание

Для самочувствия студентов решающими оказались первый и четвертый курс, выяснила исследователь. На первом курсе у половины учащихся нет признаков эмоционального выгорания (они спокойны и открыты). В то же время, примерно у трети есть первые симптомы этого тревожного состояния. На втором курсе оно нарастает — идет «ухудшение ситуации». На третьем курсе ощущения ребят стабилизируются. А к четвертому курсу происходит развязка сюжета. «Часть студентов избавляется от эмоционального выгорания, а часть развивает негативное состояние», — пояснила эксперт.

Изменения психологического самочувствия Елена Кудрявцева отразила в индивидуальных картах учащихся, которые обновляются раз в год (см. Приложение 1). Создание таких карт позволило ей проследить «треки» эмоционального выгорания младшекурсников. В «треке» три фазы, которые набирают силу постепенно:
Напряжение. Человек переживает «психотравмирующие обстоятельства», недоволен собой, «загнан в клетку», встревожен.
Резистенция. Идет эмоционально-нравственная дезориентация, человеку сложно выполнять профессиональные обязанности.
Истощение. Развивается эмоциональный дефицит, возникают проблемы со здоровьем.

Адресная поддержка проблемных студентов

Анализ индивидуальных карт учащихся показал:

трек эмоционального выгорания не зависит от направлений подготовки и образовательных возможностей студентов. Разочаровываются и студенты вузов, и студенты колледжей;

индивидуальные карты помогают выбрать наилучшую стратегию помощи студентам — например, не переусердствовать в работе с отстающими. При повышении требований они могут сопротивляться активнее. В целом нужно учитывать, что «чем сильнее у студента эмоциональное выгорание, тем менее конструктивна его реакция на любую обратную связь», подчеркнула эксперт;
с помощью карт легче прогнозировать академическую активность студентов: включенность в разные учебные форматы, ответственность за выполнение заданий и готовность к дополнительным усилиям. Еще задолго до зимней сессии становится ясно, кто среди первокурсников рискует отсеяться.

В конечном счете, индивидуальные карты учащихся помогают объяснить их образовательные достижения и предупредить отсев, заключила исследователь.

Исследование опирается на наблюдения за психологическим состоянием студентов департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (2015-2016 год), а также на анализ самоощущений студентов педагогического и менеджерского профиля, обучающихся в Приамурском государственном университете.

*Доклад был представлен в Высшей школе экономики на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО).
IQ

Источник

Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников

Дата публикации: 16.12.2015 2015-12-16

Статья просмотрена: 3746 раз

Библиографическое описание:

Горшков, Е. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников / Е. А. Горшков, В. И. Косоногова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24327/ (дата обращения: 11.10.2021).

В статье рассматривается проблема выявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Приводятся результаты диагностики эмоционального выгорания среди студентов 4-5 курса Арзамасского филиала ННГУ. Сопоставляются результаты исследования по половому признаку и по критерию успеваемости.

Ключевые слова: эмоциональное истощение, деперсонализации, редукция личных достижений, профессиональная эффективность, интегральный показатель выгорания.

Исследование синдрома эмоционального выгорания студентов старших курсов педагогического вуза необычайно актуальна. Понятие синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) было введено в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером (Freudenberger) в 1974 году. Ученый определял данное явление как нарастающие эмоциональное истощение, ответную реакцию на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения [1].

Читайте также:  Как определить наличие депрессии у себя тест

В дальнейшем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году которые выделили три главных его компонента: 1) эмоциональное (или физическое истощение), 2) деперсонализация, 3) сниженная рабочая продуктивность. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности, недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [2].

Если говорить о студентах, то на развитие данного синдрома оказывают влияние многие факторы: стремление к хорошей успеваемости, повышенной стипендии, неправильно организованная работа с учебным материалом, организационные и профессиональные стрессы. Эмоциональное выгорание старшекурсников сильно влияет на личность студента, подрывая его здоровье и желание успешно учиться и в перспективе мотивационный интерес к профессии педагога. Период обучения на 4-5 курсах педагогического вуза связан с прохождением студентами активной педагогической практики, близким знакомством с профессией, интенсивным общением и взаимодействием с учащимися. К тому же это время окончания вуза, написания выпускных квалификационных работ и ответственных экзаменов. Вполне естественно это вызывает сильные психоэмоциональные нагрузки. По данным исследований И.В. Вачкова, В.М. Кузиной, М.M. Митиной, студенты уже в период профессиональной подготовки приобретают характерные черты, свойственные лицам, занимающимся педагогической деятельностью [цит. по: 3].

Таким образом, проблема выявления психологического синдрома эмоционального выгорания в процессе подготовки будущих педагогов представляет теоретический и практический интерес, обусловленный поиском возможностей предупреждения его развития, снижения уровня его последствий.

Цель исследования – выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) провести диагностику эмоционального выгорания среди студентов 4-5 курсов; 2) сопоставить результаты исследования по половому признаку и по критерию успеваемости.

Гипотеза: мы предполагаем, что эмоциональное выгорание среди студентов педагогического вуза может проявиться в заключительный период профессионального обучения; выраженность синдрома будет отличаться в зависимости от пола и успеваемости студентов.

Выборка: студенты 4-5 курсов историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ. Объем выборки – 25 человек. Среди них 6 юношей и 19 девушек в возрасте от 20 до 22 лет.

Для диагностики синдрома эмоционального выгорания и выявления его структурных составляющих нами был использован модифицированный и адаптированный вариант опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI) – «Профессиональное выгорание» [4].

Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются по баллам. «Эмоциональное истощение» — максимальная сумма баллов – 54. «Деперсонализация» максимальная сумма баллов – 30. «Редукция личных достижений» – максимальная сумма баллов – 48.

Результаты исследования представлены в таблице №1.

По результатам опроса интегральный показатель выгорания в высокой и крайне высокой степени был выявлен у 16 человек. Среди них преобладают лица женского пола – 12 человека и 4 из них мужского.

Результаты методики MBI

Источник

Оцените статью