Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
Маргарита Черныховская
Психологическое изучение эмоциональных состояний у дошкольников.
В современных условиях на дошкольной ступени образования существенно возрастает необходимость повышения эмоциональной компетентности детей как необходимое условие формирования адаптационных способностей, познавательной активности, инициативности, способствующих продуктивному взаимодействию ребенка с субъектами социальной среды.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии до-школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов. Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу, заражения эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных состояний и процессов общения. Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития.
Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном воз-расте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Поэтому я предлагаю Психодиагностические методики исследования эмоциональной сферы.
Подбор методик осуществлялся исходя из положения о том, что эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности ребенка и определяют направленность его поведения. Поэтому подбираются методики, позволяющие наблюдать за деятельностью ребенка.
Методика 1. «Оценки эмоциональных проявлений дошкольников» (Г. Степанова).
По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребен-ка, наблюдая за ним.
1 балл — спокоен, нерешителен, малоактивен,
2 балла — таращится, пялит глаза, уклоняется,
3 балла — хмурит брови, возбужден, напряжен,
4 балла отказывается смотреть, убегает, плачет,
5 баллов — хватается за близкого, замирает, визжит
1 балл — спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо;
2 балла — надувает губы, корчит рожи, сдерживает слезы,
3 балла — убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки;
4 балла — все отвергает, плачет, дерется,
5 баллов — орет, визжит, кидается чем- либо, набрасывается
1 балл — расслаблен, слегка улыбается,
2 балла — напевает, глаза сияют, «щебечет»,
3 балла — обнимается, активно играет, широко улыбается,
4 балла — размахивает руками, прыгает, хвастается;
5 баллов — хохочет, дурачится, восторженно кричит.
Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций, детский психолог может составить карту эмоционального состояния детей группы.
Методика 2. «Паровозик» (Г. Степанова).
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально.Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Красный Желтый Зеленый Коричневый
Синий Фиолетовый Серый Черный
Методика 3. «Тревожность» (Г. Степанова).
Признаки тревожности ребенка
1 Не может долго работать не уставая
2 Ему трудно сосредоточиться на чем-то
3 Любое задание вызывает излишнее беспокойство
4 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
5 Смущается чаще других
6 Часто говорит о возможных неприятностях
7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
8 Жалуется, что сняться страшные сны
9 Руки обычно холодные и влажные
10 Нередко бывает расстройство стула
11 Сильно потеет, когда волнуется
12 Не обладает хорошим аппетитом
13 Спит беспокойно, засыпает с трудом
14 Пуглив, многое вызывает у него страх
15 Обычно беспокоен, легко расстраивается
16 Часто не может сдержать слезы
17 Плохо переносит ожидание
18 Не любит браться за новое дело
19 Не уверен в себе, в своих силах
20 Боится сталкиваться с трудностями
Признаки тревожности ребенка определяются в процессе наблюдения за ним и на основе наблюдений заполняется таблица.
При этом учитывается,что признаками тревожности ребенка являются: утомляемость; смущения; трудности сосредоточения на занятии;наличие вегетативных реакций: покраснение, побледнение, потливость и т. п.
За каждый ответ «да»начисляется 1 балл и на основании этого делают вывод об уровне тревожности ребенка: высокая тревожность – 15–20 баллов; средняя тревожность – 7–14 баллов; низкая тревожность – 1–6 баллов.
Методика 4. Проективная методика «Пиктограммы» (Н. Л. Кряжева)
Цель: выявление эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: информационные карты на каждого ребенка, листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека.
Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
«Перед тобой информационная карта, на которой представлены эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с детьми можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь на первом листе нарисуй 3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в детском саду».
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате выявляются:
— какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
— как он себя чувствует в детском саду и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний).
При групповом обследовании определяется, какие эмоциональные состояния преобладают у детей.
Методика 5. «Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.
Обработка результатов и интерпретация.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответ-ствующие всем графическим методам,а именно:
— сила нажима на карандаш
Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре лис-та
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, не-обычность форм
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов
Интровертированность — изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
Применение музыкально ритмичных игр для развития представлений дошкольников об эмоциях и эмоциональных состояниях Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное формирование эмоций по отношению к нормам, ценностям и правилам,.
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников и ее влияние на психологическое благополучие ребенка Добрый день уважаемые коллеги!Хочу поделиться своим мастер – классом для педагогов «Развитие эмоционально – личностной сферы старших дошкольников.
Изучение растительного мира как средство экологического воспитания дошкольников Изучение растительного мира — как средство экологического воспитания дошкольников. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен.
Конспект занятия по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: минимизация негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: снижение.
Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Старший дошкольный возраст.
Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.
Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .
Реферат «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» «Изучение педагогических технологий в организации и проведении игровой деятельности дошкольников» 1. Введение. 2. Игрушка, ее история,.
Статья «Изучение этнографических особенностей народов России как направление поликультурного развития дошкольников» Изучение особенностей жизни и быта народов России — необходимый процесс в современном ДОО. Исторические традиции, закрепленные в памяти.
Тематическое планирование программы по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний В последние время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющие негативные проявления эмоциональных состояний.
Источник
Развитие эмоций в дошкольном возрасте
Ирина Зиберт
Развитие эмоций в дошкольном возрасте
ТЕМА: «Развитие эмоций в дошкольном возрасте».
1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций.
2. Развитие эмоций у дошкольников.
3. Диагностика эмоциональных состояний у дошкольников.
1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций.
Даже сон есть эмоция.
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Фактом, подтверждающим данное положение, является существование 16 направлений в понимании эмоций, начиная с древнегреческого периода до ХIХ века, и то, что к концу ХХ века отмечено 20 теорий эмоций.
Эмоция всегда оценивает, окрашивает отражаемое содержание – ощущаемое, воспринимаемое, воспроизводимое, мыслимое. Именно эту направленность, предметная отнесенность эмоций к определенному элементу познавательного образа, — уникальный феноменологический факт, ставящий эмоцию в ряд специфических явлений в структуре психического. Отдельным подклассам эмоциональных явлений оценка свойственна не в одинаковой степени, что определяет функции эмоций в целом.
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждений субъекта деятельности по отношению к этим объектам. Подкласс эмоциональных явлений – чувства как стабильные эмоциональные отношения личности, которые выделяют в образе предметов окружающей действительности мотивы деятельности.
Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. Ощущение и эмоции – два различных уровня оценки субъектом объективной реальности. Ощущение – элементарный уровень, в значительной мере имеющий телесный характер, эмоции – более сложный, соотносимый с понятием психическое. Можно сказать также, что ощущение – это отражение в психике телесного, а эмоции – отражение духовного.
Само ощущение содержит оценку значимости фактора среды, в то время как оценка значимости эмоции имеет индивидуальный субъективный характер, фиксированный не на определенных свойствах среды, а в значительной мере отражает жизненный опыт человека. В зависимости от ситуации один и тот же фактор среды может вызывать положительные или отрицательные эмоции.
Эмоции – это импульсивная реакция, отражающая отношение человека к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей.
Эмоции двувалентны – они или положительные, или отрицательные. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Из множества вариантов поведения человек выбирает тот, к которому у него «лежит душа». Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний, может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно – историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства. Исторически сформированные устои порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувства возмущения, негодования и ненависти. В практической деятельности сформировались практические чувства, с началом теоретической деятельности зарождаются интеллектуальные чувства, а с возникновением образно – изобразительной деятельности – эстетические чувства.
Выделяют четыре исходные эмоции: радость (удовольствие, страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обуславливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции.
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения. Эмоции, как и ощущения, — это базовые явления психики.
Эмоции – это механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях. Эмоционально воспринимать объект – значит, находить возможность взаимодействовать с ним.
2. Развитие эмоций у дошкольников.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.
Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации,в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д.
Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость, уходят на второй план.
Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.
День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном плане».
Действия ребенка уже не связанны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан
А. В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравним поведение ребенка раннего возраста и дошкольника.
До трех лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком – то есть то, похвалили ребенка за сделанное или наказали. Не возникает переживаний по поводу того, заслуживает поступок одобрения или порицания, к чему он приведет, ни в самом процессе действия, ни, тем более, предварительно.
Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.
Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.
Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Например, в детском саду воспитатель вместо того, чтобы потребовать немедленно привести в порядок помещение после бурной игры, может рассказать детям, какую радость вызовет их уборка у младшей группы, пришедшей после них в сияющую чистотой игровую комнату.
Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов.В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывал лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и так далее.
Эти реакции сохраняются у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанными. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения.
Ребенок начинает радоваться или печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживание становится сложнее и глубже.
Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Как уже подчеркивалось, развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.
Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и так далее, — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
3. Диагностика эмоциональных состояний у дошкольников.
Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад 221» комбинированного вида г. Новокузнецка. Участвовали два ребенка подготовительной к школе группы (6 лет).Исследование проводилось по следующим методикам:
1. Изучение эмоционального отношения к моральным нормам.
2. Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения.
3. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.
4. Изучение умения выражать адекватные эмоции.
Протоколы исследований представлены в таблице:
Источник